Эмпирическое исследование социально-психологических проблем работающих студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 18:24, курсовая работа

Краткое описание

На сегодняшний день чрезвычайно актуальной становится проблема работающих студентов. Речь идет о больших объемах вторичной занятости в течение учебного года, когда наряду с основным видом деятельности - получением образования студенты выполняют различные виды работ за деньги. Увеличение числа работающих студентов происходит не только за счет роста вторичной занятости учащихся, но и за счет увеличения количества студентов, которые оставили учебу.
Процесс подготовки кадров и включения их в сферу профессиональной деятельности является одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на особенности и успешность протекания профессиональной деятельности. В социологических и психологических дисциплинах данный процесс принято обозначать как процесс профессиональной социализации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическое обоснование социально-психологических проблем работающих студентов...……………………………………………....................9
§ 1. Характеристика группы работающих студентов……………….......……...9
§2.Научный взгляд на проблему исследования работающих студентов……………............................................................................................16
Глава 2.Характеристика методов и выборки исследования..............................23
§ 1. Характеристика метода исследования………………………………..........23
§ 2.Характеристика выборки............................................................................... 25
Глава 3. Эмпирическое исследование социально-психологических проблем работающих студентов.........................................................................................26
§ 1. Анализ результатов исследования…………………………………………26
§ 2. Анализ социально-психологических проблем работающих студентов…32
Заключение…………………………………………………………………… 37
Список литературы…………………………………………………………… 40

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Проблема работающих студентов..doc

— 442.00 Кб (Скачать файл)

       В первую очередь, первостепенную роль в социализации молодых специалистов, играют следующие факторы: это институт семьи, который готовит ребенка к выходу во взрослую самостоятельную жизнь; в семье закладывается определенное отношение к труду (например, труд как ценность); родители - первый и основной образец поведения. Именно благодаря этому возникают семейные династии актеров, врачей, ювелиров.

      Несомненно, кроме того что человек с детства погружен в атмосферу той или иной профессиональной деятельности, узнает какие-то профессиональные секреты, он усваивает от родителей «профессиональный кодекс», этические принципы предпринимателя, преподавателя, ученого. Поэтому вызывают уважение и пользуются кредитом доверия компании, представляющие собой семейный бизнес и обладающие при этом солидной историей. Репутация в данном случае коррелирует с высокой культурой труда.

        Важными трансляторами культуры труда являются СМИ и кинофильмы: они способствуют формированию представлений в первую очередь, о том, что является основным источником средств к существованию, насколько важна работа в жизни. СМИ показывают наборы стратегий поведения (какие-то чаще, какие-то реже, какие-то не показывают вообще), тем самым делая популярным какой-то один/несколько. Так, в начале 1990-х не популяризировались ценности честного труда - в большем почете были бандитские «ценности»; криминальная «культура». В настоящее время картина постепенно меняется, но все же остается тенденция показывать роскошную жизнь, не показывая при этом тех усилий, той работы, которыми все было заработано. Таким образом, зрителей ориентируют на легкие пути получения денег: не столько зарабатывания, сколько именно получения [8, c.153].

       Третьим фактором можно назвать образование (школа, техникум, ПТУ, ВУЗ). Согласно П. Бурдье, именно высшее образование является основным институтом воспроизводства, понимаемого в узком смысле, а именно как передачи, переработки и усвоения тех ценностей - элементов символического капитала - которые помогают индивиду достичь лучшего положения в обществе и таким образом получить доступ к ресурсам, благам. Т.Е. ВУЗы транслируют те или иные нормы и ценности, формируют аспекты культуры труда среди студентов - будущих специалистов.

По сути, обучение в  ВУЗе уже во многом рассчитано на автономную, взрослую личность. Получение высшего  образования - это приобретение и  профессиональных знаний, и навыков  учиться, т.е. ВУЗ приучает студента к труду, прививает определенную культуру труда. В каждом ВУЗе, на каждом факультете и кафедре существует свой набор приемлемых и неприемлемых стратегий поведения, информация о которых передается по неформальным каналам.

Часто играет важную роль основа обучения (бюджетная или  коммерческая), степень коррумпированности образовательных учреждений. Платная форма может "развратить" студента, т.к. лишает его стимулов к учебе (сессию можно пересдать неоднократно, значительно снижаются шансы быть исключенным, стипендии нет в любом случае независимо от экзаменационных оценок). Взяточничество, в свою очередь, однозначно способствует формированию патологической культуры труда будущего специалиста, т.к. позволяет получать желаемое (в данном случае, хорошие оценки) без усилий. Студент не обретает привычки трудиться [8, c.64].

      

      Итак, в кризисном, переходном обществе, каким является современная Россия, работа для студента вуза может выполнять несколько функций:

· Быть источником необходимого и дополнительного  заработка, средств существования, поскольку прожить современному студенту на стипендию и резко сократившуюся по объемам помощь от родителей невозможно;

· Давать полезный практический опыт и новые (прежде всего, практические) знания, дополняя студентам  процесс учебы в вузе, ускоряя  процесс их профессионального становления и последующего трудоустройства;

· Знакомить  студентов с условиями работы в различных организациях, помогая  им формироваться как работникам, выбирать место постоянной работы после  окончания учебы, заинтересовать собой  работодателя.

Очевидность первой функции не вызывает сомнения, что же касается остальных, то они, конечно, имеют место, но степень их осознанности студентами, значимости для них - не ясны и требуют своего исследования. Не ясно также, насколько феномен работающего студента осознан агентами тех социальных институтов, в которых он прежде всего реализуется - высшей школы и рынка труда.

Сегодня работа для студента - получение практического профессионального  опыта, новых знаний, недополученных в вузе и ускоряющих процесс профессионального становления и последующего трудоустройства; ознакомление с условиями работы в различных организациях, что помогает студентам формироваться как работникам, выбирать место постоянной работы после окончания учебы, заинтересовать собой работодателя. Для значительной части студентов работа - возможность самостоятельно зарабатывать деньги.

     Сегодняшние студенты - завтрашние молодые специалисты; они будут адаптироваться на своем первом месте работы, впитывая ценности, нормы, образцы поведения, принятые в этой компании; но культура труда при этом будет накладываться не на чистый лист - благодаря ВУЗу индивид уже будет обладать некоторой культурой труда. Представляется вероятным, что разные ВУЗы транслируют разную культуру труда своим выпускникам. Наряду с подготовкой профессиональных, компетентных молодых специалистов, ВУЗам необходимо обратить пристальное внимание на культуру труда, которая формируется у выпускников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Исследование проблемы работающих студентов

       § 1. Характеристика метода исследования

Изучив теоретические  материалы исследования данной проблемы, мы предположили, что в студенческой среде действуют две группы мотивов поиска работы – материальная (помощь родителям либо независимость от родителей) и профессиональная (карьера).

Основным методом  нашего исследования было выбрано анкетирование.

Анкетирование является письменной формой опроса, которая осуществляется, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. Оно целесообразно в двух случаях:

а) когда нужно  спросить большое число респондентов за относительно короткое время,

б) респонденты  должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник.

Применение  анкетирования для опроса многочисленной группы респондентов, особенно по вопросам, не требующим глубоких размышлений, не оправдано. В такой ситуации уместнее побеседовать с респондентом с глазу на глаз.

Анкетирование редко бывает сплошным (охватывающим всех членов изучаемой общности), гораздо чаще оно имеет выборочный характер. Поэтому достоверность и надежность полученной анкетированием информации зависит, прежде всего, от репрезентативности выборки.

Основным (но не единственным) инструментом этого метода является анкета, состоящая не только из опросного листа и "паспортички", но и из преамбульно-инструктивного раздела. Значимость последнего нельзя недооценивать, т.к. в условиях заочного общения с респондентом преамбула - единственное средство мотивации респондента на заполнение анкеты, формирования его установки на искренность ответов. Кроме того, в преамбуле говориться о том, кто и зачем проводит опрос, даются необходимые комментарии и инструкции по работе респондента с анкетой.

Главная часть анкеты (опросный лист) разрабатывается не только на основе общих требований к опросу, но и с учетом ряда дополнительных соображений.

Инструкция. Предлагаю Вам ответить на вопросы анкеты. При ответе на вопросы анкеты Вам просто необходимо отметить наиболее подходящий, на Ваш взгляд, вариант ответа (например, обвести кружком цифру ответа) или написать ответ словами или цифрами, где это указано.   В анкете 25 вопросов. Анкета включает в себя как открытые так и закрытые ответы. Их 25 вопросов 11 вопросов открытых и 14 закрытых.

Была составлена программа исследования, включающая следующие этапы работы:

1.  Изучение литературы и существующих отчетов о проведенных исследованиях проблемы и социальные характеристики работающих студентов в социологии;

2. Составление программы исследования по заданным характеристикам;

3. Проведение анкетного опроса работающих студентов.

4. Обработка  и анализ данных, формулирование  выводов.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  § 2. Характеристика выборки

Исследование  проводилось на базе НФИ КемГУ  города Новокузнецка. В исследовании принимали участие студенты дневного отделения экономического факультета КемГУ. Общий объём выборки составил 50 человек, из них 29 девушек (42%) и 21 юношей (58%). Возраст испытуемых составил 18-23 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Эмпирическое исследование социально-психологических проблем работающих студентов

§ 1. Анализ результатов исследования

В социологическом исследовании приняло участие 50 человек (29 женщин и 21 мужчина). Все они являются студентами дневного отделения экономического факультета КемГУ (рис.1).

 

Рис.1. Работающие студенты, принявшие участие  в анкетировании

 

 Большинство  из них (36%) обучаются на 5 курсе (рис.2).

Рис. 2. Процентное соотношение работающих студентов и курсов вуза

 

Только 26% получает стипендию, но многие студенты не совсем удовлетворены ею (рис. 3).

 

Рис. 3. Удовлетворенность студентов размерами  получаемой стипендии

 

62% опрошенных живут с родителями, постоянно получают от них материальную поддержку, 16% студентов живут в общежитии, 22% снимают жилье. Совсем не получают материальную поддержку от родителей 4% работающих студентов (рис. 4 и 5).

Рис.4. Проживание студентов

Рис. 5. Процентное соотношение студентов, получающих материальную поддержку родителей

 

Преобладающее число студентов дневного отделения (84%) работают. Из них 10% работают постоянно, 74% иногда подрабатывают. 78% хотят найти хорошую работу.

В большей мере их подталкивает к поиску работы желание  иметь свои собственные деньги (36%) и необходимость материальной поддержки родителей (30%), а так же работа позволяет устанавливать контакты и налаживать связи, которые могут пригодиться в будущем (22%). Большинство подрабатывает во время семестра (54%). Они работают продавцами, курьерами, официантами, распространителями (рис.6).

Рис.6. Профессии работающих студентов

Среди этих причин, которые заставляют студентов работать, для опрошенных наиболее важными являются: необходимость платить за учёбу (30%), желание иметь собственные деньги (22%); желание улучшить материальное положение своей семьи (22%); работа, как способ обретения независимости от родителей (8%) (рис. 7).

 

Рис. 7. Причины, побуждающие студентов  работать

 

Из-за работы 26% студентов-дневников в течение семестра попускали занятия, 22% считают, что работа мешает их учебе, 36% признают, что могли бы учиться лучше, если бы не работали. Однако 94% студентов уже знают, где будут работать после окончания вуза.

Полученные  данные мы занесли в таб.1 для дальнейшего анализа.

 

Таб. 1. Результаты анкетирования работающих студентов

Данные  опроса

%

1

знают, где будут  работать после окончания вуза

94%

2

работают

84%

3

хотят найти  хорошую работу

78%

4

иногда подрабатывают

74%

5

живут с родителями и постоянно получают от них материальную поддержку

62%

6

подрабатывает во время семестра

54%

7

хотят иметь  свои собственные деньги

36%

8

могли бы учиться  лучше, если бы не работали

36%


 

Полученные результаты мы наглядно отразили в диаграмме на рис. 8.

Рис.8. Анкетирование работающих студентов

 Итак, мы  видим, что большинство работающих  студентов знают уже сейчас, где  они будут работать после окончания  вуза. Не смотря на это, многие  из них хотят найти хорошую  работу.

Большинство работающих студентов живут с родителями и получают от них материальную поддержку, в то же время больше половины из них хотят иметь свои собственные деньги, чтобы не зависеть от родителей материально.

Информация о работе Эмпирическое исследование социально-психологических проблем работающих студентов