Эмпирическое исследование социально-психологических проблем работающих студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 18:24, курсовая работа

Краткое описание

На сегодняшний день чрезвычайно актуальной становится проблема работающих студентов. Речь идет о больших объемах вторичной занятости в течение учебного года, когда наряду с основным видом деятельности - получением образования студенты выполняют различные виды работ за деньги. Увеличение числа работающих студентов происходит не только за счет роста вторичной занятости учащихся, но и за счет увеличения количества студентов, которые оставили учебу.
Процесс подготовки кадров и включения их в сферу профессиональной деятельности является одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на особенности и успешность протекания профессиональной деятельности. В социологических и психологических дисциплинах данный процесс принято обозначать как процесс профессиональной социализации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическое обоснование социально-психологических проблем работающих студентов...……………………………………………....................9
§ 1. Характеристика группы работающих студентов……………….......……...9
§2.Научный взгляд на проблему исследования работающих студентов……………............................................................................................16
Глава 2.Характеристика методов и выборки исследования..............................23
§ 1. Характеристика метода исследования………………………………..........23
§ 2.Характеристика выборки............................................................................... 25
Глава 3. Эмпирическое исследование социально-психологических проблем работающих студентов.........................................................................................26
§ 1. Анализ результатов исследования…………………………………………26
§ 2. Анализ социально-психологических проблем работающих студентов…32
Заключение…………………………………………………………………… 37
Список литературы…………………………………………………………… 40

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Проблема работающих студентов..doc

— 442.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, по итогам проведенного исследования, мы пришли к выводу, что в студенческой среде действуют две группы мотивов поиска работы – материальная (независимость от родителей) и профессиональная (карьера), а так же и то, что ухудшаются отношения с преподавателями и утомляемость студента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 2. Анализ социально-психологических проблем работающих студентов

Отличия работающих студентов от их сверстников, не обучающихся параллельно в вузе, не видно. Но студенты как работники заметно отличаются от нестудентов, причем, как в позитивном, так и в негативном смыслах.

Относительными преимуществами работающих студентов можно считать то, что они:

- более склонны  к различного рода новшествам  и переменам - к новым задачам  и видам деятельности, к изменению  технологии, методов и организации работы;

- обладают большим  потенциалом и ориентированы на развитие, рост, карьеру;

- более энергичны  и активны; у них часто возникают  новые идеи, которые они готовы предложить и реализовать;

- менее требовательны  к содержанию деятельности - готовы  выполнять непрестижную, физически  тяжелую работу; гораздо больше, чем нестуденты, ориентированы на выполнение разовых работ;

- готовы начать  работу с нуля и развить, например, новое направление;

- согласны работать  в режиме ненормированного рабочего  дня; 

- обладают заметно  более высоким уровнем культуры (особенно в сравнении с заметно снизившимся в последние годы фоновым уровнем);

- не только  проявляют тягу к новым знаниям,  но и постоянно подпитываются  в вузе свежими идеями и новыми данными;

- видят связь  между получением знаний и  результатом работы, а поэтому обладают хорошей мотивацией к обучению и быстрее овладевают новыми приемами работы и профессиональными навыками;

- обеспечены  жильем (дома или в общежитии)  и какими-то деньгами (стипендия), что позволяет им в трудных  случаях как-то перебиться, а фирме не заботится о жилье;

- соглашаются  на более низкую оплату, которую  им можно установить под предлогом  их промежуточного статуса (“...Ты  же пока еще учишься!”);

Кроме того подчеркивалось, что:

- студент - “чистый  лист” и его часто легче  научить профессии и особенностям работы в данной фирме, чем переучивать уже готового специалиста;

- работающие  студенты являются очень хорошими  трансляторами рекламы, услуг и вакансий;

- если студента  взять на работу на выпускном  курсе, через несколько месяцев  фирма получит готового специалиста без особых затрат на его обучение;

- развитие студенческой  занятости - путь к развитию  культурной бизнес-среды и формированию развитых эталонов работника.

А вот те качества работающего студента, которые, с  точки зрения работодателей, являются их недостатками по сравнению с работниками-нестудентами. Они:

- часто значительно  переоценивают свои знания, умения и возможности;

- становясь  постоянными работниками, нередко  предъявляют более высокие претензии  по части зарплаты, чем другие работники;

- нередко проявляют  слабую профессиональную ориентацию (если образование студента не  совпадает с профилем работы, у него выполняемая сегодня  работа конкурирует с возможностями  найти работу по специальности);

- проявляют  легкомысленное отношение к работе, перенося на нее допустимое в вузе отношение к учебе;

- обладают нереалистическими  представлениями о содержании, методах  работы и отношениях в рамках  формальных организаций, что также  объясняется попыткой перенести  на работу те нормы отношений, которые органичны для вуза;

- проявляют  слабые менеджментные навыки (что  является явным следствием их  зависимого студенческого статуса);

- требуют к  себе большего внимания и постоянной  оценки их работы, что нередко  вызывает недовольство других  работников и усиливает напряженность отношений в коллективе;

- ослабляют работу в периоды сессий;

- менее предсказуемы  в своем развитии и поведении;  в частности, у них повышенная  мобильность, а потому усилия, затраченные на их обучение, введение  в дело и профессиональный рост, могут оказаться потраченными зря; более того, в поисках нового места работы (а к этому студентов толкает множество факторов, в том числе отмеченная выше переоценка себя) они вполне могут перейти к конкурентам и применить там опыт, полученный в данной фирме;

- в момент  окончания вуза оказываются в  кризисной ситуации: у многих  возникает проблема жилья, у  мужчин - проблема службы в армии,  резко меняется образ жизни и контактная среда.

- во время  учебы так же происходит такое,  что студен работает и учится одновременно и ему приходится успевать и на работе и на учебу, и в итоге получается неквалифицированный работник.

- во время  сессии так же наблюдаются  проблемы с ее сдачей, так как  студент во время учебы работал,  а не учился, ухудшаются отношения и с преподавателями.

- студент который  работает очень сильно утомляется.

Большинство студентов  сами ищут места работы - по объявлениям, через знакомых, методом “сплошного обхода”. Но и работодатели во все  возрастающей степени проявляют  активность для нахождения и найма на работу студентов: фирмы распространяют в вузах объявления о потребности в работниках, организуют презентаций; напрямую сотрудничают с деканатами. В последние 1-2 года начинает использоваться такая форма студенческой занятости, как стажировки.

По мнению опрошенных нами преподавателей, между работающими  и неработающими студентами существуют заметные различия и в учебе, и  в поведении, и в их взаимоотношениях как между собой, так и с  преподавателями. Что касается собственно учебы, то было отмеченно следующие различия.

- Посещаемость занятий заметно меняется в зависимости от наличия работы у студентов всех вузов и специальностей - те, кто заняты на более или менее постоянной работе, в основном появляются лишь в начале и в конце семестра.

- На успеваемость студента работа либо практически не влияет, либо влияет отрицательно. Последнее касается тех специальностей, где учебные программы насыщены лабораторными и практическими занятиями, которые можно успешно выполнить лишь в самом вузе или в хорошо оснащенном НИИ соответствующего профиля.

- Выбор спецкурсов больше зависит от профессиональной ориентации студента, нежели от его занятости дополнительной работой. И те, кто во время учебы не ориентирован на дальнейшую работу по специальности, и большинство тех, кто уже работает не по специальности, выбирают спецкурсы, которые требуют минимума усилий для получения зачетных “часов” и оценок или имеют непосредственное отношение к выполняемой работе (даже если эти спецкурсы читаются на другом факультете). Если же студент работает по специальности, он чаще всего выбирает те спецкурсы, которые развивают его как специалиста и полезны для работы.

- Активность на занятиях. Большинство преподавателей не видят существенных различий в поведении работающих и неработающих студентов на семинарских занятиях. Однако часть экспертов отметили, что работающие студенты более активны в работе на семинарах, а в своих докладах и выступлениях они более конкретны и чаще используют примеры не только из книг, но и из практики.

- Глубина и специфика знаний предмета. По мнению опрошенных нами преподавателей, глубина знания студентов экономических, социологических, управленческих специальностей в основном зависит не от факта наличия или отсутствия у них регулярной работы, а от их личностных качеств - пытливости, целеустремленности, организованности. А вот у студентов технических и естественно-научных специальностей глубина знаний заметно ниже, чем у неработающих.

Что касается специфики  их знаний, то она у работающих и  неработающих студентов заметно и вполне очевидно различается: у первых более богатый набор практических примеров, более развитая потребность и умение соотносить приобретаемые теоретические знания с практикой, меньше интерес к различиям в теоретических подходах и научных школах; а вторые выигрывают в знаниях теории и в более развитых навыках аналитического мышления.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, в последнее  время чрезвычайно актуальной становится проблема работающих студентов. Из студентов, занятых на регулярной работе во время учебы в ВУЗе через сравнительно небольшой промежуток времени, вполне может сформироваться полноценный работник, обладающий преимуществами по сравнению, как с не работавшим выпускником ВУЗа, так и с работником без высшего образования.

На сегодняшний день, работа для студента - получение практического профессионального опыта, новых знаний, недополученных в вузе и ускоряющих процесс профессионального становления и последующего трудоустройства; ознакомление с условиями работы в различных организациях, что помогает студентам формироваться как работникам, выбирать место постоянной работы после окончания учебы, заинтересовать собой работодателя. Для значительной части студентов работа - возможность самостоятельно зарабатывать деньги.

Изучив теоретические  материалы исследования данной проблемы, мы предположили, что в студенческой среде действуют две группы мотивов поиска работы – материальная (помощь родителям либо независимость от родителей) и профессиональная (карьера).

Данные опроса показали, что преобладающее число студентов дневного отделения работают. В большей мере их подталкивает к поиску работы желание иметь свои собственные деньги и необходимость материальной поддержки родителей, а так же работа позволяет устанавливать контакты и налаживать связи, которые могут пригодиться в будущем. Большинство подрабатывает во время семестра. Они работают продавцами, курьерами, официантами, распространителями.

Большинство работающих студентов знают уже сейчас, где  они будут работать после окончания  вуза. Не смотря на это, многие из них хотят найти хорошую работу.

Большинство работающих студентов живут с родителями и получают от них материальную поддержку, в то же время больше половины из них хотят иметь свои собственные  деньги, чтобы не зависеть от родителей  материально.

Таким образом, по итогам проведенного исследования, мы пришли к выводу, то социально-психологические проблемы работающих студентов  такие как ухудшение отношений с преподавателями ; нехватка времени на общение; повышенная утомляемость студента и что в студенческой среде действуют две группы мотивов поиска работы – материальная (независимость от родителей) и профессиональная (карьера). Что подтверждает нашу гипотезу.

Цель работы достигнута, задачи, стоящие в начале исследования, достигнуты.

       Результаты исследования позволяют сформулировать практические рекомендации, которые могут быть использованы руководством вузов, студенческими советами, а также фирмами, работающими в направлении трудоустройства студентов.

1. Проблема трудоустройства  студентов на работу по специальности актуальна во всех вузах и на всех факультетах. Однако в каждой конкретной ситуации наиболее эффективными окажутся разные меры.

2. Руководство  вузов и факультетов должно  учесть необходимость адаптации учебных программ некоторых факультетов (прежде всего - экономических) с тем, чтобы приблизить их к потребностям современного рынка. Коррекция, очевидно, должна осуществляться за счет увеличения социологической части (методы сбора и анализа массовой информации).

      3. В случае попыток реализации коммерческих программ по поиску работы для студентов необходимо учитывать, что сами студенты вряд ли смогут оплачивать услуги агентств, так как труднее всего устроиться как раз выходцам из средне- и малообеспеченных семей. Следует рассмотреть возможности оплаты услуг по трудоустройству фирмами – работодателями. Это широко используемая практика в развитых странах. Однако, перспективы ее применения в наших условиях требуют специальных исследований.

Список литературы

  1. Берковец Л. Агрессия: причины, последствия и контроль.-Спб.: прайм-Еврознак, 2001. -367с.

  1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь - справочник по социальной работе- СПб.: Питер Ком, 2007. - 598 с.

  1. Бэрон Р., Ричардсон Д. Социальная работа. - Спб.: Питер, 2007. -380с.

  1. Голенкова З.Т. Динамика социокультурной трансформации в России // Социс. 2008. № 10. С.40-42.
  2. Журнал Социологические исследования. (Социс) Подшивка за 2008 г.
  3. Зубок Ю.А. Исключение в исследовании проблем молодежи // Социс. 2008. № 8. С.37-39.
  1. Ильина С.В. К проблеме экспериментального исследования паттернов детско - родительских отношений взрослого пациента (тезисы доклада).// Международная конференция памяти А.Р.Лурии, тезисы докладов. М., МГУ, 2007.-369с.

  1. Караваева В.А. Социальный портрет учащейся молодежи. М. 2001. -380с.
  2. Клипенштейн Т. Проблема молодежной занятости в современных условиях. М. 2000. -284с.
  3. Курачова И.В. «Сексуальное насилие в семье».// «Семейная психология», №1.- 2007.-279с.
  4. Лисовский В.Т. Динамика социальных изменений // Социс. 2008. № 5. С.30-32.
  5. Меренков А.В. Жизненные ориентиры студенчества. // Социс. 2008 № 12. С.28-31.
  6. Орлов А.В. Психологическое насилие в семье - определение, аспекты, основные направления оказания психологической помощи/Психолог в детском саду №3-4.С.48-51.
  7. Осипов П.Н. Студент средней профессиональной школы // Социс 2008. № 11. С.12-15.
  8. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П. Д. Павленок. - М.: Инфра-М, 2007. - 368 с.
  9. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной работе. - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 528 с.
  10. Российская молодежь: десять главных проблем. Материалы исследования Научно - исследовательского центра при Институте молодежи. 2007. -279с.
  11. Руководство по предотвращению насилия над детьми / Под ред. Н.К. Асановой.-М.: Владос, 2007.-364с.
  12. Сергеев С.А. К вопросу о классификациях и некоторых особенностях молодежных субкультур России // Социальное знание: формации и интерпретация. Материалы международной научной конференции. Казань 2006.-390с.
  13. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы социальной работы.-М.: Школа-Пресс, 2005. - 384с.
  14. Социальная защита молодежи: вопросы теории и практики/ Отв. ред. В.Т.Лисовский. М., 2004.-360с.
  15. Социальная работа глазами студентов: Межвузовский студенческий семинар «Школы профессионального материнства» / Составитель-редактор С.В. Колков. - М.: Социально-технический институт ГАСБУ, 2008. - 204с.
  16. Справочное пособие по социальной работе / Л.С. Алексеева, П. В. Бобкова и др.; Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. - М.: Юрист, 2007. - 168с.
  17. Циркин С.Ю. (общая редакция) Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста - СПб.: Издательство «Питер», 2007. - 752с.
  18. Черепанова Е.М. Социальная работа.-М.: Академия, 2007.-379с.
  19. Эйдемиллер Э.Г., Александрова Н.В., Юстицкис В. Семейная психотерапия- СПб.: Питер, 2000.-360с.

Информация о работе Эмпирическое исследование социально-психологических проблем работающих студентов