Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 08:44, курсовая работа
Вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребенка, становления его как личности, раскрытия творческого потенциала остается одним из актуальных и обсуждаемых в психолого-педагогической литературе. Связано это с открытием новых возможностей работы со сказкой, которая открывается для детей и исследователей не только как культурологический феномен, но и как феномен психологический, как форма духовного опыта человечества. Огромное значение для развития личности ребенка имеет восприятие сказки. Восприятие - это отражение человеком предмета или явления в целом при непосредственном воздействии его на органы чувств.
Введение 3
Глава І. Теоретические анализ психолого-педагогической литературы 7
1.1 Сказка как жанр художественной литературы, ее классификации 7
1.2 Функции сказки 17
Выводы по главе: 19
Глава ІІ. Особенности восприятия сказки детьми дошкольного возраста 21
2.1 Восприятие сказки и ее развивающее значение 21
2.2 Влияние сказки на развитие воображения ребенка 28
Выводы по главе: 34
Глава ІІІ. Эмпирическое исследование уровня восприятия сказки и ее влияния на развитие воображения детей дошкольного возраста 35
3.1 Описание констатирующего этапа исследования 35
3.2 Описание экспериментальной работы с дошкольниками с использованием сказок 42
3.3 Анализ результатов экспериментальной работы 47
Выводы по главе 52
Заключение 54
Библиографический список 56
в) зарождается самосознание, появляется первичная самооценка.
Важная особенность восприятия сказки: при восприятии сказки и обстоятельства, и действия ребенка (на этапе интериоризации - содействия) - воображаемые.
Воображением называется создание новых образов, основанных на результатах восприятия и мышления.
Слушание сказки также наряду с игрой выполняет важнейшую роль в развитии воображения - способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка, ни любая творческая деятельность взрослого.
С целью проверки гипотезы, сформулированной в начале исследования, была проведена опытно-экспериментальная работа. Экспериментальная работа проводилась на базе базе МАДОУ «ДСКВ № 7» г. Сосновоборска, в период с 1 октября 2013 по 28 февраля 2014 года. В эксперименте приняли участие 10 детей в возрасте 3-4 лет.
Экспериментальная работа состояла из 3-х этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
В соответствии с целью выпускной работы, на экспериментальном этапе исследования нами были поставлены следующие задачи
1. Выявить уровень восприятия сказки и уровень развития воображения у детей в исследуемой группе;
2. Составить программу занятий с использованием сказок, направленную на развитие воприятия сказки дошкольниками и повышения уровня их воображения и провести ее в исследуемой группе детей;
3. Проанализировать влияние занятий по развитию восприятия сказки у детей на уровень развития воображения дошкольников.
Диагностика восприятия сказок
Учитывая психофизические особенности детей данного возраста в процессе экспериментального исследования детям была предложена сказка: «Колобок», «Маша и три медведя». У детей младшего возраста (3 – 4 года) уже развита способность удерживать в памяти собственные действия с предметами и простейшие действия сказочных персонажей. Это возраст, когда детям очень нравятся сказки о животных. Дети с удовольствием, вслед за взрослыми, подражают движениям и звукам, издаваемым сказочными животными, их действиям с различными предметами. В сказках малыши замечают и любят повторяющиеся сюжетные обороты.
Степень усвоения детьми сказок оценивалась по следующим параметрам: знание основных героев сказки, знание основного содержания сказок, восприятие сказочных героев в повседневной жизни.
Знание основных героев сказок:
Высокий уровень: Ребенок знает имена основных героев предложенной сказки. Верно осознает мотивы поступков героев, понимает их внутренние переживания.
Средний уровень: Из предложенного ряда называет имена героев 3-4 сказки. Обращает внимание на действия и поступки героев, может охарактеризовать их черты характера.
Низкий уровень: Ребенок не знает основных героев сказок. Не проявляет интереса к сказке.
Знание основного содержания сказок:
Высокий уровень: Ребенок может передать основное содержание предложенной сказки. Способен устанавливать наиболее существенные связи в произведении, проникать в его эмоциональный подтекст. Проявляет внимание и интерес к языку литературного произведения.
Средний уровень: Ребенок передает основное содержание сказки с помощью вопросов воспитателя. Испытывает затруднения при слушании текста. Не всегда устанавливает связь между отдельными эпизодами сказки. Нуждается в дополнительном пояснении педагога.
Низкий уровень: Ребенок не может передать содержание сказки даже с помощью вопросов воспитателя. Эмоциональный отклик на прочитанное выражен слабо. Ребенок пассивен при обсуждении сказки.
Восприятие сказочных героев в повседневной жизни:
Высокий уровень: Ребенок может определить сказочного героя по характеристическому описанию и обыграть его в игровой ситуации.
Средний уровень: Из предложенной сказки может при помощи воспитателя определить нескольких сказочных героев по их поведению, при помощи воспитателя обыграть сюжет сказки.
Низкий уровень: Ребенок не может даже при подсказках воспитателя вспомнить сказочного героя, не проявляет интереса к беседе по сказке.
Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко
Методика направлена на определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы [11].
В качестве материала используется один комплект карточек (из двух предлагаемых), на каждой из которых нарисована одна фигурка неопределенной формы. Всего в каждом наборе по 10 карточек.
Разработано два равнозначных комплекта таких фигурок (Приложение 1).
Во время одного обследования предлагается какой-либо из этих комплектов, другой может быть использован во время повторного обследования или через год.
Перед обследованием экспериментатор говорит ребенку: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь».
Ребенку дают простой карандаш и карточку с фигуркой. После того, как ребенок дорисовал фигурку, его спрашивают: «Что у тебя получилось?» Ответ ребенка фиксируется.
Затем последовательно (по одной) предъявляются остальные карточки с фигурками.
Если ребенок не понял задание, то взрослый может на первой фигурке показать несколько вариантов дорисовывания.
Можно выделить следующие уровни развития воображения дошкольников:
При низком уровне дети фактически не принимают задачу: они или рисуют рядом с заданной фигуркой что-то свое, или дают беспредметные изображения («такой узор»).
Иногда эти дети (для 1-2 фигурок) могут нарисовать предметный схематичный рисунок с использованием заданной фигурки. В этом случае рисунки, как правило, примитивные, шаблонные схемы.
При среднем уровне дети дорисовывают большинство фигурок, однако все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.
При высоком уровне дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы). Предложенная для дорисовывания фигурка является обычно центральным элементом рисунка.
После проведения исследования по двум методикам нами были проанализированы полученные результаты.
После диагностики уровня восприятия сказки, нами были проанализированы полученные результаты, которые представлены в таблице 1 (Приложение 2). Анализ результатов показал следующие данные по исследуемой группе детей:
Знание основных героев сказок:
Низкий уровень -60%
Средний уровень - 40%
Высокий уровень - 0%
Знание основного содержания сказок:
Низкий уровень -70%
Средний уровень - 30%
Высокий уровень - 0%
Восприятие детьми сказочных героев в повседневной жизни:
Низкий уровень -80%
Средний уровень - 10%
Высокий уровень - 10%
После проведения диагностического исследования выяснилось, что дети мало восприимчивы к сюжету сказки, не запоминают героев сказки, плохо запоминают сюжет.
Сравнительные данные представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Сравнительные данные исследования уровня восприятия сказки в экспериментальной группе
Далее рассмотрим результаты исследования уровня воображения по методике Дьяченко О.М. Прежде чем начать диагностику, мы попросили детей дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка. Предварительно была проведена вступительная беседа об умении фантазировать (вспомнить, на что бывают, похожи облака на небе и т. д.).
Анализируя рисунки детей, мы выявили степень оригинальности, необычности изображения. Установили тип решения задач на воображение. Результаты исследования представлены в таблице 2 (Приложение 3).
Результаты показали, что дети приняли задачу на направленное воображение и дорисовывали фигурки в виде отдельной схемы предмета или даже образов-сюжетов. Некоторые дети проявили большую индивидуальность в своих рисунках, другие же наоборот ограничились формальными дополнениями.
К первому типу решения задач на воображение мы отнесли рисунки четырех детей. Ко второму типу мы отнесли рисунки двух детей. К четвертому и пятому типу - по два ребенка. Третьего типа мы не выделили.
Данные исследования представлены в таблице 3.
Таблица 3.
Результаты исследования уровня развития воображения по методике «Дорисовка фигур» в экспериментальной группе
Общее количество детей |
Типы решения задач(коэффициент оригинальности), % |
Уровень развития воображения, чел. | |||||||
Выс. |
Сред |
Низк | |||||||
0 т |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | ||||
10 |
0% |
40% |
20% |
0% |
20% |
20% |
10% |
40% |
50% |
Дети в исследуемой группе имеют уровень развития воображения средний и низкий, это видно из представленных показателей.
Дошкольник с высоким уровнем развития воображения (10%) уверен в своих творческих силах, не удовлетворялись простыми заданиями, стремились повышать уровень сложности работы. Он не избегал трудностей, возникающих в процессе работы, а самостоятельно их преодолевал. Он ответственно относился к работе, старался выполнить как можно более грамотно и достичь при этом выразительности.
Дети со средним уровнем сформированности исследуемого качества личности (40%) отличались ответственностью, исполнительностью, стремлением выполнять все требования воспитателя. Но характерными чертами этих детей являлись нерешительность, неуверенность в себе, несамостоятельность, снижающие их творческую активность. При выполнении задания они почти не проявляли собственной творческой инициативы и были зависимы от руководства извне, ожидая помощи или поправок от воспитателя. Процесс работы постоянно прерывался сомнениями. Дети были чрезмерно требовательны к своей работе, нередко переделывали ее, допуская в ней многочисленные исправления и коррекции. При выполнении задания они были старательны, терпеливы, но даже при напряженной работе эти ребята не всегда добивались успешного результата.
Дошкольники с низким уровнем развития воображения (50%) не проявляли интерес к заданию, отвлекались, разговаривали, безответственно подходили к выполнению задания, оставляя работу незаконченной. Дети этого уровня развития не проявляли творческой инициативы, стремились к наиболее «легким» способам решения задания. Сталкиваясь с трудностями, они претендовали на помощь со стороны воспитателя и товарищей. Какой-либо творческий поиск отсутствовал. Эти дети фактически не приняли задачу, они рисовали с заданной фигуркой что-то своё, некоторые дали беспредметные изображения («такой узор»), примеры рисунков представлены в приложении 4.
Сравнительные данные исследования уровня развития воображения по методике «Дорисовка фигур» представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Сравнительные данные исследования уровня развития воображения по методике «Дорисовка фигур» в экспериментальной группе
Ориентируясь на возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста и после проведения методик, с помощью которых мы выявили развитие восприятия сказки и уровень воображения дошкольников, нами была подготовлена и реализована программа «Сказки – добрые друзья» по развитию воображения дошкольников через восприятие сказок.
Работа проводилась на протяжении 4 месяцев с октября 2013 года по февраль 2014 года.
Всего было проведено 17 занятий, которые проводились в первой половине дня 1 раз в неделю. Длительность занятия составляла 20 - 25 минут.
Цель данной программы - развитие воображения дошкольников через повышение интереса детей к сказкам; дополнительное развитие их познавательных умений на материале сказок.
Базовой основой программы являются задачи воспитания и развития детей, представленные в образовательной области «Чтение художественной литературы» Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство».
Дополнительным компонентом содержания данной программы является методика Л.Б. Фесюковой «Воспитание сказкой» [31].
Главными теоретическими идеями, положенными в содержание программы, являются взгляды Д. Родари, Л.Б. Фесюковой и других авторов, заключающиеся в том, что к использованию сказочного материала необходимо подходить нетрадиционно [14; 31; 34]. Это значит - научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один. Тогда сказка будет восприниматься ребёнком как источник увлекательных, необычных занятий, новых открытий и знаний.