Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 08:44, курсовая работа
Вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребенка, становления его как личности, раскрытия творческого потенциала остается одним из актуальных и обсуждаемых в психолого-педагогической литературе. Связано это с открытием новых возможностей работы со сказкой, которая открывается для детей и исследователей не только как культурологический феномен, но и как феномен психологический, как форма духовного опыта человечества. Огромное значение для развития личности ребенка имеет восприятие сказки. Восприятие - это отражение человеком предмета или явления в целом при непосредственном воздействии его на органы чувств.
Введение 3
Глава І. Теоретические анализ психолого-педагогической литературы 7
1.1 Сказка как жанр художественной литературы, ее классификации 7
1.2 Функции сказки 17
Выводы по главе: 19
Глава ІІ. Особенности восприятия сказки детьми дошкольного возраста 21
2.1 Восприятие сказки и ее развивающее значение 21
2.2 Влияние сказки на развитие воображения ребенка 28
Выводы по главе: 34
Глава ІІІ. Эмпирическое исследование уровня восприятия сказки и ее влияния на развитие воображения детей дошкольного возраста 35
3.1 Описание констатирующего этапа исследования 35
3.2 Описание экспериментальной работы с дошкольниками с использованием сказок 42
3.3 Анализ результатов экспериментальной работы 47
Выводы по главе 52
Заключение 54
Библиографический список 56
Основными принципами построения программы являются:
принцип дифференциации - разделение планирования деятельности по работе с содержанием книг по возрастам, для каждой возрастной группы отдельно;
принцип интеграции и комплексного подхода - объединение в содержании каждого занятия различных видов речевой, мыслительной и продуктивной деятельности в единый комплекс, направленный на решение строго определённого круга программных задач;
принцип позитивной эмоциогенности - организация взаимодействия с детьми, сопровождающаяся получением удовольствия каждым ребёнком как результата активного, занимательного игрового взаимодействия взрослого с ребёнком и общения с литературным произведением.
Основными задачами программы являются:
1. Развитие восприятия сказки.
2. Поддержание и развитие детской эмоциональности.
3. Активизация воображения, творчества детей.
4. Развитие памяти, внимания, основных познавательных и речевых умений дошкольников.
В основу разработки занятий положена идея Л.Б. Фесюковой, которая предлагает подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно, взяв за основу наследие Д. Родари и рекомендации авторов ТРИЗ, плюс авторский подход. Нетрадиционно - это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один. Нетрадиционный подход как раз и даёт и воспитателю, и ребёнку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но без жестокости и агрессии. «Здоровая в своей основе, конструктивная идея: всё можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей – должна стать творческим девизом для ребёнка» [31].
Для этого Л.Б. Фесюковой разработана универсальная схема, помогающая эти недостатки ликвидировать.
Она выглядит следующим образом:
Нравственный урок. Его можно выразить пословицей или поговоркой, или кратким, но ёмким высказыванием. Например, нравственный урок сказки «Рукавичка» - «В тесноте да не в обиде». Это один из вариантов, с которым вполне можно согласиться. Но можно и ввести противоречие: да, не в обиде, но ведь в ущерб кому-то? Всё внимание взрослых и детей приковано к рукавичке и её обитателям. А все забыли про деда, который зимой остался без рукавички. Значит, можно добавить к основному нравственному уроку ещё один - «Не надо терять свои вещи». Можно рассмотреть различные стороны случая: кому хорошо в этой ситуации, а кому плохо? А может, и не так страшно это для деда? Баба свяжет ему новые рукавички и он будет их беречь.
Воспитание добрых чувств. Раздел вытекает из нравственного урока. Как и за что можно пожалеть дедушку? А обитателей рукавички? Что бы вы придумали, если бы оказались в этой сказке? Чем бы помогли героям?
Аналогично ведётся работа и по остальным разделам схемы.
Примеры содержания занятий по данной методике на основе содержания сказок приведены в приложении 5. Далее представлен тематический план занятий.
Тематический план занятий в группе
Месяц |
Тема |
Кол-во занятий в неделю |
Кол.-во занятий в месяц |
Другие формы работы (совместная деятельность) |
10 |
1.«Репка».
2.«Колобок». |
1 (3-я неделя)
1 (4-ая неделя) |
1
1 Итого: 2 |
Аппликация в технике обрывания бумаги. Настольный театр для детей |
11 |
1.«Петушок и бобовое зёрнышко».
2. «Маша и медведь». |
1 (1-ая неделя) 1 (2-ая неделя)
1 (3-ая неделя) 1 (4-ая неделя) |
2
2 Итого: 4 |
Выставка коллекции семян бобовых в уголке экологии.
Выставка книг - данная сказка в разных изданиях. |
12 |
1.«Теремок».
2. «Гуси-лебеди». |
1 (1-ая неделя) 1 (2-ая неделя)
1 (3-ая неделя) 1 (4-ая неделя) |
2
2 Итого: 4 |
Игра-конструирование «Современный теремок».
Коллективная работа: рисование иллюстрации к сказке. |
01 |
1.«Кот, петух и лиса
1.«Курочка Ряба». |
1 (2-ая неделя) 1 (3-ая неделя)
1 (4-ая неделя) |
2
1 Итого: 3 |
Кукольный театр для детей
Инсценировка сказки. |
02 |
1.«Лиса и заяц» («Заюшкина избушка»)
2. «У страха глаза велики». |
1 (1-ая неделя) 1 (2-ая неделя)
1 (3-ая неделя) 1 (4-ая неделя) |
2
2
Итого: 4 |
Игра-конструирование «Избушка для зайчика».
Выставка книг: произведения о трусости и храбрости. Беседы по содержанию выставки. |
1. К одному из основных условий успешной реализации данной программы можно с уверенностью отнести личную заинтересованность педагога в процессе общения с литературным произведением. Постоянные положительные отзывы о процессе чтения, рассказы из личного опыта взрослого о том, как в жизни ему помогала сказка, искренний интерес к игровым занимательным упражнениям, организуемым в процессе работы в группе, - всё это настраивает ребёнка-дошкольника на продуктивную работу, повышает его мотивацию на чтение, слушание, усвоение содержания сказок.
2. В процессе организации работы
со сказками воспитателю
3. Важным моментом в успешности работы по приобщению детей к чтению сказок является соответствующее оснащение предметно-развивающей среды в ДОУ с привлечением детей к данной деятельности. В группе непременно должен быть книжный уголок, в котором организуются книжные выставки. Так, если на одном из занятий рассматривалась, к примеру, сказка «Маша и медведь», то совместно с детьми и родителями в уголке могут быть организованы следующие выставки: а) данная сказка в разных изданиях или иллюстрированная разными художниками; б) другие сказки, в которых действуют медведи; в) любимые сказки, в которых действуют одновременно и люди, и животные. Выставка должна быть «активно действующей»: не просто украшать группу, а обеспечивать возможности для деятельности дошкольников: желание познакомиться и побеседовать о выставленной литературе, желание рассказать о книгах, принесённых из дома и т.д.
4. Из предыдущего условия
5. Непременным условием является взаимодействие воспитателя, осуществляющего работу по данной программе, с такими специалистами ДОУ, как музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию. Именно они помогут обеспечить богатство содержания развлечений, игр-драматизаций по мотивам сказок, разнообразить совместную деятельность воспитателя с детьми, обеспечить преемственность в работе педагогов ДОУ.
Для определения эффективности разработанной программы занятий по развитию уровня воображения через восприятие сказки у детей экспериментальной группы был проведен контрольный эксперимент.
Задачи контрольного эксперимента:
Эксперимент проводился в экспериментальной группе по методикам констатирующего эксперимента. Для диагностики восприятия сказки дошкольниками на контрольном этапе нами были выбраны сказки «Репка», «Маша и медведь» Данные результатов диагностики восприятия сказки дошкольниками на контрольном этапе работы представлены ниже:
Знание основных героев сказок:
Низкий уровень - 10%;
Средний уровень - 40%;
Высокий уровень - 50%
Знание основного содержания сказок:
Низкий уровень -0%;
Средний уровень -70 %;
Высокий уровень - 30 %;
Восприятие детьми сказочных героев в повседневной жизни:
Низкий уровень - 0%;
Средний уровень - 70%;
Высокий уровень - 30%.
Данные диагностического исследования в конце экспериментальной работы показали, что большинство детей уже могли достаточно выразительно изобразить сказочного героя по описанию и обыграть его в игровой ситуации.
Сравнительные данные диагностического исследования в начале и в конце педагогического эксперимента отображены на рисунках 3,4,5.
Рис.3 Сравнительные результаты диагностики восприятия сказки дошкольниками по параметру «Знание основных героев сказок» на констатирующем и контрольном этапах, %
Рис.4 Сравнительные результаты диагностики восприятия сказки дошкольниками по параметру «Знание основного содержания сказок» на констатирующем и контрольном этапах, %
Рис.5 Сравнительные результаты диагностики восприятия сказки дошкольниками по параметру «Восприятие сказочных героев» на констатирующем и контрольном этапах, %
В ходе педагогического эксперимента было организованно систематическое педагогическое наблюдение за поведением детей в процессе восприятия сказок.
Анализ данных диагностики и педагогического наблюдения в процессе педагогической работы со сказкой показали, что дети научились осознанно воспринимать сказку. Дети эмоционально отзываются на сказку, с удовольствием слушают, проявляют интерес к сказкам, проявляют желание рассказать эту сказку не только своим сверстникам, но и маме, бабушке. Творческие проявления детей после прослушивания сказок выявились в рисунках детей, поделках из пластилина (вылепленные в качестве подарка фигурки героев сказок)
Дети с помощью музыкального руководителя, воспитателя научились составлять сказки, логически связно создавать новый образ в определенной ситуации, с действиями, соответствующими полученным знаниям, опыту.
Планомерное, систематическое использование сказок положительно повлияло на развитие речи и творческие способности детей. У детей сформировалось умение слушать устные рассказы, понимать их, подражать прослушанному пересказу; расширился запас речевых категорий (лексических, грамматических).
Анализ данных педагогических наблюдений и диагностических исследований свидетельствуют о том, что все сказки, которые были предложены детям, понравились. Они с удовольствием их слушали и принимали активное участие в драматизациях сказок.
Данные сравнительной диагностики свидетельствуют, что образное содержание сказок доступно и понятно детям.
В таблице 4 представлены результаты исследования уровня развития воображения по методике «Дорисовка фигур».
Таблица 4.
Результаты исследования уровня воображения по методике
«Дорисовка фигур» в экспериментальной группе на контрольном этапе работы
Группа |
Общее количество детей |
Типы решения задач (коэффициент оригинальности), чел. |
Уровень развития творческих способностей, чел. | |||||||
Высокий |
Средний |
Низкий | ||||||||
0 тип |
1 тип |
2 тип |
3 тип |
4 тип |
5 тип | |||||
Экспериментальная группа |
10 |
0% |
10% |
10% |
50% |
20% |
10% |
30% |
60% |
10% |
Данные исследования по первой методике «Дорисовка фигур» представлены следующим образом: низкий уровень развития воображения - 10%, средний - 60%, высокий 30%.