Эмпирическое исследование уровня восприятия сказки и ее влияния на развитие воображения детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 08:44, курсовая работа

Краткое описание

Вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребенка, становления его как личности, раскрытия творческого потенциала остается одним из актуальных и обсуждаемых в психолого-педагогической литературе. Связано это с открытием новых возможностей работы со сказкой, которая открывается для детей и исследователей не только как культурологический феномен, но и как феномен психологический, как форма духовного опыта человечества. Огромное значение для развития личности ребенка имеет восприятие сказки. Восприятие - это отражение человеком предмета или явления в целом при непосредственном воздействии его на органы чувств.

Содержание

Введение 3
Глава І. Теоретические анализ психолого-педагогической литературы 7
1.1 Сказка как жанр художественной литературы, ее классификации 7
1.2 Функции сказки 17
Выводы по главе: 19
Глава ІІ. Особенности восприятия сказки детьми дошкольного возраста 21
2.1 Восприятие сказки и ее развивающее значение 21
2.2 Влияние сказки на развитие воображения ребенка 28
Выводы по главе: 34
Глава ІІІ. Эмпирическое исследование уровня восприятия сказки и ее влияния на развитие воображения детей дошкольного возраста 35
3.1 Описание констатирующего этапа исследования 35
3.2 Описание экспериментальной работы с дошкольниками с использованием сказок 42
3.3 Анализ результатов экспериментальной работы 47
Выводы по главе 52
Заключение 54
Библиографический список 56

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом 03-113.doc

— 547.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Приложение 3.

 

Таблица 2

Результаты исследования развития воображения по методике «Дорисовка фигур» О.М. Дьяченко на констатирующем этапе

 

Ф.И. ребенка

Коэффициент оригинальности

Тип решения задач на воображение

Денис А. 

2

2

Миша А. 

1

1

Гриша А. 

1

1

Полина Б. 

1

2

Ваня Д. 

1

1

Матвей  З. 

3

5

Саша И. 

3

4

Мила К. 

1

1

Алеша П. 

2

5

Ксюша С. 

2

4


 

 

Приложение 4.

 

Полина Б. «Не знаю»

 

Матвей З. «Кружок»

 

Для среднего уровня характерно: схематичность рисунка, отсутствие деталей.

Мила К. «Лицо»

Саша И. «Солнце»

 

Приложение 5.

 

Содержание занятий по сказкам

Сказка «Репка»

 

Раздел работы

Примерное содержание работы по сказке

1.

Нравственный урок.

- Дело любое спорится у друзей.

- Если помогать и работать  дружно, то всё получится.

2.

Воспитание добрых чувств.

 

- За что можно похвалить каждого  из сказки?

- Только ли мышка помогла  деду? А если бы мышка была  одна, а остальные ушли? А можно  ли за что-то похвалить других  персонажей? (кошка не съела мышку, собака не поссорилась с кошкой, они дружно трудились и пр.).

3.

Сказка и математика.

- Сосчитать на слух всех участников «трудовой бригады».

- Смоделировать сказку, используя  геометрические фигуры или объёмные  геометрические тела.

- Разделить репку на  всех, так, чтобы никому не было  обидно.

4.

Речевая зарядка.

- Повторить рефрен сказки («Дедка  за репку, бабка за дедку»…) громко, затем шёпотом, затем тонким голосом, затем низким, «басом».

- Пересказать сказку, подставив  частицу «не» перед словом  «репка». Затем придумать, что же  на самом деле посадил дед? Рассказать новую сказку.

5.

Сказка и экология.

- Как вы думаете, почему деду удалось вырастить такую большую репку? Чем полезна репа и другие овощи? Как их выращивают?

- Рассматривание фотографий (или натуральных) овощей.

 

Физкультминутка

- Пантомима: изобразить выражение лица деда, когда он не смог вытянуть репку; затем – когда репку вытянули.

- Логоритмика: ритмичные шаги под декламирование рефрена сказки.

- Физкультурная  разминка: изобразить, как тянут репку.

6.

Сказка развивает руки

- Вылепить репку из пластилина.

- Нарисовать иллюстрацию  к сказке на длинной полосе бумаги (рисуют несколько детей).

7.

Развитие мышления и воображения.

- Придумать имена каждому герою.

- Придумать продолжение  сказки (что было потом,  после  окончания сказки: может, репка оказалась  волшебной, или были приглашены  гости на обед? Или возникли споры, как её разделить?

- Придумать новый конец  сказки, разыграв её с помощью  настольного театра.


 

Сказка «Колобок»

 

Раздел работы

Примерное содержание работы по сказке

1.

Нравственный урок.

Хвастовство да непослушание не доведут до добра.

Меньше хвались, за родню крепче держись.

2.

Воспитание добрых чувств.

 

- Как вы думаете, расстроились  ли дед с бабкой, когда обнаружили  исчезновение колобка? Почему? Как  их можно успокоить?

- За что можно похвалить  колобка, а за что – поругать?

3.

Сказка и математика.

- Сосчитать героев сказки.

- Выложить панно из  геометрических фигур: каждая фигура  цветом и формой ассоциируется  с героем сказки.

4.

Речевая зарядка.

- Спеть песенку колобка разными  голосами и с разной громкостью.

- Многократно проговаривать чистоговорку, добиваясь чёткого произношения каждого звука: «Колобок, колобок, у тебя округлый бок!»

- Словесное упражнение  «Какой, какая, какое?» (на подбор  определений к существительным, сочетание их в роде. Например: Колобок какой? Румяный, круглый, озорной, любопытный, мягкий… Лиса какая? Небо какое?

5.

Сказка и экология.

- Выяснить, из чего делается колобок?

- Экспериментирование: замешивание  теста из муки и воды, исследование  его свойств.

- Чем полезен хлеб? Где  и как выращивают пшеницу, из которой делают муку.

 

Физкультминутка

- Игра с мячом « Поймай колобка».

- Изобразить, как двигаются  звери, как катится колобок.

6.

Сказка развивает руки

- На отдельном листе: игровое  графическое задание: «Помоги колобку  вернуться домой». Мимо нарисованных фигурок зверей пунктирная кривая линия – тропинка, которую надо обвести по возможности ровно, не нарушая изгибов.

- Слепить колобка из  пластилина.

7.

Развитие мышления и воображения.

- Несправедливо, что весёлая песенка  есть только у колобка. Придумать песенки для каждого героя.


 

Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко»

 

Раздел работы

Примерное содержание работы по сказке

1.

Нравственный урок.

- В беде друг друга выручай.

- Поспешишь – людей  насмешишь.

- Спешка до добра не  доведёт.

2.

Воспитание добрых чувств.

 

- За что вам жалко петушка?

- Объясните ему, как надо  кушать, чтобы не подавиться.

- За что пожалеть и  похвалить курочку?

3.

Сказка и математика.

- Сколько в сказке животных, а  сколько людей? Кого больше?

- Сравнить несколько семян (боб, горох, гречишное зерно) по величине.

4.

Речевая зарядка.

- Проговаривать путь курочки  от хозяйки до кузнеца: медленно, затем быстрее, затем совсем быстро.

- Придумать скороговорку, чистоговорку к сказке.

- Сочинить письмо для  Петушка.

5.

Сказка и экология.

- Показать детям семена: боб, фасоль, горох. Объяснить, для чего они нужны.

- Посадка бобового или  фасолевого зёрнышка, наблюдение  за прорастанием.

 

Физкультминутка

- Ходьба «как петушок и курочка».

- Стихи «Вышла курочка  гулять» и потешка «Петя-Петя  петушок» по принципу логоритмики.

6.

Сказка развивает руки

- Выложить из бобовых зёрнышек  картину (узор, предметы и т.п.)

- Раскрашивание изображений  курочки и петушка.

- Поделка из природного  материала «Курочка и петушок  клюют зерно».

7.

Развитие мышления и воображения.

- Что бы делала курочка, если  бы герои сказки отказались  помочь петушку?

- Рассказать сказку, в  которой поменялись местами курочка  и петушок.

- Рассказать сказку, в  которой герои просят другую  награду за услуги.


 

 

Сказка «Маша и медведь».

 

Раздел работы

Примерное содержание работы по сказке

1.

Нравственный урок.

- Смекалка всегда выручает.

- Насильно мил не будешь.

- Сколько в гостях ни  живи, а дома лучше.

2.

Воспитание добрых чувств.

 

- Кого тебе больше жаль, Машу  или медведя?

- За что можно пожалеть как одного, так и другого?

- А разве не жаль  дедушку и бабушку? Представьте, как они тревожились, пока Машенька  не вернулась? Как бы вы их  утешили?

3.

Сказка и математика.

- Придумать и посчитать, с чем  Машенька напекла пирожков, и  сколько было каких?

- Сколько раз медведь  отдыхал по пути в деревню?

- Подобрать геометрические  фигуры (по форме и цвету), с  помощью которых можно изобразить  героев сказки.

4.

Речевая зарядка.

- Инсценировка отрывка сказки.

- Д/и «Какой, какая, какое?»  Подобрать эпитеты к словам «медведь», «короб», «бабушка», «дедушка», «лес», «избушка» и т.п.

- Придумать письмо от  Машеньки в деревню, успокаивающее  дедушку и бабушку.

5.

Сказка и экология.

- Что растёт в лесу? Рассмотреть  иллюстрации с разным видом  леса, лесными растениями.

- Как нужно вести себя  человеку в лесу, чтобы не нарушить  покой лесных жителей.

- Рассказ о медведе, их  видах, повадках, сезонных привычках.

- Из чего пекут пирожки? Чем пирожки полезны? Почему нельзя  есть слишком много мучного  и сладкого?

 

Физкультминутка

- Ходьба «по-медвежьи».

- П/и «Машенька учит  медведя играть в мяч».

6.

Сказка развивает руки

- Лепка из пластилина медведя.

- Диафильм по сказке : несколько рисунков на рулоне  бумаги (из нескольких кадров).

7.

Развитие мышления и воображения.

- Придумать новый конец сказки: что было бы, если бы собаки не почуяли медведя?

- Как вы думаете, что  делали дед и баба, пока Машеньки  не было дома? Как они действовали?


 

 

Сказка «Теремок»

 

Раздел работы

Примерное содержание работы по сказке

1.

Нравственный урок.

- В одиночку не одолеешь и  кочку, артелью и через гору  впору.

- Друг за дружку держаться  – ничего не бояться.

- В тесноте да не  в обиде.

2.

Воспитание добрых чувств.

 

- Как вы думаете, какими были  звери в сказке? (добрыми, отзывчивыми, не жадными).

- По-вашему, медведь специально  или нечаянно сломал теремок?

- Как вы думаете, он  участвовал в строительстве нового  теремка?

- Что помогло зверушкам  построить новый теремок?

3.

Сказка и математика.

- Сосчитать на слух всех зверушек  в сказке.

- Сколько это: вдвоём, втроём, вчетвером, впятером?

- Сколько зверушек отвечало  из теремка мышке? Лягушке? Зайчику? Лисичке? Волчку? Медведю?

- Сконструировать из геометрических  фигур макет нового теремка, который  звери построят взамен разрушенного.

4.

Речевая зарядка.

- Рассматривание фотографий или  иллюстраций поля и животных  – персонажей сказки.

- Почему у каждого зверя  есть кличка: норушка, квакушка, побегайчик, серый бочок. Придумать забавные  прозвища другим животным: корова, жучок, олень, собака.

- Рассказать сказку по принципу «Я начну, а ты продолжи».

5.

Сказка и экология.

- Как вы думаете, смогли ли  бы на самом деле жить все  эти звери вместе? Почему?

- Где живут эти животные? Чем питаются, какие привычки  имеют?

- Рассказ воспитателя  о том, как люди охраняют животный мир.

 

Физкультминутка

- С помощью движений изобразить  строительство теремка.

6.

Сказка развивает руки

- Сделать аппликацию на тему  «Теремок».

- Складывание теремка  и его обитателей из различных  мозаик и конструкторов.

7.

Развитие мышления и воображения.

-  Придумать продолжение сказки (что  было после окончания сказки: какой теремок построили зверушки, может, они ещё кого-нибудь пригласили  к себе жить? А медведя они  оставили в теремке?).

- Придумать необычный  теремок, в котором было бы  удобно любому животному. Построить его из различных видов строительных материалов и подручных средств. Придумать, какие удобства были бы в теремке.


 

 


Информация о работе Эмпирическое исследование уровня восприятия сказки и ее влияния на развитие воображения детей дошкольного возраста