Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 08:44, курсовая работа
Вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребенка, становления его как личности, раскрытия творческого потенциала остается одним из актуальных и обсуждаемых в психолого-педагогической литературе. Связано это с открытием новых возможностей работы со сказкой, которая открывается для детей и исследователей не только как культурологический феномен, но и как феномен психологический, как форма духовного опыта человечества. Огромное значение для развития личности ребенка имеет восприятие сказки. Восприятие - это отражение человеком предмета или явления в целом при непосредственном воздействии его на органы чувств.
Введение 3
Глава І. Теоретические анализ психолого-педагогической литературы 7
1.1 Сказка как жанр художественной литературы, ее классификации 7
1.2 Функции сказки 17
Выводы по главе: 19
Глава ІІ. Особенности восприятия сказки детьми дошкольного возраста 21
2.1 Восприятие сказки и ее развивающее значение 21
2.2 Влияние сказки на развитие воображения ребенка 28
Выводы по главе: 34
Глава ІІІ. Эмпирическое исследование уровня восприятия сказки и ее влияния на развитие воображения детей дошкольного возраста 35
3.1 Описание констатирующего этапа исследования 35
3.2 Описание экспериментальной работы с дошкольниками с использованием сказок 42
3.3 Анализ результатов экспериментальной работы 47
Выводы по главе 52
Заключение 54
Библиографический список 56
Приложение 3.
Таблица 2
Результаты исследования развития воображения по методике «Дорисовка фигур» О.М. Дьяченко на констатирующем этапе
Ф.И. ребенка |
Коэффициент оригинальности |
Тип решения задач на воображение |
Денис А. |
2 |
2 |
Миша А. |
1 |
1 |
Гриша А. |
1 |
1 |
Полина Б. |
1 |
2 |
Ваня Д. |
1 |
1 |
Матвей З. |
3 |
5 |
Саша И. |
3 |
4 |
Мила К. |
1 |
1 |
Алеша П. |
2 |
5 |
Ксюша С. |
2 |
4 |
Приложение 4.
Полина Б. «Не знаю»
Матвей З. «Кружок»
Для среднего уровня характерно: схематичность рисунка, отсутствие деталей.
Мила К. «Лицо»
Саша И. «Солнце»
Приложение 5.
Содержание занятий по сказкам
Сказка «Репка»
№ |
Раздел работы |
Примерное содержание работы по сказке |
1. |
Нравственный урок. |
- Дело любое спорится у друзей. - Если помогать и работать дружно, то всё получится. |
2. |
Воспитание добрых чувств.
|
- За что можно похвалить - Только ли мышка помогла
деду? А если бы мышка была
одна, а остальные ушли? А можно
ли за что-то похвалить других
персонажей? (кошка не съела мышку,
собака не поссорилась с |
3. |
Сказка и математика. |
- Сосчитать на слух всех участников «трудовой бригады». - Смоделировать сказку, используя
геометрические фигуры или - Разделить репку на всех, так, чтобы никому не было обидно. |
4. |
Речевая зарядка. |
- Повторить рефрен сказки («Дедка за репку, бабка за дедку»…) громко, затем шёпотом, затем тонким голосом, затем низким, «басом». - Пересказать сказку, подставив частицу «не» перед словом «репка». Затем придумать, что же на самом деле посадил дед? Рассказать новую сказку. |
5. |
Сказка и экология. |
- Как вы думаете, почему деду удалось вырастить такую большую репку? Чем полезна репа и другие овощи? Как их выращивают? - Рассматривание фотографий (или натуральных) овощей. |
Физкультминутка |
- Пантомима: изобразить выражение лица деда, когда он не смог вытянуть репку; затем – когда репку вытянули. - Логоритмика: ритмичные шаги под декламирование рефрена сказки. - Физкультурная разминка: изобразить, как тянут репку. | |
6. |
Сказка развивает руки |
- Вылепить репку из пластилина. - Нарисовать иллюстрацию к сказке на длинной полосе бумаги (рисуют несколько детей). |
7. |
Развитие мышления и воображения. |
- Придумать имена каждому герою. - Придумать продолжение сказки (что было потом, после окончания сказки: может, репка оказалась волшебной, или были приглашены гости на обед? Или возникли споры, как её разделить? - Придумать новый конец сказки, разыграв её с помощью настольного театра. |
Сказка «Колобок»
№ |
Раздел работы |
Примерное содержание работы по сказке |
1. |
Нравственный урок. |
Хвастовство да непослушание не доведут до добра. Меньше хвались, за родню крепче держись. |
2. |
Воспитание добрых чувств.
|
- Как вы думаете, расстроились ли дед с бабкой, когда обнаружили исчезновение колобка? Почему? Как их можно успокоить? - За что можно похвалить колобка, а за что – поругать? |
3. |
Сказка и математика. |
- Сосчитать героев сказки. - Выложить панно из геометрических фигур: каждая фигура цветом и формой ассоциируется с героем сказки. |
4. |
Речевая зарядка. |
- Спеть песенку колобка разными
голосами и с разной - Многократно проговаривать чистоговорку, добиваясь чёткого произношения каждого звука: «Колобок, колобок, у тебя округлый бок!» - Словесное упражнение «Какой, какая, какое?» (на подбор определений к существительным, сочетание их в роде. Например: Колобок какой? Румяный, круглый, озорной, любопытный, мягкий… Лиса какая? Небо какое? |
5. |
Сказка и экология. |
- Выяснить, из чего делается колобок? - Экспериментирование: замешивание теста из муки и воды, исследование его свойств. - Чем полезен хлеб? Где и как выращивают пшеницу, из которой делают муку. |
Физкультминутка |
- Игра с мячом « Поймай колобка» - Изобразить, как двигаются звери, как катится колобок. | |
6. |
Сказка развивает руки |
- На отдельном листе: игровое графическое задание: «Помоги колобку вернуться домой». Мимо нарисованных фигурок зверей пунктирная кривая линия – тропинка, которую надо обвести по возможности ровно, не нарушая изгибов. - Слепить колобка из пластилина. |
7. |
Развитие мышления и воображения. |
- Несправедливо, что весёлая песенка есть только у колобка. Придумать песенки для каждого героя. |
Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко»
№ |
Раздел работы |
Примерное содержание работы по сказке |
1. |
Нравственный урок. |
- В беде друг друга выручай. - Поспешишь – людей насмешишь. - Спешка до добра не доведёт. |
2. |
Воспитание добрых чувств.
|
- За что вам жалко петушка? - Объясните ему, как надо кушать, чтобы не подавиться. - За что пожалеть и похвалить курочку? |
3. |
Сказка и математика. |
- Сколько в сказке животных, а сколько людей? Кого больше? - Сравнить несколько семян (боб, горох, гречишное зерно) по величине. |
4. |
Речевая зарядка. |
- Проговаривать путь курочки от хозяйки до кузнеца: медленно, затем быстрее, затем совсем быстро. - Придумать скороговорку, чистоговорку к сказке. - Сочинить письмо для Петушка. |
5. |
Сказка и экология. |
- Показать детям семена: боб, фасоль, горох. Объяснить, для чего они нужны. - Посадка бобового или фасолевого зёрнышка, наблюдение за прорастанием. |
Физкультминутка |
- Ходьба «как петушок и курочка» - Стихи «Вышла курочка гулять» и потешка «Петя-Петя петушок» по принципу логоритмики. | |
6. |
Сказка развивает руки |
- Выложить из бобовых зёрнышек картину (узор, предметы и т.п.) - Раскрашивание изображений курочки и петушка. - Поделка из природного материала «Курочка и петушок клюют зерно». |
7. |
Развитие мышления и воображения. |
- Что бы делала курочка, если бы герои сказки отказались помочь петушку? - Рассказать сказку, в
которой поменялись местами - Рассказать сказку, в которой герои просят другую награду за услуги. |
Сказка «Маша и медведь».
№ |
Раздел работы |
Примерное содержание работы по сказке |
1. |
Нравственный урок. |
- Смекалка всегда выручает. - Насильно мил не будешь. - Сколько в гостях ни живи, а дома лучше. |
2. |
Воспитание добрых чувств.
|
- Кого тебе больше жаль, Машу или медведя? - За что можно пожалеть как одного, так и другого? - А разве не жаль дедушку и бабушку? Представьте, как они тревожились, пока Машенька не вернулась? Как бы вы их утешили? |
3. |
Сказка и математика. |
- Придумать и посчитать, с чем Машенька напекла пирожков, и сколько было каких? - Сколько раз медведь отдыхал по пути в деревню? - Подобрать геометрические
фигуры (по форме и цвету), с
помощью которых можно |
4. |
Речевая зарядка. |
- Инсценировка отрывка сказки. - Д/и «Какой, какая, какое?» Подобрать эпитеты к словам «медведь», «короб», «бабушка», «дедушка», «лес», «избушка» и т.п. - Придумать письмо от Машеньки в деревню, успокаивающее дедушку и бабушку. |
5. |
Сказка и экология. |
- Что растёт в лесу? Рассмотреть иллюстрации с разным видом леса, лесными растениями. - Как нужно вести себя человеку в лесу, чтобы не нарушить покой лесных жителей. - Рассказ о медведе, их видах, повадках, сезонных привычках. - Из чего пекут пирожки? Чем пирожки полезны? Почему нельзя есть слишком много мучного и сладкого? |
Физкультминутка |
- Ходьба «по-медвежьи». - П/и «Машенька учит медведя играть в мяч». | |
6. |
Сказка развивает руки |
- Лепка из пластилина медведя. - Диафильм по сказке : несколько рисунков на рулоне бумаги (из нескольких кадров). |
7. |
Развитие мышления и воображения. |
- Придумать новый конец сказки: что было бы, если бы собаки не почуяли медведя? - Как вы думаете, что делали дед и баба, пока Машеньки не было дома? Как они действовали? |
Сказка «Теремок»
№ |
Раздел работы |
Примерное содержание работы по сказке |
1. |
Нравственный урок. |
- В одиночку не одолеешь и кочку, артелью и через гору впору. - Друг за дружку держаться – ничего не бояться. - В тесноте да не в обиде. |
2. |
Воспитание добрых чувств.
|
- Как вы думаете, какими были звери в сказке? (добрыми, отзывчивыми, не жадными). - По-вашему, медведь специально или нечаянно сломал теремок? - Как вы думаете, он
участвовал в строительстве - Что помогло зверушкам построить новый теремок? |
3. |
Сказка и математика. |
- Сосчитать на слух всех - Сколько это: вдвоём, втроём, вчетвером, впятером? - Сколько зверушек отвечало из теремка мышке? Лягушке? Зайчику? Лисичке? Волчку? Медведю? - Сконструировать из |
4. |
Речевая зарядка. |
- Рассматривание фотографий или иллюстраций поля и животных – персонажей сказки. - Почему у каждого зверя есть кличка: норушка, квакушка, побегайчик, серый бочок. Придумать забавные прозвища другим животным: корова, жучок, олень, собака. - Рассказать сказку по принципу «Я начну, а ты продолжи». |
5. |
Сказка и экология. |
- Как вы думаете, смогли ли бы на самом деле жить все эти звери вместе? Почему? - Где живут эти животные? Чем питаются, какие привычки имеют? - Рассказ воспитателя о том, как люди охраняют животный мир. |
Физкультминутка |
- С помощью движений изобразить строительство теремка. | |
6. |
Сказка развивает руки |
- Сделать аппликацию на тему «Теремок». - Складывание теремка и его обитателей из различных мозаик и конструкторов. |
7. |
Развитие мышления и воображения. |
- Придумать продолжение сказки (что
было после окончания сказки:
какой теремок построили - Придумать необычный теремок, в котором было бы удобно любому животному. Построить его из различных видов строительных материалов и подручных средств. Придумать, какие удобства были бы в теремке. |