Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 00:48, реферат
Цель работы - изучение особенностей ценностных ориентаций у студентов педагогического ВУЗа.
Задачи:
1.Изучить литературу по теме исследования, рассмотреть теоретические аспекты проблемы.
2. Подобрать методики для исследования ценностных ориентаций у студентов.
3. Провести сравнительный анализ результатов исследования ценностных ориентаций студентов 1 и 5 курсов и сформулировать выводы.
|ВВЕДЕНИЕ | |
|Глава 1. Теоретические аспекты изучения мотивации в студенческом возрасте | |
|1.1. Определения понятия ценностных ориентаций | |
|. Место и роль системы ценностных ориентаций в структуре личности и её развитии | |
|1.3. Социально-психологические особенности студенческого возраста | |
|Выводы | |
|Глава 2. Эмпирическое исследование ценностных ориентаций у студентов | |
|2.1. Организация и методы исследования. | |
|2.2. Анализ результатов исследования ценностных ориентаций у студентов 1 курса | |
|2.3. Анализ результатов исследования ценностных ориентаций у студентов 5 курса | |
|2.4. Сравнительный анализ результатов исследования ценностных ориентаций у студентов 1 и 5 курсов | |
|Выводы | |
|ЗАКЛЮЧЕНИЕ | |
|СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Содержание
|ВВЕДЕНИЕ
|Глава 1. Теоретические
аспекты изучения мотивации в
студенческом возрасте
|1.1. Определения понятия
ценностных ориентаций
|. Место и роль системы
ценностных ориентаций в
|1.3. Социально-психологические
особенности студенческого
|Выводы
|Глава 2. Эмпирическое
исследование ценностных
|2.1. Организация и методы
исследования.
|2.2. Анализ результатов
исследования ценностных
|2.3. Анализ результатов
исследования ценностных
|2.4. Сравнительный анализ
результатов исследования
|Выводы
|ЗАКЛЮЧЕНИЕ
|СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
|ПРИЛОЖЕНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ
Переход от старшего
школьного возраста к
Перемены, обусловившие необходимость
принятия каждым членом общества ответственности
за свою судьбу, приводят к постепенному
утверждению в общественном сознании
новой системы ценностных ориентаций.
Входящие в жизнь молодые люди,
уже не связанные с прежними ценностями,
не в полной мере восприняли и ценности
свободного демократического общества.
В этой связи особое значение приобретает
процесс ценностного
Большой вклад в изучение ценностных ориентаций внесли: А.В. Мудрик, И.С. Кон, В.М. Кузнецов, И.С. Артюхова, Е.К. Киприянова, Н.А. Кирилова, А.С. Шаров и другие.
Ценностные ориентации молодежи проанализированы К.Ш. Ахияровым, А. Ф. Амировым, Е. Н. Беловой, Р. Г. Гуровой, В. В. Ластовкой, Е. Л. Рудневой, Т. Н. Семенковой, А. С. Серым, М. С. Яницким и др.
Данная работа посвящена изучению особенностей ценностных ориентаций студентов в период обучения в педагогическом ВУЗе.
Актуальность исследования.
Ценностная сфера личности является
ее центральным образованием, определяющим
направленность и особенности поведения,
регулирующим деятельность в целом.
Ценности профессиональной деятельности
являются смыслообразующей основой, которая
определяет значение деятельности для
личности и общества. От того, как
личность в процессе профессионального
развития выстраивает свою систему
ценностей, соотношение внешних
требований профессии, профессионального
сообщества и своего внутреннего
мира, зависит эффективность
Однако профессиональная
деятельность в большинстве случаев
рассматривается молодежью лишь
как способ достижения материального
благополучия. Студентам приходится
делать жизненно важный выбор между
стремлением к достижению высокого
уровня благосостояния и стремлением
к реализации своего потенциала. Нередко
эти стремления оказываются несовместимыми,
что приводит к трудностям в процессе
профессионального становления
личности будущего специалиста, к потере
смысловой стороны
Степень разработанности проблемы. Эта проблема находится в центре внимания таких социологов как Э. Дюркгейм, Г. Парсонс, Т. Парсонс, М. Рокич и др. Отечественные исследователи также разрабатывали частные и общие вопросы аксиологии: К.А. Абульханова-Славская, О.М. Бакурадзе, В.А. Блюмкин, ГЛ. Выжлецов, О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравомыслов, М.С. Каган, Д.А. Леонтьев, Г.А. Мелекесов, Е.С. Рапацевич, В.П. Тугаринов, Д.И. Фельдштейн и др.
В зарубежной и отечественной
науке нет единого
Механизмы и этапы развития ценностной сферы находились в центре внимания таких специалистов как А.В. Кучина, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, В.Н. Мясищев и др. На исследование этих аспектов направлены работы в области гештальт-терапии, накопившей богатый опыт изучения развития личности, этапов и механизмов интериоризации ценностей и роста личности на основе приобретенного опыта (С. Гингер, Г. Йонтеф, К. Наранхо, Ф. Перлз, Д. Хломов и др.).
Особую значимость изучение ценностных ориентации и процесса их развития приобретает применительно к профессиям сферы «Человек - Человек». Это связано с тем, что структура ценностей личности субъектов этой профессиональной деятельности выступает ее условием, средством и конечным результатом. Так, исследованию ценностей профессий социальной сферы посвящены труды Т.Е. Демидова, Г.П. Медведевой, А.В. Мудрика, Ф.А. Мустаевой, Т.С. Просветовой, Е.И. Холостовой. Особенности становления личности специалиста социальной сферы исследовались А.А. Козловым, Д.В. Лифинцевым, Г.Н. Филоновым, М.В. Фирсовым и др.
Объект исследования - ценностные ориентации студентов.
Предмет исследования - особенности ценностных ориентаций у студентов Башкирского государственного педагогического университета им. М.Акмуллы (Институт исторического и правового образования и Социально-гуманитарный факультет, специальность «СЭОЮ», «СЭОИ», «СЭОЭ», «ЮА»). Исследованием было охвачены студенты 1 и 5-х курсов дневной формы обучения. Всего в исследовании приняли участие 84 человека.
Цель работы - изучение особенностей ценностных ориентаций у студентов педагогического ВУЗа.
Задачи:
1.Изучить литературу по
теме исследования, рассмотреть
теоретические аспекты
2. Подобрать методики для
исследования ценностных
3. Провести сравнительный
анализ результатов
Научная новизна исследования:
- выявлено соотношение
основных категорий ценностно-
- на основе проведенных
методик по психологии
Практическая значимость
работы. Состоит в подборе
Структура работы. Структура и объём курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, приложения, списка литературы, включая 43 источника. Общий объем работы 41 страницы компьютерного набора.
Глава I. Теоретические аспекты изучения мотивации в студенческом возрасте
1.1. Определения понятия ценностных ориентаций
«Ценностные ориентации - это
относительно устойчивое, избирательное
отношение человека к совокупности
материальных и духовных благ и идеалов,
которые рассматриваются как
предметы, цели или средства для
удовлетворения потребностей жизнедеятельности
личности. В ценностных ориентациях
как бы аккумулируется весь жизненный
опыт, накопленный в индивидуальном
развитии человека» [22], определяющий его
взаимоотношения с другими
Становление ценностных ориентаций предполагает рациональное оценивание, связанное с осознанием побуждений, мотивов, поступков, что и составляет когнитивную основу элемента ценностных ориентаций. Важное место в структуре ценностных ориентаций принадлежит и поведенческому элементу. При этом следует подчеркнуть, что названный элемент представляет собой "практическое выражение" ценностных ориентаций, учет реальных возможностей личности в деятельности.
В процессе становления ценностных ориентаций, взаимосвязи между элементами, и их конкретное содержание могут быть различными, это и обнаруживается в характере ценностных ориентаций личности. В итоге ценностную ориентацию можно определить как избирательное отношение личности к явлению - ценности, имеющее результатом овладение этим явлением в процессе деятельности [17].
Ценностные ориентации лежат в основе выбора жизненных целей человека, они объясняют причины его поведения. Их характер и содержание определяют общую направленность личности, которая, в свою очередь, обусловливает нравственную активность человека, выраженную в интенсивности и других особенностях процессов освоения социальных ценностей.
Ценностные ориентации - это
качественная характеристика личности,
объединяющая психическое и социальное
в человеке, занимающая важное место
в регуляции его поведении. Ценностные
ориентации стимулируют развитие психической
активности личности, придавая тем
самым завершенность
Ценности и ценностные ориентации человека всегда являлись одним из наиболее важных объектов исследования философии, этики, социологии и психологии на всех этапах их становления и развития как отдельных отраслей знания.
Так, А.Г. Здравомыслов, рассматривает ценностные ориентации как «относительно устойчивое, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности. В ценностных ориентациях как бы аккумулируется весь жизненный опыт, накопленный в индивидуальном развитии человека» [16].
В.Г. Алексеев считает, что
ценностные ориентации - это отражение
в сознании человека ценностей, признаваемых
им в качестве стратегических жизненных
целей и общих
Е.С. Волков определял ценностные
ориентации как сознательный регулятор
социального поведения
Информация о работе Эмпирическое исследование ценностных ориентаций у студентов