Этапы развития личности по Эрику Эриксону

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 20:38, реферат

Краткое описание

Доверие и недоверие
Первая стадия развития человека соответствует оральной фазе классического психоанализа и обычно охватывает первый год жизни. В этот период, считает Эриксон, развивается параметр социального взаимодействия, положительным полюсом которого служит доверие, а отрицательным — недоверие.

Вложенные файлы: 1 файл

Этапы развития личности по Эрику Эриксону.docx

— 70.00 Кб (Скачать файл)

Благоприятное разрешение этого  конфликта - забота.

8. Цельность и  безнадежность.

На восьмую и последнюю стадию в классификации Эриксона приходится период, когда основная paбoта жизни закончилась и для человека наступает время размышлений и забав с внуками, если они есть. Психосоциальный параметр этого периода заключен между цельностью и безнадежностью. Ощущение цельности, осмысленности жизни возникает у того, кто, оглядываясь на прожитое, ощущает удовлетворение. Тот же, кому прожитая жизнь представляется цепью упущенных возможностей и досадных промахов, осознает, что начинать все сначала уже поздно и упущенного не вернуть. Такого человека охватывает отчаяние при мысли о том, как могла бы сложиться, но не сложилась его жизнь.

Благоприятное разрешение этого  конфликта - мудрость.

 

 

 

 

рЕФЕРАТ

на тему: Теория становления личности Э. Эриксона 

 

 

Многие сторонники Фрейда пытались глубже изучить психоанализ, с целью выявления значения эго-процессов  и наблюдения за их развитием. Наиболее ярким таким последователем был - Эрик Эриксон, расширивший теорию психоанализа. Однако он изучал процесс взросления ребенка в более обширной среде социальных отношений. Он считал, что специфика становления личности зависит от степени культурного и экономического развития общества, в котором находится ребенок, от того в какой исторический период он попал.

Современный ребенок из Нью-Йорка, например, развивается абсолютно  иначе, чем маленький индеец из резервации, где все еще преобладают древние  культурные обычаи, и время как  будто стоит на месте. Моральные  и духовные ценности данного общества передаются из поколения в поколение. Дети, относящиеся к социальным группам  примерно одного уровня социально-экономического развития, получают различные черты  личности и из-за разницы в культурных традициях, связанных с преобладающим  родом занятий, и принятых норм воспитания. К примеру, в разных индейских  резервациях Э. Эриксон изучал два  племени - Сиу, бывших охотников на бизонов, и Юрок - рыболовов и собирателей  желудей.

В племени Сиу детей  пеленают неплотно, продолжительное  время кормят грудным молоком, не особенно следят за чистотой, да и в  принципе почти не ограничивают свободу  их действий. Дети равняются на исторический образ своего племени - одинокого, храброго охотника в безграничных степях - и  приобретают такие качества, как  активность, решительность, отвага, доброта  в отношении соплеменников и  беспощадность по отношению к  чужакам.

В племени Юрок, напротив, дети рано отнимают от груди, крепко пеленают, с ранних лет приучают к опрятности, сдержаны в общении с ними. С  возрастом они становятся молчаливыми, мнительными, расчетливыми, склонными  к накопительству. Само по себе развитие личности определяется ожиданиями общества от человека, идеалами и ценностями этого времени, задачами, которые  общество ставит перед ним на разных возрастных этапах.

Однако порядок этапов взросления ребенка подчиняется  биологическому началу. Ребенок, развиваясь, в обязательном порядке проходит ряд последовательных этапов, на каждом из которых он получает какое-либо качество (личностное новообразование), которое  откладывается в структуре личности и остается на всю оставшуюся жизнь. ИДЕНТИЧНОСТЬ - психосоциальная синонимичность - помогает личности воспринимать себя во всем многообразии своих взаимоотношений  с обществом и определяет ее набор  ценностей, идеалы, жизненные стремления, потребности, социальные позиции с  соответствующими нормами поведения. Идентичность - условие психического здоровья: если ее нет, человек не найдет себя, свою роль в социуме, станет «потерянным». Идентичность закладывается в подростковом периоде и является чертой вполне зрелой личности. До этого этапа  ребенку нужно пройти через ряд  идентификаций - отождествление себя с  родителями, половая идентификация  и т.д. Этот процесс определяется воспитанием ребенка, потому что  с момента его появления на свет родители, а потом и более  распространенное окружение приобщает  его к своей социальной группе, показывают ребенку свойственное ей мировоззрение. Определенные Эриксоном  восемь возрастных этапов человека представляют его важнейшую лепту в теорию личности. Основным элементом данной теории служит положение о том, что  человек во время жизни проходит через несколько универсальных  для всех стадий. Эти стадии есть результат расширения плана личности, которые передаются на генетическом уровне и определенная стадия жизненного цикла приходит в свое время. Личность складывается за счет прохождения в  своем развитии каждой стадии по порядку. Помимо этого, согласно Эриксону, каждой стадии сопутствует кризис - переломный момент в жизни человека, появляющийся вследствие достижения некоторого уровня психологической зрелости.

ВОСЕМЬ СТАДИЙ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ: (возраст, психосоциальный  кризис)

o  Младенчество (до 1 года, базальное доверие - базальное недоверие)

o  Раннее детство (1 – 3, автономия - стыд и сомнение)

o  Возраст игры (3-6 инициативность – вина)

o  Школьный возраст (6-12, трудолюбие – неполноценность)

o  Юность (12-19 эго-идентичность - ролевое смешение)

o  Молодость (20-25 достижение близости – изоляция)

o  Зрелость (26-64 продуктивность – инертность)

o  Старость (65 - смерть целостность эго – отчаяние)

Мы рассмотрим первую часть  его разделения становления личности - до 17-20 лет. В это время происходит медленное, постепенное развитие основного  ядерного образования - идентичности личности.

Личность эволюционирует за счет включения в разные социальные группы (национальность, социальный класс, профессия и т.д.) и переживания  своей незыблемой связи с ними. В каждой личностной черте, которая  проявляется в определенном возрасте, скрыто глубинное мироощущение ребенка. Это ощущение может быть положительным, связанным с прогрессом развития личности, и отрицательным, вызывающим регресс в развитии. Ребенок вынужден выбрать одно из противоположных  отношений - доверие или недоверие  к окружающим, активность или бездействие, компетентность или неполноценность  и т.д. Когда ребенок определился  и зафиксировал какую-либо особенность  личности, например, положительную, противопоставленная  сторона по-прежнему скрыто существует и может выйти наружу гораздо  позднее, когда зрелый человек столкнется со значительным жизненным затруднением. Порядок проявления этих противоположных  личностных новообразований показан  в таблице, которая называется: психосоциальный  становление личность культурный

 

СТАДИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПО Э. ЭРИКСОНУ

Стадии

Возраст

Задача этапа

Ценные качества

Функции

Блок

Соц. роль

Кольцо

I

Орально-сенсорная

первый год жизни

Базисное доверие противбазисного недоверия

Энергия и Надежда

5

Акцептная

СУПЕРИД

“ребенок”

Витальное

II

Мышечно-анальная

2-й и 3-й г. жизни

Автономия против стыда и  сомнения

Самоконтроль и Сила воли

6

Продуктивные

III

Локомоторно-генитальная

4-5 лет

Инициатива против чувства  вины

Направление и Целеустремленность

4

СУПЕРЭГО

“неуверенный подросток”

Ментальное

IV

Латентная

6-11 лет

Трудолюбие против чувства  неполноценности

Система и Компетентность

3

Акцептные

V

Подростк. возраст и ранняя юность

12-18 лет

Идентичность против смешения ролей

Посвящение и Верность

7

ИД

“самоуверенный подросток”

Витальное

VI

Ранняя взрослость

от конца юности до начала среднего возраста

Близость против изоляции

Аффилиация и Любовь

8

Продуктивные

VII

Взрослость

зрелый возраст

Генеративность против стагнации

Производство и Забота

2

ЭГО

“взрослый”

Ментальное

VIII

Зрелость

пенсионный возраст

Целостность эго против отчаяния

Самоотречение и Мудрость

1

Акцептная


 

 

Таким образом, уровень развития у ребенка чувства доверия  к окружающим зависит от размера  получаемой им материнской любви. При  положительном развитии личности ребенок  выберет доверие. Оно доказывается легким кормлением, крепким сном, расслабленностью внутренних органов. Новорожденному мать дает не только молоко и нужную ему  заботу, с ней так же связано  и «питание» миром форм, красок, звуков, ласк, улыбок.

Получается что, чувство  доверия не связано с количеством  пищи или выражением материнского ухода; вероятнее оно зависит от умения матери передать своему ребенку чувство  узнаваемости и непрерывности эмоций. Эриксон выделял: младенец должен доверять не только окружающему миру, но и  внутреннему тоже, они должны уметь  доверять самим себе. Такое поведение  мы можем видеть тогда, когда младенец переживает отсутствие матери, не проявляя сильной тревоги и раздражения. Материнская забота и опека предопределяет «количество веры и надежды, вынесенной из начального жизненного опыта» ребенка. Изучив то, что вызывает кризис 1-го года жизни, Эриксон связывал его  с уровнем материнского ухода.

Источником кризиса служит одна из форм депривации - ненадежность, несостоятельность матери и отвержение ею ребенка. Это ведет к развитию у него психосоциальной установки  страха, недоверия и переживания  за свое благополучия. Эта установка  будет всплывать на поверхность  на более высоких уровнях личностного  развития. В качестве следующего вида депривации Эриксон приводит недостаток материнского внимания, когда ребенок  уже не центр внимания для матери. (Когда мать возвращается на работу или появляется второй ребенок).

И, в конце концов, родители, следующие противоречащим друг другу  методам воспитания, могут создать  для ребенка обстановку неоднозначности, вследствие чего у него зарождается  недоверие. Позитивная психосоциальная  черта, получаемая за счет удачного решения  проблемы «доверия – недоверия» - доверие  переходит в способность ребенка  надеяться. Это первая веха формирования идентичности в становлении личности.

Ранний возраст. Чувство доверия закладывает фундамент для проявления некой самодостаточности, автономии, избегания стыда, неуверенности. Тут ребенок осознает, что родительская опека может быть разной: она может осуществляться в виде заботы или обуздания и меры пресечения. Этот этап основной для установки пропорции между свободой и упрямством. По мнению Эриксона, позитивное устранение кризиса на этом этапе связано в первую очередь с готовностью родителей постепенно давать детям право самостоятельно контролировать свои поступки.

Но, в тоже время, родителям  следует ненавязчиво, но отчетливо  ограничивать ребенка. Независимость  или автономия не значит, что ребенок  распоряжается безграничной свободой. Вероятнее она означает, что родителям  необходимо сдерживать увеличивающуюся  способность ребенка выбирать в  рамках некоторых степеней свободы. В условиях депривации, когда ребенку  запрещено развивать свою автономию  и самоконтроль, ребенок испытывает стыд или гнев к самому себе. Это  случается в тех ситуациях, когда  родители слишком сильно опекают  ребенка или не прислушиваются к  его потребностям.

Тогда ребенок, вместо уверенности  в себе и налаживания отношений  с окружением думает, что остальные  внимательно разглядывают его, подозревают  и не одобряют. Ребенок ощущает  «глаза мира», наблюдающие за ним  и осуждающие его и пытается заставить  мир отвернуться от него или хочет  сам стать невидимкой. Но так как  это нереально у ребенка открываются  «внутренние глаза мира» - стыд за свои ошибки, смущение и т.д. У него появляется боязнь потерять лицо, постоянная бдительность, напряженность и замкнутость. Если порывы ребенка к самостоятельности  не пресекаются, устанавливается соотношение  между умением находить компромисс и отстаивать свое; между свободой выражать индивидуальность и ее разумными  границами.

Дошкольный возраст, а именно третью стадию, Эриксон назвал возрастом игры. Ребенок начинает познавать окружающий мир, строит в игре взаимоотношения как у взрослых, моментально учится всему. Здесь основной фактор формирования инициативности сильно зависит от отношения родителей к волеизъявлениям ребенка. Дети, самостоятельность которых приветствуется, ощущают поддержку своей активности. В условиях депривации, когда родители запрещают детям самостоятельно принимать решения или наказывают их за это, главную роль начинает играть чувство вины у детей. Тогда ребенок становится агрессивным, он не может защитить себя. В окружении ровесников этими детьми, как правило, легко манипулировать. Им не хватает уверенности в себе, чтобы ставить перед собой реальные задачи и выполнять их. На этой ступени наступает половая идентификация, и ребенок осваивает конкретный шаблон поведения, мужской или женский. Младший школьный возраст - предпубертатый, т.е. перед половым созреванием. В это время разворачивается четвертая стадия, связанная с воспитанием в детях трудолюбия, освоением новых знаний и умений. Для этого периода характерен рост способностей к логическому мышлению и самосовершенствованию, а также умение сотрудничать со сверстниками по правилам. Познание основ трудового и социального опыта дает шанс ребенку заслужить уважение окружающих и обрести ощущение компетентности, у ребенка прогрессирует трудолюбие. Если же результаты не высоки, он тяжело переживает свою некомпетентность, бездарность, неловкое положение среди сверстников и чувствует себя посредственным. Вместо чувства компетентности образуется чувство недостаточности, которое может убить желание учиться далее. Кроме того чувство неполноценности может появиться в такой ситуации, когда дети понимают, что их пол, раса, религия или социально-экономическое положение, а совсем не их уровень интеллекта и трудолюбие, основывают их личностную значимость и достоинство.

Информация о работе Этапы развития личности по Эрику Эриксону