Этические нормы практического психолога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 18:16, контрольная работа

Краткое описание

Последствия общения с консультантом имеют большую личностную значимость для клиента. Каким будет вмешательство консультанта - развивающим или разрушающим личность клиента - зависит от соблюдения им этических принципов профессиональной деятельности. В своей работе практический психолог сталкиваеися с так называемыми этическими проблемами и “соблазнами”.

Содержание

1. Этические проблемы работы психолога.
2. Основные принципы работы практического психолога.
3. Этические стандарты психолога.
4. Этические нормы профконсультанта службы занятости.
5. Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Этические нормы практического психолога.docx

— 41.59 Кб (Скачать файл)

4.4. Если условия  эксперимента требуют дезинформации  или обмана испытуемого, психолог  должен убедиться в том, что  это не приведет к сколько-нибудь  длительному ущербу для участников  опыта, и в любом случае экспериментальный  характер и необходимость обмана  должны быть раскрыты при окончании  экспериментальной программы.

4.5. Психологические исследования в нормальной ситуации, как экспериментальные, так и обсервационные, должны всегда выполняться с уважением по отношению к достоинству индивида, его верованиям, интимным ситуациям, скромности и целомудрию при исследовании сексуального поведения, а также при обследовании престарелых, больных, заключенных, т. е. лиц, имеющих не только определенные социальные ограничения, но и переживающих серьезную человеческую драму.

4.6. При экспериментах  над животными страдания, вред  или дискомфорт, не являющиеся  абсолютно необходимыми для достижения  поставленной исследовательской  цели и оправданными с точки  зрения науки и интересов человека, должны быть исключены или  сведены до минимума. При хирургических  операциях на животных должно  применяться обезболивание и  приниматься необходимые меры  по предотвращению осложнений. Персонал, непосредственно занимающийся исследовательской работой с животными, должен в содержании животных, обращении с ними и при эвтаназии руководствоваться международными стандартами.

Как мы видим, все  вышеперечисленные этические стандарты  работы психолога основаны на принципах  работы практического психолога  и направлены на соблюдение прав и  свобод человека и на достижение гуманитарных и социальных целей (благополучие, здоровье, высокое качество жизни, полное развитие индивидов и групп в различных  формациях индивидуальной и социальной жизни).

4. Этические нормы  профконсультанта службы занятости.

В качестве примера  применения вышеперечисленных принципов  и норм рассмотрим этические нормы  профконсультанта службы занятости.

Этические нормы  призваны обеспечить:

1) решение профессиональных  задач в соответствии с этическими  нормами;

2) защиту клиентов  от непрофессионального и неэтичного  поведения консультанта;

3) сохранение доверия  между профконсультантом и клиентом, а также между сотрудниками  службы занятости и коллегами;

4) укрепление авторитета  службы занятости среди населения.

Основными этическими принципами профконсультанта службы занятости, определяющими его деятельность, являются:

  • компетентность;
  • конфиденциальность;
  • равноправное сотрудничество с клиентом, поддержка его активности;
  • лояльность по отношению к клиенту;
  • лояльность по отношению к коллегам.

Компетентность

Достижение высокого уровня профессиональной компетентности является одним из главных принципов  деятельности специалистов, работающих в области профессионального  консультирования безработных граждан  и незанятого населения.

1. Профконсультирование в службе занятости осуществляется специалистом, прошедшим специальную подготовку, стажировку и имеющим допуск к консультированию безработных граждан.

2. Профконсультант  должен постоянно повышать свою  квалификацию, знакомиться с новыми  достижениями в сфере своей  деятельности. Специалист по профконсультированию должен способствовать улучшению качества подготовки специалистов в этой области, передавать свой опыт.

3. Профконсультант  берет на себя решение только  тех задач, в которых он профессионально  компетентен.

Если в ходе консультации выясняется необходимость привлечения  профконсультантов более высокой  квалификации или специалиста службы занятости другого профиля, то профконсультант  должен создать для этого необходимые  условия.

4. Профконсультант  выбирает методы работы, адекватные  задачам и конкретной ситуации  консультирования, использует средства  профессиональной и психологической  диагностики лишь в том случае, если без них решение профессиональных  задач невозможно.

5. Профконсультант  использует в своей деятельности  только те методы профессиональной  и психологической диагностики,  которые ему хорошо известны. Применяемые профконсультантом  методики должны быть стандартизованными  и адаптированными к контингенту  клиентов службы занятости. Результаты, полученные при использовании  методик, должны быть надежными,  то есть любой другой профконсультант  при проведении повторного исследования  с тем же клиентом по тем  же методикам должен получать  аналогичные результаты.

6. При использовании  компьютерных методов профдиагностики профконсультант должен убедиться в надежности программного обеспечения и валидности процедуры обработки и интерпретации получаемых результатов.

Конфиденциальность

Принцип конфиденциальности в деятельности профконсультанта означает, что информация, полученная профконсультантом  в процессе его работы с клиентом, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в случае необходимости  должна быть представлена в форме, исключающей  ее использование против клиента.

Достижению соблюдения этого принципа способствует выполнение следующих норм:

1. Профконсультант  обязан проинформировать своего  клиента о пределах конфиденциальности  в отношении полученной от  него информации.

2. Профконсультант  обязан хранить тайну в отношении  всей полученной о клиенте  информации.

3. Профконсультант  не должен стремиться к сбору  всей информации о клиенте.  Он собирает и использует лишь  ту информацию, которая необходима  для решения задачи (трудоустройство  клиента, оказание ему психологической  поддержки и т.д.) и которая  добровольно сообщается клиентом  или официально получена профконсультантом  от других специалистов службы  занятости.

4. Профконсультант  обсуждает информацию, полученную  в ходе консультации, только в  целях решения проблем клиента,  только с теми людьми, которые  могут содействовать решению  этих проблем, и только с  согласия клиента.

5. Профконсультант  документирует свою работу, документация  содержит только необходимую  информацию, зарегистрированную в  стандартной форме.

Вся информация о  клиенте регистрируется и хранится с учетом строгой конфиденциальности. Отчеты о профессиональной деятельности должны быть составлены в форме, исключающей  идентификацию личности клиента  другими людьми.

6. Профконсультант  может использовать полученную  в ходе профессиональной деятельности  информацию в научных и методических  целях сам или передавать ее  третьим лицам только в статистической  форме, передача информации не  должна нарушать требований конфиденциальности.

7. На присутствие  третьих лиц во время профконсультации необходимо предварительное согласие клиента.

Равноправное сотрудничество с клиентом. Поддержка активности клиента.

Позиция профконсультанта по отношению к клиенту - это позиция  равноправного сотрудничества с  клиентом в целях оптимального решения  проблемы занятости. Профконсультант  не является лицом, принимающим решения  за клиента, он лишь обеспечивает информационную и психологическую основу принятия решения клиентом.

1. Профконсультант  должен создавать условия и  поощрять активность и самостоятельность  клиента в принятии решения  о выборе или смене профессиональной  деятельности, формы или содержания  обучения и других решений  на основе предоставленной ему  информации.

2. В процессе  профконсультации консультант высказывает собственные суждения и оценивает различные аспекты ситуации в форме, исключающей ограничение свободы клиента в принятии им самостоятельного решения. При предоставлении услуг по профессиональной ориентации строго должен соблюдаться принцип добровольности со стороны клиента: клиент может отказаться вообще от услуг профориентации.

3. При проведении  профконсультации не должна ограничиваться свобода клиента как в отношении прекращения консультации, так и в отношении консультирования у другого профконсультанта.

4. Профконсультант  информирует клиента о целях  и содержании консультации, применяемых  методах и способах получения  информации, чтобы клиент мог  принять решение об участии  в профконсультации.

Информирование  должно быть осуществлено в форме, исключающей  возможность неправильного понимания  клиентом сущности профконсультирования и формирования необоснованных ожиданий по отношению к возможностям и задачам профконсультанта.

5. Профконсультант  обязан предупредить клиента  об использовании методов, находящихся  в стадии апробации. Клиент  имеет право отказаться от  участия в этом.

6. Профконсультант  формулирует и излагает клиенту  результаты профдиагностики в терминах, понятных клиенту. Рекомендации должны быть четкими и не содержать заведомо невыполнимых условий.

7. Заключение по  результатам профдиагностики не должно носить категоричный характер, оно может быть предложено клиенту в виде рекомендаций.

8. В ходе консультации  профконсультант должен подчеркивать  способности и возможности клиента,  поддерживать его поисковую активность  в различных направлениях. Недопустимо  акцентирование внимания клиента  на его ограничениях и недостатках.

Лояльность по отношению к клиенту

На бесплатную профессиональную консультацию в службе занятости  имеет право любой гражданин, зарегистрированный в службе занятости  и нуждающийся в консультации в области профессиональной деятельности. Гражданам, не имеющим реальных перспектив трудоустройства по имеющимся профессиям или не имеющим профессии, может  быть рекомендовано получение профессиональной консультации.

1. Профконсультант  уважает личность клиента, его  достоинство, права и свободы  и защищает его право на  свободное самоопределение в  сфере профессиональной деятельности.

2. В случае, когда  интересы клиента вступают в  противоречие с интересами службы  занятости, профконсультант должен  учитывать прежде всего интересы клиента, если последние не противоречат действующему законодательству.

3. В ходе профконсультации не должна осуществляться дискриминация по социальному статусу, возрасту, полу, национальности, вероисповеданию или любым другим отличиям.

4. Профконсультант  не должен допускать предвзятого  отношения к клиенту, субъективное  отношение профконсультанта не  должно влиять на результаты  консультации.

5. Профконсультант,  независимо от своего эмоционального  и физического состояния, должен  быть доброжелательным, тактичным,  внимательным, вежливым по отношению  к клиенту.

Лояльность по отношению к коллегам.

Работа профконсультанта основывается на праве и обязанности  проявлять уважение (и пользоваться таковым) к другим специалистам и  методам их работы независимо от своих  предпочтений в области методического  обеспечения, особенно в сферах деятельности, близко соприкасающихся с профконсультированием.

1. Профконсультант  воздерживается от публичных  оценок и замечаний о средствах  и методах работы коллег, особенно  в присутствии клиента. Если  профконсультант имеет претензии  к стилю или методам работы  своих коллег, то он может выступать  с обоснованной критикой в  кругу специалистов.

2. Профконсультант  должен строго придерживаться  правил служебной этики по  отношению к другим работникам  службы занятости.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Н.С. Пряжников “Профессиональное и личностное самоопределение”.
  2. Письмо Федеральной службы занятости России от 15.09.1994г. “Об использовании “этических норм профконсультанта службы занятости””

Дата добавления: 20.03.2001


Информация о работе Этические нормы практического психолога