Этнопедагогика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 23:44, доклад

Краткое описание

Поскольку этнопедагогика предполагает теоретическое осмысление и обобщение фактов народной педагогики, то необходимо сказать и об ее источниках, откуда она черпает необходимый эмпирический материал. Назовем основные из них и дадим их краткое описание.
Практика воспитания, бытующая в народе, главным образом в семье, в людской среде, это — неисчерпаемый, постоянно пополняемый и обновляющийся источник. В этом случае воспитание идет от интуиции, здравого смысла, часто — путем проб и ошибок и потому — иногда успешно, а иногда — с большими издержками.

Вложенные файлы: 1 файл

ЭТНОПЕДАГОГИКА.doc

— 254.50 Кб (Скачать файл)

народном промысле обычно не закрепляется в подготовительной модели или

рисунке, а живёт в сознании и руке мастера; при этом результаты его

индивидуальной изобретательности, приводящей к выработке наиболее

рациональных приёмов работы, должны быть приняты народным коллективом. В

силу этого закрепляемая вековым отбором традиция претерпевает постоянные,

но лишь частичные специфические изменения. Древнейшие предметы (напр.,

деревянные ковши в виде утки) могут быть чрезвычайно близки к натуре;

позднее, сохраняя общую форму и образную основу, сочетают их с веками

выработанными приёмами обобщения, декоративной стилизации, с рациональным

использованием технических средств и материалов.

Народные умельцы с давних времен очень ценились. Секреты своего

мастерства передавали из поколения в поколение, от отца сыну, соединяя

мудрость и опыт прошлого и открытия настоящего. Дети с раннего возраста

приобщались к работе, помощи родителям.

Совместная работа помогает детям лучше освоить ремесло, перенять опыт

наставника (родителей), прививает трудолюбие.

Принципы народной педагогики

1 Закономерности народных педагогических  систем

К числу общих закономерностей и характеристик народных педагогических

систем, дающих возможность осуществлять "перенос" знаний из одной

этнической педагогики в другую, относятся:

. наличие идеала личности, зафиксированного  в фольклоре, эпосе, мифологии и

других источниках народной духовной культуры и представляющего систему

общечеловеческих ценностей;

. единство естественного механизма  развития народных педагогик,

выражающегося во взаимодействии социальных (общественных) требований и

народности;

. общность факторов воспитания, позволяющих ребенку активно включаться в

реальную человеческую деятельность и общение (природа, труд, игра и др.);

. общинно-групповой и гуманистически  направленный характер обучения и

воспитания.

Эти закономерности и характеристики составляют сущностное ядро

народных педагогик, общее для всех народов. В качестве вариативных

характеристик народных педагогик различных этносов выступают природно-

географические условия и исторические особенности развития народов,

определяющие характер труда, игр, праздников, традиций и обрядов,

содержание устного народного творчества, изобразительного искусства и

народных промыслов, специфику отношений людей друг к другу и окружающей

природе.

В основу построения методики учебно-воспитательного процесса,

базирующегося на народной педагогике, следует положить идеал личности как

цель воспитания и обучения. Этот идеал органически включается в систему

современных социальных целей и выполняет по отношению к учебно-

воспитательным системам роль программы обучения и воспитания и критерия

эффективности данного процесса.

Механизмом, позволяющим включить народную педагогику в современный

учебно-воспитательный процесс, является народная традиция. Именно традиция

выражает сущность народной культуры и ее связь с социальными условиями; она

и в настоящее время несет те же воспитательные и образовательные функции,

что и многие годы тому назад; она развивается вместе с обществом и

отмирает, если теряет свою социально значимую основу.

2 Народная педагогика и этнопедагогика

Под народной педагогикой традиционной культуры воспитания мы понимаем

исторически сложившийся опыт воспитания и обучения детей, первоначально

передаваемый от поколения к поколению в устной форме, а затем

зафиксированный в письменных памятниках в виде фольклора, героического

эпоса, легенд и преданий, свода правил воспитания, правил поведения и т.д.

Сам же идеал представлен в сказках, пословицах и поговорках (афористическая

педагогика), в традициях. Другими словами, народная педагогика имеет в

своей основе идеал и средства его формирования. Она представляет такую же

объективную реальность, как фактическая сторона исторического процесса,

история народа в целом.

А то общее, что характерно для традиционного культурного воспитания

народных педагогик, сложившихся исторически у разных народов и

представляющих ядро, стержневую идею его мудрости, и должно стать основой

создания этнопедагогики как науки о сущности народного воспитания и способа

его использования в современных условиях. Именно здесь и различаются два

понятия народная педагогика и этнопедагогика. Следовательно, этнопедагогика

— наука, не только изучающая народную педагогику как реальность, но и

вскрывающая закономерности становления традиционных культур воспитания в

связи с развитием экономических, духовных, социальных и других общественных

явлений, а так же показывающая способы, пути ее функционирования в

современной учебно-воспитательной системе в качестве их органической

системообразующей части.

Заключение

В народной педагогике обязательно включение ребенка в различные виды

деятельности (трудовую, празднично-игровую и т.д.) вместе со взрослыми.

Семья наряду с общиной считалась основным воспитателем ребенка. Она несла

ответственность за качество воспитания не только перед общиной, но и перед

церковью. Религиозные заповеди и запреты, соединенные с сохранившимися

народными представлениями о совершенной личности, являлись содержанием

целей и задач воспитания, которые дошли до настоящего времени в виде

заповедей, народной мудрости.

Определяющим в развитии ребенка в первую очередь считается его

непосредственное общение с родителями, бабушками и дедушками, которых не

может заменить ни один самый современный компьютер. Сегодня мы все чаще

обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образования и

воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие трудные

вопросы сегодняшнего дня. Все очевиднее становится тот факт, что только

взаимодействие поколений (причем трех) позволяет должным образом

осуществлять воспитание и развитие ребенка, особенно младшего возраста.

Мудрость народного воспитания как исторически проверенного опыта должна

стать основой современных учебно-воспитательных систем.

Опыт народного воспитания у всех этносов, наций и народов очень

богат. Как показал анализ традиционной культуры воспитания, этот опыт

характеризуется почти одинаковыми требованиями к качествам формируемой

личности и системе средств ее воспитания и обучения. Он представляет собой

своеобразную (общую для всего человечества) народную мудрость, систему

общечеловеческих ценностей, проверенных веками. Но это не означает, что

надо использовать весь арсенал народных средств и факторов воспитания без

изменений и критической оценки. Необходимо брать те из них, которые

работают сегодня и соотносятся с нашими представлениями о гуманизме и

общечеловеческих ценностях.

Поступки и деятельность людей ограничиваются определенными запретами,

способствующими сохранению и развитию человеческого общества и его

взаимоотношений с окружающей средой. Общими практически для всех этносов,

наций и народов являются следующие заповеди: "не убий", "не лги", "не

воруй", "не лжесвидетельствуй", "не желай чужого" и др. Они же входят в

число библейских заповедей.

Помимо заповедей-запретов народная педагогика большое место всегда

отводила заповедям — целям воспитания и обучения. Ведущей заповедью в этой

системе является воспитание человека-патриота, носителя традиций и чаяний

своего народа. Она выражается не только в описаний героизма людей, но и в

поэтических описаниях родной природы, прославлении своей Родины, осуждении

предательства, трусости и уклонения от исполнения гражданского долга. На

примерах былинных героев: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и

другие защитники Отечества.

Следующая заповедь народной педагогики — воспитание доброты и любви к

людям. Многие библейские заповеди учат этому: "Возлюби ближнего своего, как

самого себя, да благо тебе будет". Добрый человек обязательно должен быть

скромным, кротким, миротворцем, видящим свои недостатки и не осуждающим

других.

Третья заповедь — воспитание трудолюбия. Народ всегда высмеивал

лодырей, лежебок, бездельников. Особенно ярко эта заповедь выражена в

народных пословицах: "Деревья смотри в плодах, а людей — в делах", "Под

лежачий камень вода не течет".

Но одним из важнейших условий воспитания в народной педагогике

считается доброе, уважительное отношение к ребенку.

 

«Этапы становления и особенности развития этнопедагогики»

 

В России объективно все более возрастает интерес к этническим проблемам. От их решения во многом зависят конструктивность национальной политики государства и, следовательно, ориентиры обучения и воспитания подрастающих поколений. Этнопедагогические аспекты — зона пересечения различных, нередко полярных интересов. Государство заинтересовано, чтобы система образования была в известном смысле инструментом консолидации этнически разнородного населения. И эту важную задачу отчасти призвана решать этнопедагогика, предметом которой является такой сложный социально-культурный феномен, как народная педагогика.

Первые элементы этнопедагогического знания зародились в период образования начальной этнической общности — племени. На протяжении истории развития человеческого общества этнопедагогическое знание постоянно развивалось, пополняясь новыми элементами. Некоторые исследователи не проводят четкой границы между этнопедагогикой и народной педагогикой и зачастую, описывая традиционный народный воспитательный опыт, используют термин "этнопедагогика". Принципиальное различие между этими научными понятиями определил академик РАО Г.Н. Волков: если народная педагогика имеет отношение к опыту и эмпирическим сведениям и знаниям по вопросам воспитания, которые обычно распространяются устно, то этнопедагогика - сфера теоретической мысли, сфера науки. Народная педагогика — это исторически сложившаяся совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, героическом эпосе, своде правил традиционного поведения и воспитания, обычаях, обрядах, традициях, детских играх и игрушках. Народная педагогика содержит как идеал воспитания, так и пути и средства его достижения. Ценности народной педагогики помогают направить современный учебно-воспитательный процесс на формирование этнического самосознания у подрастающих поколений, развитие у них понимания роли своего народа, этнической группы в социальном окружении, мировой культуре [1].

Народная педагогика является основным объектом науки этнопедагогики. В народной педагогике превалирует эмпирика, в ней много ценных фактов и оригинальных идей, но нет целостной системы, взглядов, обобщающей теории, а этнопедагогика представляет собой научный взгляд на явление, в ней анализируются социальные и педагогические процессы, взаимосвязи, взаимодействия, взаимовлияния педагогики с образовательно-воспитательными традициями того или иного этноса.

Народная педагогика не является наукой, так как она представляет собой не систему научных взглядов на воспитание человека, а совокупность эмпирических знаний, проверенных практикой воспитания многими поколениями, органично соединенными с жизнью и трудом ребенка. Таким образом, по словам Г.Н. Волкова, этнопедагогику можно было бы, в общем и целом представить как историю и теорию народного (естественного, обыденного, неформального, нешкольного, традиционного) воспитания. Этнопедагогика — наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации.

Имеются две наиболее распространенные взаимоисключающие точки зрения, касающиеся специфики этнопедагогики как науки. Одна из них сводится к обоснованию того, что в этнопедагогике объединены элементы разных наук (философии, антропологии, психологии, педагогики, культурологии и др.), что она по существу — междисциплинарная область научного знания. Другая исходит из того, что это— самостоятельная отрасль научного знания. Кроме того, различные ученые утверждают, что этнопедагогика — это: прикладная наука; отраслевая наука; учебная дисциплина; интегральная область научного гуманитарного знания.

На наш взгляд, этнопедагогика - междисциплинарная область научного знания, сформировавшаяся на стыке философии, педагогики, этнографии, этнокультуры, этнопсихологии, изучающая традиционную культуру и педагогику этнических общностей с целью выявления общих закономерностей их становления и развития, возможностей использования их богатого воспитательного потенциала в современных учебно-воспитательных системах. Необходимо заметить, что в современных педагогических представлениях часто бытует мнение, что исторический опыт предшествующих эпох следует изучать для того, чтобы все лучшее использовать сегодня. Историю народной традиционной культуры и педагогики, безусловно, необходимо знать, но не столько для того, чтобы непосредственно использовать в учебно-воспитательной практике, сколько для того, чтобы создать педагогическое знание, отвечающее потребностям современности.

Появление множества научных исследований "на стыке" разных наук — зримая примета двадцатого столетия. С точки зрения происхождения, этнопедагогика находится в предметном поле педагогики. С точки зрения социального проявления, этнопедагогика охватывает разные области человеческого знания — философию, антропологию, психологию, этнографию, культурологию и др. — и, таким образом, частично входит в предметное поле и этих наук. Как область научного знания этнопедагогика находится в стадии становления и не обладает устоявшимся понятийно-категориальным аппаратом.

Информация о работе Этнопедагогика