Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2014 в 20:03, реферат
Буддизм является одной из мировых религий. Религия – это особая форма осознания мира, которая обуславливается верой в существование чего-то сверхъестественного, а также под воздействием этой веры заставляет совершать определенные поступки. Именно вера является основным признаком и неотъемлемым элементом любой религии. Буддизм, одна из трёх мировых религий наряду с христианством и исламом. Б. возник в древней Индии в 6–5 вв. до н.э. и в ходе своего развития разделился на ряд религиозно-философских школ. Основателем Б. считается индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды, то есть пробужденного, просветлённого.1
Введение…………………………………………………………………………..2
Особенности распространения буддизма на территории России………4
Распространение и становление буддийской традиции в России……4
Буддизм в Начале XX века……………………………………………………6
Буддизм в настоящее время в России………………………………………9
Геополитические и социокультурные предпосылки распространения буддизма в Забайкалье и политика Российского государства в отношении буддизма…………………………………………………….11
Особенности распространения буддизма в Калмыкии……………….17
Заключение……………………………………………………………………...20
Список используемой литературы…………………………………………….22
Министерство образования и
науки РФ
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Владимирский государственный университет
имени Александра Григорьевича и Николая
Григорьевича Столетовых»
Кафедра музеологии и истории культуры
Буддизм в России
Н.А. Назаров
Ст. гр. ЗТРд-111
Руководитель:
к.п.н. Л.Г. Гужова
Владимир 2014
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………….22
Введение
Религия существует много веков, по-видимому, также долго, как существует человечество. За это время оно выработало множество разновидностей религий. Своеобразные религии существовали в Древнем Мире у египтян и греков, вавилонян и евреев. В настоящее время широкое распространение получили так называемые мировые религии: буддизм, христианство и ислам. Помимо них продолжают существовать национальные религии (конфуцианство, иудаизм, синтоизм и др.). И в своем реферате хотел бы написать о развитии буддизма в России.
Буддизм является одной из мировых религий. Религия – это особая форма осознания мира, которая обуславливается верой в существование чего-то сверхъестественного, а также под воздействием этой веры заставляет совершать определенные поступки. Именно вера является основным признаком и неотъемлемым элементом любой религии. Буддизм, одна из трёх мировых религий наряду с христианством и исламом. Б. возник в древней Индии в 6–5 вв. до н.э. и в ходе своего развития разделился на ряд религиозно-философских школ. Основателем Б. считается индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды, то есть пробужденного, просветлённого.1
Велико число буддистов
и в нашей стране, традиционными
районами, где исповедуется буддизм,
являются Бурятия, Тыва, Калмыкия, Тюменская
область, Забайкальский край и
Иркутская область. Также буддийские
общины существуют в Санкт-
В России буддизм обретает также популярность среди русских и других народов. В настоящее время в России представлены многие буддийские школы: тхеравада, несколько направлений Махаяны, в том числе японский дзэн, корейский сон и практически все школы тибетского буддизма. Буддизм в Российской Федерации провозглашён одной из четырёх традиционных для России религий, наряду с православием, исламом суннитского толка и иудаизмом.
1.1 Распространение
и становление буддийской
Буддизм - одна из трех основных религий наряду с христианством и исламом. Основоположник буддизма – реальная историческая личность – Сиддхартха Гаутама, родился и жил в Северной Индии, по мнению исследователей, в 566-473 годы до н.э. Другое имя - Шакьямуни - напрямую связано с местом рождения и родственными отношениями будущего Будды.
Учение Будды возникло в середине первого тысячелетия до новой эры в Индии. Тем не менее, на протяжении многих веков буддизм органично являет себя на территории России. Он значительно повлиял на культуру и обычаи Средней Азии и Сибири, ассимилировав элементы брахманизма, даосизма и др. В бурят-монгольской культуре буддизм тесно связан с шаманизмом, основные принципы которого - стремление к гармонии с собой и окружающим миром (природой) - совершенно не мешали и даже раскрасили новыми яркими красками старинные обычаи и культуру.2
На территории нынешней России буддизм получил распространение в 16-17 веках из Монголии через кочевников калмыков (ойратов), обосновавшихся в конечном счете в северном Прикаспии и на землях нынешней Бурятии. Таким образом, первые свидетельства о существовании буддизма на территории современной РФ относятся к VIII веку н.э. и связаны с государством Бохай, которое в 698 – 926 занимало часть современных Приморья и Приамурья. Бохайцы, чья культура испытывала большое влияние соседних государств Китая, Кореи и Манчжурии. Исповедовали буддизм одного из направлений Махаяны.3
На территории Российского государства буддизм существует с начала XVII века, когда некоторые калмыцкие племена приняли российское подданство.
Жизнь Будды стала известна в Древней Руси по тексту «Повести о Варлааме и Иоасафе». Царевич Иоасаф, прообразом которого послужил Будда, стал христианским святым (память его отмечается Русской православной церковью 19 ноября).
С XVII века тибетский буддизм распространился и в Бурятии – сюда его принесли монгольские и тибетские ламы, только в 1712 году в поселения селенгинских бурят прибыло сто монгольских и пятьдесят тибетских лам.
Ко времени установления
границы России с Китаем по Кях
Российские власти не препятствовали распространению новой веры, но с самого начала старались ограничить влияние духовенства и подчинить его царской администрации. В 1741 г. все ламы приводились к присяге на верноподданство России, освобождались от налогов и получили официальное разрешение на проповедь своего учения. Власть стремилась для облегчения своего контроля поставить во главе духовенства одного человека, упорядочить и ограничить число лам. После длительной борьбы за первенство основанный в 1758 г. крупнейший в Забайкалье Гусиноозерский дацан становится в 1809 г. официальным центром управления ламаистским духовенством Бурятии, а его настоятель — главою этого духовенства.Уставом от 22 июня 1822 г. ламы были подчинены местной полиции. И, наконец, введенное в 1853 г. «Положение о ламайском духовенстве в Восточной Сибири» строго регламентировало ламскую иерархию и подчиняло ее через хамбо-ламу непосредственно иркутскому генерал-губернатору. Устанавливалось число штатных лам — 285. Остальные относились к категории заштатных или сверхштатных и официально ламами не считались, хотя и занимались различными видами культовой деятельности. Всего к началу XX века на территории современной Бурятии было 36 монастырей, в которых находилось более 100 храмов (сумэ). Кроме того, у агинских бурят было восемь дацанов. В дацанах работали богословские школы: цанит (чойра), джуд, манба (медицинские), дуйнхар; здесь занимались книгопечатанием, различными видами прикладного искусства; развивались богословие, наука, переводческо-издательское дело, художественная литература. По данным 1914 г. в Бурятии насчитывалось 16 тысяч лам всех категорий.
1.2 Буддизм в Начале XX века
XX век принес буддизму короткий и яркий период расцвета. Он ознаменовался появлением Императорского манифеста от 17 апреля 1905 г. "Об укреплении начал веротерпимости", который провозглашал право перехода из православия в другие христианские вероисповедания и даже нехристианские, что открывало возможности для возвращения к буддизму "крещеных инородцев". Последующий законопроект Ш Государственной Думы (от 26 мая 1909 г.) "О праве свободно Переходить из христианской религии, не исключая и православия, в религии еврейскую, магометанскую и языческие" так и остался законопроектом, хотя и имел общественный резонанс и практические последствия - процесс возвращения "язычников" (т.е. буддистов) в лоно буддийской сангхи усилился и приобрел в начале XX в. необратимый характер.
После Февральской революции 1917 г. Временное правительство "нашло возможность обратиться к насущным вероисповедным проблемам 'многоконфессионалъного Российского государства. Первым таким актом "Йилась форма присяги, в которой учитывались конфессиональные особенности военнослужащих (в том числе и буддистов). Наиболее важным было постановление Временного правительства "Об отмене вероисповедных и национальных ограничений" (20 марта 1917 г.), в 'бром было провозглашено равенство в правах всех граждан России ависимо от национальности и вероисповедания; оно отменяло все аннчения и регламентации того или иного вероисповедания, венствующее положение православия. Постановление "О свободе овести" (14 июля 1917 г.) по существу дополняло и конкретизировало предыдущий документ, не внося ничего существенно нового.
Для буддийских регионов этот период явился периодом наивысшего расцвета буддизма - строительства новых хурулов и дацанов, нового всплеска в развитии обновленческого движения, второй этап которого датируется 1917-1929 гг. Строятся новые хурулы в Калмыкии (в Багацохуровском. Яндыковском, Манычском. Малодербетовском улусах и др.), многие "заштатные" хурулы обретают официальный статус, основываются молитвенные кибитки. Расцвет буддизма происходит не только у астраханских калмыков, но и у донских, уральских, оренбургских, большинство из которых считались крещеными.4
Временное правительство готовило новый законопроект о положении буддизма в России вместо все еще формально действовавших правил и положений. В связи с этим была создана специальная комиссия (во главе с профессором С.Котляревекнм. заместителем министра исповеданий и комиссаром Временного правительства, в нее же входил востоковед и буддолог С.Ф.Ольденбург, который был министром народного просвещения во Временном правительстве). В комиссию были делегированы представители от буддистов, в том числе Л.Доржиев. В законопроекте уже определенно звучало стремление реформировать буддизм, в нем говорилось о выборности и коллегиальности административной системы управления сангхой. об участии в управлении не только духовенства, но и мирян; об ограничении роскоши духовенства, чрезмерных поборов и т.д.
Этот проект был одобрен III Общебурятским съездом (1917 г.), однако он не был реализован. Произошла Октябрьская революция. Территории Бурятии и Калмыкии оказались охваченными борьбой за установление советской власти и гражданской войной. Произошла интервенция японцев на Дальнем Востоке.
20-е годы XX в. в Курятин и Калмыкии явились недолгим "золотым веком" буддизма в России. Были отменены все прежние регламентации и ограничения. началось бурное развитие религиозной жизни. строительство дацанов и т.д. Советская власть вступила в борьбу с буддизмом не сразу, занимаясь более важными для нее политическими и социальными проблемами. Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви от 23 января 1918 г. в связи с более поздний установлением советской власти на Дальнем Востоке, в Забайкалье и Калмыкии по сравнению с центральными регионами долгое время оставался нереализованным. Если середина 20-х гг. характеризовалась главным образом двумя методами давления власти на буддизм -экономическим и идеологическим (через антирелигиозную пропаганду, которая стала уже связываться с задачами классовой борьбы), то в 30-х гг. государство в отношении буддизма использовало методы политические.В 30-х гг. борьба с буддизмом была направлена как против консерваторов, так и против обновленцев. Проблема обновленческого течения в буддизме представляла собой наиболее сложную проблему для партийной и советской власти, так как его идеи поддерживали даже некоторые "партийцы и комсомольцы", увлеченные идеей тождества буддизма и марксизма. Партийными и советскими органами ставились задачи превращения ряда улусов в "безбожные улусы", проведения кампании за "отказ" населения от ряда дацанов, против "шарлатанской деятельности философских школ".
В 30-х гг. на защиту буддийской системы образования и подготовки новых кадров духовенства пытался встать А.Доржиев, к тому времени являвшийся полномочным представителем Тибета в СССР и защищенный (на весьма недолгое время) дипломатическим иммунитетом. В течение ряда лет он неоднократно обращался в Постоянную комиссию по вопросам культов при Президиуме ВЦИК, к Председателю Центрального исполнительного комитета М.И.Калинину с заявлениями, просьбами, ходатайствами о необходимости восстановления религиозного обучения мальчиков - будущих лам как условия существования буддизма на территории СССР. А.Доржиев обращался к М.И.Калинину с просьбой сохранить буддийские школы при дацанах и дать возможность обучать мальчиков с 7 лет по добровольному желанию их и их родителей буддийскому учению. Он также обращался в Постоянную комиссию по вопросам культов при Президиуме ВЦИК, в местные и союзные органы советской власти с многочисленными заявлениями и просьбами относительно положения буддизма в Бурятии, Калмыкии, Ленинграде. Все эти обращения остались без ответа.