Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 20:13, доклад
О происхождении христианства написано большое количество книг, статей и остальных публикаций. На этом поприще трудились и христианские авторы, и философы-просветители, и представители библейской критики, и авторы-атеисты. Это и понятно, поскольку речь идет об историческом парадоксе - христианстве, создавшем бессчетные церкви, имеющем миллионы последователей, занимавшем и до сих пор занимающем огромное место в мире, в идейной, экономической и политической жизни народов и стран.
Введение
Глава 1. История христианства
1.1 Истоки и общественно-исторические условия возникновения и распространения христианства
1.2 Развитие и распространение христианства
Глава 2. Идеология христианства
2.1 Учения христианства
2.2 Разновидности христианства
Заключение
В IV веке резко поменялся характер
христианского аскетизма. Если и
ранее некие люди, приняв христианство,
стремились уйти из признаваемого ими
греховным мира и начать праведную
жизнь на лоне природы, то сейчас такие
поселении христиан-аскетов
В VI веке христианская церковь предложила ввести новенькую эру летосчисления - от появления новой религии. В 525 году римский монах Дионисий Малый вычислил дату рождения Христа и предложил установить счёт годов «от рождества Христова».
В течение первых пяти веков христианская
церковь демонстрировала
До V века распространение христианства происходило в основном в географических границах Римской империи, а также в сфере её влияния - Армении, Эфиопии, Сирии. Во второй половине I тысячелетия христианство распространилось посреди германских и славянских народов, позже - в XIII - XIV веках - посреди прибалтийских народов. К XIV веку христианство фактически полностью завоевало Европу, и, начиная с этого времени, стало распространяться за пределами Европы, основным образом за счет колониальной экспансии и деятельности миссионеров.
Итак, христианство зародилось на Ближнем Востоке и на самых ранешних этапах возникло также в Северной Африке. В Х1Х и начале ХХ века вышло заметное оживление миссионерского движения, в итоге христианская церковь укоренилась на всех континентах и существует фактически во всех странах. К концу XX века число сторонников христианства во всем мире превосходит один миллиард, из них около половины проживает в Европе. Более половины христиан - католики, около трети - протестанты, другие - православные и приверженцы остальных восточных церквей.
Христианская вера продолжает распространяться, но центр тяжести скоро смещается: из Европы и (в меньшей степени) США в Африку, Азию и Латинскую Америку. В связи с демографическими тенденциями в этих странах некие исследователи предполагают, что церковь ХХI века будет представлена все более юными, энергичными и бедными людьми, не принадлежащими к белой расе.
2. Идеология христианства
2.1 Учения христианства
Так что же такое Христианство? Главные идеи Христианства: искупительная миссия Иисуса Христа, предстоящее второе пришествие Христа, ужасный трибунал, небесное воздаяние и установление Царства небесного. Если говорить совершенно кратко, это религия, в базе которой лежит вера в то, что две тысячи лет назад отпрыск бога пришел в мир. Он появился, получил имя Иисус, жил в Иудее, проповедовал, страдал и погиб, как человек. Его погибель и последующее воскрешение из мертвых изменило судьбу всего человечества. Его проповедь положила начало новой, европейской цивилизации. Основным дело Иисуса было его бытие, бытие с людьми.
Христиане верят в то, что мир создан единым предвечным богом, и создан без зла.
В базе догматики и богослужения Христианства - Библия, либо Священное писание. Опыт пророков иудейского народа, общавшихся с богом, и опыт людей, знавших Христа в Его земной жизни, составили Библию. Христианская церковь включила в Библию иудейский Ветхий завет; только христианской частью Библии является Новый завет (в него входят четыре Евангелия, повествующие об Иисусе Христе, «Деяния апостолов», послания апостолов и Апокалипсис). Общим признаком, объединяющим христианские вероисповедания, церкви, секты, является только вера во Христа, хотя и тут меж ними есть разногласия.
Итак, Библия ведает о том, что в I веке н. Э. В Палестине жил проповедник Иисус. Он призывал всех людей покаяться (т. е. Устыдиться собственных дурных поступков и целей), отрешиться от богатства, простить окружающим прегрешения, проявлять милосердие. В различие от Ветхого Завета, где признавалось возмездие («око за око, зуб за зуб»), Иисус учил не противиться злу, обожать противников собственных, молиться за обидчиков (ибо право судить принадлежит одному только богу). Иисус утверждал, что скоро наступит на Земле Царство Божие - царство добра и справедливости, куда будут допущены лишь те, кто следует его учению. Ученики Иисуса почитали его как мессию (посланника бога Яхве, помазанного им на царство). По-гречески мессия - Христос, поэтому грекоязычные обитатели империи называли Иисуса - Христом, а его последователей - христианами. Римские власти в Палестине враждебно относились к Иисусу, считая, что своим учением о Царстве Божьем он подрывает власть правителя. Иисус был схвачен и распят. Ученики Иисуса ведали, что он воскрес после погибели и вознесся на небо, ибо был отпрыском бога. Первые христиане направляли свои призывы и к мужчинам, и к дамам в равной степени; посреди учеников Иисуса, согласно традиции, были дамы, сопровождавшие его из Галилеи в Иерусалим и присутствовавшие при его экзекуции. И в дальнейшем дамы игрались значительную роль в христианских общинах восточных провинций, причем, по-видимому, до этого всего дамы, потерявшие публичные и семейные связи. Христиане - и это проходит через всю раннехристианскую литературу - призывали к себе нищих, вдов, сирот, калек, блудниц, т.е. Всех отверженных по нормам общинной морали старых обществ. Мысль христианского милосердия означала помощь всем страдающим, независимо от обстоятельств страдания; милосердие было ориентировано на отдельную личность, и в этом отношении христианская благотворительность различалась от коллективных раздач и публичных пиршеств старого мира.
Меж христианами были люди серьезного обычая, которые считали невозможным входить в какое-либо общение с поклонниками богов. Они говорили, что нужно избегать театра и игр, потому что это - дело беса, пышность идолослужения. Христианин не обязан быть скульптором, потому что ему придется изображать богов, не обязан держать школы, потому что придется объяснять легенды о богах. Ему нельзя быть солдатом, потому что знамена освящены нечестивыми ритуалами и Иисус возвещал: «Не убивай!» Нельзя занимать какую-либо должность, потому что по-другому пришлось бы совершать перед народом жертву, присягать перед статуей правителя и т.д. Раннехристианские общины не знали догматики и культа позднейшего христианства. Общины не имели особых мест для проведения богослужений, не знали таинств, икон. Единственное, что было общим для всех общин и группировок - это вера в добровольную искупительную жертву, принесенную раз и навсегда за грехи всех людей посредником меж богом и человеком. В христианской общине можно было заметить различие меж особыми ревнителями веры, «совершенными» христианами, и обилием непосвященных. От «совершенных» христиан требовалось много стойкости, они не обязаны были впадать в тяжкий грех, поэтому их называли святыми и священниками. Они были окрещены, им были открыты главные тайны веры. Крещение числилось равным большому покаянию, душевному просветлению и давалось только после долгой подготовки. Большая часть состояло из оглашенных, т.е. Готовящихся к крещению. Если посвященных впадал в грех, его «отлучали» от общины. Христианство учит, что все дурное в жизни - есть производное греха, глубочайшего разложения личности, которое случается, если эта личность отступает от божественного закона. Но будучи удовлетворённой вестью для каждого отдельного человека, учение Христа говорит о спасении и всего мира. Страдает не лишь человек, «вся тварь совокупно страдает и мучается» (Римлянам 7 : 29). Поэтому спасение не лишь в том, что спасается любая отдельная человеческая душа, а в том, что спасается любая тварь. Этот новый порядок вещей, новый род бытия и отношений в Евангелии носит заглавие Царствия Божьего. Царствие Божье - идеальный, божественный мир, но человек может, если желает, войти в него, употребив для этого личные усилия; еще при жизни он может соединиться в собственной душе с объективным Царством Божьим, приняв его в себя, в то время как в остальных людях, во всем мире Царство еще не осуществилось.
Следует заметить, что христианская
религия носила более или менее
постоянный характер только в первом
веке собственного существования - далее
наблюдается стремительная её трансформация,
и, следовательно, изменение её идей,
при сравнении раннего
2.2 Разновидности христианства
Христианская религия не является единой. Она, как и остальные религии, распределяется на ряд самостоятельных направлений. В ходе формирования христианство распалось на три главные ветки: католицизм, православие, протестантизм. В каждой из этих веток началось формирование своей, фактически не совпадающей с другими ветвями, идеологии. Рассмотрим три более значимых направления.
Католицизм. Слово «католицизм» значит - всеобщий, вселенский. Его истоки идут от маленькой римской христианской общины, первым епископом которой, по преданию, был Апостол Петр. Процесс обособления католицизма в христианстве начался еще в III - V веках, когда нарастали и углублялись экономические, политические, культурные различия меж Западной и Восточной частями Римской империи. Начало разделения Христианской Церкви на католическую и православную было положено соперничеством меж Римскими Папами и Константинопольскими Патриархами за главенство в христианском мире. Около 867 года произошел разрыв меж отцом Николаем I и Константинопольским Патриархом Фотием. Католицизм, как одно из направлений христианской религии, признает её главные догмы и ритуалы, но имеет ряд особенностей в вероучении, в культе, в организации. Основой католического вероучения, как и всего христианства, приняты Священное писание и Священное предание. Но, в отличие от православной церкви, церковная считает Священным преданием постановления не лишь семи первых Вселенских соборов, но и всех последующих соборов, не считая папские послания и постановления. Организация церковной Церкви различается серьезной централизацией. Римский папа - глава данной Церкви. Он описывает доктрины по вопросам веры и морали. Его власть выше власти Вселенских соборов. Централизация церковной Церкви породила принцип догматического развития, выразившийся, в частности, в праве нетрадиционного толкования вероучения. Так, в знаке веры, признаваемом Православной Церковью, в догмате о Троице сказано, что Святой Дух исходит от Бога-Отца. Католический догмат провозглашает, что Святой Дух исходит и от Отца, и от отпрыска. Сформировалось и своеобразное учение о роли Церкви в деле спасения. Считается, что база спасения - вера и добрые дела. Церковь, по учению католицизма (в православии этого нет), владеет сокровищницей «сверхдолжных» дел - «запасом» хороших дел, сотворенных Иисусом Христом, Богоматерью, святыми, благочестивыми христианами. Церковь имеет право распоряжаться данной сокровищницей, уделять из нее часть тому, кто в ней нуждается, то есть - отпустить грехи, даровать прощение кающимся. Отсюда учение об индульгенциях - об отпущении грехов за средства либо за какие-либо награды перед Церковью. Отсюда - правила молитв за погибших и право папы сокращать срок пребывания души в чистилище. Догмат о чистилище (промежуточное место меж раем и адом) есть лишь в Католическом вероучении. Души грешников, на которых не лежат очень большие смертные грехи, горят там, в очищающем огне (может быть это символический образ мук совести и раскаяния), а позже получают доступ в рай. Срок пребывания души в чистилище может быть сокращен хорошими делами (молитвами, пожертвованиями в пользу церкви), которые совершают в память об умершем его родные и близкие на земле. Учение о чистилище сложилось еще в I веке. Правоверная и Протестантские Церкви учение о чистилище отвергают. Не считая того, в различие от Православного вероучения, в Католическом есть такие догматы, как о непогрешимости папы - принят на I Ватиканском соборе в 1870 году; о непорочном зачатии Девы Марии - провозглашен в 1854 году. Особенное внимание Западной Церкви к Богородице проявилось в том, что в 1950 году папа Пий XII ввел догмат о телесном вознесении Девы Марии. Католическое вероучение, как и Православное, признает семь таинств, но понимание этих таинств в неких деталях не совпадает. Причащение делается пресным хлебом (у православных - квасным). Для мирян допускается причащение как хлебом и вином, так и лишь хлебом. При совершении таинства крещения окропляют водой, а не погружают в купель. Миропомазание (конфирмация) проводится в возрасте 7 -8 лет, а не в младенчестве. При этом ребенок получает еще одно имя, которое он выбирает себе сам, а совместно с именованием - образ святого, поступкам и идеям которого он намерен сознательно следовать. Таковым образом, совершение этого ритуала обязано служить укреплению в вере. В православии обет безбрачия воспринимает только темное духовенство (монашество). У католиков безбрачие (целибат), установленное отцом Григорием VII, непременно для всего духовенства. Центр культа - храм. Готический стиль в архитектуре, распространившийся в Европе в конце Средневековья, много способствовал развитию и укреплению церковной церкви. Принципиальные элементы культа - праздники, а также посты, регламентирующие бытовой уклад жизни прихожан. Рождественский пост у католиков именуется адвент. Он начинается в первое воскресение после дня Святого Андрея - 30 ноября. Рождество Христово - более праздничный праздник. Он отмечается тремя богослужениями: в полночь, на заре и днем, что символизирует рождество Христа в лоне Отца, во чреве Богоматери и в душе верующего. В этот день в храмах выставляют ясли с фигуркой младенца Христа для поклонения. По церковной иерархии есть три степени священства: диакон, священник (кюре, патер, ксендз), епископ. Епископа назначает папа. Папу избирает кардинальская коллегия большинством не менее чем две трети плюс один голос при тайном голосовании. На II Ватиканском соборе (в 1962 - 1965 годах) начался процесс аджорнаменто - обновления, осовременивания всех сторон жизни церкви. В первую очередь это коснулось традиции богослужения. К примеру, отказ от того, чтоб службу вести непременно на латинском языке.
Православие. Слово «православие» является переводом, калькой греческого слова «ортодоксия». Православие, таковым образом, в прямом смысле слова есть, в различие от ложного, правильное (правое) вероучение. Конкретно в этом значении это слово употребляется с эры Вселенских Соборов (IV--VIII вв.), Когда представители всех церквей, ограждая христианское учение от искажающих его идей и доктрин (религиозных и философских), формулировали положение изначальной веры. Эти формулировки выражали православное учение, православными были и церкви, его содержащие.
В XI в. Римско-церковная церковь в одностороннем порядке включила в общецерковное исповедание веры («Символ веры») принципиально новое утверждение о Святой Троице (так называемое «Филиокве»), что явилось одной из обстоятельств «Великого раскола». Восточные церкви с того времени стали называться православными, а все западные епархии (области), подчиненные Риму, оказались в Римско-церковной либо просто церковной церкви.
В настоящее время насчитывается пятнадцать Автокефальных (т.Е. Самостоятельных) церквей, включая и Русскую, содержащих православную веру, общую для всех них.
Православие - одно из трех главных направлений христианства - исторически сложилось, сформировалось, как его восточная ветвь. Оно распространено основным образом в странах Восточной Европы, близкого Востока, на Балканах. Заглавие «православие» в первый раз встречается у христианских писателей II века. Богословские базы православия сформировались в Византии, где оно было господствующей религией в IV - XI веках. Основой вероучения признаны священное писание (Библия) и священное предание (решение семи Вселенских соборов IV- VIII веков, а также труды огромнейших церковных авторитетов, таковых, как Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст). На долю этих отцов церкви выпало формирование главных положений вероучения. В знаке веры, принятом на Никейском и Константинопольском вселенских соборах, эти базы вероучения сформулированы в 12 частях либо членах:
В первом члене говорится о Боге как творце мира - первой ипостаси Святой Троицы;
Во втором - о вере в отпрыска Божия единородного - Иисуса Христа;
Третий - это догмат Боговоплощения, согласно которому Иисус Христос, оставаясь Богом, совместно с тем стал человеком, родившись от девы Марии;
Четвертый член знака веры - о страдании и погибели Иисуса Христа. Это догмат искупления;
Пятый - о воскресении Иисуса Христа;
В шестом говорится о телесном вознесении Иисуса Христа на небо;
Информация о работе Исторические условия возникновения христианства