Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 13:28, курсовая работа
Целью работы является изучение традиций язычества, для того, чтобы определить роль язычества в культуре, сущность язычества, ее различные проявления как в письменности, архитектуре и изобразительном – прикладном искусстве.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть общепринятые этапы развития язычества;
узнать культуру и быт язычества;
определить роль язычества в русской культуре.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………2
ГЛАВА 1. История язычества…………………………………….5
Мифология – как важная роль в истории язычества……….5
История языческих богов…..………………………………11
ГЛАВА 2. КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ЯЗЫЧЕСТВА
2.1Языческие обряды и праздники……………………………13
Устное народное творчество………………………………16
2.3Языческая узелковая письменность…………………...……18
2.4Декоративно-прикладное искусство и архитектура………19
ГЛАВА 3. РОЛЬ ЯЗЫЧЕСТВА В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ…..…………22
3.1 Язычество и христианство……………………………….....24
3.2 В чем же сохранилось язычество……………………...……27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………….................................................................28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………30
В народном сознании христианство постепенно переосмыслялось. Вбирая в себя старые языческие представления, оно создавало новые мифы. Так, древний бог Велес, покровитель скота, совместился с христианским святым Власием. Илью Пророка наделяли функциями Перуна, бога грома, создавали о нем легенды.
Утратив свое первоначальное значение, пережитки языческих культур славянских земледельческих племен еще в конце 19 века гнездились в глухих углах нашей страны.
Христианство больше всего воздействовало на официальный слой культуры, культура же народная испытывала это воздействие в меньшей мере, а само влияние распространялось на нее гораздо медленнее. Заимствованные культурные достижения подвергались глубокой трансформации под воздействием местных традиций, творчески перерабатывались и становились достоянием самобытной древнерусской культуры.
Таким образом, языческая культура – это первый системообразующий социокультурный слой, с которого начинала формироваться и строиться любая цивилизация.
Обращение к дохристианским языческим верованиям позволяет вскрыть глубинные пласты культуры современных восточнославянских народов, некоторые особенности их менталитета, равно как и выявить мировоззренческие основы представлений древних славян, являющиеся одной из базисных составляющих духовной культуры восточнославянских этносов.
Ее значение в истории русской культуры определяется, прежде всего тем, что она во-первых, выступила в качестве духовной силы, объединившей многочисленные славянские племена; во-вторых, сумела сохранить и развить архетипы (первопринципы и первообразы) национальной культуры.
Многочисленные праздники, коляды, игрища, святки скрашивали быт древнего славянина. Многие их этих обрядов живы в народе и по сей день, особенно в северных областях России, именно там христианство приживалось дольше и труднее, на севере особенно сильны языческие традиции, что привлекает повышенное внимание со стороны этнографов.
3.2 В чем сохранилось наше язычество?
До настоящего времени сохранились следующие формы язычества:
1) Языческая
религиозная обрядность
2) Языческая мифология сохранилась в наших волшебных сказках.
3) Сохранилась
языческая символика.
4) Имена языческих Богов во многом сохранились в фольклоре славянских народов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Язычество – это общее
название всех исконных верований разных
народов, берущих свое начало из глубины
веков. Славянское язычество – это
часть огромного комплекса
Исследователи не раз обращались к изучению особенностей русского язычества. Этой проблеме посвящены работы таких авторов как Е.В.Аничков, А.Н.Афанасьев, Н.М.Гальковский, Б.А.Рыбаков, С.А.Токарев, В.Н.Топоров, Н.И.Толстой, Г.А.Носова и др.
В своей эволюции культура Древней Руси прошла несколько этапов. Исторически первый из них – языческий или дохристианский – начался в период образования русского этноса и закончился в X веке крещением Киевской Руси. Однако еще до образования Киевского государства славяне уже имели свою историю и заметные достижения, как в материальной, так и в духовной культуре. У них довольно рано сложились языческие представления о земном и загробном мирах, сформировались строго соблюдаемые ритуалы.
Язычество прошло долгий путь развития и было естественным образом жизни, сводом норм поведения и законом, религиозным мировоззрением древних славян. Языческие верования, обряды, заговоры, формировавшиеся веками, не могли бесследно исчезнуть сразу после введения новой веры. И после принятия христианства на Руси язычество не исчезло, и до сегодняшнего дня встречаются его отголоски в современной русской культуре и повседневной жизни.
Мы печем блины, провожая Масленицу, рассказываем сказки о Бабе Яге, прыгаем через костер и ищем цветущий папоротник в ночь на Ивана Купалу, чтим наших предков и в день памяти оставляем им подношения, загадываем желания, сидя между тезками, на свадьбах бьем посуду «на счастье», считаем, что нельзя здороваться или передавать что-то через порог, стараемся первой запустить в новый дом кошку, гадаем на Коляду, а иногда просто подкидываем монетку… Все это мы получили благодаря нашим предкам
Язычество – это традиционная народная культура, Родовая система верований, комплекс мировоззрений, направленных на гармоничное развитие человека в Природе, приобретение им необходимых способностей на благо своего рода-племени. Именно этого не хватает современному обществу, отравленному наплевательским отношением к организму планеты и собственному организму.
Язычество – это система, соединяющая все традиционные знания наших предков, которая с ходом времени естественным образом развивается, пронизывая все сферы жизнедеятельности общества.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Н.П.Шевцова Язычество и христианство в генезисе русской национальной культуры / Н.П.Шевцова. - М.: МГИЭиМ, 2002. – С.56.