История и Культура язычества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 13:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение традиций язычества, для того, чтобы определить роль язычества в культуре, сущность язычества, ее различные проявления как в письменности, архитектуре и изобразительном – прикладном искусстве.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть общепринятые этапы развития язычества;
узнать культуру и быт язычества;
определить роль язычества в русской культуре.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………2
ГЛАВА 1. История язычества…………………………………….5
Мифология – как важная роль в истории язычества……….5
История языческих богов…..………………………………11
ГЛАВА 2. КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ЯЗЫЧЕСТВА
2.1Языческие обряды и праздники……………………………13
Устное народное творчество………………………………16
2.3Языческая узелковая письменность…………………...……18
2.4Декоративно-прикладное искусство и архитектура………19
ГЛАВА 3. РОЛЬ ЯЗЫЧЕСТВА В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ…..…………22
3.1 Язычество и христианство……………………………….....24
3.2 В чем же сохранилось язычество……………………...……27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………….................................................................28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………30

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯe.doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)

В народном сознании христианство постепенно переосмыслялось. Вбирая в себя старые языческие представления, оно создавало новые мифы. Так, древний бог Велес, покровитель скота, совместился с христианским святым Власием. Илью Пророка наделяли функциями Перуна, бога грома, создавали о нем легенды.

 

Утратив свое первоначальное значение, пережитки языческих культур  славянских земледельческих племен еще в конце 19 века гнездились в глухих углах нашей страны.

Христианство  больше всего воздействовало на официальный  слой культуры, культура же народная испытывала это воздействие в меньшей  мере, а само влияние распространялось на нее гораздо медленнее. Заимствованные культурные достижения подвергались глубокой трансформации под воздействием местных традиций, творчески перерабатывались и становились достоянием самобытной древнерусской культуры.

Таким образом, языческая культура – это первый системообразующий социокультурный слой, с которого начинала формироваться и строиться любая цивилизация.

Обращение к  дохристианским языческим верованиям позволяет вскрыть глубинные  пласты культуры современных восточнославянских народов, некоторые особенности их менталитета, равно как и выявить мировоззренческие основы представлений древних славян, являющиеся одной из базисных составляющих духовной культуры восточнославянских этносов.

Ее значение в истории русской культуры определяется, прежде всего тем, что она во-первых, выступила в качестве духовной силы, объединившей многочисленные славянские племена; во-вторых, сумела сохранить и развить архетипы (первопринципы и первообразы) национальной культуры.

Многочисленные  праздники, коляды, игрища, святки скрашивали быт древнего славянина. Многие их этих обрядов живы в народе и по сей день, особенно в северных областях России, именно там христианство приживалось дольше и труднее, на севере особенно сильны языческие традиции, что привлекает повышенное внимание со стороны этнографов.

 

3.2 В чем сохранилось наше язычество?

 

До настоящего времени сохранились следующие  формы язычества:

1) Языческая  религиозная обрядность сохранилась  в системе русских календарных  праздников. Это Купала, день Перуна (в эпоху двоеверия Илии), праздники урожая, Таусень (встреча Осени), Коляда, Среча (встреча богинь Зимы и Весны), Велесов день (в эпоху двоеверия Власий), Масленица, Зелёные Святки, Ярилин день и другие. В значительной степени эти языческие праздники были переделаны церковью под христианские, однако все народные праздники сохранили в себе языческую обрядность до наших дней.

2) Языческая  мифология сохранилась в наших  волшебных сказках. 

3) Сохранилась  языческая символика. Сохранились  представления об устройстве  Капищ. Русская хороводная культура и ряд детских игр имеют ярко выраженную языческую сущность. Сохранилась традиционная одежда с заклинательной символикой, сохранились загадки русского народа с мифологическим содержанием.

4) Имена языческих  Богов во многом сохранились в фольклоре славянских народов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Язычество – это общее  название всех исконных верований разных народов, берущих свое начало из глубины  веков. Славянское язычество – это  часть огромного комплекса первобытных  воззрений, верований, обрядов.

Исследователи не раз обращались к изучению особенностей русского язычества. Этой проблеме посвящены работы таких авторов как Е.В.Аничков, А.Н.Афанасьев, Н.М.Гальковский, Б.А.Рыбаков, С.А.Токарев, В.Н.Топоров, Н.И.Толстой, Г.А.Носова и др.

В своей эволюции культура Древней Руси прошла несколько этапов. Исторически первый из них – языческий или дохристианский – начался в период образования русского этноса и закончился в X веке крещением Киевской Руси. Однако еще до образования Киевского государства славяне уже имели свою историю и заметные достижения, как в материальной, так и в духовной культуре. У них довольно рано сложились языческие представления о земном и загробном мирах, сформировались строго соблюдаемые ритуалы.

Язычество прошло долгий путь развития и было естественным образом жизни, сводом норм поведения и законом, религиозным мировоззрением древних славян. Языческие верования, обряды, заговоры, формировавшиеся веками, не могли бесследно исчезнуть сразу после введения новой веры. И после принятия христианства на Руси язычество не исчезло, и до сегодняшнего дня встречаются его отголоски в современной русской культуре и повседневной жизни.

 

 

 

 

Мы печем блины, провожая Масленицу, рассказываем сказки о Бабе Яге, прыгаем через костер и ищем цветущий папоротник в ночь на Ивана Купалу, чтим наших предков и в день памяти оставляем им подношения, загадываем желания, сидя между тезками, на свадьбах бьем посуду «на счастье», считаем, что нельзя здороваться или передавать что-то через порог, стараемся первой запустить в новый дом кошку, гадаем на Коляду, а иногда просто подкидываем монетку… Все это мы получили благодаря нашим предкам

Язычество – это традиционная народная культура, Родовая система  верований, комплекс мировоззрений, направленных на гармоничное развитие человека в Природе, приобретение им необходимых способностей на благо своего рода-племени. Именно этого не хватает современному обществу, отравленному наплевательским отношением к организму планеты и собственному организму.

Язычество – это система, соединяющая все традиционные знания наших предков, которая с ходом времени естественным образом развивается, пронизывая все сферы жизнедеятельности общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бычков, А.А. Загадки Древней Руси / А.А.Бычков, А.Ю.Низовской, П.Д.Черносвитов. – М. : Вечер, 2000. 510 с.
  2. Бычков, А.А. Энциклопедия языческих богов. Мифы древних славян / А.А.Бычков. – М. : Вечер, 2001. 397 с.
  3. Капица, Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: справочник / Ф.С.Капица – 6 изд. – М. : Флинта : Наука, 2008. – 216 с.
  4. Рыбаков, Б.А. Язычество Древней Руси / Б.А.Рыбаков. – М. : Наука, 1988. 368 с.
  5. Рыбаков, Б.А. Язычество древних славян / Б.А.Рыбаков. – М. : 1981.
  6. Семенова, М.В. Быт и верования древних славян / М.В.Семенова. – СПб. : Азбука, 2000. 560 с.
  7. Кривошеев Ю.В. Религия восточных славян накануне крещения Руси / Ю.В.Кривошеев - Л.: Высшая школа, 1988. - С.16.
  8. Крывелев И.А. Библия: историко-критический анализ / И.А.Крывелев. - М.: ИПЛ, 1985. - 255 с.
  9. Культурология. История мировой культуры. / Под ред. А.Н.Марковой. - М.: ЮНИТИ, 2000. – 600 с.
  10. Повесть временных лет / Перевод Д.С.Лихачева. – Петрозаводск: Карелия, 1991. - 648 с.
  11. Россия в мировой истории. / Под ред. проф. В.П.Смирнова. - М.: ИРПО, 2001. - 250 с.
  12. Русская культура: ценности и архетип. / Под ред. В.А.Сапрыкина. - М.: МИЭМ, 2004.- 208 с.
  13. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян / Б.А.Рыбаков. - М.: Наука, 1987. - С. 445.

 

 

 

  1. Сахаров А.М. Очерки русской культуры 9-17 вв. / А.М.Сахаров, А.В.Муравьев - М.: Просвещение, 1984. – 336 с.
  2. Шевцова Н.П. Язычество и христианство в генезисе русской национальной культуры / Н.П.Шевцова. - М.: МГИЭиМ, 2002. – 256 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Н.П.Шевцова Язычество и христианство в генезисе русской национальной культуры / Н.П.Шевцова. - М.: МГИЭиМ, 2002. – С.56.

 


Информация о работе История и Культура язычества