История проникновения буддизма в Тибет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 15:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – провести комплексный анализ истории проникновения буддизма в Тибет, его эволюцию и особенности. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
Дать характеристику начального этапа распространения буддизма в Тибете.
Выделить особенности ведущих школ и направлений буддизма, распространенных в Тибете.
Охарактеризовать культурные аспекты тибетского буддизма, имеющие важное значение для понимания его сущности и особенностей.

Содержание

Введение 5
1 Появление и распространение буддизма в Тибете 9
1.1 История появления буддизма в Тибете 9
1.2 Важнейшие школы тибетского буддизма 17
1.3 Ваджраяна как специфическое направление тибетского буддизма 22
2 Особенности культуры тибетского буддизма 30
2.1 Буддийские праздники 30
2.2 Известные буддийские храмы и монастыри в Тибете 33
2.3 Погребальные обряды Тибета 37
Заключение 40
Список использованных источников и литературы 43

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 239.00 Кб (Скачать файл)

Около 632 года Сронгцен Гампо  посылает в Индию тринадцать молодых  тибетцев, и в их числе Тхонми Самбхоту. Их задачей было изучение санскрита и перевод священных буддийских текстов на тибетский язык. Более того, для этого им необходимо было создать алфавит родного языка, не имеющего письменности. Тхонми Самбхота был единственным, кто вернулся на родину. Все остальные погибли, не выдержав влажного и жаркого климата индийских равнин. В 647 году Самбхота представил царю новый тибетский алфавит, созданный им с помощью пандита Девавитсимхи; этот алфавит восходит к центрально индийскому письму VI–VII веков. Считается, что Тхонми Самбхота перевел на тибетский Карандавьюха-сутру и Ратнамегха-сутру17.

Разумеется, переводу буддийских священных текстов на тибетских  должна была предшествовать гигантская подготовительная работу по превращению  живой речи кочевников в литературный язык. Вероятно, в Тибете уже существовала некая литературная форма разговорного диалекта, употреблявшаяся при дворах владык, и опора на нее существенно облегчила задачу переводчиков. Любопытно отметить, что с самого начала работу по переводу буддийских текстов на тибетский вела группа буддийских ученых разных национальностей. Так, нам известно, что Тхонми Самбхоте помогали индийский брахман Шанкара, непальский ученый Силаманжду и китайский буддийский монах по имени Махадева Це. Эти наставники прибыли в Тибет в свите непальской и китайской жен цэнпо.

После смерти Сронгцен Гампо  бон попытался вернуть свои позиции, и его сопротивление было окончательно сломлено в царствование Трисонг-Децэна (правил в 755-797 годы). Их называют золотым  веком тибетского буддизма. Именно тогда буддизм начал распространяться среди широких слоев тибетского народа18.

Царь взошел на престол  еще совсем молодым, и сначала  реальная власть находилась у его  дяди, могущественного Ма-Жана, который  был последователем бон и стоял во главе антибуддийского движения. Многим монахам было приказано покинуть страну, несколько монастырей закрыли. Образ Будды, знаменитый Джово, был отправлен в Кьиронг на непальской границе, а китайские монахи, которые жили при храме Рамоче в Лхасе, были вынуждены бежать в Китай. Но приверженцы царя и новой веры не бездействовали. Когда цэнпо возмужал, он расправился с Ма-Жаном, отдав его в жертву духам кладбищ (такой человек оказывался до самой своей смерти заточен на кладбище, еду и воду ему передавали). Представители поместной знати, пытавшиеся бороться с буддизмом, были вынуждены подчиниться. При этом ценпо никогда не ставил себе цели уничтожения бон как религии, он боролся лишь с ее политическим влиянием, но не с ней самой. Он говорил: «Чтобы мне удержаться, бон нужен так же, как и буддизм. Чтобы защищать подданных, необходимы обе религии, и чтобы обрести блаженство, также нужны обе они. Ужасен бон и почтенен буддизм, поэтому-то я и сохраняю обе эти религии»19
Под покровительством ценпо были заново открыты и основаны новые буддийские монастыри. В Непал и Индию были направлены посланцы, чтобы пригласить образованных людей и проповедников буддизма. Одним из таких ученых был Шантаракшита из Наланды. Его влияние на тибетский буддизм и особенно его переводы буддийских текстов особо выделялись тибетскими историками. Однако проповедь философского учения не имела успеха царь был вынужден просить пандита вернуться в Непал. Перед отбытием Шантаракшита дал царю совет пригласить великого тантриста Падмасамбхаву, который во многом определил дальнейшую судьбу буддизма в Стране Снегов. Гуру Падмасамбхава провел в Тибете менее года, однако основанная им школа ньингмапа существует и поныне. Он дал тантрическое посвящение Трисонг Дэцену20.

Легенды повествуют, что  Падмасамбхава был родом из страны Удияна, которую историки считают Кашмиром, а буддисты – легендарной страной Шамбалой. В Тибете Падмасамбхава столкнулся не только с людьми – противниками буддизма, но и с враждебными демонами. Так, если пытались возвести храм, то демоны за ночь разрушали все, что люди строили днем. Демоны нападали на буддийских монахов, даже на самого Падмасамбхаву. Но мистическая сила учителя была столь велика, что он подчинял себе всех демонов, заставляя их давать обет отныне верно служить буддизму. Именно эти демоны затем составили класс дхармапал и подвластных им духов. Однако одолеть недоброжелательство людей оказалось сложнее, чем ярость демонов, и Падмасамбхава был вынужден вернуться обратно в Индию. Его тексты, большинство из которых были скрыты до поры как клад-тэрма, мы разберем в следующей главе.

В ранний период распространения  буддизма число монахов было очень  небольшим. Первым буддийским монастырем был Самье, который начал строиться в 787 году и был освящен в 799 году. Церемонией освящения руководили Гуру Падмасамбхава и ачарья Шантаракшита, который приехал в Тибет вторично. Главный храм монастыря был трехэтажным: первый этаж был построен в индийском стиле, второй – в тибетском и третий – в стиле Хотана. Это свидетельствовало о смешанном характере тибетского буддизма, символизируя три основные источника восприятия Учения. В течение долгого времени этот монастырь был одним из основных хранилищ древних санскритских манускриптов в Тибете. Буддийские вихары этого периода были не такими, как большие монастырские школы позднейшего времени, в которых учились тысячи монахов; они были скорее жилищами отшельников. Вихара состояла из нескольких жилищ и храма при них. Обитателями таких скитов были как монахи, так и миряне, пришедшие ради религиозной практики21.

В правление царя Трисонг  Дэцена китайские монахи вновь вернулись  в Тибет и возобновили проповедь  медитативного учения, отрицая пользу изучения философских текстов. Их проповедь  увенчалась успехом, так что цэнпо  и последователи ачарьи Шантаракшиты столкнулись с необходимостью бороться с распространением этой школы. Именно тогда произошел знаменитый диспут между китайскими монахами и Камалашилой, учеником Шантаракшиты и последователем учения мадхьямики. На диспуте победил Камалашила. Цэнпо обнародовал указ, по которому отныне и навеки тибетские монахи должны были следовать системе Нагарджуны, доктрине мадхьямики, которая стала философской основой большинства тибетских школ. Любопытно отметить, что китайский манускрипт, найденный в тайной библиотеке пещерного храма монастыря Дуньхуань, подтверждает историю диспута22.

Смерть Трисонг Дэцена вызвала неизбежный всплеск реакции: сын великого царя, юный Муне-цэнпо  был заточен. Спустя некоторое время  власть перешла к цэнпо Ралпачану, при котором была произведена кодификация буддийского канона. Однако в 836 году его сменил на троне самый страшный цэнпо за всю историю Тибета - внук Трисонг Дэцена Дарма, прозванный за свою жестокость «ланг» – «бык». Лангдарма принялся с неслыханным прежде размахом истреблять буддизм и буддистов; он заставлял монахов становиться охотниками или мясниками, то есть нарушать обет неубиения живых существ. Непокорных ждала смерть. Вот как описывал эти события Будон Ринчендуб: «Школьный дом, где лоцзавы и пандиты переводили канонические работы, был разрушен, переводы остались незаверншенными. Затем, когда царь стал старше, Мара овладел его умом, и он приказал, чтобы все монахи отказались от религиозной жизни. Всем тем, кто не хотел отказаться от отличительных знаков монашества, он приказал дать луки, стрелы, барабаны и бубны и послал их заниматься делом охотников. Те, кто не подчинился, были преданы смерти»23. Буддисты объявили Лангдарму воплощением бешеного слона, некогда укрощенного самим Буддой, но вновь проявившего свой гневный нрав. О цэнпо говорили, что у него рога, как у демона, и поэтому он не заплетает волосы в косу (как все тибетцы), а носит на макушке пучок, скрывающий рога. Спустя всего шесть лет после воцарения Лангдармы ненависть к нему столь возросла, что царь был убит. Предание повествует, что одному монаху явилась во сне Лхамо и приказала убить цэнпо. Монах сшил себе черный халат с белой подкладкой, вымазал сажей свое лицо, а также свою белую лошадь. В рукава халата он спрятал лук и стрелы. Когда он приблизился к царю, все приняли его за черного демона; монах убил Лангдарму, а сам бросился к реке. По дороге монах вывернул халат наизнанку, пересекая вброд реку, смыл сажу с себя и с лошади, сбив таким образом погоню со следа.  
Имперский период не пережил царя и закончился с его смертью в 842 году. Теперь мы знаем, что затмение буддизма ни коим образом не было повсеместным, что несмотря на преследования в стране осталось много буддийских монахов, бежавших на отдаленные окраины. Возрождение пришло с северо-востока Тибета. Около 978 года группа монахов, которая известна как “Шестеро из Уйя и Цанга” пришла в Тибет и провозгласила возрождение буддийского Учения. Начиная с этого времени позиции буддизма оставались неизменными.

2.2 Важнейшие  школы тибетского буддизма

Школы тибетского буддизма – это региональные направления северного буддизма. Образовавшиеся на основе учений махаяны, они также включают положения хинаяны и ваджраяны. Основными среди буддийских школ Тибета являются Ньингма, Кагью, Сакья и Гелуг. Различия между буддийскими тибетскими школами не носят принципиального характера: в основе своей они едины, различаясь в способе наставления. В отличие от других направлений буддизма, в тибетских к каноническим Трем Драгоценностям (Будда, дхарма, сангха) добавлена четвертая – лама (учитель, гуру); данный акцент особенно акцентируется в школе Гелуг24.

Большое влияние на формирование буддийских тибетских школ, особенно Ньингма, оказал бон – местная древняя религиозная традиция, обычно отождествляемая с шаманизмом или даосизмом. Основателем бон считается полулегендарная личность Шенраб Миво. Входе взаимодействия с буддизмом бон оказался под его сильным влиянием: тексты, тханки (изображения божеств на ткани), ритуальные предметы внешне схожи с буддийскими, священные тексты  также несут в себе влияние буддизма.

Возникновение старейшей  тибетской буддийской школы Ньингма, созданной известным тантрическим мастером Падмасамбхавой, восходит к IX веку. По легенде, Падмасамбхава был рожден из цветка лотоса в стране Ургьен. Достигнув в тантрических практиках, он отправился в Тибет.

Название «Ньингма» переводится  как «старая», ее часто называют «школой старых переводов», так как  вместе с ней в Тибет пришла огромная волна переводов индийских  буддийских текстов с санскрита  на тибетский язык25.

Из важных текстов Ньингма следует назвать Гьюдбум. Согласно учению Ньингма, все возможные направления к достижению просветления можно разбить по девяти янам: первые три – имеющие причину, остальные шесть – обладающие результатом, и они разделяются на три внешние (крийайога, чарьяйога, йогатантра) и три внутренние тантры (махайога, ануйога, атийога).  Первые три яны охватывают практики махаяны и хинаяны, вторые три (внещние) являются медитативными практиками, последние три являются особенными духовными практиками, нацеленными на достижение состояния буддства в течение,как правило, одной жизни. Атийога известна также как дзогчен, и хотя она также присуща и другим школам, особенно большое внимание ей уделяется именно в Ньингма. Одной из особенностей школы Ньингма является существование особого института лам – «тертонов», названных так за их способность находить древние тексты (именуемые «терма»), спрятанных в сове время Падмасамбхавой. Среди видных «тертонов» следует назвать таких, как гуру (Чованг XIII в.), Джамье Кхьянце Вангпо (XIX  в.). В настоящее время во главе школы Ньингма стоит известный лама Кхамтрул ринпоче. К известным монастырям этой школы относятся Самье, Миндролинг26.

Школу Ньингма еще называют школой красношапочников, так как цвет их головного убора всегда красный, что отличает их от приверженце других школ. Красный цвет доминирует и на танках, изображающих принадлежащих к традиции Ньингма адептов. Красный цвет всегда свойствен деятельной, агрессивной, жесткой энергии, и все эти качества в полной мере присущи традиции Ньингма27.

Во второй половине XI в. Появилась новая школа Кагью. Начало школе заложили знаменитые индийские махасиддхи Майтрипа и Наропа, которые разработали различные тантрические учения, включая доктрину Махамудры. Кагью является единственной среди тибетских буддийских школ, обладающей множеством подшкол. Среди них наиболее известными были: Карма Кагью, Цал Кагью, Баром Кагью и другие28. Из всех подшкол Карма Кагью обладает рядом особенностей. Так, именно со второго главы этой школы карма Пакши впервые в тибетском буддизме начинается линия инкарнаций-тулку («перерождений»).  Спецификой Кагью являются Шесть йог (Наропы) и учение Махамудры. Шесть йог Наропы – это практики для достижения особых состояний тела и сознания: туммо (умение конторолировать энергетические сгустки и каналы человеческого тела), гьюлу (распознавание природы божеств во всех проявлениях мира), милам (контроль сна), одсел (проникновение в ясность и пустотность сознания и всех вещей), бардо  пхова (эти две практики связаны между собой умением контролировать свое будущее рождение и сохранять ясность сознания и духовные достижения в момент смерти и в последующей жизни.

В учении высшей практики Кагью –  в Махамудре (Великая печать, существует махамудра сутры и махамудра  тантры) – акцент делается на осознании истинной природы ума и сознания, как по сути пустотных, однако в махамудра тантре  в значительной степени оказываются задействованы энергетические каналы тела. Достижение состояния махамудры является моментом понимания недвойственности всех явлений, включая ум практикующего, что и означает достижение состояния просветления. В настоящее время во главе школы Кагью находятся две Карампа-ламы семнадцатые: Угьен Тинле Дорджи и Тхай Дордже. Главные монастыри Кагью: Цурпху, Ривоче, Дрикунг Тхил29.

Школа Сакья была основана примерно в одно время с Кагью. У истоков  Сакья стоял Кон Кончог Гьялпо, который построил монастырь Сакья  в 1073. Эта школа играла важную роль в средневековом Тибете. Она приобрела  значительную политическую роль в период монгольских завоеваний, когда сакьяский лама Кунга Гьялцан, более известный за свою ученость как Сакья Пандита, стал духовным учителем монгольского хагана Годана. Именно благодаря его миссионерской активности буддизм этого направления получил значительное распространение  среди восточных монгольских племен. Дело Сакья Пандиты продолжил его племянник  Дрогон Чогьял Пагба, ставший наставником императора династии Юань Хубилая. Сакья также обладает своим учением, основанным на учениях Нагарджуны – Ламдре. Согласно Ламдре, при медитации следовало делать упор на понимание природы пустотности, когда все сущее воспринималось как иллюзия, результат влияния омраченного сознания. Таким образом, происходило очищение обычного ума, чтобы искорка сознания Будды, существующая в каждом живом существе, могла далее развиться в естесвенную мудрость. Нынешний глава школы – Кунга Тинлей Вангьял, Три Ринпоче, сорок первый держатель Трона Сакья. Известные монастыри Сакья – Сакья, Лхундруб Тенг, Налентра30.

Последняя из тибетских буддийских школ – Гелуг («путь добродетели»), появилась как закономерный результат развития тибетского  буддизма, вобравшая в себя выдающиеся достижения своих предшественниц, и прежде всего – школы Кадам. Основателем Гелуг был Чже Ринпоче Цзонкхапа. По тибетской традиции, его рождение сопровождалось чудесными явлениями. Цзонкхапа обучался философии и логике буддизма, тантрическим таинствам, медицине у всех видных религиозных практиков Тибете того времени. Цзонкхапа основал свою школу на основе прежде существовавшей школы Кадам, основанной великим индийским ученым Атишей Дипанкара Щриджняной.

Процесс утверждения Гелуг как  лидирующей школы в Тибете был обусловлен спецификой отношений между буддийскими тибетскими школами. Гелуг очень рано нашла покровительство со стороны подшкол Кагью – Пагмоду и Дрикунг. Цзонкхапа отказался от участия в политической жизни страны, направляя всю свою энергию на укрепление дисциплины и увеличение обетов и требований к своим последователям. Он также ввел обычай для лам своей школы надевать при исполнении служб головные уборы желтого цвета (все остальные школы носят красные), поэтому Гелуг известна также как «желтошапочная» буддийская тибетская школа31.

Информация о работе История проникновения буддизма в Тибет