Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 13:35, доклад
В Китае есть высшее божественное начало – Небо. Это высшая верховная всеобщность, абстрактная и холодная, строгая и безразличная к человеку. Её нельзя любить, с ней нельзя считаться, ей невозможно подражать, как и нет смысла ею восхищаться. В китайской религиозно-философской мысли существовали, кроме Неба, и Будда, и Дао. Однако, не они, а именно Небо центральной категорией верховной всеобщности в Китае.
Правители хунну звались шаньюями. Образ шаньюя характеризовался наличием «обширности» (гуан) и «великости» (да). Сочетание «гуан да» означало «беспредельность», так как это был образ того, чья «обширность» уподоблялась беспредельности Неба. Считалось, что шаньюй имеет образ Неба. Перед нами глубинный пласт представлений, связанных с уподоблением образа правителя Небу как верховному божеству и источнику всего сущего. Считалось, что тотемом шаньюйского рода хуннов был бык. А. Голан в своей книге так же указывает на то, что в древности люди изображали быка как олицетворение луны, так как его рога были похожи на полумесяц. А так как луна непосредственно связана с Небом, то в некоторых случаях бык олицетворял и Небо.
Правитель хуннов Маодунь-шаньюй, судя по его титулу «Возведенный на престол Небом великий шаньюй хунну», был «возведен на престол Небом». Его сын Цзисюй в свое правление изменил титул и стал называться «Порожденный Небом и Землей, поставленный Солнцем и Луною великий шаньюй хунну».
Этим титулом власть шаньюя четко была вписана в основные характеристики космического пространства: Небо – Земля – Солнце –Луна, при этом Небо характеризуется порождающим качеством, силой порождения, так же как и Земля, а Солнце и Луна обладают силой утверждения. Сакрализация власти Шаньюев прошла несколько этапов: облику шаньюя была присуща обширность, граничащая с беспредельностью, подобная Небу, а за тем власть шаньюя стала рассматриваться как власть от Неба. Беспредельность Неба и дар Неба где-то сомкнулись.
В книге Н.Н. Крадина сказано, что одной из наиболее важных обязанностей шаньюя было выполнение высших жреческих функций. Он проводил религиозные обряды, обеспечивал подданным покровительство со стороны сверхъестественных сил.
Для хунну, тюрков и монголов характерна близкая мифологическая система обоснования легитимности правителя степной империи. Согласно этой системе:
В.В. Трепалов, собрав многочисленные сведения о коронации тюрко-монгольских правителей, восстановил примерную очередность различных этапов данной процедуры в кочевых империях:
1. шаманы назначают благоприятный день для инаугурации;
2. все присутствующие на церемонии снимают шапки и развязывают пояса;
3. будущего хана просят занять место на престоле, он символически отказывается в пользу более старших родственников, но его «силой» усаживают на трон;
4. все приносят ему присягу;
5. будущего хана поднимают на войлоке и заставляют покланяться Небу царствовать справедливо;
6. хану совершают девятикратное поклонение;
7. по выходу из шатра все совершают трехкратное поклонение солнцу.
Как считает Е.И. Кычанов, идеологические потребности государства хунну удовлетворяли культ Неба и Земли, Солнца и Луны. Как уже отмечалось, шаньюи считались порождением Неба и Земли и были поставлены управлять Солнцем и Луною. Чтобы забить белую лошадь при заключении клятвенного договора, хунны поднимались на гору, так они были ближе к Небу. Считалось, что гора – это дорога в небо и она связывает небо с землей. В ставке шаньюя был жертвенник. Служителями культов у хунну были шаманы. На пути ханьских войск, продвигавшихся по территории хунну, хуннские военачальники приказывали шаманам закапывать у водоемов овец и быков и просить духов этой местности наслать на ханьские войска погибель. С той же целью связывали ноги лошадям, чтобы вызвать ответное схожее действие, парализовать коней противника. Посылая императору Хань лошадей и шубы, шаньюй всегда просил шамана уговорить духов, наслать на китайского императора несчастья.
Культ Неба имел государственное значение. По установленному распорядку хунны три раза в году в городе Лунчэне совершали поклонение «божеству Неба», «духу-божеству Неба», в день «у» в 1, 5 и 12-м месяце. На жертвоприношения собирались все правители областей. Собравшиеся обсуждали государственные дела. Одновременно происходили празднества и состязания, конские скачки и верблюжьи бега. В первом месяце был малый съезд начальников в ставке шаньюя для совершения жертвоприношений. В пятом месяце и осенью, когда кони нагуливали тело, были большие съезды. На большом съезде в пятом месяце проводившимся в городе Лунчэне, совершались жертвоприношения предкам, Небу, Небесным духам и земле. Осенний большой съезд собирался в Дайлинь, на нем проходил подсчет количества людей и скота с целью налогообложения. Эти съезды являлись постоянными органами управления государством.
В 121 г. до н.э. китайский полководец Хо Цюйбин в ставке хуннского ванна захватил «золотого человека», который использовался для ритуалов поклонения Небу. Считается, что это был образ «Небесного владыки», которому приносили жертвы. Это свидетельствует о высоком уровне разработки культа Неба у хунну.
Как пишет Л.Н. Гумилев, ежедневно шаньюй совершал поклонение: утром – восходящему солнцу, вечером – луне. Предприятия начинались, «смотря по положению звезд и луны».
Если при этом учесть титул шаньюя, то ясно, что одним из объектов поклонения хунну был космос. Поскольку хунны уже имели идола изображающего космос, то он был уже персонифицирован.
С точки зрения Л.Н. Гумилева у хуннов существовала дуалистическая система: небо – отец – добро и земля – мать – смерть, и отсюда вытекает солярный культ, выразившийся в изготовлении дисков и колец из белого нефрита. Но, по мнению А. Голана белый цвет и форма круга были символикой великой богини неба, а с течением времени и просто неба. А символом солярного культа служили розетки разных видов. Исходя из этого, можно предположить, что у хуннов в изготовлении дисков и колец из белого нефрита выражался культ Неба, а не Солнца.
Как можно заметить, в культе Неба Китая и хуннов много общего: и у тех и у других Небо считалось главным божеством, легитимность власти правителя оправдывалась волей Неба.
У хуннов так же как и у древних китайцев символом Неба служила окружность.
Такое сходство культур можно объяснить тем, что предки хуннов и древние китайцы находились в тесном взаимодействии. Как пишет Л.Н. Гумилев, в древности существовал такой народ, который назывался Динлины, они обитали на окраине Гоби. Так же они населяли Саяно-Алтайское нагорье, Минусинскую котловину и Туву. Они были земледельцами и оседлыми скотоводами, из металлов знали бронзу. Тип их характеризовался следующими характеристиками: рост средний, часто высокий, плотное и крепкое телосложение, продолговатое лицо, цвет кожи белый с румянцем, белокурые волосы, нос прямой выдающийся вперед, светлые глаза. Судя по их внешнему виду, они принадлежали к европейской расе.
Около 1200 г. В Минусинских степях появились переселенцы из северного Китая с берегов Желтой реки. Впервые в Западную Сибирь проникает китайский стиль. Это не просто заимствование, вместе с новой культурой, принесенной китайцами, в могильниках появляется новый расовый тип – смесь монголоидов с европиоидами. Внешне они напоминали современных узбеков. Смесь Динлинов и выходцев из Китая именуют так же Динлинами. В Южную Сибирь переселился уже смешанный народ. Позже, южная ветвь Динлинов откочевавшая к югу от Саянских гор, перемешалась с предками хуннов, и не случайно китайцы считали отличительной особенностью хуннов высокие носы, которые , вероятно, «достались» им после смешения с Динлинами.
Поэтому можно судить о том, что соединившись с динлинами , в Минусинской котловине, выходцы из Китая, принесли с собой и свои быт и культуру и представление о Небе в частности. Позже, когда уже смешавшиеся с китайцами динлины встретились с предками хуннов, они так же передали хуннам, культура которых была весьма примитивной, свою культуру, развитие которой было на порядок выше. Можно предположить, что именно так у хуннов появилось представление о Небе, как о высшем божестве.
Однако, в культе неба у китайцев и хуннов имелись и различия.
Например по сокрализации власти шаньюя и императора Китая. Как пишет Е.И. Кычанов, китайский император получал на власть «мандат Неба». Мандат Неба значил повеление, данное Небом вану, мандат не оставался постоянно у того, на кого он был возложен. Хуннский же шаньюй был возведен на престол Небом. Близость китайской и хуннской концепции власти, таким образом, может быть прослежена только на раннем этапе этих представлений, когда Ван уподоблялся земному аналогу Неба. Нет свидетельств того, подтверждающих то, что хуннская концепция власти шаньюя покоилась на китайском учении о мандате Неба.
Имеется и еще один комплекс представлений о сакральной природе власти шаньюя.