Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2014 в 19:56, реферат
Научное религиоведение обосновывает наличие в человеческой истории не только безрелигиозного периода, но и периода прарелигии (предшественницы религии) в форме так называемых первобытных или ранних народных верований.
Научное религиоведение обосновывает наличие в человеческой истории не только безрелигиозного периода, но и периода прарелигии (предшественницы религии) в форме так называемых первобытных или ранних народных верований. Они еще не были религиями, но с развитием общества эволюционировали до уровня религий и вошли в их содержания. Произошло это на том этапе становления человеческого интеллекта, когда у людей формировались породы теоретического мировоззрения, сопровождались отрывом мысли от действительности; отделением содержания понятия от предмета, который оно обозначает; преобразованием понятия в самостоятельный феномен, одних абстракций на другие, еще более общие и отдаленные от конкретного объекта вплоть до его полного искажения. Такими абстракциями следует считать объекты и предметы ранних верований народов.
Известно, что исторически и индивидуально мировоззрение формируется несколькими путями. Прежде всего это путь антропоморфизма (от гр. – уподобление человеку), т.е. мироощущения и миропонимания человеком природы с точки зрения личных качеств, олицетворение природы, представление о ней по своим образу и подобию.
Антропоморфизм – мировоззрение людей на уровнях их развития, исследователи, философы, антропологи и религиоведы назвали этапами дикости и варварства. Однако его элементы, характерные для всей истории, в том числе современной. Например, в конце XVII в христианская церковь проводила дискуссию со светскими заведениями по поводу существования души у животных. Одни ее участники утверждали, что то Варин, как и люди, являются Божьими творениями, наделенными бессмертной душой. Другие обосновывали отсутствие у животных бессмертной души и требовали доброжелательного отношения к ним из-за того, что им удалось прожи ты только одно, земная жизнь Некоторые утверждали, что все животные созданы сатаной, и поэтому обращаться с ними следует по всей строгости закона частности, с XII по XVH в только во Франции судами было вынесено тва ринам более ста смертных приговоров В 1479 г в Швейцарии судили жуков за уничтожение ими садов; в 1480 г во Франции - мышей и крыс; в 1713 г в Бразилии - термитов В наше время рассказывают о сибирских охотников, которые сначала поют белке похвальная и только после этого убивают ее, а выражение типа \"машина думает\" превратился почти на общепризнанный Эти и другие многочисленные примеры - прямо указывает ния антропоморфизма как начала мировоззренческого путьатку світоглядного шляху.
Усилиями известных исследователей религии Г Гегеля (1770-1831), Л Фейербаха (1804-1872), К Маркса (1818-1883), Дж Фрэзера (1864-1941), Л Моргана (1818-1881), Л Штернберга (1861 , С Токарева, Д Бринтон, Ф Джевонса и многих других установлено, что антропоморфизма как этапа в истории формирования религии присуща ряд первобытных верований народень народів.
Одним из верований, получили наибольшее распространение в древности, был анимизм (от лат - душа), который проявлялся в вере в различных духов, в душу как двойника тела, носителя жизни человека, животных и растений Материалы об этих верования собрал и описал в своей книге \"Первобытная культура а \"английский этнолог и ре-лигиезнавець Е Тейлор (1832-1917р (1832—1917).
Согласно теории Тейлора, анимистические верования развивались в двух направлениях Первая ряд анимистических представлений возникла во время размышлений древнего человека над такими явлениями, как сон, видение, болезнь, смерть, а также переживаний состояния транса и галлюцинаций способный правильно объяснить эти сложные явления, \"первобытный философ\" выработал понятие о душе, содержащейся в теле человека и время от времени оставляет его дальнейшем формировались более сложные представления: о бессмертии души после смерти тела, о переселении душ в новые тела, о загробном мире Вторая ряд анимистических верований возник из-за власти е первобытным людям стремления к олицетворению и одухотворение объектов окружающего мира Древний человек рассматривал все объективно существующие явления и предметы как нечто подобное к себе, наделяя их желаний ниями, волей, чувствами, мыслями Отсюда возникла вера в реально существующих духов грозных сил природы, растений и животных, в процессе сложной эволюции трансформировалась в политеизм, а затем и в монотеизмаім і в монотеїзм.
согласно знаниям о человеческой душе или дух в примитивных обществах, душа является тонкой, невещественной субстанцией, по своей природе чем-то подобным воздуха или тени Она является причиной жизни и мышления того существа, которое одухотворяет Душа независимо и нераздельно обладает волей своего телесного хозяина, способна покидать тело и быстро переноситься с места на место основном душа неуловимая и невидимая, с ' является преимущественно как подобный тела призрак, но отделенный от него Она способна входить в тела других людей, животных и даже вещей, овладевать их и влиять на ны них.
Наиболее характерной чертой представлений о душе является ее пассивность Душа человека представляется как слабая и беспомощная существо, легко подвергается нападениям со стороны колдуна или злого духа Этот пассивный характер наилучший раще свидетельствует о происхождении самой идеи души Душа - невидимое, уязвимое место человека, объект злой магии, расхищение злых духихів.
Хотя это толкование души не может иметь всеобщего признания, однако оно достаточно широкое, поэтому его можно считать норму ее понимание, что имеет более или менее существенные различия в отдельных народов
Итак, по мнению многих исследователей, термин \"анимизм\" не может принадлежать одной ранний или поздний форме или степени развития религии, поскольку даже поверхностное знакомство с историей религий свидетельствует, что анимистические представления, то есть вера в душу и духов, присутствуют во всех без исключения религиях, начиная от найприми-тивниших и вплоть до наиболее развитых мировых религий Таким образом, получается, что анимизм не является лен ной формой религии Наоборот, это неотъемлемая составляющая всех религий, особенно наиболее зрелых и развитымиі розвинених.
Другим ранним верованиям народов периода антропоморфизма следует считать тотемизм (на языке индейцев племени оджибве - его род) - веру в существование родственной связи между группой людей и определенным видом животных или растений
Тотемизм тесно связан с хозяйственной деятельностью первобытного человека: сбором плодов, охотой Животные и растения, которые обеспечивали существование людей, становились объектами поклонения В тотемизме отбили лись также особенности социальных отношений в первобытном обществе, которые основывались на принципе кровного родства Осознавая это родство, люди переносили ее на окружающую среду Тотем (животное или растение) считался предком рода, его родоначальником С ним была связана ряд мифов, которые описывали его жизни и подвигах, правила, позволявшие его убивать лишь при условии соблюдения определенного ритуала; обрядов, задабривали тотем и способствовали его размножению Позже на основе тотемизма возник культ животтварин.
Актуальны две основные черты тотемизма Первая - выделение в качестве главных объектов поклонения тотемных духов, то есть двойников тотемов Не сами тотемы, а их двойники были главным объектом поклоне иння тотем поклонялись настолько, насколько они были вместилищем тотемных духов Это поклонение оказывалось через молитвы (просьба), танцы, табу, жертвоприношения, изготовление и почитание изображений тотемов, специальные тотемные праздника Особым способом поклонения были обряды уподобление тотема Во уподобление подразумевается стремление быть внешне похожим на тотем, хотя бы в какой-то одной чертой Так, д Некоторые аборигены Африки, чтобы быть похожими на антилопу, выбивали себе нижние зубні зуби.
Вторая черта - разрешение убивать и съедать тотем только при условии соблюдения особых религиозных ритуалов, чтобы не навредить тотемному духовые Так, индейцы-шевенезы (Канада) еще в начале XX в ставили перед головой убитого \"родственника-оленя\" сосуды с пищей, выполняли охотничий танец, гладили тело, благодарили оленю за то, что он дал себя убить, просили прощения и желали счастья духу оленя в \"стране умерло их;країні померлих".
Первобытные люди считали, что тотемное животное является священным существом клана ее кровь символизирует его единство со своим божеством; ритуальное умерщвление и поедание тотемного животного, как и прототип любого же жертвоприношения, воспринималось ими как заключение \"кровного союза\" между кланом и его божеством В тотемных верованиях люди переносили на природу черты собственного общественной жизни, устройства: природа воспринимала ся ими как совокупность отдельных групп родственных явлений, подобных исторических объединений людей в обществе Люди, которые были разделены на кланы, роды и племена, верили в то, что все предметы одушевленные и организованы так же, как индивиды в сообществах Отсюда в них, наверное, возникла мысль о сходстве конкретных видов растений и животных с родами и кланами людей Эти виды живой природы становились тотемами в пер шу очередей в першу чергу.
Бесспорно, были и другие причины предоставление объектам живой природы статуса тотемов Дело в том, что тотемные растения и животные были не фантастическими, а вполне реальными материальными объектами Они оточув валы человека, к ним она имела непосредственное отношение, а потому и воспринимала без проблем Фантастический элемент верований, связанный с существованием этих тотемных объектов, заключался только в представлении о родственной ость, якобы существовавшей между конкретным растительным или животным видом и определенной группой людей, и базировался на вере во взаимную связь со своим тотемом Других фантастических компонентов в этих взглядах не булбуло.
Однако тотем был не единственным, а возможно, и не главным объектом тотемных верований При развитой формы последних, например, у аборигенов Центральной Австралии, гораздо большее значение \"святости\" получили материальные эмблемы тотемных групп - \"чуринги\" (плоские дощечки или камешки) и другие предметнці) та інші предмети.
С представлением о тотемных предков связана идея перевоплощения (реинкарнации), что очень распространена и сегодня среди племен Центральной Австралии Здесь тотемных предков считают навечно воплощенными в своих живи их \"потомках\", т.е. в членах тотемного группы Каждый член племени получает тотемное имя того из мифических предков, якобы оплодотворил его мать и через нее в нем воплотился Все люди, согласно этому сооб рьям, является живым воплощением тотемных предкиемних предків.
Наиболее обстоятельно тотемизм изучено у австралийцев, негров Центральной Африки, индейцев Северной Америки Однако пережитки тотемизма выявлено во всех религиях мира, включая иудаизм, христианство, бу уддизм, индуизм, Ислам.
Таким образом, тотемизм, вера в тотем, является формой древнейших верований в сверхъестественные кровные связи между человеческими группами (родами, племенами) и животным или растительным миром, реже - явлениями природы и н неодушевленными предметами, а тотем - животное, растение, предмет неживой природы, которых обожали и уважали роды и племена, считая своими предками Он воспринимался как реальный предок, от которого зависит добр обуть рода, племені.
До этапа антропоморфизма следует отнести также шаманство (от эвенк - неистовый) - веру в мощные сверхъестественные возможности шаманов - древних профессиональных служителей культа Целью их обрядов является лечение людей и животных, а также устранение проблем обще ильного жизни и неблагоприятных явлений природди.
Наиболее существенная особенность шаманства заключается в использовании методов экстатического общения со сверхъестественными силами и подготовка лиц, которые якобы обладают способностью к такому общению Обычный рит туал влияния шамана - так называемое камлания (неистовый танец с пением, ударами в бубен, звоном металлических подвесок и т.п.) Оно рассматривается как способ общения с духами, реализуется двумя путь звеньями: с помощью их проникновения в шамана или в его бубен, или, наоборот, через \"путешествия\" души шамана в царство духов самом деле, содержание камлания состоит в самогипнотизуванни и гипнотизирования и наблюдателей, благодаря чему шаман не только заставляет их поверить в его сверхъестественные возможности, но и, в большинстве случаев, верит в них сам, переживая во время камлания определенные галлюцинацийі галюцинації.
По мнению многих наблюдателей, шаманское камлание напоминает истерический припадок Обычно шаманы склонны к истерии их нервно-истерический характер в значительной мере является результатом профессии, которую они выбрали для я себя Шаман специально и сознательно культивирует в себе подобные свойства в течение всей своей жизни Этот факт подтверждает выводы психологов, шаманская профессия усиливает, развивает нервно-патологических и особенности характера человека, которая стала на путь шаманства Сами же эти особенности предшествующих избранию профессии шамана Поэтому появление признаков нервного отклонения у человека рассматривается некоторыми этносами как зак лик духов до шаманства, которому она не должна оказывать ОПИи опір.
Шаман имеет нечто общее с знахарем Прежде всего они оба выделяются в своей общине как \"специалисты\" по лечению больных В отличие от шамана, знахарь имеет определенные примитивные знания народной медицины Шам ман такими знаниями не обладает Ему приписывается способность лечить людей благодаря \"умению\" общаться с духами Однако он искусственно наделяется таким умением, поскольку, благодаря своим психологическим Власт ивостям, занимает особое положение в общинбливе становище у громаді.