Первобытные верования и их эволюция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2014 в 19:56, реферат

Краткое описание

Научное религиоведение обосновывает наличие в человеческой истории не только безрелигиозного периода, но и периода прарелигии (предшественницы религии) в форме так называемых первобытных или ранних народных верований.

Вложенные файлы: 1 файл

Первобытные верования и их эволюция.docx

— 45.56 Кб (Скачать файл)

Наиболее сложным и противоречивым ранним верованиям, тяготеющий к социоморфизму, естьфетишизм (от фр - талисман, амулет, идол) Его суть заключается в наделении определенных предметов и явлений неживой природы сверхчувствительными способностями Содержание этого понятия довольно противоречивый Одни исследователи называют феты ишизмом уважительное отношение к любым материальных предметов (в том числе в небесных тел, людей и животных), другие склонны ограничивать объем этого понятия и включают в его содержание уважительное отношение только к земным неодушевленных вещей При этом некоторые авторы называют фетишем непосредственно материальный предмет, отмечается, другие принимают это название для обозначения не самого предмета, а духа, якобы в находится в нем, третьи считают характерной чертой фетишизма же неотъемлемость предмета от духа Есть исследователи, склонны столь расширять это понятие, к его содержанию включают не только объ ты, но и предметы культа, например, церковное облачение, облачение священнослужителей, которые сами по себе не являются предметами почитания Наконец, для некоторых ученых термины \"фетиш\" и \"фетишизм\" означают определенное стал ления человека к сверхъестественного мира и веру ее в способность заставить сверхъестественные существа служить себе Они совсем не связывают содержание этих терминов с почитанием конкретного вида предметем конкретного виду предметів.

Впервые феномен фетишизации подробно описал французский исследователь Шарль де Брос (1709-1777) в книге \"Культ богов фетишистов\" Он считал, что фетиши - это предметы неживой природы, привлекали внимание люд дины какими-то особыми чертами действительности, фетишистские представления связаны не со всеми, а лишь с особыми предметами и явлениями Для человека раннего родового общества, например, не каждый камень ц мог быть фетишем, а лишь тот, который поражал ее воображение особенностями формы или обстоятельствами, при которых был найден Поэтому кажется неправильной позиция де Брос и некоторых других исследователей, которые воспринимали феты шизм как веру в сверхъестественные свойства мертвых предметов Такое толкование фетишизма противоречит самой его сущности как олицетворению неживой природыеживої природи. Фетиши - не просто предметы, а, по представлению человека, который их чтит, - существа, наделенные жизнью, которые, благодаря таинственным, сверхъестественным, сверхчувствительным свойствам, способны определенным образом влиять на человек ну так окружения, то есть этим предметам приписывались свойства, что им не были присущи (способность исцелять, предохранять от врагов, помогать во время охоты и т.п.) Если после обращения в предмет а человеку удавалось достичь успеха в практической деятельности, она считала, что в этом ей помог фетиш, и оставляла его себе Если же человек испытывала какой-то неудачи, то фетиш выбрасывала или заменяла на и нший Обращение первобытных людей с фетишами говорит о том, что они не всегда относились с должным уважением к выбранного предмета: за оказанную помощь его благодарили, а за беспомощность \"наказывали\" Как Примером д можно привести интересный африканский обычай \"пытки'' фетишей, причем не только с целью их наказания, но и для побуждения к действию Обращаясь к фетиша с просьбой о содействии в каком-то деле африканцы забивали у него железные гвозди, веря, что после этого он лучше запомнит обращенные к нему просьбы и обязательно выполнит йов'язково виконає їх.

Считалось, что фетишам, амулеты и талисманы присуща особая скрытая сила - так называемая мана Термин \"мана\" европейские антропологи XIX в позаимствовали у аборигенов Полинезии, которые так называли силу управляющий природными процессами Реальное содержание понятия \"мана\" не сводится ни к имперсональный силы, ни к сверхъестественному Наиболее подходящее значение этого слова - \"высшая сила\" бытовало мнение, что народ ина обладает наваждением, если становится счастливым, талантливым, демонстрирует определенные экстраординарные достижения, например, как земледелец, воин или вождьприклад, як хлібороб, воїн чи вождь.

Чтобы содержательнее понять процесс возникновения фетишистских представлений, следует принять во внимание условия их появления На основании многовекового опыта человек раннего родового общества уже сформировала мнение п о том, что любой его действие определенным образом связана с ее собственными усилиями, желаниями, целью Но, будучи ограниченной в знаниях об окружающем мире и о самом себе, она еще не могла дать основательное поясное ния ни природе этой связи, ни причинам происходящих вокруг нее абстрагирующая различные проявления собственной умственной и волевой деятельности, люди по аналогии с собой пришли к выводу, что предметы и явления природы являются живыми существами, наделенными такими же качествами, как и они, причем природные вещи и стихии является чувственно-сверхчувствительными и могут вступать с людьми и между собой в определенные отношения Такой перенос собственных умственных и волевых качеств на природу предметов и явлений способствовало формированию в сознании людей представлений о способности вещей целенаправленно изменять свои действия по ним, подобно тому, как сами люди меняют направленность своих усилий в окружающей мирвіту.

Элементы фетишизма сохранились в религиозных взглядах людей и сегодня Достаточно проанализировать историю религий, чтобы убедиться в том, что фетишистские представления составляют неотъемлемую составляющую любого религиозного мировоззрения Вряд ли существует хоть один из них, в котором фетишистские верования не занимали бы заметного места Фетишизм является одним из постоянных структурных элементов любой религии Это - универ реальными явление истории религиозных верований Его подтверждением очень распространено в современных религиях поклонения, например \"Каабе (черному камню) в исламе; ступам-реликвиям (от лат - остатки) с останками умерших монахов в буддизме; многочисленным \"чудотворным\" иконам и мощам в христианстве тощристиянстві тощо.

Следовательно, вопрос о первобытные верования в истории религии является важным и сложным Прежде всего это касается периода возникновения древнейших религиозных представлений С этой проблемой связана также ряд пит тай относительно интеллектуальных, эмоционально-чувственных и волевых способностей человека, которым, в свою очередь, тесно переплетается проблема формирования представлений о сверхъестественном и веры в негого.

Особенно большой расхождением мнений обозначены вопрос о причинах возникновения, процесс становления и формы ранних или первобытных верований Причиной этого является почти полное отсутствие прямых свидетельств об этих ве ирування, недостаточное научное проработки проблемы и, наконец, разная мировоззренческая ориентация исследователей Выяснение этой проблемы может помочь в решении многих вопросов, ответ на которые окончательно н е найдены и в наше время Однако очевидно, что комплекс ранних верований выражал в сознании первобытных людей представления о сверхъестественных силах, которые дают природе и обществу законы, а людям - возможность ис дует, еду и защиту от врагов Эти представления стали основой духовной жизни людей до самой эпохи неолита (около VIII - Штис до н.э) - времени их перехода от примитивного хозяйства (собирательства и пол вания) к продуктивному (земледелию и скотоводству), к изготовлению орудий труда из камня с помощью шлифовки и сверления, к использованию глиняной посуды, в прядения и ткачества ранних верований ния, хотя и весьма отдаленно, но уже напоминали религию, однако в них не было даже понятия о боге, без которого невозможна никакая религия Следует отметить, что все позднейшие религии вобрали в себя эти ранние в ирування Произошло это на том этапе мировоззренческого становления человека, называется має назву антропосоциоморфизм Антропоморфизм и социоморфизм - два аспекта единого, целостного антропосоциоморфи-стського мировоззрения, сформировавшегося на заре человеческой цивилизации как религиозное мироощущение и миропонимание

 


Информация о работе Первобытные верования и их эволюция