Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 11:52, курсовая работа
Первая книга Библии, первая книга Ветхого Завета называется в русской традиции Книгой Бытия. Написана она Моисеем по вдохновению Духа Святаго. Она содержит в себе повествование о происхождении мира и человека, универсальное введение к истории человечества. Она рассказывает нам о создании мира из ничего, о первородном грехе, о потере человеком Рая.
Введение…………………………………………….……..…….3
1)Сотворение мира…………………………………….….….…4
2)Сотворение человека……………………………….….…..….7
2.1Совет святой Троицы…………………………………....…..7
2.2Образ и подобие……………………………………..……....9
2.3. Высокое предназначение человека…………….………….9
2.4Соединение в человеке духовного и материального….…10
2.5.Сотворение Евы…………………………………………….10
3). Грехопадение…………………………………………..….…13
Заключение..............................................................................16
Список использованной литературы……………….…...…….17
высшего профессионального образования
«Тульский государственный университет»
Кафедра «Теологии»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Библеистика»
Повествование Книги Бытия о сотворении Богом мира
Выполнил: гр. 821081 Глаголев П. Н.
Научный руководитель: зав. каф., доц., протоиерей Лев Махно
Тула 2010
План:
Введение…………………………………………….……..
1)Сотворение мира…………………………………….….….…4
2)Сотворение человека……………………………….….…..….7
2.1Совет святой Троицы……………………
2.2Образ и подобие………………………………
2.3. Высокое предназначение человека…………….………….9
2.4Соединение в человеке духовного и материального….…10
2.5.Сотворение Евы…………………………………………….10
3). Грехопадение…………………………………………..
Заключение....................
Список использованной литературы……………….…...…….17
Введение
Первая книга Библии, первая книга Ветхого Завета называется в русской традиции Книгой Бытия. Написана она Моисеем по вдохновению Духа Святаго. Она содержит в себе повествование о происхождении мира и человека, универсальное введение к истории человечества. Она рассказывает нам о создании мира из ничего, о первородном грехе, о потере человеком Рая. Пролог Книги Бытия говорит о восстании человека против благого Творца, восстании человека, которое привело его к различным катастрофам.
Читая книгу Бытия, мы можем понять первоначальный смысл существования человека в мире. Узнать то к чему должен был стремиться человек.
В своей работе я рассмотрю основные моменты книги Бытия, приведу различные толкования святых отцов по тому или иному вопросу.
Сотворение мира
Повествование книги Бытия начинается с описания сотворения мира: «В начале сотворил Бог небо и землю». В этих немногих словах выражена та необъятная по своей глубине истина, что все существующее на небе и на земле, а, следовательно, и первобытное вещество, имеет свое начало, и все сотворено Богом, который один только вечен и существовал в довременном бытии, и притом сотворено из ничего, как означает самый глагол бара, употребленный для выражения слова «сотворил». Бог есть единый Творец вселенной, и без Него ничего не могло произойти. Утверждая эту мысль, бытописатель тем самым отверг все другие способы объяснения происхождения мира, т.е., что мир не мог произойти ни от случая, ни от самозарождения, ни от борьбы доброго и злого начал (как учили языческие мудрецы, а за ними и новейшие любомудры), а единственно от свободного решения воли всемогущего Бога. Решение же это вытекло единственно из любви и благости Творца, с целью дать и твари возможность насладиться этими величайшими свойствами Его существа. И вот «Он», по словам боговдохновенного псалмопевца, «сказал и сделалось, Он повелел и явилось» все (Псал. 32:9). Орудием его при творении служило Слово Его («сказал и сделалось»), которое есть Слово изначальное, Сын Божий, чрез которого «все начало быть, и без Него ничто не начало быть, что произошло» (Иоан. 1:3). Так как во втором стихе отдельно говорится и об участии Духа Божия в деле творения, то ясно, что Бог действовал при создании мира как превечная Троица.
Открыв тайну происхождения мира как целого и его двух составных частей — неба и земли, бытописатель переходит к описанию порядка образования мира в его теперешнем виде, во всем разнообразии его видимых форм, и так как летопись бытия предназначалась в поучение жителям земли, то и главное внимание его обращается именно на историю образования земли, так что во втором стихе уже не упоминается о небе. В первобытном своем состоянии «земля была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою». Это было только что сотворенное бесформенное вещество — хаос «тогу-ва-богу», в котором бродили слепые силы вещества, ожидая зиждительного слова Творца, и над этою-то бродящею бездною была тьма, и только творческий Дух Божий носился над водою, как бы оплодотворяя зародыши и семена имевшей возникнуть жизни на земле. Откровение ничего не сообщает о продолжительности такого хаотического состояния. Только с известного момента началась творчески-образовательная деятельность Творца, и она совершилась в шесть последовательных периодов времени, называемых днями творения1.
В первый день Бог создает тьму и свет: «Земля была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро» (Быт.1:1-5).
Второй день это день сотворения тверди: «И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.] И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом» (Быт.1:6-8).
В третий день Бог создает сушу и землю, моря и растения: «И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.] И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду [и по подобию] ее, и дерево [плодовитое], приносящее плод, в котором семя его по роду его [на земле]. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро» (Быт.1:9-13).
На четвертый день Бог творит светила небесные: «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо» (Быт.1:14-17).
В пятый день Бог создает пресмыкающихся, рыб и птиц: «И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. [И стало так.] И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее» (Быт.1:20-21).
На шестой день Бог заканчивает свое творчество созданием животных и человека: «И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт.1:24-26).
Так закончилась история творения и образования мира. «И увидел Бог все, что Он создал, и вот хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестый». «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые Он творил и созидал. И благословил Бог седьмый день и освятил его». Отсюда ведет свое начало установление субботы как дня покоя, и на этом установлении доселе основывается правильная смена труда и покоя в жизни человеческой.
Сотворение человека
2.1 Предвечный совет Святой Троицы
Сотворению человека предшествует совет Святой Троицы. Когда автор Книги Бытия переходит к рассказу о сотворении человека, здесь возникает как бы некая пауза между замыслом о творении и самим творением. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1:26). К кому обращается Бог? С кем советуется? Когда Он созидал небо, землю, светила, когда творил растения и животных, Он ни с кем не советовался. И вдруг мы слышим это загадочное: "Сотворим".
Ветхий Завет не дает нам ответа на вопрос о том, с кем совещается Создатель: Ветхому Завету еще недоступна тайна Святой Троицы. Но святоотеческое богословие отвечает: это был Предвечный Совет Трех Лиц Святой Троицы, Которые совещались между Собой о сотворении самого высшего и самого значительного из всех живых существ. Бог не мог советоваться с ангелами, потому что человек не создан по подобию ангелов и потому что ангелы - лишь служебные духи. Тем более не мог Он советоваться с какими-либо представителями материального мира - неразумными животными или растениями. Бог советовался с Самим Собой.
Священное Писание в какой-то степени приоткрывает нам, о чем шла речь на этом Предвечном Совете. Речь шла о судьбе человека. Человек создается по образу и подобию Божию: это значит, что в своей природе он будет иметь характерные черты троичного Бога, будет обладать свойствами, которыми в абсолютной степени обладает только Бог. И конечно, человек будет обладать богоподобной свободой. Эта свобода, означающая для него возможность выбора собственной судьбы, будет настолько неограниченной, что человек, если захочет, сможет отделиться от Бога и свое желание жить так, как ему хочется, противопоставить воле Божией и Промыслу Божию о нем самом. По словам Владимира Лосского, творя человека, Бог шел на определенный риск. Всякое творческое дело сопряжено с дерзанием и риском, и сотворение человека было предприятием рискованным, потому что на карту была поставлена сама судьба человека, его спасение. Поэтому Бог взял на Себя спасение и искупление человека в случае, если человек не захочет жить по Его воле и Его заповедям.
В Евангелии от Иоанна говорится: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).Это значит: Бог Отец настолько возлюбил человека, что отдал Своего Сына на смерть и муки ради спасения человека. И Христос говорит о Себе, что Он пришел исполнить волю Отца (Ин. 6:38). А воля Отца состоит в том, чтобы никто не погиб - ни один из созданных им людей. И еще Христос говорит: «Если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин. 16:7).
На основании этих слов можно представить, конечно же лишь в той мере, в какой подобные вещи доступны человеческому восприятию, - то, что происходило на Предвечном Совете. Бог Отец, Который является причиной всего, Который обладает первенством внутри Самой Троицы, желая сотворить человека по образу и подобию Своему, обращается к Сыну, тем самым вопрошая Его, готов ли Он и хочет ли Он взять на Себя ответственность за судьбу человека, вплоть до того, чтобы, если понадобится, Самому стать Человеком и разделить судьбу человечества. Святой Дух также участвует в этом совещании, и сошествие Святого Духа на людей, Его присутствие в мире ставится в прямую зависимость от искупительного подвига Иисуса Христа. Иначе говоря, Предвечный Совет означает согласие всех Лиц Святой Троицы взять на Себя ответственность за судьбу человека.
Только после того, как было решено, что Бог Сам становится залогом, гарантом спасения человека, Он приступает к сотворению человека.
2.2. Образ и подобие
Бог создает человека по образу и подобию Своему. Тело его, как и тела всех животных, создано из земли, но духовная его природа есть непосредственное вдуновение Творца.
«И создал Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2:7). Нельзя думать, что душа человека есть частица Божественного Существа. Душа человека также тварна, как и его тело, но она заключает в себе образ своего Творца. По учению отцов Церкви, “образ Божий” в человеке состоит в свойствах и силах человеческой души2. Из свойств души выделяют , разум, чувства, волю. А “подобие” — это уподобления Творцу, направлении всех сил и способностей к Богу. Если «образ» это есть некая данность, то подобие это поступательное движении направленное к Богу. «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный,» (Мф. 5:48) — призывает Христос человека развить в себе образ Божий и стать подобным своему Творцу.
2.3.Высокое предназначение человека
В этом уподоблении Богу
и заключалось изначальное
2.4.Соединение в человеке духовного и материального
По слову свт. И. Златоуста, то, что плоть человека образована из «праха». «Прах» (евр. пыль) — синоним ничтожного, попираемого ногами. И именно это существо, созданное из «праха», призывается быть владыкой твари. Таким его делает Дух Божий. Человек становится «душой» то есть личностью. Душа есть средоточие живого существа. Свою душу человек получил непосредственно от Бога.
Прп. Серафим Саровский говорит: «До того, как Бог вдунул в Адама душу, он был подобен животному»3. Позднее еп. Феофан Затворник выступает против буквального понимания. Он говорит что сначала было животное в образе человека, с душою животного. Потом Бог вдунул в него дух Свой и из животного он стал человеком. Другой православный богослов писал, что творение человека «совершалось постепенно и при участии естественных сил, как и все творение; следовательно, образование проходило разные формы развития до тех пор, пока не сделалось способно принять дыхание Божие, т.е. стать человеком»4.
Изначально в человеке было единство духовного и материального мира. Но результате грехопадения происходит отсоединение в человеке единства божественного и материального мира.
2.5. Сотворение Евы.
Следующим актом являлось сотворение Евы. Впервые «нехорошо» в Библии мы встречаем в связи с тем, что не находится Адаму «помощника, подобного ему», среди всей твари, и Бог говорит, что «нехорошо человеку быть одному» (Быт. 2:18). То есть, таким образом, подчеркивается потребность человека иметь себе подобного. Вспомним ответ Спасителя на вопрос о том, какая есть наибольшая заповедь в Законе. Спаситель ее указывает двухсоставной: «возлюби Господа Бога твоего всею крепостию твоею» (Втор. 6:5) и «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:37).
В языческих религиях мы можем видеть что мужчина и женщина творятся из разных материалов. В тех религиях это разные существа. Важнейший факт заключается в том, что когда говорится о Еве, то используется другое слово, что «создал Господь Бог из ребра», а не «сотворил». Ева не является чем-то принципиально новым, отличным от Адама творением, – здесь как раз указывается на единство рода человеческого и на полное единство и тождество этой природы, которая отныне начинает существовать в двух полах. Христос, уча о браке и семье говорит: «В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть (Мк. 10: 6-8). Интересные размышления приводит наша современница Жозетта Круассан в своей книге «Призвание женщины, или Священство сердца»: «Во всех языках корни слов „мужчина“ и „женщина“ различны, словно речь идет о различии по существу. И только иврит использует один корень, подчеркивая взаимную дополняемость. Мужчина произносится «иш», а женщина — «иша5. То есть по сути это одно слово.
Информация о работе Повествование Книги Бытия о сотворении Богом мира