Православная церковь в ТАССР в 1920-1930-е гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 15:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение положения церкви в ТАССР в 1920-1930-е годы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть состояние православной церкви в первые годы советской власти;
Осветить политику большевиков по отношению к Православной российской церкви;
Охарактеризовать положение православной церкви в 1920-е годы;
Показать процесс закрытия православных церквей в городе Казани;

Содержание

Введение 3
Глава I. Состояние церкви в период 20-30-х годов ХХ века. 6
Политика большевиков по отношению к Православной церкви 6
1920-е годы для Православной Церкви. ………………….. 8
Глава II.Закрытие казанских церквей в конце 1920-х - 1930-е годы. 10
Заключение 20
Список использованных источников и литературы ……………………21

Вложенные файлы: 1 файл

церковь.docx

— 60.77 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки РФ

ГОУ ВПО «Татарский государственный  гуманитарно-педагогический университет»

Факультет исторического  образования

Кафедра истории Татарстана и регионоведения

 

 

 

 

 

Православная церковь в ТАССР в 1920-1930-е гг.

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Научный руководитель

 

 

 

 

 

 

 

Казань -  2011

Содержание

Введение                                                                                                           3

Глава I. Состояние церкви в период 20-30-х годов ХХ века.                     6                                                                                                 

    1. Политика большевиков по отношению к Православной церкви          6                                                                                                                                                                  
    2. 1920-е годы  для Православной  Церкви.  …………………..                8

Глава II.Закрытие казанских церквей в конце 1920-х - 1930-е годы.          10

Заключение                                                                                                       20

Список использованных источников  и литературы   ……………………21                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В современной России религия  играет очень важную роль. В  настоящее  время отношения государства  и церкви нормализовались, но так  было не всегда. Важно узнать какое  было отношение  государства к  церкви, потому что это часть нашей  истории.

Тема православной церкви начала изучаться еще в советской  историографии, но в силу идеологических причин многие вопросы оставались за рамками исследований. Историки поддерживали политику партии и государства по отношению к церкви, потому что  в то время нельзя было даже высказывать  сомнения в правильности  действий властей.

Лишь с началом перестройки  у историков появилась возможность  объективного освещения положения  религии в советский период. Одним из первых в республике к проблеме репрессий обратился профессор Б.Ф. Султанбеков. Им был опубликован ряд документальных материалов, рассказывающих о судьбе видных ученых, политических и общественных деятелей СССР и Татарстана, даны авторские версии ряда загадочных событий в его истории. В своих исследованиях он освещает вопросы репрессий в отношении мусульманского и православного духовенства, местных государственных и партийных деятелей, писателей. Тему репрессий он освещает в таких своих исторических трудах, как: «История Татарстана: Страницы секретных архивов»1 (1994), «История Татарстана: Сталин и «татарский след»2 (1995) и многие другие.

Весомый вклад в оценку ряда конкретных аспектов репрессий  внес профессор Казанского университета А.Л. Литвин. Особо следует отметить такие его работы, как «Запрет на жизнь»3 (1993), «Без права на мысль. Историки в эпоху Большого террора. Очерки судеб»4 (1994), «Красный и белый террор в России. 1918-1922гг.»5 (1995).

Свою лепту в изучение положения церкви в ТАССР внес также Хайрутдинов Р.Р. В своей работе «Антирелигиозная политика в Татарстане и ликвидация культовых зданий в начале 20-х годов XX века»6 (2009) он описывает различные события, связанные с православной церковью, показывает какова была религиозная ситуация в республике.

В источниках, которые были использованы автором, много документальных подтверждений негативной политики большевистского правительства. Особенно много данных из различных источников приводится в работе выпускника Московской духовной академии и протоирея Владимира Мухина (2002). В этой работе описывается не только отношение властей к православной церкви, но и реакции народа на закрытие храмов. В данной работе четко прослеживается личное отношение автора диплома к проблеме.

Так же она (т.е. тема) изучалась  автором статьи «В церквах и монастырях по возможности ничего не оставлять…» - Р. Хайрутдиновым (2006). Автор статьи в основном описывает деятельность политиков в отношении церкви, а так же о создании различных органов, которые отвечали, например, за изъятие церковных ценностей.

Уже в 2011 году тему православной церкви в 1920-1930-е годы изучал Герасим (Дьячков) – игумен, в своей статье «Закрытие церквей в Воловском районе. 1930-й год»7. В начале этой работы есть сведения о состоянии православной церкви по всей России, затем автор статьи описывает отдельные районы страны.

Вопросы о положении религии  в первые десятилетия существования  советского строя обсуждались на различных научных конференциях. Так, 1999-м году проходила итоговая научная конференция ТГГИ, на которой, среди прочих, затрагивалась и тема православной церкви в ТАССР.  Итоги были опубликованы в сборнике «Материалы итоговой научно-практической конференции за 1999 год»8. На этой конференции освещалось множество и других тем, но нас интересует тема именно православной церкви в 20-30-е года XX века. В выступлениях участников использовалось множество документальных доказательств того, как закрывались церкви.

Также следует отметить «Сборник материалов итоговых конференций молодых ученых и аспирантов за 1999-2000 гг.»9 под редакцией Р.С. Хакимова. В данной работе содержится больше сведений о всех религиозных культах и их состояние на 1920-1930-е годы.

Объектом нашего исследования является Православная церковь, а предметом - репрессии и гонения на церковь в 1920-1930-е годы.

Целью курсовой работы является изучение положения церкви в ТАССР в 1920-1930-е годы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    1. Рассмотреть состояние православной церкви в первые годы советской власти;
    2. Осветить политику большевиков по отношению к Православной российской церкви;
    3. Охарактеризовать положение православной церкви в 1920-е годы;
    4. Показать процесс закрытия православных церквей в городе Казани;

Структура работы: данная курсовая работа состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав, заключения и списка использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Состояние церкви в период 20-30-х годов ХХ века.

1.1. Политика большевиков  в отношении Православной церкви.

 

После революции 1917 года церковь подвергалась гонениям, а храмы и монастыри закрывались. Естественно, что и Казанские церковнослужители тоже разделили эту участь.

Наиболее интересным фактом, на который следует обратить внимание, по мнению автора, является то, что церкви не закрывались насильно.  Церковнослужителей ставили в такие условия, чтобы  они «сами» покидали свои посты. Еще  в 1990-м году было опубликовано письмо В.И. Ленина, в котором весьма четко  формулируется репрессивная политика по отношению к церкви, после его прочтения «у нас исчезает утешительная мысль о том, что эксцессы происходили вопреки, или, по крайней мере, без ведома высшего руководства»10.

Первым изданным документом большевистского правительства  по отношению к церкви стал декрет Совета Народных Комиссаров, принятый 20 января (по ст. ст.) и изданный 23 января 1918 года, — Об отделении церкви от государства и школы11.  Это постановление лишило церковь многого:

    1. Прав юридического лица;
    2. Собственности;
    3. Покровительства государства;
    4. Религия объявлялась частным делом граждан;

По нашему мнению, этот первый шаг был самым неожиданным  и сильным в отношении церкви.

Уже в 1918 году новым правительством были закрыты все духовные учебные  заведения, в том числе и казанская  духовная академия.

Важные события произошли  в Казане в сентябре 1918 года. В  этом месяце город покинули тысячи людей, в том числе часть священнослужителей и Иаков (Казанский и Свияжский  митрополит), потому что боялись  расправы со стороны красных. Во время  взятия Казани были расстреляны все 11 монахов Зилантова монастыря  во главе с архимандритом Сергием. В Свияжске был арестован, а затем  расстрелян, находившийся долгие годы на покое, престарелый епископ Амвросий.12

Большевики только пришли к власти, а ими уже было предпринято  множество действий по отношению  к православной церкви.

Через 4 года (16 февраля 1922), было принято новое постановление  «Об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим»13. Конечно, по названию этого декрета можно понять, что новое правительство старалось для простого народа, но, по мнению автора, это не так. Название было таковым только, чтобы население не начало открытые восстания против правительства.

Существует письмо, подписанное  И. Сталиным в августе 1923 года, в этом письме местные партийные органы предостерегают от жестоких мер по отношению к священнослужителям, а так же запрещаются методы борьбы, которые могут унизить личное достоинство верующих. Подобное явление  «грозят сорвать достижения партии в области разложения церкви»14

После принятия данного декрета  во всех губерниях стали создаваться  комиссии, которые отвечали за изъятие  всех церковных ценностей.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что новое правительство было с самого начала настроено против церкви.

 

1.2 1920-е годы  для Православной  Церкви.

 

1920-е годы начались  для Православной церкви с  принятием патриархом Тихоном  эффективных мер по оживлению  епархиальной жизни в крупнейших  регионах России. Для этого он  направлял в регионы наиболее  преданных вере и авторитетных  иерархов.15

Все же 1920-е годы для российской церкви, были не на много легче, а  скорее даже сложнее, чем 1917-1920-е годы.

В апреле 1920-го года митрополитом в Поволжье был назначен Кирилл, уже в августе этого года он был арестован. В апреле следующего года был арестован архиепископ  Анатолий, который управлял епархией в отсутствии Кирилла.16

Как уже было сказано, в 1922 году было произведено изъятие церковных  ценностей, но, кроме ценностей, изымались  церковные земли  «и насажден при поддержке ВЧК–ГПУ–ОГПУ обновленческий раскол для уничтожения Церкви изнутри»17.

На следующий год (8 февраля 1923 года) СНК РСФСР был издан  декрет о регистрации всех религиозных  обществ, при этом надлежащей комиссии было необходимо оценить состояние  храмов. Многие религиозные общества не смогли пройти данную регистрацию, так как здания были разрушены  после революции и гражданской  войны18.

10 августа 1926 года Татарским  обкомом ВКП (б) было издано  постановление, в котором говорилось  следующее: «духовенство проводит  упорную работу по расширению  для себя легальных возможностей…влияния  среди широких слоев крестьянства, особенно среди женщин…», в конце  же была выдвинута задача «для  всей парторганизации, дело борьбы  с усиливающейся деятельностью  духовенства, укрепления и расширения  со стороны партии и Советской  власти всех мероприятий, которые  не только препятствовали бы  дальнейшему росту религиозного  движения, но и  привели бы  к его ослаблению и полному  постепенному изжитию»19.

По нашему мнению, в представленном постановлении можно проследить негативное отношение в ТАССР  ко всему духовенству.

После принятого ВЦИКом постановления от 17 сентября 1928 года, закрытие всех культовых зданий приобрело более широкий размах. В этом постановлении было написано о передаче культовых зданий культпросвет-учреждениям20.

Уже в 1929 году было издано новое  постановление, оно относилось к  религиозным объединениям. По нему устанавливались определенные рамки  «удовлетворения религиозных потребностей», за которые объединения не имели права выходить. В случае нарушения было предусмотрено наказание, прописанное в 10 параграфе 58 статьи уголовного кодекса РСФСР (доходило даже до смертной казни). Данный декрет значительно ущемлял права религиозного объединения, ведь теперь им запрещалось:

    1. Благотворительная деятельность;
    2. Частное обучение религии и многое другое;

С каждым годом положение  церкви все ухудшалось и ухудшалось.

В этом же году был издан  приказ о снятии колоколов с церквей, это было обосновано тем, что они  нарушают права атеистов на заслуженный  отдых. По мнению автора, такое жестокое гонение церкви было не обосновано.

В 1928-1930-е года были увеличены  налоги в десять раз. Для церковнослужителей это было катастрофой, ведь они были лишены всех гражданских прав, таких  как бесплатное медицинское обслуживание или продовольственные карточки. Конечно же, для служителей такие  налоги были непосильны. Всё в эти  же годы начался арест и высылка  церковнослужителей.

Информация о работе Православная церковь в ТАССР в 1920-1930-е гг