Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 15:46, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение положения церкви в ТАССР в 1920-1930-е годы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть состояние православной церкви в первые годы советской власти;
Осветить политику большевиков по отношению к Православной российской церкви;
Охарактеризовать положение православной церкви в 1920-е годы;
Показать процесс закрытия православных церквей в городе Казани;
Введение 3
Глава I. Состояние церкви в период 20-30-х годов ХХ века. 6
Политика большевиков по отношению к Православной церкви 6
1920-е годы для Православной Церкви. ………………….. 8
Глава II.Закрытие казанских церквей в конце 1920-х - 1930-е годы. 10
Заключение 20
Список использованных источников и литературы ……………………21
Министерство образования и науки РФ
ГОУ ВПО «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет»
Факультет исторического образования
Кафедра истории Татарстана и регионоведения
Православная церковь в ТАССР в 1920-1930-е гг.
Курсовая работа
Научный руководитель
Казань - 2011
Содержание
Введение
Глава I. Состояние церкви в период 20-30-х
годов ХХ века.
6
Глава II.Закрытие казанских церквей в конце 1920-х - 1930-е годы. 10
Заключение
Список использованных источников
и литературы ……………………21
Введение
В современной России религия играет очень важную роль. В настоящее время отношения государства и церкви нормализовались, но так было не всегда. Важно узнать какое было отношение государства к церкви, потому что это часть нашей истории.
Тема православной церкви начала изучаться еще в советской историографии, но в силу идеологических причин многие вопросы оставались за рамками исследований. Историки поддерживали политику партии и государства по отношению к церкви, потому что в то время нельзя было даже высказывать сомнения в правильности действий властей.
Лишь с началом перестройки
у историков появилась
Весомый вклад в оценку ряда конкретных аспектов репрессий внес профессор Казанского университета А.Л. Литвин. Особо следует отметить такие его работы, как «Запрет на жизнь»3 (1993), «Без права на мысль. Историки в эпоху Большого террора. Очерки судеб»4 (1994), «Красный и белый террор в России. 1918-1922гг.»5 (1995).
Свою лепту в изучение положения церкви в ТАССР внес также Хайрутдинов Р.Р. В своей работе «Антирелигиозная политика в Татарстане и ликвидация культовых зданий в начале 20-х годов XX века»6 (2009) он описывает различные события, связанные с православной церковью, показывает какова была религиозная ситуация в республике.
В источниках, которые были использованы автором, много документальных подтверждений негативной политики большевистского правительства. Особенно много данных из различных источников приводится в работе выпускника Московской духовной академии и протоирея Владимира Мухина (2002). В этой работе описывается не только отношение властей к православной церкви, но и реакции народа на закрытие храмов. В данной работе четко прослеживается личное отношение автора диплома к проблеме.
Так же она (т.е. тема) изучалась автором статьи «В церквах и монастырях по возможности ничего не оставлять…» - Р. Хайрутдиновым (2006). Автор статьи в основном описывает деятельность политиков в отношении церкви, а так же о создании различных органов, которые отвечали, например, за изъятие церковных ценностей.
Уже в 2011 году тему православной церкви в 1920-1930-е годы изучал Герасим (Дьячков) – игумен, в своей статье «Закрытие церквей в Воловском районе. 1930-й год»7. В начале этой работы есть сведения о состоянии православной церкви по всей России, затем автор статьи описывает отдельные районы страны.
Вопросы о положении религии
в первые десятилетия существования
советского строя обсуждались на
различных научных
Также следует отметить «Сборник материалов итоговых конференций молодых ученых и аспирантов за 1999-2000 гг.»9 под редакцией Р.С. Хакимова. В данной работе содержится больше сведений о всех религиозных культах и их состояние на 1920-1930-е годы.
Объектом нашего исследования является Православная церковь, а предметом - репрессии и гонения на церковь в 1920-1930-е годы.
Целью курсовой работы является изучение положения церкви в ТАССР в 1920-1930-е годы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Структура работы: данная курсовая работа состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав, заключения и списка использованных источников.
Глава I. Состояние церкви в период 20-30-х годов ХХ века.
1.1. Политика большевиков
в отношении Православной
После революции 1917 года церковь подвергалась гонениям, а храмы и монастыри закрывались. Естественно, что и Казанские церковнослужители тоже разделили эту участь.
Наиболее интересным фактом, на который следует обратить внимание, по мнению автора, является то, что церкви не закрывались насильно. Церковнослужителей ставили в такие условия, чтобы они «сами» покидали свои посты. Еще в 1990-м году было опубликовано письмо В.И. Ленина, в котором весьма четко формулируется репрессивная политика по отношению к церкви, после его прочтения «у нас исчезает утешительная мысль о том, что эксцессы происходили вопреки, или, по крайней мере, без ведома высшего руководства»10.
Первым изданным документом большевистского правительства по отношению к церкви стал декрет Совета Народных Комиссаров, принятый 20 января (по ст. ст.) и изданный 23 января 1918 года, — Об отделении церкви от государства и школы11. Это постановление лишило церковь многого:
По нашему мнению, этот первый шаг был самым неожиданным и сильным в отношении церкви.
Уже в 1918 году новым правительством были закрыты все духовные учебные заведения, в том числе и казанская духовная академия.
Важные события произошли
в Казане в сентябре 1918 года. В
этом месяце город покинули тысячи
людей, в том числе часть
Большевики только пришли к власти, а ими уже было предпринято множество действий по отношению к православной церкви.
Через 4 года (16 февраля 1922), было принято новое постановление «Об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим»13. Конечно, по названию этого декрета можно понять, что новое правительство старалось для простого народа, но, по мнению автора, это не так. Название было таковым только, чтобы население не начало открытые восстания против правительства.
Существует письмо, подписанное
И. Сталиным в августе 1923 года, в этом
письме местные партийные органы
предостерегают от жестоких мер по
отношению к
После принятия данного декрета во всех губерниях стали создаваться комиссии, которые отвечали за изъятие всех церковных ценностей.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что новое правительство было с самого начала настроено против церкви.
1.2 1920-е годы для Православной Церкви.
1920-е годы начались
для Православной церкви с
принятием патриархом Тихоном
эффективных мер по оживлению
епархиальной жизни в
Все же 1920-е годы для российской церкви, были не на много легче, а скорее даже сложнее, чем 1917-1920-е годы.
В апреле 1920-го года митрополитом в Поволжье был назначен Кирилл, уже в августе этого года он был арестован. В апреле следующего года был арестован архиепископ Анатолий, который управлял епархией в отсутствии Кирилла.16
Как уже было сказано, в 1922 году было произведено изъятие церковных ценностей, но, кроме ценностей, изымались церковные земли «и насажден при поддержке ВЧК–ГПУ–ОГПУ обновленческий раскол для уничтожения Церкви изнутри»17.
На следующий год (8 февраля 1923 года) СНК РСФСР был издан декрет о регистрации всех религиозных обществ, при этом надлежащей комиссии было необходимо оценить состояние храмов. Многие религиозные общества не смогли пройти данную регистрацию, так как здания были разрушены после революции и гражданской войны18.
10 августа 1926 года Татарским
обкомом ВКП (б) было издано
постановление, в котором
По нашему мнению, в представленном постановлении можно проследить негативное отношение в ТАССР ко всему духовенству.
После принятого ВЦИКом постановления от 17 сентября 1928 года, закрытие всех культовых зданий приобрело более широкий размах. В этом постановлении было написано о передаче культовых зданий культпросвет-учреждениям20.
Уже в 1929 году было издано новое постановление, оно относилось к религиозным объединениям. По нему устанавливались определенные рамки «удовлетворения религиозных потребностей», за которые объединения не имели права выходить. В случае нарушения было предусмотрено наказание, прописанное в 10 параграфе 58 статьи уголовного кодекса РСФСР (доходило даже до смертной казни). Данный декрет значительно ущемлял права религиозного объединения, ведь теперь им запрещалось:
С каждым годом положение церкви все ухудшалось и ухудшалось.
В этом же году был издан приказ о снятии колоколов с церквей, это было обосновано тем, что они нарушают права атеистов на заслуженный отдых. По мнению автора, такое жестокое гонение церкви было не обосновано.
В 1928-1930-е года были увеличены
налоги в десять раз. Для церковнослужителей
это было катастрофой, ведь они были
лишены всех гражданских прав, таких
как бесплатное медицинское обслуживание
или продовольственные
Информация о работе Православная церковь в ТАССР в 1920-1930-е гг