Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 20:10, реферат
В начале сотворил Бог небо и землю (Быт. 1, 1). Величественно стоит, возвышаясь независимо от древних мифологических сказаний о происхождении мира, от разных сменяющих друг друга гипотез о начале и развитии мирового порядка, начертанное на первой странице Библии богодухновенное Моисеево повествование о сотворении мира. Оно чрезвычайно кратко. Но в этой краткости охвачена вся история мироздания. Оно создано при помощи самого безыскусного языка, словарь которого состоял из нескольких сотен слов и был совсем лишен отвлеченных понятий, так необходимых для выражения религиозных истин. Дело в том, что древние евреи не знали даже слова, которое несло бы такую смысловую нагрузку, как греческое слово "космос".
Православный взгляд на происхождение мира.
Высота христианского
Бог – Творец мира
В начале сотворил Бог небо и землю (Быт. 1, 1). Величественно стоит, возвышаясь независимо от древних мифологических сказаний о происхождении мира, от разных сменяющих друг друга гипотез о начале и развитии мирового порядка, начертанное на первой странице Библии богодухновенное Моисеево повествование о сотворении мира. Оно чрезвычайно кратко. Но в этой краткости охвачена вся история мироздания. Оно создано при помощи самого безыскусного языка, словарь которого состоял из нескольких сотен слов и был совсем лишен отвлеченных понятий, так необходимых для выражения религиозных истин. Дело в том, что древние евреи не знали даже слова, которое несло бы такую смысловую нагрузку, как греческое слово "космос". И поэтому древние евреи, когда хотят сказать "все, кто есть", говорят: "небо и земля". Но от этой простоты языка, повествование Моисея не теряет своего вечного значения.
Прямой целью боговидца Моисея было - через сказание о творении - раскрыть своему народу, а через него и всему человечеству основные истины о Боге, о мире и о человеке. Характерно, что в его рассказе полностью отсутствует "звездная история". Обычно народная мифология уделяет чрезвычайно большое внимание истории созвездий, происхождению планет, именам звезд и т.п. Библия не рассказывает историй о том, кто пролил молоко на Млечный путь, кто привязал Большую медведицу и в кого целится Стрелец.
Солнце и светила возникают после возникновения жизни на земле. Эта особенность рассказа Моисея, во-первых, следует из его задачи преодолеть языческие привычки у своих слушателей. Для народных религий характерно обожествление Солнца, в нем земледельческие народы видят источник жизни. Культ бога солнца — Ра — был чрезвычайно распространен в Египте, откуда только что Моисей вывел свой народ. Поэтому Моисей открывает истинное предназначение звезд: «да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так». Моисей считает нужным подчеркнуть, что жизнь и злаки возникают раньше, чем солнце: не солнце, но Бог — подлинный Источник жизни.
Говоря о происхождении Солнца и Луны, Моисей не употребляет даже слов "солнце" и "луна": «И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью». Поскольку светила в языческом мире почитались как божества (Луна, например, как Астарта или Диана), Моисей считает нужным провести "демифологизацию" сознания своих слушателей. На небесном своде он видит не торжественную процессию богов, а просто... лампочки. Это как бы система обычного и аварийного освещения, которая заведомо смонтирована лишь для помощи человеку, а потому язычники, поклоняющиеся знакам Зодиака, столь же нелепы, как лампопоклонники. Поэтому языческое поклонение светилам и звездному небу, "Космосу" просто переворачивает исходное отношение. Мир должен служить человеку, а человек должен служить только Богу, Создателю космоса, а не самому космосу.
Главная истина - о Боге, как Едином Духовном Существе, независимом от мира. Первые слова книги Бытия: В начале сотворил Бог(Быт. 1, 1) - утверждают, что Бог есть единственное вневременное, вечное, самобытное Бытие, Источник всякого бытия, Дух Премирный, так как Он существовал и прежде создания мира, Бытие внепространственное, не связанное и с небом, так как небо создано вместе с землей. Бог един. Бог есть Личное Разумное Существо. Бог есть Творец.
В греческом языке слово "Творец" - "поэтос" (поэт). То есть тот, кто сочиняет стихи. Вот именно это и делает Бог согласно православной вере. Что такое стихи? "Стихия". Так вот в греческом языке это слово звучало иначе, чем в русском. Дело в том, что для современного русского языка стихия - это намек на что-то неуправляемое, стихийное, бесконтрольное, хаотическое. В греческом же языке слово это слово происходит от глагола "иду стройными рядами". Этот термин означает движение фаланги. То есть не движение толпы, которая бросается с дубинками на неандертальцев, а когда проявляется военное искусство, умение правильно двигаться на поле боя. И вот именно это правильное, регулярное передвижение и есть стихия. Этот мир в античном понимании создан из четырех стихий: вода, воздух, земля и огонь. Все эти стихии гармонично, разумно сочетаются друг с другом, в чем-то уступая, в чем-то усиливаясь, а где-то и сплетаясь в сложный космос. Задача Творца, который изначально создал эти стихии, сделать из них пестрый ковер в космосе. Из этих стихий Бог сочиняет космос в полном смысле этого слова. Сочинять - значит располагать по чину, по порядку.
Таким образом, Бог, как поэт, творит этот мир словом. И это очень важно в библейском видении мира: именно Божественное и поэтическое Слово, которое было вначале, и создает мир. Не физиологические отправления богов стоят у истоков космоса, как это в лирических мифологиях, где боги совокупляются и порождают космос. А есть разумное творчество, поэтическое.
Дни творения
Говоря о днях творения, стоит подчеркнуть, что они не были нашими обыкновенными днями, в 24 часа. Ведь, наш день зависит от солнца, а в первые три дня творения не было еще и самого солнца, значит не могло быть и теперешних дней. На древнееврейском языке, а на этом языке и день и период времени назывались одним словом «йом». Но точно знать, какие это «дни» мы не можем, тем более, что нам известно: «У Господа один день, как тысяча лет и тысяча лет, как один день» (2 Петр. 3:8, Пс. 89:5).
О днях творения блаженный Августин говорит так: «Какого рода эти дни - представить это нам или крайне трудно, или даже вовсе невозможно; а тем более невозможно говорить о том» (О граде Божием. Кн. 11. Гл. 6).
Итак, первым действием образовательного творчества Божия было создание света: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет». И был вечер и было утро. Это и был первый день мира.
Во второй день мира Бог создал твердь – то необъятное пространство, которое простирается над ним и окружает землю, то есть видимое нами небо. Стоящее в подлиннике слово «ракия», переведенное словом твердь, означает пустое пространство.
В третий день мира Бог собрал воду, которая под небом, в одно место, и явилась суша. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод морями. И повелел земле произрастить зелень, траву и деревья.
В четвертый день мира, по повелению Божию, засияли над нашей землей светила небесные: солнце, луна, звезды.
В пятый день мира, по слову Божию, вода произвела душу живую, то есть появились насекомые, пресмыкающие и рыбы, а над землею, по тверди небесной, полетели птицы.
В шестой день мира, по слову Божию, земля произвела душу живую, и появились на земле животные, и в этот же день Господь сотворил человека – мужчину и женщину, по образу и подобию Своему.
В седьмой день мира, который, как учат святые отцы, продолжается и поныне, Бог перестал творить. Он благословил и освятил этот день, и назвал его субботой, то есть покоем; и заповедал, чтобы люди покоились в свой обычный седьмой день от дел своих и посвящали его на служение Богу и ближним, то есть сделал этот день свободным от житейских дел – праздником.
Восьмой день, по учению отцов Церкви — это День Пришествия, день всеобщего Воскресения и Суда, День невечернего Царствия Божия.
Сотворив мир, Бог увидел, что все, что Он создал, хорошо весьма (Быт. 1, 31). Дело в том, что без этого свидетельства Шестоднева невозможно понимание самой сути Евангелия:
"Ибо так возлюбил Бог мир,
что отдал Сына Своего
Выводы из библейского происхождения мира
Из данной Моисеем величественной схемы происхождения мира можно сделать ряд прямых выводов о мире, а именно:
1) О том, как возник мир:
а) Мир не существует вечно, а появился во времени;
б) Мир не сам собой образовался, а обязан своим происхождением воле Божией;
в) Мир явился не в один миг, а создавался в последовательности от простейшего к более сложному;
г) Мир сотворен не по необходимости, а по свободному хотению Божию;
д) Мир сотворен Словом Божиим с участием животворящего Духа.
2) О том, какова природа мира:
а) Мир по существу отличен от Бога: он не есть ни часть Его существа, ни Его эманация (исхождение), ни Его тело;
б) Мир сотворен не из какого-либо вечно существовавшего материала, а приведен в бытие из полного небытия;
в) Все, что есть на земле, создано из земных стихий, «изведено» водой и землей по велению Божию, кроме души человека, носящей в себе образ и подобие Божие;
3) О том, каковы следствия творения:
а) Бог остается по Своей природе отличным от мира и мир от Бога;
б) Бог не потерпел никакой убыли и не приобрел для Себя никакого восполнения от создания мира;
в) В мире нет ничего несотворенного, кроме Самого Бога;
г) Все сотворено хорошо весьма, значит, зло не явилось вместе с творением мира.
Только на тех основаниях, какие даны в Моисеевом сказании о происхождении мира, возможна истинная религия.
Без признания Личного Бога мы не могли бы Его любить, Его прославлять, благодарить, искать у Него помощи, Ему молиться; мы были бы как сироты, не знающие ни отца, ни матери.
Если бы мир был совечен Богу, это значило бы, что Он в каком-то отношении равен Богу, в каком-то отношении независим от Бога, а в таком случае сам был бы как полубог со всей своей изменчивостью и существующим в нем злом, разложением и смертью. Это вело бы к мысли об ограниченности Божества, то есть к извращению самой идеи Божества, как Существа неограниченного, или же вело бы к двубожию.
Если бы мир был рожден из существа Божия, по эманации, то он сам по достоинству был бы как Бог. Тогда не было бы Существа высшего над нами; если мир есть божество, то и мы сами в нем – божество, и не было бы для нас Бога.
Но мир имеет начало. Мир сотворен во времени. Есть Высшая Вечная, Премудрая, Всемогущая, Благая Сила над нами, к Которой радостно устремляется и прилепляется дух верующего человека, с любовью взывая: Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих... Да будет Господу слава во веки (Пс. 103, 24, 31).
Образ творения мира.
Мир сотворен из ничего. Лучше сказать: приведен в бытие из небытия, такое выражение мы находим обычно у отцов Церкви, потому что если говорим «из», то, очевидно, уже думаем о материале; но «ничто» не является материалом. Однако условно принято и вполне допустимо пользоваться этим выражением ввиду его простоты и краткости.
Что сотворение есть приведение из полного небытия, об этом говорит Слово Божие во многих местах:
Все сотворил Бог из ничего...(2 Мак. 7, 28). Из невидимого произошло видимое (Евр. 11, 3). Называющим несуществующее, как существующее (Рим. 4, 17).
Само время получило свое начало от сотворения мира: до того была вечность. И Священное Писание говорит: чрез Которого (Сына Своего) и веки сотворил (Евр. 1, 2): слово веки имеет здесь значение «времени»; можно сказать поэтому: мир сотворен одновременно со временем.
Бог сотворил мир мыслию Своей, хотением, словом или повелением («Православное исповедание веры»), ибо Он [сказал (рече) и они сделались,] повелел, и сотворились (Пс. 148, 5). Рече обозначает мановение. Под «словом» Божиим, как замечают отцы Церкви, здесь должно разуметь не какой-либо членораздельный звук или подобное нашему слово; нет, это творческое слово обозначает только мановение или выражение всемогущей воли Божией, произведшее из ничтожества вселенную.
Преподобный Иоанн Дамаскин пишет: «Как только благий и преблагий Бог не удовольствовался созерцанием Себя Самого, но по преизбытку благости восхотел, чтобы произошло нечто, что в будущем пользовалось бы Его благодеяниями и было причастно Его благости, Он приводит из несущего в бытие и творит все без изъятия, как невидимое, так и видимое, также и человека, составленного из видимого и невидимого. Творит же Он мысля, и мысль эта, дополняемая Словом и завершаемая Духом, становится делом» (Точное изложение православной веры. Кн. 2. Гл. 2).
Таким образом, хотя мир сотворен во времени, но Бог имел от вечности мысль о мире (Блаженный Августин. «Против ересей»). Однако мы избегаем выражения: «сотворил из Своей мысли», чтобы не дать повода думать, что Бог сотворил мир из Своего существа. Если слово Божие не дает нам права говорить о «предвечном бытии» всего мира, то по тем же основаниям нужно признать неприемлемой мысль о «предвечном существовании человечества», стремящуюся проникнуть в наше богословие через одно из современных философско-богословских течений.
Участие всех Лиц Святой Троицы в творении исповедует святая Церковь, руководствуясь указаниями Священного Писания.
В первых стихах книги Бытия мы читаем: «В начале сотворил Бог небо и землю». В еврейском оригинале Библии вместо нашего слова Бог стоит "Элогим" — Господь, во множественном числе. Буквально — "Господа, Владыки". То есть: в первой фразе Библии подлежащее стоит во множественном числе, а сказуемое в единственном. Христианская мысль традиционно видела в этом намек на Троичность Бога. Не ангелы, не служебные духи, не какие-либо духовные силы, посредствующие между человеком и Богом, создали наш мир, но Сам Бог.
Информация о работе Православный взгляд на происхождение мира