Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 15:50, доклад
Многие современные мусульманские ученые с большим энтузиазмом пишут о великих научных открытиях и достижениях мусульман, живших в раннюю эпоху, которая в истории именуется как «Золотой Век Ислама». Их труды содержат подробное описание открытий, сделанных мусульманским учеными того века, а также о великом вкладе, который внес Исламский мир в науку.
Сегодня, когда исламский мир находится на обочине цивилизации в буквальном смысле этого слова многие мусульмане устремили свой взор в прошлое, которое насыщено грандиозными завоеваниями, великими научными открытиями и другими достойными похвалы действиями мусульман того времени.
Таким образом, ожесточенная схватка между рационализмом и ортодоксией завершилась в пользу второй. Результат не заставил себя долго ждать. Клерикалы запретили свободомыслие, логику и следственно-причинную связь, без которых невозможно представить развитие науки. Из программы обучения они исключили все предметы, оставив лишь богословские. Медресе, в которых рационализм уступил место религиозной ортодоксии, не производил на свет физиков, математиков, астрономов, химиков и биологов. По науке в исламском мире был нанесен огромный удар, в результате чего увлечение научная мысль быстро пошло на убыль.
В свое время экс премьер-министр Малайзии Махатхир Мухаммад говорил, что наука исчезла в исламском мире благодаря приходу богословов, которые начали выдвигать свою интерпретацию Ислама, согласно которой наука не должна выходить за рамки изучения шариатских наук.
Еще один фактор, который стал причиной заката науки, можно назвать прекращение поддержки со стороны халифов. Развитие науки в исламском мире всегда зависело от поддержки султанов и халифов. Именно правители были покровителями ученых, выделяли средства на строительство научных центров, приглашали известных ученых. Поздние халифы, в отличие от своих предшественников, приложивших огромные усилия для того, чтобы Халифат стал научных хабом, утопали в роскоши, пребывая в беспечности. В своих дворцах они уже не держали мыслителей, ученых, поэтов и историков. Их дворцы был полон драгоценными украшениями, золотом и дорогим убранством. Однако за «сладкую жизнь» им пришлось заплатить огромную цену. Во время монгольских нашествий правитель Аббасидского Халифата не мог противостоять врагам, и мало того сам попал им в плен. Пребывая в заточении, халиф попросил принести ему еду, но вместо еды монголы принесли тарелки, на которых были золото и драгоценными камни, и поставили перед халифом. Посмотрев на тарелки, он сказал « как это можно есть»? Тогда Хулагу, предводитель монголов, ответил ему «Если бы ты тратил все это на войска, ты бы не попал нам в плен».
Современники халифа, оказывается, тоже не ушли далеко. Вместо того, чтобы способствовать развитие науки, нынешние правители предпочитают тратить свое состояние, куда угодно, только не на образование и науку. Один из примеров тому следующий пассаж из новостной ленты:
«В прошлом году мировая общественность была взбудоражена известием с авиасалона в Ле Бурже. Некий анонимный покупатель заказал Airbus A380 для того, чтобы сделать из него летающий дворец. Помнится, «Бизнес-Стиль» сожалел по поводу того, что имя счастливого покупателя вряд ли когда-нибудь станет известно. Как мы заблуждались! Арабы же гордятся своими баснословными тратами. Поэтому секретов из своих приобретений не делают. Таинственным владельцем А380 оказался принц Аль-Валид бин Талал бин Абдул Азиз аль-Сауд из правящей семьи Саудовской Аравии.
Позолоченный Airbus принц сможет вселиться в свою летающую резиденцию года через два. Но уже сейчас появляются первые подробности о том, каким переделкам подвергнется самолет-гигант. Самая интересная из них будет бросаться в глаза каждому, кто увидит самолет принца. Причем при хорошей погоде даже с земли можно будет догадаться, что над вашей головой летит Аль-Валид бин Талал бин Абдул Азиз аль-Сауд. Самолет будет сиять в лучах солнца - принц решил в буквальном смысле позолотить свой аэробус. Покрытие корпуса самолета драгметаллом обойдется арабскому любителю роскоши в 58 миллионов долларов. За сам А 380 принц выложил 300 миллионов. По мнению экспертов, его переделка будет стоить еще столько же».
Заключение
Листая страницы истории исламского мира можно сделать вывод, что наука развивалась, когда во власти были достаточно прогрессивные люди. При них наука была на подъеме. Они превратили Халифат в центр «научной мысли и высокой культуры». Периоды их правления в истории Ислама в наших памятях останется как «Золотой Век Ислама».
К примеру, во время правления Улугбека Мавераннахр, особенно столица пережила большой культурный рост, который можно сравнить с «золотым веком» в 9-ом веке.
Он превратил Самарканд в один из мировых центров науки средневековья. Здесь в первой половины XV века, вокруг Улугбека возникла целая научная школа, объединившая видных астрономов и математиков — Гиясиддина Джамшида Каши, Казизаде Руми, Али Кушчи. В Самарканде в то время жили историк Хафизи Абру, написавший замечательный труд по истории Средней Азии, знаменитый медик Мавлоно Нафис, поэты Сиражиддин Самарканди, Саккаки, Лутфи, Бадахши др.
С кончиной Улугбека пришел и упадок науки в Мавераннахре – Самарканд потерял былую славу, некогда великий ученый мир ушел в забвения. Здесь больше не рождались великие ученые, и не творились научные открытия. Так некогда прославленный на весь мир город Самарканд навсегда ушел из арены мировой цивилизации.
Но как только политическое влияние получали клерикалы, так головы учёных спрыгивали с их плеч. Классическим примером является смерть Улугбека, ведь именно они «укокошили» Улугбека, обвинив его в колдовстве. Уже при жизни Улугбека его культурные и государственные преобразования вызывают оппозицию в среде мусульманского духовенства, а после трагического убийства Улугбека наступает период разгула клерикальной реакции.
После смерти Улугбека образование подверглось кардинальной реструктуризации. Обучение детей начиналось в мактабах с 6 лет, где они изучали: арабский алфавит и посредством буквослагательнопо метода начинали читать хафтьяк, содержащий избранные места корана. Дети плохо осваивали непонятный арабский текст, начинали зазубривать его и по существу оставались безграмотными. Дети наиболее зажиточных людей переходили из мактаба в медресе, где учились основам арабской грамматики и богословию, мусульманскому праву. Студенты медресе делились на низшую, среднюю и высшую группы, обучение в каждой из которых продолжалось 8 лет. Учащиеся из бедных семей часто голодали. Васифи в своих мемуарах описывает смерть от голода двух иногородних студентов. Были случаи выступлений против отдельных ненавистных им Мулл. Мухаммед Талиб описывает такое выступление студентов в бухарских медресе. В XVII—XVIII вв. культура и наука находились под сильным влиянием мусульманского духовенства, особенно дервишских и суфийских орденов. В этот период мы уже не встречаем крупных ученых. Точные и естественные науки, в развитии которых народы Средней Азии имели немало заслуг, были уничтожены. Бухара становится оплотом мусульманского богословия.
Религиозный консерватизм, победивший в борьбе против рационализма, доминирует среди клерикалов и в наше время. Если смотреть на нынешнее состояние науки в исламском мире, то можно невооруженным глазом заметить, что все вышеописанное происходит и по сей день. Отношение консервативной части клерикалов и мусульман к науке осталось без изменений, оно стоит на грани шизофрении. Они хотят пользоваться современной технологией, но не позволяют касаться науки, утверждая, что изучение науки не принесет пользу в загробной жизни. Нередко из их уст можно услышать следующее изречение «Альхамдулилла, что неверующие делают изобретения, зато мы свое время тратим на богослужение». Они выдвигают версию том, что Коранические аяты и изречения пророка Мухаммада (с.г.с) подразумевают только шариатские науки. Фундаменталисты восстают против науки только потому, что она в их глазах "западная", тем самым отвергая необходимость следовать в науке за Западом. Этот путь, по их мнению, ведёт к разрушению традиционных духовных ценностей и насаждает материализм.
Читая все это, у вас может сложиться мрачная картина. Но, спешу обрадовать вас, что ситуация «тронулась со своей мертвой точки». В наше время многие исламские теологии, имамы, богословы, муллы и шейхи уже не разделяют точку зрения своих консервативных коллег. Так известный в исламском мире богослов Юсуф Кардауи утверждает, что Шариат не обязывает всех мусульман заниматься богословием. Авторитетное исламское учебное заведение Аль-Азхар выступает за гармоничное сочетание Корана и науки. Наш отечественный муфтият призывает мусульманскую молодежь заниматься наукой и не увлекаться вопросами вроде «нужно ли поднимать указательный палец на ташахуде, как правильно держать руки на намазе и т.д».
Теперь будем ждать, когда исламский мир вернет себе былую славу в научном мире.
Максат ат-Тарази
Информация о работе Причины расцвета и заката науки в исламском мире