Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 12:47, реферат
Расколом принято называть произошедшее во второй половине XVII века отделение от господствующей Православной Церкви части верующих, получивших название старообрядцев, или раскольников. Это разделение началось в царствование Алексея Михайловича вследствие церковных реформ патриарха Никона и продолжается до сих пор. Раскольники считают себя такими же православными, как и мы. Старообрядцы не расходятся с нами ни в одном догмате веры, ни в одном основании вероучения, но они откололись от нашей церкви, перестали признавать авторитетом наше церковное правительство во имя «старой веры», будто бы покинутой этим правительством. Поэтому мы теперь и н
Введение. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - стр. 1
Историография, источниковедение.- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - стр. 2
Начало исправления церковных книг.- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -стр. 7
Церковь накануне раскола. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - стр. 8
Никон и его реформы.- - - - - - -- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - стр. 10
Собор 1654 г. по делу исправления церковных книг и обрядов.- - - - - - - - - - - - - - - - - - - стр. 15
Начало раскола. Основные противники Никона - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -стр. 16
Отречение патриарха Никона от патриаршества. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - стр. 20
Собор 1666 г. по делу Никона. Низложение Никона. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -стр. 22
Заключение. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -- - - - - - - - - - - - - - - - - - -стр. 25
Список использованной литературы.- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - стр.
Время междупатриаршества по оставлении Никоном патриаршей кафедры принадлежало к числу самых смутных времен, какие только известны в нашей церковной истории. Смуты и нестроения, происходившие тогда в Русской Церкви, были троякого рода: одни происходили преимущественно в Москве от бывшего патриарха Никона и из-за Никона; другие - в Киевской митрополии, едва только начавшей присоединяться к Московскому патриархату, но еще отстаивавшей свои прежние права; третьи - более или менее во всей Великой России от вновь появившегося русского раскола. Смуты и волнения, особенно первого и последнего рода, достигли такой степени, что для прекращения их и усмирения Русской Церкви потребовался большой Собор, какого ни прежде, ни после у нас не бывало.
9. Собор 1666г. по делу Никона. Низложение Никона.
На Соборе 1666г., состоявшемся в Москве, присутствовали два Восточных патриарха: Александрийский Паисий и Антиохийский Макарий. Они не случайно прибыли в Россию для своих целей, а были нарочно приглашенные в Москву для Собора. И если не было здесь лично двух других Восточных патриархов, Константинопольского и Иерусалимского, зато находились от Константинопольского патриархата пять митрополитов: Никейский Григорий, Амасийский Козьма, Иконийский Афанасий, Трапезундский Филофей, Варнский Даниил и один архиепископ - Погонианский Даниил; а из Иерусалимского патриархата и Палестины - Газский митрополит Паисий и самостоятельный архиепископ Синайской горы Анания, и, кроме того, находились из Грузии митрополит Епифаний и из Сербии епископ Иоаким Дьякович. Всего же иностранных архиереев присутствовало на Соборе двенадцать, чего прежде никогда не бывало. Все семнадцать русских архипастырей принимали участие в Соборе, митрополиты: Новгородский Питирим, Казанский Лаврентий, Ростовский Иона, Сарский Павел, архиепископы: Вологодский Симон, Смоленский Филарет, Суздальский Стефан, Рязанский Илларион, Тверской Иоасаф, Астраханский Иосиф, Псковский Арсений; епископы: Вятский Александр и из Малороссии Черниговский Лазарь Баранович и Мстиславский Мефодий, блюститель Киевской митрополии; а вскоре к ним присоединились вновь избранный Московский патриарх Иоасаф II и архиереи двух новооткрытых епархий: Белогородский: митрополит Феодосий и Коломенский епископ Мисаил. Таким образом, на Московском Соборе 1666 - 1667 гг. присутствовали сначала два, потом три патриарха (Александрийский, Антиохийский и Московский), двенадцать митрополитов (5 русских и 7 иноземных), девять архиепископов (7 русских и 2 иноземных) и пять епископов (4 русских и 1 иноземный) - всего 29 иерархов (хотя, надобно заметить, не на всех заседаниях присутствовали все). В числе этих иерархов находились представители от всех главных самостоятельных церквей православного Востока, не говоря уже о множестве архимандритов, игуменов и других духовных лиц не только русских, но и иноземцев. Очень естественно, что такой Собор в сравнении со всеми прежними называется Большим Собором2.
Особое значение он имел
по отношению к тем Соборам, которые
происходили в Москве в последние двенадцать
лет и рассуждали то об исправлении церковных
книг, то об оставлении Никоном патриаршей
кафедры, то о появившемся в Церкви расколе.
Все эти Соборы нашли для себя в Большом
Соборе не только подкрепление, но и разъяснение,
дополнение, как бы завершение. Он окончательно
решил вопросы и о патриархе Никоне, и
о новоисправленных при ______________________________
1 Митр. Иоанн. Самодержавие духа. Очерки русского самосознания. СПб: Изд. Л.С. Яковлевой, 1994 г.
2 См. Митр. Макарий, История русской церкви. Т. V, отдел 2, гл. 2.
нем книгах, и о появившемся вследствие исправления книг расколе, а вместе решил и некоторые другие вопросы для исправления разных противоречий и недостатков в Русской Церкви, и для ее дальнейшего благоустройства.
Главная цель, для которой приглашены были в Москву Восточные патриархи, состояла в соборном суде над патриархом Никоном. Всего собраний Собора для суда над Никоном было восемь: три - предварительных, или подготовительных, четыре - посвященных самому суду над Никоном (два - суду заочному и два - суду в присутствии подсудимого) и одно - заключительное, на котором происходило только объявление и исполнение судебного приговора1.
О соборном суде над Никоном
сохранилась современная запись
Собор 1666 г. осудил Никона по правилам св. апостолов, лишил святительского сана, сделал простым монахом и сослал в Белозерский Ферапонтов монастырь. Никон был признан виновным по следующим обвинениям: а) "патриаршеского престола отрекся с клятвою и отошел без всякой правильной вины, сердитуя на великого государя"; б) " писал ко Вселенскому Константинопольскому патриарху Дионисию, что на Руси престало соединение с св. Восточною Церковию, и от благословения святейших Вселенских патриархов отлучились, и приложились к Западному Костелу, и тем святую православную (Русскую) Церковь обругал, и благочестивого государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всея Великия, и Малыя, и Белыя России самодержца, и весь священный Собор, и всех православных христиан обесчестил, и назвал всех еретиками"; в) "истинных православных патриархов бесчестил, называл не патриархами и правила соборные Церкви называл ложными, и враками, и будто еретики их печатали"; г) "Коломенского епископа Павла без Собора, вопреки правил изверг, и обругал, и сослал в ссылку, и там его мучил, и он пропал безвестно - и то извержение вменится в убийство".
Объявив Никону его вины, патриархи, замечает современная запись, "велели ему идти на подворье и быть там до указу"2.
Приговор, произнесенный над Никоном,
был только словесный и указывал лишь
главные его вины. Необходимо было, чтобы
приговор был изложен в письменном виде,
с возможной полнотой определял виновность
Никона и подписан был всеми членами Собора.
И патриархи еще перед выходом с последнего
заседания дали приказ написать соборный
приговор этот на двух языках, греческом
и русском. Когда приговор был написан
по-гречески и по-русски, 12 декабря3,
состоялось восьмое, и последнее, собрание
Собора. Все архиереи и прочие духовные
особы собрались не в столовой избе государя,
а в кельях патриархов, в Чудовом монастыре,
куда переехали они с прежней своей квартиры,
с Кирилловского подворья, еще 25 ноября4.
Царь уже не присутствовал на этом собрании.
Патриархи послали позвать Никона, а сами
со всеми духовными и светскими лицами
отправились в церковь Благовещения Пресвятой
Богородицы. Здесь все архиереи, уже одетые
в мантии, возложили на себя епитрахили,
омофоры и митры, а архимандриты и игумены
облачились в свои священные одежды. Как
только вошел Никон в церковь, сделал поклонение
иконам и по обычаю присутствующим в церкви,
патриархи, совершив со всем духовенством
краткое молебствие, приказали читать
соборный приговор, или "Объявление
о низложении Никона". Сначала приговор
прочитан был по-гречески пресвитером
и экономом великой Церкви Антиохийской
Иоанном, а потом прочитан был громогласно
по-русски Рязанским архиепископом Иларионом.
Слушая последнее чтение, Никон, замечает
Лигарид, по временам ворчал и подсмеивался.
В этом письменном приговоре вины Никона
указаны были подробнее и обстоятельнее,
нежели прежде в приговоре словесном,
и именно следующие: 1) Никон сам сложил
с себя все архиерейское облачение среди
великой Церкви, вопя: "Я более не ______________________________
1 См. об этом Митр. Макарий, История русской церкви. Т. V, отдел 2, гл. 3.
1 См. Митр. Макарий, История русской церкви. Т. V, отдел 2, гл. 3.
патриарх Московский и не пастырь,
а пасомый и недостойный
По прочтении приговора
патриархи велели через переводчика
Никону, чтобы он снял с себя клобук
с жемчужным серафимом, но Никон
не согласился. Тогда Александрийский
патриарх как судья вселенский тихо
подошел к Никону и сам снял с головы его патриарший клобук,
а надел на нее простой клобук, который
снял с находившегося вблизи греческого
монаха. Потом сняли патриархи с Никона
и «сребропозлащенную» панагию, украшенную
жемчугом и другими драгоценными камнями,
и Никон сказал: "Возьмите все это себе,
бедные пришельцы, и разделите на ваши
нужды". Но патриархи не взяли, а передали
как клобук, так и панагию Никона стоявшему
при нем монаху Марку. "Возьмите и мою
мантию, если желаете", - сказал Никон.
"Следовало бы, - отвечали ему, - снять
с тебя теперь же и архиерейскую мантию,
но по сильному ходатайству великого государя
дозволяем тебе носить ее, пока не прибудешь
в назначенную тебе для жительства обитель".
Т. е. мантии и посоха не взяли у Никона,
"страха ради всенародного". ______________________________
1 См. об этом Митр. Макарий, История русской церкви. Т. V, отдел 2, гл. 3.
жительства обитель". Т. е. мантии и посоха не взяли у Никона, "страха ради всенародного". Наконец, объявив ему, что он уже не патриарх, а простой инок и должен идти на место своего покаяния в Ферапонтову обитель в Белозерских пределах, отпустили его из церкви.
Выходя из церкви, в которой выслушал соборный приговор над собою, Никон говорил вслух народа, толпившегося вокруг: "Погибла ты, правда, господствует ложь; не следовало тебе, Никон, так смело говорить правду царю и боярам, а льстить бы им и угождать, и ты не дожил бы до такого осуждения"1.
Собор 1666 – 1667 годов, осудив патриарха Никона, утвердил его реформы, в том числе реформу духовного суда.
После долгих лет ссылки, патриарх Никон скончался в 1681 году2. С него было снято восточными патриархами запрещение, и он был погребен архиерейским чином в присутствии царя.
10. Заключение.
Итак, что же привело к столь серьезным переменам в Русской Церкви? Непосредственным поводом для Раскола послужила книжная реформа, но причины, настоящие, серьезные, лежали гораздо глубже, коренясь в основах русского религиозного самосознания.
Религиозная жизнь Руси никогда не застаивалась. Обилие живого церковного опыта позволяло благополучно решать самые сложные вопросы в духовной области. Наиболее важными из них общество безоговорочно признавало соблюдение исторической преемственности народной жизни и духовной индивидуальности России, с одной стороны, а с другой - хранение чистоты вероучения независимо ни от каких особенностей времени и местных обычаев. Незаменимую роль в этом деле играла богослужебная и вероучительная литература. Церковные книги из века в век являлись той незыблемой материальной скрепой, которая позволяла обеспечить непрерывность духовной традиции. Поэтому неудивительно, что по мере оформления единого централизованного Русского государства вопрос о состоянии книгоиздания и пользования духовной литературой превращался в важнейший вопрос церковной и государственной политики.
Не удивительно, что, стремясь
к унификации русской церковной
богослужебной сферы, и полному
равенству с восточной
Нелегко было проводить
реформу в условиях сопротивления
большой части населения. Но дело
осложнилось, главным образом, тем,
что Никон использовал
Для устранения поднявшейся в стране смуты, был созван Собор (1666-1667 годов). Этот собор осудил Никона, но признал–таки его реформы. Значит, не таким уж патриарх был грешником и предателем, каким старались его выставить старообрядцы.
Тот же Собор 1666-1667 гг. вызвал на свои
заседания главных
Таким образом, религиозный Раскол
в русском обществе стал фактом.
Определение собора, в 1667 году положившего
клятву на тех, кто из-за приверженности
неисправленным книгам и мнимо-старым
обычаям является противником Церкви3,
решительно отделило последователей этих
заблуждений от церковной паствы... Раскол
долго еще тревожил государственную жизнь
Руси. Восемь лет (1668 – 1676 гг.) тянулась
осада Соловецкого монастыря, ставшего
оплотом старообрядчества4.
По взятии обители виновники бунта были
наказаны, изъявившие покорность ______________________________
1,2,3,4 См. об этом Митр. Макарий, История русской церкви. Т. V, отдел 2, гл. 3.
Церкви и царю - прощены и оставлены в прежнем положении. Через шесть лет после того возник раскольнический бунт в самой Москве, где сторону старообрядцев приняли, было, стрельцы под начальством князя Хованского. Прения о вере, по требованию восставших, проводились прямо в Кремле в присутствии правительницы Софии Александровны и патриарха.
Стрельцы, однако, стояли на стороне раскольников всего один день. Уже на следующее утро они принесли царевне повинную и выдали зачинщиков. Казнены были предводитель старообрядцев поп-расстрига Никита Пустосвят и князь Хованский, замышлявшие поднять новый мятеж.