Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 08:35, контрольная работа
Фундаментом общества, на котором возвышается само его здание, являются социальные институты. Это те опоры, на которых держится весь социум, благодаря которым общество выживает, функционирует и эволюционирует.
Фундаментом общества, на котором возвышается само его здание, являются социальные институты. Это те опоры, на которых держится весь социум, благодаря которым общество выживает, функционирует и эволюционирует.
Сам термин «институт» имеет
множество значений. В переводе
с латинского означает «
В социологии понятие и
выражающий его термин
Социальные институты
Задача работы - рассмотреть один из самых древних социальных институтов – институт религии.
1СОЦИОЛОГИЯ О СУЩНОСТИ РЕЛИГИИ
Чтобы раскрыть содержание вопроса «Религия как социальный институт», необходимо прежде всего отметить, что религия является одним из самых древних социальных институтов. Социолог относится к религии как к социальному явлению, старается понять, как организованы религиозные группы, каковы нормы и ценности их членов, какова роль религии в жизни отдельных верующих и общества в целом, и почему, собственно, существуют религии. Соблюдая эту специфику, поначалу рассмотрим понятие религии, различные ее типы и функции.
Слово «религия» означает дословно — благочестие, набожность, святыня. Религия — совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или богов, в сверхъестественные силы, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ) ее сторонников. С точки зрения социологов, религией называется особая система верований и ритуалов, с помощью которых определенная группа людей объясняет и реагирует на то, что находит сверхъестественным и священным.
Как всякий социальный
а) обязательное наличие группы верующих (хотя религия может быть связана с глубоко личным переживанием индивида).
б) наличие священных предметов, явлений, обладающих какой-то сверхъестественной силой, живого существа, возможности которого не ограничены законами природы. В каждой религии практически существуют свои священные предметы. Так, в Европе коровы относятся к объектам повседневной жизни, в случае заразного заболевания (коровье бешенство) их безжалостно уничтожают. В Индии же корова считается священным животным, она связана с богом Вишну, поэтому некоторые члены сект не могут носить кожаную обувь, индус не может есть говядины. В Древнем Египте обожествлялась кошка, в Монголии — лошадь и т.д.;
в) особые культурные символы, которые в предельно концентрированной форме создают представление о религии. Распятие, полумесяц, звезда Давида — символы определенных религий. Православный храм — святое место, считается, что здесь нельзя арестовать человека, поскольку каждый находится в храме как бы под покровительством Бога. В православии ряса — верхняя одежда духовенства, молитва, икона являются элементами культа. (Икона Казанской божьей матери, например, считается покровительницей и заступницей Москвы);
г) система верований — вероисповедание. Эти верования объясняют и человеческую натуру, и окружающую природу, и сверхъестественные силы. Так, с точки зрения большинства религиозных людей, человек в случае смерти предстанет перед Богом и там будет решаться его судьба — попадет он в рай или в ад в соответствии со своими поступками в земной жизни;
д) особая совокупность действий, или ритуалов. Ритуалы — это одобренные образцы поведения по отношению к сверхъестественным силам. Так, заходя в храм, православный снимает головной убор и крестится. Новорожденного несут в церковь для совершения обряда крещения, молодые люди венчаются в церкви, умершего отпевают; построив новое здание, просят священника освятить его. Иными словами, вся жизнь верующего человека — от рождения до смерти — как бы направляется церковью;
е) система заповедей, или норм, регулирующих поведение. Эти нормы определяют, как верующему следует себя вести. Так, в христианстве имеется десять заповедей, которые запрещают убийство, прелюбодеяние, ложь и другие грехи, т.е. религия формирует определенную ценностную и этическую ориентацию, которая определяет поведение людей и их взаимоотношения. Родоначальник функционализма в социологии Э. Дюркгейм считал, что основная социальная функция религии связана с тем, что она способствует консолидации общества, укреплению и развитию солидарности всех его членов благодаря именно совместному выполнению ритуалов всеми членами сообщества. В ходе ритуальной практики индивиды остро переживают ощущение близости и единства, основанное на едином понимании сакрального и низменного.
ж) основные документы. Религиозные воззрения первоначально передавались изустно от поколения к поколению. Затем с развитием и усложнением общественной жизни, с появлением письменности возникает необходимость официального закрепления религиозных заповедей. Появляется религиозная литература, в которой излагаются вероучения и мифы. Некоторые из этих религиозных книг приобрели ореол святости, их стали называть священными, т.е. заданными самим Богом. Так появились в разных странах в разное время Веды, Авеста, Коран, Танах, Библия, Тора и другие книги.
На Западе наиболее
Коран — главная священная книга мусульман. Она служит основой мусульманского законодательства, как религиозного, так и гражданского.
В иудаизме главными канонами являются две книги — Танах, ветхозаветная часть Библии, которая создана до появления христианства, и Талмуд.
Веды — древнейшие литературные памятники Индии, которые почитаются последователями индуизма как «священные» книги.
Авеста — сборник священных книг древнеиранской религии, которая господствовала на Ближнем и Среднем Востоке до арабского завоевания (VII — VIII вв. н.э.).
Таковы наиболее важные и
известные священные книги
Эти книги по своей сути представляют
собой один из важных социологических
источников, т.е. являются документом,
который можно подвергнуть
Социологи разработали несколько способов классификации религий. М. Вебер классифицировал религии в зависимости от их подхода к спасению души, какое поведение может принести после смерти вечное блаженство, а какое поведение обрекает на ад или забвение. В восточных религиях спасение души — в пассивном созерцании, духовном просветлении (медитация, йога). В некоторых направлениях христианства главное — в аскетизме, самопожертвовании и самодисциплине.
Каковы же конкретные формы религиозной организации? Насчитывается несколько основных типов религиозных организаций: церковь, секта, деноминация (или вероучение) и культ. Церковь имеет довольно тесные связи с широкими слоями общества и действует внутри него. Секта, противопоставляя себя обществу, отвергает господствующие ценности. Члены секты часто не участвуют в общественной жизни. Существует и третья форма религиозной организации — деноминация, которая представляет собой некое промежуточное звено между церковью и сектой. Так, к протестантским деноминациям относятся баптисты, пресвитериане, члены епископальной церкви, методисты, конгрегационалисты и многие другие. Четвертая форма религиозной организации — культ. Это крайняя форма секты. Как правило, он отрывается от господствующей церкви в результате разногласий по поводу специфических религиозных ритуалов, но сторонники культа придерживаются крайних воззрений и призывают к радикальным изменениям личности и общества.
Э. Дюркгейм в работе «
ФУНКЦИИ ИНСТИТУТА РЕЛИГИИ
Функциями религии называют способы влияния религии на жизнь людей. Сколько у религии функций и как они называются – это пока еще предмет дискуссии между религиоведами. В целом можно выделить следующие функции религии в обществе:
а) мировоззренческая;
б)легитимизирующая (нравственная);
в) культуротранслирующая;
г) интегративная;
д)регулятивная;
е) психотерапевтическая.
Мировоззренческая функция. Мировоззрение – это совокупность идей о наиболее общих закономерностях и о наиболее общих проблемах жизни. Эту совокупность идей можно называть также мировоззренческой информацией.
В религии как форме
Религиозное сознание, в отличие от других мировоззренческих систем, включает в систему «мир-человек» дополнительное опосредующее образование – сакральный мир, соотнося с этим миром свои представления о бытии в целом и целях человеческого бытия. Однако функция религиозного мировоззрения состоит не только в том, чтобы нарисовать человеку определенную картину мира, а прежде всего в том, чтобы благодаря этой картине он сумел обрести смысл своей жизни. Именно поэтому мировоззренческая функция религии называется смыслополагающей или функцией «значений». По определению американского социолога религии Р. Беллы, «религия есть символическая система для восприятия целостного мира и обеспечения контакта индивида с миром как единым целым, в котором жизнь и действия имеют определенные значения». Человек становится слабым, беспомощным, пребывает в растерянности, если он ощущает пустоту, утрачивает понимание смысла в том, что с ним происходит. Напротив, знание человека, зачем он живет, каков смысл происходящих событий, делает его сильным, помогает преодолевать жизненные невзгоды, страдания и даже достойно встретить смерть, так как эти страдания, смерть наполнены для религиозного человека определенным смыслом.
Легитимизирующая (нравственная)
функция. С мировоззренческой
функцией религии тесно