Средневековая христианская
церковь в своей структуре
воспроизводила феодальную иерархию.
Так, на Западе главой церкви стал римский
папа. Ниже папы стояли крупные духовные
феодалы — архиепископы, епископы и аббаты
(настоятели монастырей). Ещё ниже находились
священники и монахи. Небесный мир средневекового
христианства являлся точным воспроизведением
мира земного. На самом верху небесной
иерархии, по учению церкви, находился
всемогущий «бог-отец» – копия земных
владык, – окружённый ангелами и «святыми».
Феодальная организация небесного мира
и самой церкви должна была освятить в
глазах верующих феодальные порядки на
земле11.
Огромную роль в средневековой
христианской церкви играло монашество,
получившее широкое распространение и
на Востоке, и на Западе. Монашество возникло
в период раннего христианства как форма
отшельничества или бегства из общества
тех людей, которые потеряли веру в возможность
избавиться от социального гнёта. Однако
уже к VI в. созданные монахами общежития
(монастыри) превратились в богатейшие
организации. Труд перестал быть обязательным
для монахов, а об аскетизме монашества
периода его зарождения давно было забыто.
На Востоке монашество стало крупной политической
силой, пытавшейся влиять на дела государства.
На Западе же, начиная с Бенедикта Нурсийского12 (480 – 543), основавшего Монте-Кассинский
монастырь в Италии и положившего тем
самым начало бенедиктинскому ордену,
монашество сделалось верной опорой римских
пап и в свою очередь принимало активное
участие в политических делах западноевропейских
государств.
Глава 2. Христианство
и международный мир
2.1. Христианство и
средневековые представления о
миропорядке
Христианство принесло в
античную эпоху представление о
единстве вселенной и человеческого
рода, равенстве всех рас и национальностей
и призывало к добру и справедливости
во Христе, "где нет ни Елинна,
ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания,
варвара, Скифа, раба, свободного, но все
и во всем Христос".13
В книгах Нового
Завета содержались и упоминания
о "богоизбранности народа
Израиля", но дух христианского
учения утверждал идею универсальной
общности и братства людей,
следующих божьим путем. Христианское
учение в религиозной форме
развивало космополитические идеи
философов-стоиков.
Распространение христианской
веры во всеобщее единство
людей на Земле, созданных по
образу и подобию божьему, совершило
моральную революцию. Античные
представления о мировом правопорядке,
замкнутом в рамках города-государства,
разрушались, границы мира раздвигались.
Но первоначальное христианство
в соответствии с христовой
заповедью "богу-богово, а кесарю-кесарево"
отделяло христианство от политического
миропорядка. Становление же христианской
религии как главенствующей, а
затем официальной церкви и
идеологической основы Римской
империи после Миланского эдикта
императора Константина (313) привело
к более чем тысячелетней эпохе
притязаний и борьбы "наместников
христовых" на Земле за высшую
власть в христианском мире. Святой
Амбруаз, архиепископ Миланский, в 390 г.
публично осудил императора Феодосия
за совершенные по его указу убийства
в Фессалониках. Тем самым впервые в истории
римской церкви ее глава открыто признал
призрачность евангелической границы,
отделявшей духовную сферу от светской
власти.
Аврелий Августин, епископ
Гипонский, (354-430) в трактате "О
граде божьем" (413-426) изложил на
основе библейских положений
христианскую концепцию истории
человечества, разделенного на "два
града": град земной (живущих во
плоти), где все социальные, государственные
и правовые учреждения представлялись
средством греховности человека,
и град небесный, божий, град
духовной общности, основанный на
любви к богу. Поскольку лишь
божий град истинный и вечный,
то духовная власть представлялась
превыше светской.
Аврелий Августин не
изложил политический доктрины
римско-католической церкви, но он
заложил ее теократические основания:
всякая истинная власть идет
от Бога и, таким образом,
держатели светской власти должны
получать ее от "наместников
божьих" - римских понтификов.
В "Граде божьем"
содержатся также рассуждения
о новом мироустройстве, где вместо
мировой римской державы возникли
бы малые по масштабам "правления
народов", живущих в мирном
соседстве. Во взглядах Аврелия
Августина видится прообраз международного
порядка европейского средневековья.
Многие века христианские
теологи и отцы римско-католической
церкви совершенствовали доказательства
ее приоритета и суверенитета
в отношении светской власти
в Европе, не пренебрегая изготовлением
фальшивых документов. Например, сфабрикованного
в 755-756 гг. папой Стефаном III или
кем-то из его приближенных "Константинова
дара", представлявшего собой
грамоту, якобы данную императором
Константином Сильвестру I о предоставлении
высшей власти над Римом, Италией
и всей западной частью Римской
империи.
Образование папского государства
со столицей в Риме и возросшие
политические претензии и политическое
влияние пап укрепились коронацией
папой Стефаном III франкского короля
Пипина Короткого (714-768), незаконно захватившего
власть и вознаградившего папу завоеванными
франками землями в обмен на освящение
его трона "божественной основой".
Век спустя архиепископ Реймсский Гинкмар
(806-882) уже сформулировал ясную политическую
доктрину: короли возглавляют светскую
власть, но над ними возвышается Король
королей, т.е. папа. Гинкмар ввел в 869 г.
в церемонию коронаций клятву короля,
нарушение которой каралось отлучением
от церкви. Символом победы папского престола
в соперничестве со светскими властями
стало преклонение императора Священной
Римской империи Генриха IV перед папой
Григорием VII, совершенное в замке Канноса
графини Матильды Тосканской, куда в январе
1077г. отлученный от церкви и низложенный
император явился вымаливать прощение
у "наместника божия".
Торжество папского
суверенитета получило выражение
в 1075 г. в 27 статьях "Диктата
папы", документа, приписываемого
папе Григорию VII, но, вероятнее всего,
подготовленного в его окружении
и провозглашавшего единоличное
право папы назначать и смещать
епископов, налагать на императора
и его подданных церковные
наказания, освобождать их от
присяги "неправедному" императору
и т.д.14 Папа объявлялся неподсудным,
а князья были обязаны только ему, а не
императору целовать ноги в знак такого
повиновения. В XII веке папская власть
достигла вершины своего могущества в
христианском мире.
Французский теолог
Бернар Клервосский (1090-1153), вдохновитель
второго крестового похода, в
теории "двух мечей" ясно
выразил политическую идеологию
католицизма, развивавшуюся на
основе воззрений Аврелия Августинa.
Согласно его теории, апостол
Петр владел двумя мечами, символизировавшими
власть духовную и власть светскую.
Меч светской власти, писал Бернар
Клервосский, отдан государю папой
- преемником Петра, но "продолжает
принадлежать церкви".
Однако в реальности
папству так и не удалось
добиться абсолютного верховенства
над земными владыками. В 1080г.
император Генрих IV объявил о
низложении Григория VII, в 1083 г.
он занял Рим, а в начале
XIV века французский король Филипп
IV Красивый установил господство
над папством. Его столица с
1308г. по 1378г. была перенесена
во Францию в город Авиньон.
Созревание национальных государств
подтачивало моральные, духовные
основы единства христианского
мира.
Фома Аквинский (1225-1274),
крупнейший богослов средневековья,
предвосхитил наступление эпохи
Возрождения, обогащая схоластику
обращением к античному наследию,
прежде всего к учению Аристотеля
о политике. Исследователи высказывают
мнение, что Ф. Аквинский осознал
утрату перспективы "всемирной
и однородной политической системы",
основанной на идее "божественного
сообщества", поскольку она не
соответствовала реально происходившим
изменениям в отношениях между
христианскими странами. Ф. Аквинский
синтезировал в своих политических
представлениях теологические догмы
и античную мысль, например, римское
естественное право. Подтверждая
божественный характер государственной
власти, он считал ее первичным
источником политическую общность
людей, народ, за что Ф. Аквинского
причисляют иногда к предшественникам
теории народного суверенитета.15
Так или иначе, его
воззрения отражали признание прав государств
и политических сообществ на автономное
существование на основе естественного
права божественного происхождения.
2.2. Значение крестовых
походов
Целью первых крестовых походов
было освобождение Палестины в первую
очередь Иерусалима (с Гробом Господним),
от турок-сельджуков, однако позднее
крестовые походы велись и ради обращения
в христианство язычников Прибалтики,
подавления еретических и антиклерикальных
течений в Европе (катары, гуситы
и так далее) или решения политических
задач пап. Крестовые походы были
вызваны к жизни сложным сочетанием
факторов - конфессиональных, внешнеполитических,
хозяйственных, демографических, и
их воздействие на международные
отношения средневековья также
оказались многоплановыми, но как
военно-колонизационное движение макрорегионального
уровня они, несомненно, выражали формирующееся
осознание общности католического
мира в его противостоянии как
с "неверными" - мусульманами, так
и схизматиками-православными. Не будет
преувеличением сказать, что начавшись
под знаком идеи защиты христианской церкви
от неверных, крестовые походы увенчались
непримиримым расхождением западного
и восточного христианства, разделенного
захватом рыцарями-крестоносцами столицы
православного мира, Константинополя.
Большую часть крестоносного
войска составляло рыцарство Северной
и Южной Франции, Германии, Англии,
Италии, Фландрии, возглавляли его
государи крупнейших европейских стран.
Так, во время второго крестового
похода (1147-1149) крест принял германский
император Конрад II и король Франции
Людовик VII, в третьем походе (1189-1192)
крестоносцами предводительствовали
император Фридрих I Барбаросса, король
Франции Филипп II Август и король
Англии Генрих II, место которого занял
затем его сын Ричард I Львиное
Сердце. Самый весомый политический
выигрыш от крестовых походов
пришелся на долю католической церкви,
в экономическом отношении большая
часть добычи, захваченной на Востоке,
осталась у крупных сеньоров, разделивших
завоеванные у турок-сельджуков
земли, хотя и материальные интересы папства
не были обойдены, в том числе благодаря
активности напрямую подчиненных римским
понтификам военно-монашеских орденов.
Свою, и немалую часть прибыли от начинаний
крестоносцев получили города Северной
Италии, практически добившиеся в государствах
крестоносцев монополии на внешнюю торговлю.
Смысл последующей истории крестоносного
движения состоял в защите и восстановлении
приобретенных рыцарями западноевропейских
стран в ходе первого крестового похода
владений, расположенных в Сирии и Палестине
- районе, стратегически важном для всего
Средиземноморья. С точки зрения воздействия
крестовых походов на международные отношения
средневековья, следует, прежде всего,
отметить осуществленное ими резкое расширение
многообразных контактов Запада и Востока
– как конфронтационного характера, так
и обменов в сфере торговли и культуры.
По окончании раннего средневековья Запад,
разрывая региональную замкнутость, начал
возвращаться в Средиземноморье, объединенное
некогда Древним Римом. Это возвращение
усилило накал борьбы с мусульманским
миром, открытой еще Реконкистой, и упрочило
барьер между западным и восточным христианством.
Крестовые походы на первом этапе способствовали
усилению позиций католической церкви
и исповедуемой ею доктрины теократического
универсализма, но они же помогали европейским
государствам, особенно Франции и Англии.
Ускорить ход политической централизации,
приходившей, в конечном счете, в противоречие
с универсалистскими идеалами средневековья.
В конце XI в. началась экспансия
западноевропейского рыцарства
на Восток. Результатом стало возникновение
государств крестоносцев в Палестине
и Сирии, правда просуществовавших
недолго. Крестоносцы в конце
концов потерпели там поражение.
В начале XIII в. крайнего напряжения
достигли отношения между Западом
и Византией. В 1204 г. крестоносцы
захватили Константинополь и
образовали на территории Византии Латинскую
империю.
Изменилась международная
ситуация в Средиземноморье, где
набирали силу итальянские республики
Венеция и Генуя. Разные государства
и политические силы стремились
взять под контроль Средиземноморье
и морские торговые пути.
На сложнейшие хитросплетения
международной политики накладывались
теократические устремления папства,
к ним прибавилось и желание
некоторых крупных феодальных
монархов возглавить процесс
создания христианской европейской
политической общности. И со стороны папства,
и со стороны монархов делались попытки
выработать правовые основы международных
отношений, росло понимание их общеевропейского
характера.
На исходе Средневековья
появились более или менее
устойчивые формы дипломатического
общения, например посольства
с продолжительным пребыванием
в чужой стране; были определены
формы дипломатической переписки
и делопроизводства. Международные
отношения все больше приобретали
межгосударственный характер.
2.3. Конфессиональный принцип
международных отношений
Большую роль в международных
отношениях Нового времени играла христианская
церковь. Еще во время античной Римской
империи добилась для себя статуса
государственной, господствующей. Варвары,
завоевавшие Западную Римскую империю
в V в., приняли религию побежденного
народа. Восточная Римская империя
просуществовала до середины XV в., когда
пала под ударами турок-османов (символической
датой ее падения считается взятие
турками Константинополя в 1453 г.).
Византия в течение многих веков
служила оплотом христианства на
востоке Европы. Именно под ее влиянием
приняли христианство многие народы
юго-восточной и восточной Европы.
Однако раскол христианства
в XI в. на две большие ветви –
католицизм и православие – создал
серьезные препятствия не только
для политического объединения
Европы. Религиозная рознь между
католиками и православными долгое
время мешала вообще развитию культурных,
экономических и политических отношений
между народами Западной и Bocтoчной
Европы. Тем не менее, сознание духовной
близости никогда их не покидало, особенно
перед лицом агрессии языческих
и мусульманских народов Азии,
которой как Западная, так и
Восточная Европа подвергалась в
Средние века. Вспомним хотя бы об арабских
завоеваниях VII-VIII вв., монголо-татарском
нашествии XIII в., вторжениях турок-османов,
начиная с XIV века.