Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 22:11, курсовая работа
Целью этой работы является многостороннее рассмотрение этих соотношений, для чего, прежде всего, следует дать определения каждому понятию. Однако следует заметить, что эти понятия крайне широки, и в различных системах мысли рассматриваются по-разному. И, так как именно в религиозных системах мысли, и в особенности – в теизме, учения о нравственности, морали и, собственно, религии, как таковой, а также их соотношениях являются наиболее разработанными, то в данной работе они будут рассмотрены, по большей мере, именно в рамках этих систем, и в этих же рамках будут рассмотрены всевозможные соотношения религии и нравственности.
Введение 2
Понятия «нравственность» и «мораль» в религиозных и нерелигиозных системах мысли 4
Этимологическая характеристика «морали» и «нравственности» 4
Соотношение понятий нравственности и морали 5
Соотношение понятий нравственности и морали по Гегелю 6
Соотношение понятий морали и нравственности по Библеру В.С 6
Соотношение понятий морали и нравственности в религиозной системе мысли 7
Другие варианты соотношений понятий морали и нравственности 8
Вывод 9
Понятие «религия» в различных системах мысли 10
Происхождение слова «религия» 12
Сущность религии 13
Соотношение религии и нравственности 15
Религиозная нравственность 15
Критика атеизмом религиозной нравственности 17
Различия между моралью и религией 19
Нравственность и святость 21
Вывод 25
Заключение 26
Список литературы 27
Таким образом, все вышеназванное включает в себя сущность религии и, как видно, эта сущность намного шире той, что предлагает неглубокая атеистическая мысль.
Религия
– это духовный путь к воссоединению
человека с Богом, включающий в себя определенный
набор догм, вероучительных истин, культ,
традиции и ритуалы, и многое другое, что
является необходимыми элементами для
спасения.
Соотношение
религии и нравственности
Совершенно
бесспорен тот факт, что религия
оказала громадное внимание на формирование
нравственности. На каком-то этапе истории
даже не существовало различия между
религией и нравственностью –
второе было неотъемлемой частью первого
и не мыслилось иначе. Религиозная
мораль, будучи кодифицирована в священных
текстах, распространяется вместе с религиями.
Следует заметить, что монотеистические
религии чётче и жёстче определяют границы
добра и зла по сравнению с религиями,
где практикуется многобожие. Однако существуют
целые культуры и цивилизации, в которых
формирование морали и нравственности
происходило в условиях язычества (древние
греки сформулировали золотое правило
нравственности и разработали само понятие
этики). Но значит ли это, что нравственность
спокойно существует без религии, что
упразднение религии не приведет к концу
нравственности? Для ответа на этот вопрос
следует разобраться с тем, что вообще
представляет собой религиозная нравственность
и как она соотносится с понятием нравственности
светской. Как уже было сказано, разделение
значений понятий нравственности и морали
весьма специфично и уникально для некоторых
систем мысли. Религиозная же система
мысли, как правило, ставит знак равенства
между значениями этих двух понятий, отчего
и здесь они будут рассматриваться, как
синонимы.
Религиозная
нравственность
Не существует сомнений в том, что в религии лежит огромная нравственная составляющая. Разумеется, в разных религиях эта составляющая тоже будет разной – боги античности особой нравственностью не отличались, но в монотеистических религиях эта составляющая весьма и весьма сильна. Как правило, религия содержит в себе определенные моральные нормы, которые порой даже воспринимаются как основная часть религиозного учения.
Часть этих моральных норм всеобща для всего человечества, едина как для религиозного, так и для нерелигиозного общества. Эти моральные нормы называются христианством естественной нравственностью. Считается, что естественная нравственность является частью Откровения Бога, то есть из того, что сам Бог открыл о Себе людям, чтобы они знали Его волю и спаслись, исполняя Его святой закон. «Оно (Откровение – авт.) открыто не только христианам, но и людям всех других вер. Ибо, ведь, каждый человек может наблюдать, сколько красоты и стройности в окружающем нас видимом мире, как согласно и разумно действуют в нём законы и силы, данные ему Творцом. Также и сравнивая нашу душу с животными, растениями, или с разными жидкостями и камнями, мы видим, насколько превосходит она их своим умом, свободной волей и другими духовными свойствами. Только Бог, который Сам есть Всесовершенный Дух, мог создать как всю природу, так и эту нашу разумную, свободную и бессмертную душу.»11
Это значит, что естественный
нравственный закон вписан в
душу каждого. Человек
Основываясь на этом внутреннем законе, у всех народов существуют понятия о добре и зле. Но, из-за греховности человека, эти понятия не совершены. Человек не видит свои ошибки и постоянно себя оправдывает. Например, в культуре может существовать рабство, человеческие жертвоприношения, ужасная жестокость, месть и т.п. Человек ко всему этому привыкает, оправдывает и считает нормальным.
Древний мир достиг много в науке, искусстве, философии и т.п., но нравственно он был примитивен и блуждал. Хорошо известный разврат был в Риме до пришествия Иисуса Христа.
Следовательно, существует некий нравственный закон, который, согласно религиозный концепции, также исходит от Бога, и вложен в сердце каждого человека, но в несовершенном виде из-за греховной сущности самого человека.
Для устранения этого несовершенства Бог открывает себя людям в Священном Писании, давая более совершенный закон, какими являются, например, всеобще известные Заповеди Моисея. Эти заповеди частично лежат в основе основных законов всех государств.
Однако религия дает еще более глубокое понимание нравственных законов. Она выводит их на совершенно иной уровень – духовный, и воспрещает не только само по себе нарушение заповедей, как факта, и не только требует неукоснительного следования предписывающим заповедям, но заставляет человека отказаться от греховной деятельности в своем уме и сердце. Грехом в более глубоком религиозном понимании является не только факт прямого совершения такового, но и поступок, косвенно ведущий к нему. Даже сам помысел о грехе является преступлением против Бога для глубоко религиозного человека.
Разумеется,
это говорит о религии, как
о самой высоконравственной системе.
Законы нравственности в том или
ином виде исходят от Бога, а потому
являются неизменными и существуют
так же, как законы природы. Законы
нравственности едины для всего
человечества. Но только люди, глубоко
погрузившееся в религию, всецело способны
принять их в себя, устраняя из себя даже
помысел, о безнравственном поступке.
Так, например, существовавший до Иисуса
Христа принцип «око за око» и обратный
ему принцип «не делай другому то, чего
не желаешь себе», являющийся золотым
законом нравственности, после превращается
в «…кто ударит тебя в правую щеку твою,
обрати к нему и другую» (Мф. 5.39). Это, безусловно,
является прекрасной иллюстрацией глубины
религиозной нравственности.
Критика
атеизмом религиозной
нравственности
Атеистическая мысль, конечно, не в состоянии оспорить основные нравственные принципы, лежащие в основе каждой религии, которая сводится ими до этих самых принципов. Мыслители атеистического характера всегда призывали оставить только «естественную религию», в основе которой и лежат эти самые принципы, упразднив все остальное и, главным образом, - церковь, которая виделась ими как препятствие к построению идеального общества, базирующегося на этой «естественной религии».
Первым в истории, кто
Затем Вольтер, который хоть и, в отличии от Бейля, не был атеистом, считал фанатизм, в котором по его мнению погрязли все христиане, одним из главных врагов общества и естественной нравственности, куда более ужасным, чем сам атеизм, к которому, однако, он тоже не призывает, так как считает, что нравственность без Бога невозможна («если бы Бога не было, его следовало бы выдумать»). «Вольтер боролся против Церкви, а не против религии (слова «раздавите гадину», которыми Вольтер заканчивал многие письма своим соратникам по просветительскому движению, имеют в виду не религию, а католическую церковь; религию же он пытался освободить от всех, по его мнению, кошмарных наслоений, которые принесло христианство). Вольтера, как он пишет, ужасают десятки тысяч жертв ветхозаветной религии и христианства, ему претят христианские обряды и обычаи своей бессмысленностью и бесчеловечностью.»13
Руссо также, не являясь атеистом, считает, что в человеке заложена естественная нравственность, затем извращенная церковью с ее ритуализмом. Такая позиция по сути своей идентична позиции более радикальных атеистов и материалистов.
С
развитием моральных ценностей
в мире и распространении идеи
о существовании
Со стороны многих атеистов религия часто представляется как учение, которое несет в себе аморальность. При этом часто в критике используется тот факт, что некоторые люди используют религию как инструмент для достижения собственных целей. Подобное мнение иногда выражают словами Зигмунда Фрейда, говоря, что безнравственность во все времена находила в религии не меньшую опору, чем нравственность.
Исходя из сказанного, можно сделать вывод о том, что атеист найдет в религии в основном помеху нравственности. Он рассмотрит религиозную историю, увидит исключительно мрачные стороны в ней, где будут господствовать порок и безнравственность, где самого Бога можно обличить в безнравственности, и скажет, что только естественная мораль без всяких религиозных наслоений должна иметь свое место. Безусловно, такой взгляд будет совершенно поверхностным, ненаучным и даже неразумным. В нем будет отсутствовать целая масса важнейших фактов, не позволяющих обрисовать полноценную картину того, что представляет собой религиозная нравственность.
Но
отчего возникает мнение о религии,
как о силе, препятствующей развитию
нравственности, мешающей ее проявлению?
Дело в том, что, несмотря на огромную нравственную
составляющую в религиях, между моралью
и религией существует масса различий.
Различия
между моралью и религией
У морали в отличие от религии нет специализированных проводников (таких, например, как Священные Писания) её норм и принципов. Мораль воспроизводится силой убеждений, привычек, нравственного долга, чем и является естественная нравственность. Религия и религиозная мораль применяется специальными учреждениями (церкви, храмы) с использованием специальных средств и механизмов.
Мораль - универсальный регулятор и ее влияние распространяется на все или почти все сферы поступков и действий человека. Религия действует все же избирательно. Есть сферы, недоступные для её воздействия, либо же её влияние достаточна специфично.
Нравственный
закон гибок – он изменяется под
действием огромного числа
Религия же консервативна, и не существует в материальном мире силы, способной изменить нравственный закон, данный Богом, а следование этим законам не может предполагать безнравственности.
Атеист, как сторонник прогресса, найдет несовершенство в этих законах, сказав, что именно нерелигиозная мораль подвержена эволюции и усовершенствованию в рамках постоянно изменяющегося общества, которому препятствует религия. Но совершенно очевидно, что именно таким образом происходит подмена понятий, отчего нравственность будет, напротив, постепенно редуцироваться.
Помимо
этого сущность религии состоит
в духовном спасении через служение
Богу, и нравственный закон является
лишь малой частью этого служения. Более
того, в религии он вторичен. Заповеди,
выстроенные по степени значимости, предполагают
в первую очередь правильное отношение
к Богу и лишь потом – к человеку. И само
по себе служение Господу является сложным,
многоступенчатым и многосторонним процессом,
где отношения в обществе являются не
малозначимыми, но и не первостепенными.
Поэтому религия оперирует понятием святости,
рассматривая это качество стоящим выше
нравственности.
Нравственность
и святость
В умах людей сложилось представление о святости, как о наивысшей степени нравственности. Считается, что, если человек святой, значит он неизбежно хороший. С какой-то стороны это представление можно считать верным, но в первую очередь необходимо разобраться, что именно включает в себя понятие святости.
Этим понятием оперируют, в первую очередь, религии, подразумевая достижение человеком высочайшей степени духовного развития, что происходит посредством праведной религиозной жизни и помощи Бога. А потому, в различных религиях святость будет подразумевать в себе совершенно различные качества.
Так, например, святость у иудеев подразумевает всецелое следование закону Торы, что, главным образом, означает ритуализм. Нравственный закон для них вторичен и присваивается в светской среде, хотя также подчеркивается его немалая значимость и для религиозного служения.
Со времен Канта все западное мышление приобретает понимание святости, как наиболее развитой формы нравственности. «По мнению Канта, содержанием религиозного сознания служит понятие о Боге как нравственном законодателе и религия заключается в признании человеком всех своих нравственных обязанностей как заповедей Бога. В «Критике практического разума» он пишет: «Нравственный закон через понятие высшего блага, как объекта и конечной цели чистого практического разума, приводит человека к религии, т.е. признанию всех своих обязанностей, как заповедей Божиих, - не как санкций, т.е. произвольных и самих по себе случайных определений чужой воли, а как существенных законов всякой свободной воли самой по себе». И еще: «Религия, по материи или по объекту, ничем не отличается от морали, так как общий предмет той и другой составляют нравственные обязанности; отличие религии от морали только формальное… Точка зрения Канта на религию как на совокупность определенных нравственных обязанностей является распространенной. Основная ее мысль сводится при этом к утверждению, что человеку достаточно быть хорошим, ибо это и есть существо религии. А религиозность - дело второстепенное и необязательное. Поэтому все специфически религиозные требования к человеку: вера, догматы, заповеди, богослужения и молитвы, нормы церковной жизни – излишни. Все это – суеверие или философия, и ими можно пренебречь. Отсюда возникает проповедь так называемой общечеловеческой морали, адогматического христианства, единства по существу всех религий и т.п.»14
Информация о работе Соотношение понятий морали и нравственности