Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 22:11, курсовая работа
Целью этой работы является многостороннее рассмотрение этих соотношений, для чего, прежде всего, следует дать определения каждому понятию. Однако следует заметить, что эти понятия крайне широки, и в различных системах мысли рассматриваются по-разному. И, так как именно в религиозных системах мысли, и в особенности – в теизме, учения о нравственности, морали и, собственно, религии, как таковой, а также их соотношениях являются наиболее разработанными, то в данной работе они будут рассмотрены, по большей мере, именно в рамках этих систем, и в этих же рамках будут рассмотрены всевозможные соотношения религии и нравственности.
Введение 2
Понятия «нравственность» и «мораль» в религиозных и нерелигиозных системах мысли 4
Этимологическая характеристика «морали» и «нравственности» 4
Соотношение понятий нравственности и морали 5
Соотношение понятий нравственности и морали по Гегелю 6
Соотношение понятий морали и нравственности по Библеру В.С 6
Соотношение понятий морали и нравственности в религиозной системе мысли 7
Другие варианты соотношений понятий морали и нравственности 8
Вывод 9
Понятие «религия» в различных системах мысли 10
Происхождение слова «религия» 12
Сущность религии 13
Соотношение религии и нравственности 15
Религиозная нравственность 15
Критика атеизмом религиозной нравственности 17
Различия между моралью и религией 19
Нравственность и святость 21
Вывод 25
Заключение 26
Список литературы 27
Очевидна опасность такого понимания Бога и религии. Религия упраздняется до нравственного закона, который, как уже было сказано, способен изменяться, лишаясь моральности, как таковой, подменяясь противоположной ему безнравственностью, что весьма вероятно, ввиду отсутствия Бога, как нравственного идеала.
Кант не являлся религиозным мыслителем – его система мысли является деистической, однако концепция нравственности, как центральной, основной и порой даже – единственной сути религии была принята всем западным мышлением. Разумеется, нравственность является необходимой ступенью в духовной жизни, однако это ступень начальная и требует своего развития. В противном случае такая нравственность способна привести к развитию таких чувств, как тщеславие, гордыня, вспыльчивость, ревность, зависть и нетерпимость. Причина этого лежит в неудовлетворенности собственного «я» следованием нравственным законом. Любой закон ограничивает свободу, отчего сознательное самоограничение, которым является следование законам нравственности, без необходимого смирения приводит к развитиям таких чувств, что делает невозможным дальнейшее духовное развитие. Таким образом, нельзя сводить понимание святости лишь до нравственности.
Православие же учит, что святость – куда более высокое духовное состояние человека, чем просто нравственность. Это – не просто доброта, порядочность и отзывчивость (которые могут зависеть от настроения); это – чистота сердца, бескорыстная всеобъемлющая любовь ко всем людям вокруг: добрым и злым; это – духовно-нравственное совершенство по образу Спасителя, завещанное Христом богоподобие. Слова апостола следует понимать не как уже имеющееся у каждого христианина состояние святости, а как призыв к святости, которая подаётся Богом христианину, живущему в уповании на помощь Божью и непрестанно духовно трудящемуся над исправлением самого себя.
Профессор богословия А.И Осипов характеризует святость следующим образом: «Святым является лишь тот человек, который не только не нарушает нравственных норм жизни, но и приобрел то, что именуется чистотой сердца, которая является плодом правильной духовной жизни.
Духовная жизнь заключается в борьбе со своими страстями, в постоянном внимании к своим мыслям, чувствам, желаниям, настроению, с целью очищения ума и сердца от всего злого, скверного, противного заповедям Христовым.
Эта жизнь требует тщательного
изучения Священного Писания
и творений святых Отцов,
Именно это понимание святости является наиболее точным и полным. Как можно видеть, оно может включать в себя нравственность, но всегда стоит выше нее. Следует также заметить, что святость подразумевает, главным образом, служению Богу, что не всегда может укладываться в сознание человека, как проявление нравственности и, более того, может казаться безнравственным. Одним из наиболее ярких примеров этого может служить библейская история Авраама, который был готов убить собственного сына по приказу Господа. Это не кажется нравственным поступком, но является показателем безграничной преданности ветхозаветного святого. Многие философы придерживаются этой же позиции, указывая на то, что религиозная стадия развития личности, является наивысшей и необходимой, а также утверждая, что не всегда она может пониматься, как нравственная.
Так, например, Серен Кьеркегор выделяет три стадии на пути постижения истины: низшую – эстетическую, исполненную лишь поиском наслаждений, этическую, где познаются нравственные принципы, и наивысшую – телеологическую, религиозную. «Переходя на религиозную стадию, человек прежде всего порывает с общим. Поэтому религиозная вера у Кьеркегора это, прежде всего, вера индивида, личности, которая трактует мир прежде всего как парадокс, т. е. порывает с этикой, со всеми объективными ценностями, порывает с разумом, со всем объективным.»15 Кьеркегор, рассматривая религиозную стадию, тоже приводит в пример Авраама: «Известно, как в этой ситуации поступает Авраам: он принимает решение повиноваться Божьей воле и принести в жертву своего сына, и происходит чудесное превращение: вместо сына он приносит в жертву агнца. Бог тем самым показывает правильность выбранного Авраамом решения. Правильность выбора Авраама показывает, что к религиозной стадии не подходят никакие этические критерии. Если Авраам отказался бы, предположив, что это искушение, то в таком случае Авраам поступил бы как человек, находящийся на этической стадии, а не как человек, верующий в Бога.»16
Последнее,
о чем следовало бы сказать, иллюстрируя
соотношение нравственности и святости,
это существование риска
Исходя
из вышесказанного, можно сделать вывод
о том, что святость, которая является
наивысшим этапом духовного развития,
предоставляемого религией, стоит выше
нравственности, является сверхнравственностью.
И порой может быть, что законы нравственности
на нее не распространяются. Святость
– это сложное понятие, понимание которого
сильно затруднено ввиду, главным образом,
того, что оно граничит с областью духовного,
трансцендентного, отчего атеист, отрицающий
даже самые основные религиозные истины,
смотрит на это явление поверхностно и
видит в нем безнравственность.
Вывод
Таким образом, между религией и нравственностью имеют место быть как сходства, так и различия. Очевидна взаимосвязь между ними.
«Религия и нравственность тесно связаны между собой. Религия невозможна без нравственности, а нравственность невозможна без религии. Вера без дел мертва. Такой верой веруют только бесы (веруют и трепещут). Истинная же вера (живая, а не мертвая) не может быть без добрых дел. Как благоухающий по природе цветок не может не благоухать, так и истинная вера не может не свидетельствоваться доброй нравственностью. В свою очередь и нравственность без религиозной основы и без религиозного света не может существовать и непременно завянет, подобно растению, лишенному корня, влаги и солнца. Религия без нравственности подобна бесплодной смоковнице; нравственность же без религии – подобна срубленной смоковнице.»17
Религия рассматривает нравственность, как необходимый этап на духовном пути к воссоединению с Богом. Однако, этот этап не конечный и над ним стоит этап святости, наличие которого иллюстрирует одно из основных отличий нравственности и религии.
«Для
того чтобы понять различие между религиозным
и нравственным чувством, следует обратить
внимание на психологию этих переживаний
и на различие объектов их. Нравственное
чувство характеризуется стремлением
к нравственно-доброму; религиозное же
чувство – к бесконечному, совершенному
во всех отношениях, к абсолютному. Цель
первого – удовлетворение требования
нравственного долга и стремление к нравственному
совершенству, цель второго – единение
с Богом.»18
Заключение
Таким образом, были рассмотрены большинство возможных соотношений религии и нравственности, для чего были даны определения того и другого в отдельности и рассмотрены составляющие этих определений.
Итак, на соотношение религии и нравственности существует целая масса точек зрения. Некоторые наиболее усложненные из них проводят границу между моралью и нравственностью и соотносят каждое из этих понятий с религией по-отдельности. Разные мыслители задавали разную широту каждому из этих понятий, в зависимости к их принадлежности к той или иной системе мыслей, которые можно для простоты разделить на религиозную и атеистическую.
Последняя всегда будет настаивать на разделении религии и нравственности и упразднении из-за ненадобности и вредоносности первого. Атеисты утверждают, что религия – есть архаическое наслоение на нравственность, используемое затем для контроля над умами людей.
Но только религиозная система мысли будет иметь нравственный неизменный идеал – Бога, благодаря которому именно религиозная нравственность останется неизменной и не будет подменена преступными идеями, способными привести человечество к самоуничтожению.
Религия не может быть оторвана от нравственности так же, как нравственность от религии. иНо религия содержит в себе духовный уровень, стоящий над человеческим пониманием нравственности – это святость, к которому ведет развитие религиозной нравственности.
Ввиду всего вышесказанного, можно утверждать, что именно религиозное понимание нравственности является единственно верным.
Список
литературы
Информация о работе Соотношение понятий морали и нравственности