Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 16:13, реферат
В своей работе я попыталась изучить православную историю Томска, историю отдельных храмов нашего города, интересных икон. Но помимо этих вопросов я занялась такой темой как исследование духовно-нравственного развития современной молодежи и воспитание православной культуры.
Основной целью, поставленной при работе с заданной темой, для меня было изучение томских икон, храмов, соборов, церквей и их истории. Однако, в процессе работы я установила еще одну цель - изучение отношения современной молодежи к православной истории Томска, к православной культуре.
Введение.
Раздел I.
1. История Томска
2. Православная история Томска.
Раздел II.
1. Томск православный сегодня.
2. Богоявленский собор.
3.Храм Святаго Благоверного Александра Невскoгo
4.Свято-троицкая церковь.
5.Петропавловский собор.
6. Воскресенская церковь.
7. Знаменская церковь.
8.Петропавловская церковь.
Раздел III.
1.Иконы Томской земли.
2.Икона блаженной Матроны Московской.
3.Образ иконы Живоначальной Троицы.
4.Образ Божией Матери «Неупиваемая чаша».
5.Образ чудотворной иконы Божией Матери «Достойно есть».
Раздел IV.
1.Анкетирование
Заключение
Список литературы
В послереволюционные годы монастыри и храмы в Серпухове, как и по всей России, стали закрываться. После закрытия Владычного монастыря чудотворная икона была перенесена в кафедральный собор Николы Белого. В 1928-1930 гг. Серпуховскую кафедру возглавлял митрополит Мануил (Лемешевский). В воспоминаниях о нем было написано, что он «восстановил почитание святыни этой обители, местночтимой иконы Богоматери «Неупиваемая Чаша», которое к тому времени постепенно приходило в забвение. Также по просьбе верующих с благословения Владыки Мануила было написано 8 копий с Чудотворной иконы. В 1929 году Никольский собор был закрыт, все его святыни сожжены на берегу реки Нары. Иконы с изображением образа Божией Матери «Неупиваемая Чаша», включая первообраз, бесследно исчезли, молебные служения прекратились. Почитание Серпуховской святыни возобновилось в 80-х годах ХХ века. Стараниями настоятеля местной церкви Пророка Илии архимандрита Иосифа (ныне епископ Биробиджанский и Кульдурский) в городе была возобновлена дореволюционная традиция Серпуховского Александро-Невского Братства трезвости, следуя которой по воскресным дням стали совершаться молебны об исцелении от недуга пьянства с чтением акафиста Божией Матери «Неупиваемая Чаша».
5.Образ чудотворной иконы Божией Матери «Достойно есть».
Икона Божией Матери "Достойно есть"
находится на горнем месте алтаря
соборного храма Карейской
В один из воскресных дней, живший неподалеку от Карей старец ушел в обитель на всенощное бдение. В келлии остался послушник. При наступлении ночи постучался неизвестный инок. Во время всенощной, когда нужно было петь "Честнейшую Херувим...", оба встали перед иконой Божией Матери, называвшейся Милующая и гость заметил, что у них сначала поют "Достойно есть..." Во время пения этой неслыханной песни икона Богоматери сияла небесным светом, а послушник плакал от умиления. По его просьбе эта дивная песнь, за неимением бумаги, была записана на камне, размягчившемся, как воск, под рукой чудного певца. Назвав себя Гавриилом, странник стал невидим. Икона Божией Матери, перед которой впервые была воспета песнь "Достойно есть", была перенесена в соборный храм Успения Пресвятой Богородицы.
РАЗДЕЛ IV.
1.Анкетирование на тему «Изучение отношения молодежи к церкви и к вере в Бога».
Я провела данное анкетирование в дополнение к основной работе для того, чтобы ярче и красочнее проиллюстрировать отношение современной мне молодежи к церкви. Предметом исследования было изучение мнений учащихся 9-ых, 10-ых и 11-ых классов, так как именно в их возрасте (15-16-17-18 лет) происходит становление личности, усвоение основных социальных ценностей и норм.
Задачи исследования:
Результаты проведенного анкетирования:
38.01% респондентов - мужского пола.
61.99% респондентов - женского пола.
19.04% респондентов - 15 лет;
52.38% респондентов - 16 лет;
23.80% респондентов - 17 лет;
4.76% респондентов - 18 лет.
66.66% респондентов считают себя верующими людьми;
4.76% респондентов считают себя атеистами;
28.57% респондентов не смогли
61.90% респондентов посещают церковь очень редко;
28.57% респондентов посещают церковь 1-2 раза в год;
9.52% респондентов признались, что в церковь никогда не ходили и не собираются.
52.38% респондентов предположили, что на данный момент в Томске (Томской области) находится 5-10 соборов, храмов, церквей и т.д.;
19.04% респондентов решили, что в Томске находится более 10 соборов, храмов, церквей и т.д.;
9.52% респондентов предположили, что на данный момент в Томске (Томской области) находится более 20 соборов, храмов, церквей и т.д.;
19.04% респондентов не знали ответа на этот вопрос.
На самом деле в Томске и Томской области на сегодняшний день находится более 70 православных приходов, несколько десятков храмов и три монастыря.
85.71% респондентов считают, что церковь необходима человеку и обществу;
14.28% респондентов считают, что церковь не играет никакой роли для человека и общества.
76.19% респондентов никогда не
задумывались о значении
23.81% респондентов полагают, что без церкви не было бы Томска.
66.66% респондентов считают, что
их родители являются
33.34% респондентов никогда не задумывались об этом.
76.19% респондентов утверждают, что иконы у них дома есть, но их мало;
19.04% респондентов утверждают, что у них дома иконы присутствуют в большом количестве;
4.76% респондентов признались, что у них дома икон нет.
71.42% респондентов отказались
В большинстве случаев ответы были похожи в одном: «церковь является священным местом, местом духовного равновесия человека».
Однако, в нескольких случаях ответы были такие:«…я безразличен к церкви, хоть и крещен…», «…церковь не играет для меня никакой роли…»;
Выводы:
Делая окончательный анализ всему вышеизложенному, можно признать, что понятие «вера в Бога» является размытым, не имеющим четких границ. Каждый респондент вкладывал в это понятие разный смысл. По моему мнению, это связано с тем, что в течение нескольких десятков лет в нашей стране доминирующей идеологией был атеизм и необходимо длительное время для восстановления истинных понятий о вере и, как следствие, самой веры.
Заключение.
Русская культура всегда находила признание, высокую оценку и достойное место в мировой культуре, являясь её значимой и неотъемлемой частью. Величие русской культуры на протяжении десяти веков развития определялось её глубоким духовным содержанием, восходящим к православной нравственности и истории христианства. Духовный строй, а также и идеи, и образный язык лучших произведений современного искусства России имеют под собой ту же основу.
Православная Церковь
В настоящее время Православие официально не является государственной религией, но остаётся культурообразующей и традиционной для России, так как традиции православной религии сохранялись в России на протяжении всей её истории и отразились на всех сферах бытия россиян, включая законодательство, общественные, семейные, бытовые отношения, а также литературу и искусство.
В Томске и других исконно русских городах, среди преимущественно русского населения, и раньше, и в нынешнее время живут и продолжают активно расселяться люди самых разных национальностей и вероисповеданий и не стремятся возвращаться на родину предков. Это значит, что великая русская культура, основанная на православных традициях и морали, привлекает другие народы не только высокими духовно-эстетическими и научными достижениями, но и прекрасными традициями человеческого общежития, миролюбия и братского отношения ко всем людям. Очень важно В современном мире проявлять благородство, гостеприимство, доброту и умение даже повседневные заботы и личные проблемы осмысливать и подчинять высочайшим духовным идеалам.
Без Бога нация — толпа,
Объединённая пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что ещё страшней, — жестока.
И пусть на трон взойдёт
любой,
Глаголющий высоким слогом.
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!
Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ
Список литературы:
ПРИЛОЖЕНИЯ.
+ соборы и храмы города Томска.