Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 22:27, реферат
Долгое время Православие не имело того мирового значения, той актуальной роли в истории, какие имели Католичество и Протестантизм. Оно оставалось в стороне от страстной религиозной борьбы ряда столетий, столетия жило под охраной больших империй (Византии и России) и хранило вечную истину от разрушительных процессов мировой истории.
О православии написано множество книг как самими священнослужителями, так и философами, историками. Тема по сей день остается актуальной, так как именно о самом православии есть множество письменных источников, так как с древности велись протоколы Соборов, писались трактаты.
Введение
1. Православие: причины, история формирования, количественные показатели и география распространения
2. Особенности вероучения, культовой деятельности и организации Православной Церкви
3. Философия православия
3.1 Академическая философия
3.2 Метафизика всеединства
3.3 Новое религиозное сознание
Заключение
Список литературы
Министерство образования и науки Украины
Донецкий национальный технический университет
Кафедра философии
Реферат
по религиоведению
Православие
Выполнила:
Зимогляд Светлана Александровна
студентка II курса
факультета экологии и химической технологии
гр. ЭП - 09
Проверил:
Федосов Анатолий Сергеевич
Донецк - 2010
Содержание
Введение
1. Православие: причины,
история формирования, количественные
показатели и география
2. Особенности вероучения,
культовой деятельности и
3. Философия православия
3.1 Академическая философия
3.2 Метафизика всеединства
3.3 Новое религиозное сознание
Заключение
Список литературы
Введение
Долгое время Православие не имело того мирового значения, той актуальной роли в истории, какие имели Католичество и Протестантизм. Оно оставалось в стороне от страстной религиозной борьбы ряда столетий, столетия жило под охраной больших империй (Византии и России) и хранило вечную истину от разрушительных процессов мировой истории.
О православии написано множество книг как самими священнослужителями, так и философами, историками. Тема по сей день остается актуальной, так как именно о самом православии есть множество письменных источников, так как с древности велись протоколы Соборов, писались трактаты. Многие талантливые историки и философы прошлого были талантливыми богословами. Может потому так богата и ярка наша культура. Но есть и другая, отрицательная сторона православия, - оно никогда не способствовало прогрессу. То есть, для истинного православного смыслами жизни прогресс или достижение богатства никогда не являлись.
Целью данной работы является: раскрыть и понять причины возникновения православия, как оно формировалось. Узнать какие существуют особенности вероучений, как организовывается Православная церковь. Какова философия православия.
1. Православие:
причины, история формирования, количественные
показатели и география
Христианство в форме
православного вероучения и культа
официально было признано государственной
религией Киевской Руси в 988 г. Конкретным
актом принятия православия явилось
знаменитое Крещение на Днепре населения
города Киева князем Владимиром. Однако
проникновение православия в
Киевскую Русь началось гораздо раньше.
Исторические источники утверждают,
что бабка князя Владимира
княгиня Ольга была христианкой/Христианами
были и некоторые видные деятели
дружины князя Владимира. Православные
источники связывают
Исторических источников, подтверждающих версию о миссионерской деятельности апостола Андрея не существует. Однако существуют источники, что христианство на Руси имело свои корни и ' до знаменитого крещения. Киевская Русь жила не изолированно. Ее население вступало в контакт с окружающим миром, в том числе и с Византией в процессе торговли или завоевательных походов. Однако /перед историками всегда стоял вопрос: почему же Русь выбрала именно православие? По этому поводу выдвигаются две версии: богословская, церковная и светская, научная.
В соответствии с церковной версией, принятию православия Киевской Русью предшествовала процедура "испытания вер" Согласно летописному повествованию, прежде чем принять византийский вариант христианства. князь Владимир выслушал приверженцев различных религий: иудаизма, ислама (мусульманства) и христианства. Затем он направил своих послов в те страны, где эти религии утвердились. Выполнив задание Великого князя, послы возвратились в Киев и сообщили Владимиру и его окружению следующее: "Ходили де к болгарам, смотрели как они молятся в храме, то есть в мечети, стоят там без пояса: сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как бешеный и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали, на небе или на земле мы: ибо на земле такого зрелища и красоты такой и не знаем, как рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и службы их лучше, чем в других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького, так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве". Наряду с этим описанием "выбора вер" качестве причины принятия христианства церковь выдвигает версию о сверхъестественном озарении, которое снизошло на князя Владимира во время посещения им храма Св. Софии в Константинополе.
Светская, научная интерпретация
этого значительнейшего события
в Русской истории связана
с истолкованием социальных процессов,
происходивших на Руси в Х веке:
К середине Х века Киевская Русь
была сильным феодальным государством
с высоким уровнем развития духовной
и материальной культуры, ремесла
и торговли, военного дела и т.д. Старая
славянская религия - языческий политеизм
- уже не удовлетворяла духовных
потребностей населения. Тем более
он не способствовал упрочению
Все древнеславянские верования были связаны с родоплеменными богами. Боги одних племен не имели никакого значения для других племен. В новых условиях они утратили способность быть социальными интеграторами и регуляторами. Нужна была объединяющая идея для всех племен и народностей - идея единого Бога. Этим требованиям соответствовало христианство, с его учением о едином Боге - спасителе всего человечества.
Правящие слои тогдашнего
Русского общества осознавали необходимость
принятия новой цивилизованной формы
религии, для того, чтобы обрести
идейное единство с Византией
и Западной Европой, для которых
они являлись варварами. Это единство
благоприятствовало развитию контактов
с цивилизованным миром, благоприятствовало
торговле, заключению военных союзов
и т.д. Конкретный же выбор византийского
православия, помимо прочих общих соображений,
был продиктован наиболее тесными
контактами с Византией, а также
династическими амбициями князя
Владимира, который через брак с
сестрой Византийского
Князь Владимир был крупным
государственным деятелем своего времени.
Он проявил понимание исторической
необходимости принятия христианства,
а также достаточную волю для
осуществления этой нелегкой миссии.
Всякое новое воспринимается с трудом,
тем более, что связано с вековыми
обычаями и традициями. Исторические
источники свидетельствуют, что
установление христианства на Руси не
исчерпывалось актом
В каноническом отношении
Русская православная церковь долгое
время находилась в полной зависимости
от Константинопольской
Только со времени нашествия татар на Русь отношения русской церкви к патриарху начали изменяться. Этому способствовало то, что Византия в результате наплыва тюрков из Азии, попала в руки крестоносцев четвертого похода. Эта двойная неурядица - в России и на Балканском полуострове - привела к тому, что русские митрополиты все чаще стали посвящаться дома, а в Константинополь ездили только за утверждением. Так продолжалось два века - до середины XV столетия. В 1448 г. русская церковь объявила себя автокефальной.
В 1455 г. Константинополь захватили турки. Разрушение Византийской империи, интересы укрепления авторитета российского государства, а также возросшее влияние Русской православной церкви за рубежом привели к тому, что в 1589г. была создана московская патриархия и митрополит Иов на Поместном соборе был избран первым русским патриархом. Сделав Русского патриарха независимым от Константинопольского, собор вместе с тем поставил его в зависимость от царской власти; согласно соборному уложению, патриарх после избрания на Поместном соборе, утверждался царем.
Дальнейшее укрепление власти
церкви в государстве было проведено
патриархом Никоном в середине 17
века. Никон провел ряд реформ, последствием
которых явился раскол в Русской
православной церкви - возникло старообрядчество.
Мы не имеем сейчас времени рассматривать
причины этого раскола. Мы их рассмотрим
при изучении соответствующей темы.
Здесь же отметим, что Никон в
своей реформаторской деятельности
стремился утвердить приоритет
духовной власти над светской, стремился
стать над царем. Но в борьбе с
самодержавием Никон потерпел поражение.
В результате Поместный собор 1667
года осудил Никона, лишил его сана
и подтвердил необходимость подчинения
церкви царской власти. Окончательное
подчинение церкви государству произошло
в период управления Петра I. В 1721 г.
Петр I ликвидировал патриаршество
и учредил Святейший синод - коллективный
орган, члены которого назначались
царем. Главой церкви стал сам царь,
а синодом должен был управлять
царский чиновник обер-прокурор. Церкви
вменялось в обязанность
На начальном этапе
Февральской революции между
церковью и Временным правительством
установилось взаимопонимание и
тесное сотрудничество. Временное правительство
для проведения своей политики нуждалось
в поддержке церкви. Поэтому оно
предприняло ряд шагов, направленных
на установление добрых отношений. Церковь
получила крупные ассигнования на содержание
храмов и клира. Временное правительство
запрещало конфискацию
Временным правительством в
порядке обеспечения свободы
совести был проведен ряд реформ,
основной смысл которых заключался
в том, чтобы уравнять в правах
все религии России, отделить школу
от церкви и т.д. В школах было отменено
обязательное преподавание закона божьего,
церковноприходские школы передавались
из-под юрисдикции церкви Министерству
школ. Все эти мероприятия вызвали
в церковных кругах недовольство
Временным правительством. Церковные
круги не могли отрешиться от старых
амбиций, а может быть и не хотели
признать, что революция требует
принципиальных изменений в церковно-
В период работы Поместного
собора состоялся Октябрьский
В настоящее время насчитывается 15 автокефальных (самостоятельных) православных церквей: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Болгарская, Кипрская, Элладская (греческая), Румынская, Албанская, Польская, Чехословацкая, Американская. Автокефальные церкви имеют в различных странах экзархаты, епархии, благочиния, подворья, миссии. Например, Русская православная церковь имеет экзархаты в Средней и Западной Европе, епархию в Бельгии, благочиния в Австрии, Японии, Венгрии, подворья в Белграде, Бейруте, Софии и т.д. В свою очередь, другие автокефальные православные церкви имеют свои представительства на территории России и стран СНГ [2. Cтр.97-98].