Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 22:27, реферат
Долгое время Православие не имело того мирового значения, той актуальной роли в истории, какие имели Католичество и Протестантизм. Оно оставалось в стороне от страстной религиозной борьбы ряда столетий, столетия жило под охраной больших империй (Византии и России) и хранило вечную истину от разрушительных процессов мировой истории.
О православии написано множество книг как самими священнослужителями, так и философами, историками. Тема по сей день остается актуальной, так как именно о самом православии есть множество письменных источников, так как с древности велись протоколы Соборов, писались трактаты.
Введение
1. Православие: причины, история формирования, количественные показатели и география распространения
2. Особенности вероучения, культовой деятельности и организации Православной Церкви
3. Философия православия
3.1 Академическая философия
3.2 Метафизика всеединства
3.3 Новое религиозное сознание
Заключение
Список литературы
2. Особенности
вероучения, культовой деятельности
и организации Православной
Догматические и культовые
особенности православия
1. Символы веры древнейших поместных церквей (иерусалимской, антиохской);
2. Так называемые "правила апостольские", которые содержат практику апостольских времен;
3. Вероопределения и правила первых семи Вселенских соборов и т рех поместных;
4. Исповедания веры, сделанные Отцами церкви;
5. Деяния Вселенских и поместных соборов;
6. Древние литургии (богослужения);
7. Акты мучеников (жития святых);
8. Творения Отцов и Учителей церкви, объясняющие церковное учение;
9. Древняя практика церкви во всех ее проявлениях.
православие религиозное сознание вероучение
В православии Священное
Предание равноправно со Священным
Писанием; оно такое же божественное
откровение, такое же слово Божие.
Различие лишь в том, что Священное
предание есть слово Божие, устно
переданное церкви Иисусов Христом
и апостолами, а Священное Писание
- слово Божие, заключенное в книги,
и в письменах переданное церкви
"богодухновенными мужами". Основное
значение Священного Предания заключается
в том, что оно необходимо для
правильного понимания
Православные вероучительные догматы делятся на непостижимые для человеческого разума и постижимые для него. К первым относятся, например, краеугольный догмат христианства о пресвятой Троице, учащий, что Бог един по существу, но троичен в лицах; ко вторым - важнейший догмат о единой, святой, соборной и апостольской церкви.
Название "святая" и "апостольская"
объясняется следующим образом.
Своб историю церковь ведет с
новозаветного эпизода
С момента своего сошествия на апостолов Святой Дух пребывает в церкви в виде благодати Божьей. Эта благодать от апостолов перешла к их воспреемникам - епископам (высшие иерархи церкви, в православии именуемые архиереями) и пресвитерам (в православии: священники, диаконы) и продолжает пребывать в церковь, переходя от одного поколения священнослужителей к другому через таинство священства, осуществляемое путем обряда рукоположения (хиротонии). Через священников (исключая диаконов) к благодати Божьей приобщаются и рядовые верующие. Это происходит в ходу осуществления таинств, т.е. священных действий, в которых, по церковному определению, "под видимым образом сообщается верующим невидимая" благодать Божия [1, Стр.40-41].
Таинство крещения - это одно из главных таинств, символизирующих принятие человека в лоно христианской церкви. Обряд крещения происходит в форме омовения. В православной церкви младенца трижды погружают в воду. Взрослого человека просто обмывают водой. Через таинство крещения, учат богословы, человеку прощается первородный грех (а если крещается взрослый, то и все прочие грехи). Совершение обряда крещения означает приобщение человека "в лоно церкви". Именно после совершения этого обряда он становится христианином - православным, если этот обряд проведен по православному канону, католиком - если по католическому и т.д. С обрядом крещения связано и имянаречение. В результате этого обряда новорожденный получает свое собственное имя. По традиции это имя связано с именем святого, которому посвящен день, в который родился крещаемый.
Второй по времени, но не менее важный обряд - это совершение таинства причащения или святой евхаристии (благодарственной жертвы). По христианскому вероучению обряд причащения был установлен на тайной вечере самим Иисусом Христом, который тем самым "воздал хвалу Богу и Отцу, благословил и освятил хлеб и вино и приобщил своих учеников, а в их лице и всех верующих к Богу" "Ядите тело мое, пейте мою кровь в знак близости ко мне", - заповедовал Иисус Христос. Памятуя об этом, церковь совершает таинство причащения. Конкретно содержание этого обряда состоит в том, что верующим дают съесть специально выпеченный хлеб - просфору, который они запивают глотком красного вина из особого сосуда - потира. Считается, что во время этого обряда совершается таинство преосуществления, то есть хлеб-просфора превращается в тело Иисуса Христа, а вино - в кровь.
Причащению придается большое значение в православной церкви. Этот обряд сопровождается рядом других таинств. Духовенство настаивает на том, чтобы каждый верующий, причащался не реже одного раза в год. Считается, что только на основе таинства причащения человек может сохранять неразрывную связь с Иисусом Христом.
Совершение таинства покаяния
(исповеди) является непременным атрибутом
религиозной жизни
Таинство миропомазания также важная составная часть многих культовых действий. В православной церкви миропомазание совершается сразу за обрядом крещения. Это таинство происходит в форме крестообразного смазывания тела человека (лба, глаз, носа, губ, ушей, груди, рук и ног) особым ароматическим маслом (миром). Перед миропомазанием священник читает молитву о ниспослании на человека Духа Святого. При этом он повторяет слова "Печать Святого духа". Смысл этого таинства в православном катехизисе истолковывается так: "чтобы сохранить душевную чисто-русская православная церковь: ту, полученную в крещении, чтобы возрастать и укрепляться в жизни духовной, нужна особенная помощь Божия, которая и подается в таинстве миропомазания".
Таинство брака - церковное освещение обряда бракосочетания или венчания - это также важный момент религиозной жизни человека. С точки зрения православного вероучения, семья - это первичная ячейка духовной общности людей - "домашняя церковь". В этой церкви рождается христианин, через крещение он приобщается к вселенской церкви, получает христианское воспитание и умирает как христианин.
Обряд венчания построен таким
образом, чтобы подчеркнуть особую
важность этого события в жизни
молодых людей. Священник встречает
молодых в праздничном
Таинство елеосвящения (соборования)
совершается над больным
Таинству священства православная церковь приписывает особый смысл. Оно совершается при посвящении человека в духовный сан, то есть в ту или иную степень священства. В православной церкви существует три степени священнослужителей: первая (низшая) - диакон [ (диакон, протодиакон, архидиакон, (в монашестве иеродиакон)]; вторая (средняя) - пресвитер [ (священник - иерей, протоиерей, протосвитер, (в монашестве - иеромонах, игумен, архимандрит)]; третья (высшая) - епископ (викарный епископ, правящий епископ, архиепископ, митрополит, экзарх). В совокупности все эти категории священнослужителей составляют церковную иерархию. Каждая из ступеней священства имеет свои отличительные особенности в облачении, за каждой из них закреплены определенные права и обязанности.
Таинство священства совершается на основе специального обряда хиротонии - рукоположения, в процессе которого осуществляется возложение рук вышестоящего служителя культа - на голову посвящаемого. Считается, что в момент возложения рук епископа на голову посвящаемого в пресвитеры или в диаконы, последнему передается божественная благодать, делающая его посредником между Богом и людьми. Пресвитер получает от епископа власть совершать все таинства, кроме священства, и все богослужения и обряды. Дьякон не может самостоятельно совершать таинства и богослужения, а лишь помогает служить епископу и пресвитеру при совершении ими таинств при богослужений. В епископы может посвящать лишь собор епископов. Посвящение в патриархи осуществляется посредством особого обряда - интронизации собором (собранием) трех других православных глав автокефальных церквей после избрания на эту должность Поместным собором православной церкви.
Помимо совершения таинств православная культовая система включает в себя молитвы, поклонение кресту, иконам, реликвиям, мощам и святым. Молитвы - это обращение верующего к Богу или святым со своими просьбами, жалобами, благодарностью и т.д. Молитвы могут быть мысленные и изустные, выражающиеся в подобающем словесном обращении к Богу или святому. Молитвы могут быть индивидуальными и коллективными. Примером коллективной молитвы является литания. Во время коллективной молитвы большое значение придается определенным ритуальным действиям: коленопреклонению, воздеванию рук, закрыванию глаз и т.д.
Поклонение кресту - один
из важнейших элементов
Культ икон - живописных или
рельефных изображений Бога-
Православные верующие почитают также святые мощи. Мощи, по православному учению, это останки умерших, по божьей воле оставшиеся нетленными и обладающие даром чудотворения. В отличии от византийского православия, в котором под мощами понимаются только нетленные тела, в русском православии возобладало представление о мощах как нетленных телах, а также частях тела, изъятых силой божьей из всеобщего закона тления.
С культом мощей тесно
связан культ святых. По учению церкви,
святые - это лица, которые вели благочестивую
жизнь, совершили "подвиги" во славу
Божью и после смерти были отмечены
всевышним даром чудотворения, способностью
влиять на судьбы людей. Православные
христиане верят, что святые - это
посредники между Богом и людьми,
небесные покровители, живущих на земле,
и обращаются к ним с просьбами
о земных делах. Причисление к
лику святых осуществляется на основе
акта канонизации. В первые века христианства
канонизация происходила