Философия православия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 22:27, реферат

Краткое описание

Долгое время Православие не имело того мирового значения, той актуальной роли в истории, какие имели Католичество и Протестантизм. Оно оставалось в стороне от страстной религиозной борьбы ряда столетий, столетия жило под охраной больших империй (Византии и России) и хранило вечную истину от разрушительных процессов мировой истории.
О православии написано множество книг как самими священнослужителями, так и философами, историками. Тема по сей день остается актуальной, так как именно о самом православии есть множество письменных источников, так как с древности велись протоколы Соборов, писались трактаты.

Содержание

Введение
1. Православие: причины, история формирования, количественные показатели и география распространения
2. Особенности вероучения, культовой деятельности и организации Православной Церкви
3. Философия православия
3.1 Академическая философия
3.2 Метафизика всеединства
3.3 Новое религиозное сознание
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

православие.docx

— 56.86 Кб (Скачать файл)

Единство мира - вне мира, в Абсолютном существе, т.е. Боге. Истоки этого единства заложены в акте творения. Поэтому признание этой библейской идеи должно стать безусловным для  разума. Человек - венец творения, в  отличие от остальных явлении  природы он поставлен Богом в  центр Вселенной, является ее целью, наделен богоподобной душой. Бессмертная  душа как отличительная особенность  человека делает его, по мнению академиков, образом и подобием Бога. А это, в свою очередь, служит доказательством  реальности Бога, поскольку без него немыслимо бессмертие души.

Представителями академической  философии уделялось большое  внимание разработке проблем христианской морали и антропологии. Наиболее обстоятельно эта проблематика раскрыта в работах  М.М. Тареева и В.И. Несмелова. М.М. Тареев (1867 - 1934) в своих работах: "Философия  жизни", "Основы христианства", "Христианская философия" - выдвинул представление о религиозной  философии как высшей форме нравственного  учения о христианстве. Подобное учение, по его мнению, будучи определенной системой мышления, является обоснованием истинной жизни.

М.М. Тареев настойчиво подчеркивал, что подлинно христианская философия - часть философии жизни. На основе духовного опыта, истолкованного как  познание и переживание религиозных  ценностей, формируется такое сознание, которое, с одной стороны, приближает верующего к сокровищнице христианской истины, а с другой - ограждает  его от искажающих подлинное христианство учений. Опираясь на воззрения Р.У. Эмерсона (1803 - 1882), А. Шопенгауэра (1788 - 1860), С. Кьеркегора (1813-1855), А. Бергсона (1859 - 1941), В. Дильтея (1833 - 1911), М.М. Тареев предпринимает попытку  сформулировать общие принципы такой  философской системы, которая бы позволила достичь глубочайших  корней мира ценностей, царства Божия, непосредственно прикоснуться к  тайнам зарождения духовного мира, к рождающей силе Святого Духа, заглянуть в ту потаенную, скрытую  в глубине сердца клеть, в которой  впервые, в самом зародыше, определяется духовное благо.

М.М. Тареев рисует теологизированную  картину направленности мировой  истории. Он не ограничивается признанием божественной воли и провиденциальной цели в качестве определяющих факторов общественного развития. В его  истории философии заметная роль отводится и естественной необходимости, противостоящей творческому первоначалу. Естественная необходимость и определяет, по его мнению, наличие в историческом процессе трагических коллизии, "свободы  плоти", аморализма, явлении и  поступков, чуждых человеку. Наличие  в мире зла есть следствие естественной необходимости, "иноприродной духу".

3.2 Метафизика всеединства

Исходные принципы метафизики всеединства были сформулированы философом-мистиком, богословом и поэтом В.С. Соловьевым (1853 - 1900) в работах "Критика отвлеченных  начал", "Чтения о богочеловечестве", "Оправдание добра", "Духовные основы жизни" и др.

Опираясь на традиции академической  философии, философско-теологаческие  воззрения Платона (427 - 347 до н.э.) и  Августина (354 - 430), кантовскую антропологию и славянофильские представления  об общественной солидарности, В.С. Соловьев предпринял попытку создать всеобъемлющее  христианское мировоззрение на базе обновленной религии.

Исходным принципом философской  концепции В.С. Соловьева являлось учение о всеединстве. В онтологаческом аспекте всеединство выступает  как трехипостасный Бог, определяющий начало всякого бытия. Абсолютной формой всеединства становится вечная божественная идея, или София, содержащаяся в божественном Логосе. В качестве универсального божественного элемента всеединство  проявляется в неотделимости  творца и промыслителя от бессмертной  души человека. Всеединство - это единство творца и творения.

В гносеологическом аспекте  всеединство выступает как цельное  знание, представляющее собой неразрывную  взаимосвязь эмпирического (научного), рационального (философского) и мистического (созерцательно-религиозного). Цельное  знание мыслится Соловьевым как истина, включающая сущее, единое, все. В качестве такового оно вытекает не из результатов  познавательной деятельности человека, а из проявления абсолютного начала в человеке, или, по-иному, веры, интуиции, созерцательности.

Определяющим началом  действительности В.С. Соловьев считал сверхъестественное царство божественной идеи, отражением которой является мир. Материальный мир не представляет законченной статической картины  и развивается благодаря божественной воле. Он эволюционирует от низших форм бытия к высшим. Минеральное царство  как начало творческого процесса является основанием рождения растительного  царства; в свою очередь, растительное царство служит условием животного  царства, затем природного и, наконец, духовного человечества. Переход  от низших к высшим формам бытия  у В.С. Соловьева - это целесообразное воссоединение утраченного в  результате грехопадения единства мира.

У В.С. Соловьева история  мирового процесса предстает в виде мистического эсхатологазма. Однако в  отличие от ортодоксальных богословов В.С. Соловьев пытался создать концепцию  оптимистической эсхатологии, в  соответствии с которой спасение человечества обеспечивается его приобщением  к идее богочеловека. Религиозная  философия освобождает сознание людей от внешней авторитарности и приобщает их к осознанному  усвоению христианских ценностей. Совокупность христианских ценностей, и в первую очередь божественной сферы истины, добра и красоты, составляет у В.С. Соловьева положительное всеединство, постигаемое на основе цельного знания.

Цельное знание предполагает в качестве исходного принципа веру в безусловное существование  абсолютного начала. Абсолютное, как  все единство, придает миру характер завершенной системы. Его сущность не может быть познана на основе суждений или выводов познающего субъекта, а постигается посредством  приобщения к всеединству. Цельное  знание, по мнению В.С. Соловьева, не может  быть получено эмпирическими или  рациональными средствами. Эмпирическое знание способно раскрыть только внешнюю  сторону явлений, рациональное - особенности  самого мышления. Истина же, или сущее, не дана человеку ни в опыте, ни в  мышлении. Как абсолютная ценность, истина достигается в конечном счете  мистическим путем. Что же касается эмпирического и рационального  познания, то они у В.С. Соловьева  выполняют вспомогательную роль. Утверждение об истинном знании как  синтезе эмпирического, рационального  и мистического познания является основанием для общего вывода о безусловной  необходимости единства науки, философии  и религии. Подобное единство, именуемое  свободной теософией, позволяет  рассматривать мир как завершенную  систему, обусловленную всеединством или Богом. А это, в свою очередь, способствует формированию целостного христианского мировоззрения, сердцевиной  которого должен стать догмат о богочеловечестве.

В общественной жизни принцип  положительного всеединства реализуется  в приобщении к идее богочеловечества. Природный человек, т.е. не просветленный  божественной истиной, противостоит, по утверждению В.С. Соловьева, другим людям как чуждая и враждебная сила. В борьбе за существование  он противопоставляет себя другим, узурпируя тем самым принцип  свободы и равенства и провозглашая политику социальных и национальных антагонизмов. Толь ко в том случае всемирная история придет к торжеству  мира и справедливости, правды и  добродетели, если объединяющим общественным началом станет воплощенный в  человеке Бог, переместившийся из центра вечности в центр исторического  процесса.

Совершенное общественное устройство предполагает, с точки зрения В.С. Соловьева, единство вселенской церкви и монархического государства, слияние  которых должно привести к образованию  свободной теократии.

В этической концепции  В.С. Соловьев исходит из представления  о том, что своей победой над  нравственным и физическим злом Христос  раскрыл человеку единственно правильный путь усвоения всеобщих моральных ценностей. Кроме неба нравственное совершенствование  человека поддерживают его природные  чувства - стыд, жалость и благоговение. Но эти природные чувства служат индивидуальному проявлению высоких, нравственных принципов. Между тем  совершенное добро может выступать  только в универсальном проявлении, т.е. не для отдельной личности, а  для всего человечества. Всеобъемлющее  утверждение совершенного добра  осуществляется посредством приобщения как личности, так и общества к  нравственным принципам, принесенным  на землю Иисусом Христом.

В.С. Соловьеву принадлежит  значительная роль в определении  перспектив обновления православия, в  разработке принципов экуменизма, в  пересмотре устаревших ортодоксально-традиционных положений христианства. Известно, что ведущие иерархи церкви вместе с синодом запрещали В.С. Соловьеву  выступать по церковным вопросам. Но он значительно глубже, чем иерархи  и синодальные власти, понимал  объективные тенденции в русском  православии и наметил программу  теологического обновления христианства.

Представители метафизики всеединства - священник П.А. Фло-енский (1882-1937), философы С.Н. Трубецкой (1862-1905) и Е.Н. Трубецкой (1863 - 1920), С.Л. Франк (1877 - 1950), Л.П. Карсавин (1882 - 1952) и др., опираясь на учение В.С. Соловьева, сформулировали новые варианты православной онтологии, гносеологии, социологии, эсхатологии.

Наиболее видным представителем метафизики всеединства был православный священник, богослов, ученый и философ  П.А. Флоренский. Свои философские воззрения  он изложил в ряде работ, и прежде всего в основной - "Столп и  утверждение Истины". П.А. Флоренского  интересует в основном мистика В.С. Соловьева. Для него истина - это  сверхрациональная целостность. Она  как "живая реальность" не может  быть познана на основе законов логики, способных только омертвить ее, придать  ей статическую неподвижность. Познание истины становится возможным на основе разумной интуиции, тождественной религиозному переживанию, - это процесс движения от высшего к низшему, от целостности  к бесконечной множественности. Истина непостижима, что же касается множества раздробленных истин ("осколков истин"), то они для разума представляются противоречием, например, единосущности  и трехипостасности, свободы воли и предопределения. Истина оказывается  антиномичной не как отражение антиномичности догмата, а как следствие антиномичности рассудка.

3.3 Новое религиозное  сознание

Кризис официального богословия и церкви, проявившийся в середине XIX в., особенно обострился на рубеже XIX и XX столетий. Необходимость ограждения религии от надвигающейся опасности  понимали наиболее дальновидные церковные  и нецерковные мыслители, предпринявшие  еще одну попытку приспособить традиционную православную доктрину к новым условиям развития России.

Наиболее видными представителями  религиозно-философского обновления в  церковных кругах были епископ Сергий (Страгородский Иван Николаевич; 1867 - 1944), позже местоблюститель патриаршего  престола и патриарх, протоиерей С.А. Соллертинский, протопресвитер И.Л. Янышев (1826 - 1910), архимандрит Антоний (1864 - 1936), Е.П. Аквилонов и др. В среде  либеральной интеллигенции обновлением  исторического христианства и его  философии занимались Л.И. Шестов (1866-1938), И.О. Лосский (1870-1965),

Н.А. Бердяев (1874 - 1948), С.Н. Булгаков, Д.С. Мережковский (1865-1941), В.В. Розанов (1865-1919), Д.В. Философов (1875 - 1929), Н.М. Минский (1855 - 1937).

Одним из видных представителей "нового религиозного сознания" экзистенциалистского направления начала XX столетия был  Н.А. Бердяев. Нетрадиционная постановка онтологических, гносеологических, социально-этических  проблем сделала его популярным в среде многих философов, социологов, политологов, писателей и публицистов. Н.А. Бердяев стал выразителем воззрений буржуазно-либеральной интеллигенции, недовольной "политическим победоносцевским клерикализмом", "откровенно охранительной функцией православной церкви", объявлявшей самодержавие "чисто христианским правительством". Он разработал собственный вариант православного персонализма, включающего философские, политические, экономические, нравственные, эстетические воззрения. В своих работах "Философия свободы", "Опыт эсхатологической метафизики", "Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого", "Самопознание" и других он изложил систему своих философских взглядов. Исходным принципом персоналистской конструкции Н.А. Бердяева, ее основой является понятие универсального, абсолютного бытия. Оно трансцендентно, не имеет пространственных и временных определений, не подчинено закону необходимости.

Носитель универсального бытия - божество. Оно обусловливает  единство бытия, отсутствие в нем  зла. В процессе грехопадения возникло другое - вторичное бытие, в котором  все стало временным, т.е. исчезающим и возникающим, умирающим и рождающимся; все стало пространственным и  отчужденным. Вторичное бытие распалось  на составные части, в том числе  и материальный мир, лишенный смысловой  связи. Н.А. Бердяев допускает существование  независимого от Бога "ничто", использованного  для сотворения мира. Эта точка  зрения была оценена отрицательно не только православными богословами, но и сторонниками обновления христианства.

Считая природное бытие  символическим отражением первореальности, Н.А. Бердяев тем самым отвергает  библейский креационизм и провиденциализм. Бог у него не наделяет человека свободной волей, он не властен над  небытием. Иррациональная свобода существует до акта творения, как первичный  хаос она несет в себе зло и  страдания, ужас смерти и бессмысленность  бытия. Она представляет "вневременное свершение", делает невозможным осмысление мирового процесса. Беспомощность познавательного  процесса, с точки зрения Н.А. Бердяева, можно преодолеть ориентацией познания не на "факты науки", а на "факт религиозного откровения".

Информация о работе Философия православия