Этнические, национальные и религиозные особенности в формировании здорового образа жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 16:13, курсовая работа

Краткое описание

Сейчас становится все понятнее, что болезни современного человека обусловлены прежде всего его образом жизни и повседневным поведением. В настоящее время здоровый образ жизни рассматривается как основа профилактики заболеваний. Подтверждается это, в частности, тем, что в США снижение показателей детской смертности на 80% и смертности всего населения на 94%, увеличение ожидаемой средней продолжительности жизни на 85% связывают не с успехами медицины, а с улучшением условий жизни и труда и рационализацией образа жизни населения. Вместе с тем в нашей стране 78% мужчин и 52% женщин ведут нездоровый образ жизни.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основания изучения здорового образа жизни в социальной медицине. 5

1.1 Понятие и принципы здорового образа жизни. 5

1.2 Проблема распространения здорового образа жизни в макросреде государства. 11

Глава 2. Влияние национальной и религиозной принадлежности в формировании ЗОЖ. 16

2.1 Значение национальных традиций различных культур в сохранении здоровья. 16

2.2 Роль религиозных организаций в охране здоровья в современном российском обществе. 20

2.2.1. Православие. 22

2.2.2. Буддизм_ 23

2.2.3. Ислам_ 24

Выводы_ 26

Заключение 27

Литература_ 28

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 41.22 Кб (Скачать файл)

 

Здоровый индивидуум и  здоровое общество – это синонимы . Поэтому важно с детства привить  человеку привычку к здоровому образу жизни, который напрямую связан с  его здоровьем, в том числе  и здоровьем нравственным. Так  что же такое "здоровый образ жизни"? На наш взгляд, здоровый образ жизни  – это индивидуальная система  разумного поведения человека на фундаменте культурно-исторических, нравственно-религиозных  и национальных традиций, присущих нашей православной цивилизации: оптимальный  двигательный режим, закаливание, рациональное питание, рациональный режим жизни, отсутствие болезней и вредных привычек, что обеспечивает человеку физическое, душевное, духовное и социальное благополучие (здоровье) в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социальной) и активное долголетие . При переходе людей к здоровому образу жизни  происходит следующее:

 

·          изменяется мировоззрение, приоритетными  становятся духовные ценности, исчезает экзистенциальный вакуум, обретается смысл жизни;

 

·          исчезает физиологическая и психическая  зависимость от алкоголя, табака, наркотиков;

 

·          хорошее настроение формируется  «гормонами радости» – эндорфинами, которые образуются в организме  человека;

 

·          увеличивается жизненная емкость  легких, сердце работает более экономно, поэтому оно более долговечно;

 

·          половая зрелость подростков наступает  позже, что способствует сближению  по времени половой и социальной зрелости.

 

Для перехода к здоровому  образу жизни полезно переориентирование сознания и психики человека с  болезни на здоровье, ибо болезнь  это итог не столько физической, сколько духовной несостоятельности  человека.

 

С точки зрения современной  науки существуют несколько основных условий правильного, здорового  образа жизни (ЗОЖ) и это, прежде всего  социальная зрелость личности (духовность) – высший уровень развития и саморегуляции  зрелой личности, когда основными  ориентирами ее жизнедеятельности  становятся непреходящие человеческие ценности, базирующиеся на христианской этике и мировосприятии. Имеется  в виду человеческая жизнь на путях  добра и справедливости в непрестанном противодействии Злу, в том числе  и внутри душевно-духовного мира самого человека, где, по мнению Ильина И.А., истинное местонахождение Добра  и Зла.

 

Индифферентное или скептическое отношение современного общества секулярного  гуманизма и массовой культуры к  традиционным духовно-нравственным, культурно-историческим, религиозным ценностям и социальным нормам привело к тому, что современные  люди - атеисты, имеющие свободу Выбора, не соединенную с социальной ответственностью, системой нравственных координат, утратили живое чувство Добра и Зла.

 

Взаимодействие традиционных религий и медицины в формировании здорового образа жизни необходимо обеспечивать с учетом следующих  принципиальных положений:

 

1. Одной из причин глубокого  кризиса современного состояния  человека, отягощенного грузом разнообразных  болезненных состояний: сердечно-сосудистых, психических, наркотических, алкогольных  и других является духовная  опустошенность, потеря смысла жизни  и размытость нравственных ориентиров.

 

2. Здоровье человека, его  телесно-духовная ценность является  тем краеугольным камнем, на котором  строятся совместные усилия медицинских,  образовательных, спортивных учреждений  и религиозных объединений по  формированию ценностного отношения  к здоровью.

 

3. Насущными задачами в  деле налаживания сотрудничества  государственных структур и религиозных  объединений являются:

 

- создание по необходимости  в медицинских учреждениях условий  для проведения религиозных обрядов;

 

- расширение благотворительной  помощи со стороны религиозных  объединений;

 

- ознакомление медицинских  специалистов с религиозными  основами биоэтики;

 

- координация действий  верующих медиков по обмену  опытом в оздоровительной и  лечебной деятельности.

 

4. Особая необходимость  диалога между медициной и  религией вызвана биоэтическими  проблемами: контрацепции, трансплантации  органов, генной инженерии, клонирования, эвтаназии и других. Решение их  должно осуществляться на основе  свободы выбора личностью тех  методов воздействия на организм, которые не противоречат её  религиозности.

 

5. Для поддержания здоровья  личности и народа в профилактических  мероприятиях насущной задачей  является создание реальных условий  для занятия физической культурой  и спортом, исключающем допинговую  соревновательность.

 

6. Сохраняют актуальность  и вопросы гарантирования безопасности  от использования оккультных, зависимых  состояний, недопущения использования  лечебных практик без соответствующего  медицинского сопровождения, ,

 

7. При оказании религиозно-ориентированной  помощи больным и в профилактической  работе важно обеспечить межконфессиональное  согласие, не превратить это благое  дело в источник распрей и  вражды. И главным рецептом от  этой болезни нетерпимости является  учет интересов всех сторон.

2.2 Роль религиозных организаций  в охране здоровья в современном  российском обществе.

 

Несмотря на кажущееся  различие и противоборство всех мировых  религий между собой, бесспорным остается факт, что все они направлены на формирование у человека установок  на ведение здорового образа жизни  и содержат схожие императивы об этических  и медицинских нормах жизнедеятельности. Анализируя нормы, устанавливаемые  религиозными организациями, относительно следующих основных угроз здоровью, очевидны общие черты:

 

1.        Аборт  резко осуждается и признается  как неблагоприятный фактор ухудшающий  состояние здоровья нации;

 

2.        Употребление  ПАВ неприемлемо, причем это  утверждается не только современными  священнослужителями (как в случае  с абортом), но также подробно  рассматривается в древнейших  религиозных книгах с позиции  максимального ограничения. Религиозные  организации также играют огромную  роль, предлагая современной медицине  эффективный альтернативный путь  преодоления патологической зависимости  от вредных привычек;

 

3.        Личная  гигиена как барьер для распространения  инфекционных заболеваний. У мусульман,  например, личная гигиена сакрализована,  что имело определенные исторические  предпосылки: бытовые условия  кочевых племен в засушливой  климатической зоне затрудняли  поддержание чистоты тела при  сопутствующем риске развития  инфекционных заболеваний. Считается,  что применение омовения в  качестве религиозного ритуала  повышало распространенность основ  гигиены за счет предубеждений  веры.

 

4.        Любая  религия расставляет приоритеты  в значении пищи для жизни  человека, строго определяя качественный  и количественный состав продуктового  рациона. Источником этих приоритетов  является культурно-историческая  основа конкретного этноса и  степень богатства природных  ресурсов в коренной для данной  религии местности.

 

5.        Нематериальная  сущность религиозной веры предполагает  также утверждение определенных  психологических установок (т.н.  «духовной позиции»). Определяются  границы и способы развития  умственной работоспособности и  методы адаптации и реабилитации  при неврозах и т.д.

 

С другой стороны, несмотря на некоторые схожие черты, все религии  имеют определенные различия. В условиях этнического и национального  разнообразия населения России представляется необходимым особо отметить три  наиболее распространенных религиозных  течения: православное христианство, мусульманство (ислам) и буддизм.

2.2.1. Православие. 

 

Православие рассматривает  человека в триединстве: Дух, душа и  тело. А медицина исключает Дух, избирая  объектом внимания только душу и тело- правда, при этом часто признавая, что душа доминирует, так как в  практике именно психофизические расстройства преобладают. Православие же считает, что очень много зависит от Духа человека, выстраивая такую иерархию: Дух, душа, тело. При этом ни в коей мере церковь не призывает забыть о теле. Наоборот - грех не заботиться о нем, ведь тело - сосуд Духа.

 

Среди грехов - болезней, разрушающих  как личность, так и род, и народ, Православная Церковь называет семь смертных грехов: чревоугодие, пьянство, распутство, жадность, гнев, гордыня, уныние. Существенно снижают сопротивляемость организма болезням: грубость, себялюбие, повышенная тревожность, суетность, тщеславие. Напротив, полезны для здоровья переживания таких благородных чувств, как: приветливость, бескорыстие, беспристрастие, терпение, благожелательность, стойкость, правдивость, совестливость, сострадание, ясность ума, детская способность взрослого человека удивляться (эмоция, свойственная только человеку).

 

Одно из непременных условий  жизни православных людей - соблюдение постов. Пост - это не только запреты  на определенные продукты питания, но и большая духовная работа. Это  особые периоды, когда Господь показывает человеку, как мало ему надо, освобождает  ему время для раздумий о божественном. А результаты поста в чисто  телесном плане - чистка организма, укрепление здоровья.

 

В связи с низкими демографическими и социально-экономическими показателями жизни горожан и необходимостью активизации использования духовных начал в решении данных проблем, Православная епархия России предлагает проведение ряда мероприятий:

 

·          организацию часовен и молельных  комнат в лечебно-профилактических учреждениях;

 

·          содействие медицинскому персоналу  православного вероисповедования  в консолидации по духовному окормлению пациентов и их родственников;

 

·          систематические выступления перед  медицинскими работниками лечебно-профилактических учреждений по проблемам духовного  окормления;

 

·          организацию при лечебно-профилактических учреждениях обществ православных врачей и сестер милосердия.

2.2.2. Буддизм 

 

За свою 2500-летнюю историю  буддизм направлял свою энергию  внутрь в стремлении научить ум понимать психическое состояние счастья, опознавать и обезвреживать источники  негативных эмоций и культивировать такие эмоциональные состояния, как сочувствие, для улучшения  жизни человека и общества. Уже  в течение нескольких десятков лет  в США проводятся научные исследования кратковременного воздействия медитации  на нервную систему. Обнаружилось, что  медитация сокращает показатели стресса, например, ускоренное сердцебиение и потоотделение. Эти исследования стали основой для тренингов  на расслабление. Однако буддийская практика делает упор на необратимые изменения  в психической активности, а не только на кратковременные результаты. И учёных всё больше интригует тот нервный и физический стимул для долговременных изменений, который достигается годами интенсивной практики.

 

Отличительной чертой буддизма с позиции здравоохранения является духовная направленность жизнедеятельности  на обретение гармонии с окружающим миром. Единение с природой прослеживается в традиционной медицине тибетских  монахов, вегетарианстве, упоре на внутреннее самосовершенствование предпочтительно  к внешнему.

2.2.3. Ислам 

 

Каждая религия по-своему воспитывает своих приверженцев. Респондентов спросили[1], чему, по их мнению, учит, как воспитывает людей ислам. На этот вопрос попробовали ответить 53% опрошенных. При этом 25% высказали  позитивно окрашенные суждения, 24% - негативно окрашенные, а 12% - нейтральные, неопределенные или двойственные.

 

По мнению опрошенных, отметивших положительные воспитательные свойства ислама, эта религия прививает  своим приверженцам нравственные ценности, учит "доброте, чистоте, верности, трудолюбию, дружбе", "мужеству", "миролюбию, человеколюбию", "честности, справедливости", "уважению старших", "соблюдению традиций", "миру, согласию", "хорошему поведению молодежи". Кроме того, ислам учит вести "здоровый образ  жизни", запрещает "гулять", "пить и курить". Иными словами, респонденты, позитивно оценивающие воспитательную роль ислама, говорили о законах  общежития, которые предписывает соблюдать  эта религия.

 

В исламе большое значение уделяется чистоте и гигиене  человека. Символично, что каждая книга  по мусульманскому праву, как правило, начинается с раздела «Очищение» («Тахара»).

 

Неотъемлемой частью мусульманской  культуры являются горячие бани. Эти  гигиенические сооружения появились  в Мавароуннахре и Туркестане на основе имеющихся местных бань только с внедрением ислама. Привнесенная с Ближнего Востока конструкция  получила здесь дальнейшее развитие. В Ташкенте открыта и изучена  археологами баня конца XV-XVI веков.

 

Элементы нравственного  отношения к природе, объектам экосистемы, принципы здорового образа жизни  и формирования философии здоровья присутствуют в священных писаниях ислама, в которых мусульманам  рекомендуется искать корни экологических  знаний и использовать эти знания в решении современных проблем  окружающей среды и здоровья населения.

 

На основе концепции ислама, учений и произведений мыслителей исламской  цивилизации и культуры, социально-философского наследия предшествующих поколений  необходимо возродить и внедрить в сознание населения древние традиции соблюдения требований санитарии и гигиены и последовательно добиваться, чтобы эти вековые традиции стали твердым убеждением каждого человека, обязательным практическим навыком и жизненной потребностью.

Информация о работе Этнические, национальные и религиозные особенности в формировании здорового образа жизни