Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 16:13, курсовая работа
Сейчас становится все понятнее, что болезни современного человека обусловлены прежде всего его образом жизни и повседневным поведением. В настоящее время здоровый образ жизни рассматривается как основа профилактики заболеваний. Подтверждается это, в частности, тем, что в США снижение показателей детской смертности на 80% и смертности всего населения на 94%, увеличение ожидаемой средней продолжительности жизни на 85% связывают не с успехами медицины, а с улучшением условий жизни и труда и рационализацией образа жизни населения. Вместе с тем в нашей стране 78% мужчин и 52% женщин ведут нездоровый образ жизни.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основания изучения здорового образа жизни в социальной медицине. 5
1.1 Понятие и принципы здорового образа жизни. 5
1.2 Проблема распространения здорового образа жизни в макросреде государства. 11
Глава 2. Влияние национальной и религиозной принадлежности в формировании ЗОЖ. 16
2.1 Значение национальных традиций различных культур в сохранении здоровья. 16
2.2 Роль религиозных организаций в охране здоровья в современном российском обществе. 20
2.2.1. Православие. 22
2.2.2. Буддизм_ 23
2.2.3. Ислам_ 24
Выводы_ 26
Заключение 27
Литература_ 28
Здоровый индивидуум и
здоровое общество – это синонимы
. Поэтому важно с детства
· изменяется мировоззрение, приоритетными становятся духовные ценности, исчезает экзистенциальный вакуум, обретается смысл жизни;
· исчезает физиологическая и психическая зависимость от алкоголя, табака, наркотиков;
· хорошее настроение формируется «гормонами радости» – эндорфинами, которые образуются в организме человека;
·
увеличивается жизненная
· половая зрелость подростков наступает позже, что способствует сближению по времени половой и социальной зрелости.
Для перехода к здоровому
образу жизни полезно
С точки зрения современной науки существуют несколько основных условий правильного, здорового образа жизни (ЗОЖ) и это, прежде всего социальная зрелость личности (духовность) – высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда основными ориентирами ее жизнедеятельности становятся непреходящие человеческие ценности, базирующиеся на христианской этике и мировосприятии. Имеется в виду человеческая жизнь на путях добра и справедливости в непрестанном противодействии Злу, в том числе и внутри душевно-духовного мира самого человека, где, по мнению Ильина И.А., истинное местонахождение Добра и Зла.
Индифферентное или
Взаимодействие традиционных религий и медицины в формировании здорового образа жизни необходимо обеспечивать с учетом следующих принципиальных положений:
1. Одной из причин глубокого
кризиса современного
2. Здоровье человека, его
телесно-духовная ценность
3. Насущными задачами в
деле налаживания
- создание по необходимости
в медицинских учреждениях
- расширение благотворительной помощи со стороны религиозных объединений;
- ознакомление медицинских специалистов с религиозными основами биоэтики;
- координация действий верующих медиков по обмену опытом в оздоровительной и лечебной деятельности.
4. Особая необходимость
диалога между медициной и
религией вызвана
5. Для поддержания здоровья
личности и народа в
6. Сохраняют актуальность
и вопросы гарантирования
7. При оказании религиозно-
2.2 Роль религиозных организаций
в охране здоровья в
Несмотря на кажущееся различие и противоборство всех мировых религий между собой, бесспорным остается факт, что все они направлены на формирование у человека установок на ведение здорового образа жизни и содержат схожие императивы об этических и медицинских нормах жизнедеятельности. Анализируя нормы, устанавливаемые религиозными организациями, относительно следующих основных угроз здоровью, очевидны общие черты:
1. Аборт
резко осуждается и признается
как неблагоприятный фактор
2. Употребление
ПАВ неприемлемо, причем это
утверждается не только
3. Личная
гигиена как барьер для
4. Любая
религия расставляет
5. Нематериальная
сущность религиозной веры
С другой стороны, несмотря на некоторые схожие черты, все религии имеют определенные различия. В условиях этнического и национального разнообразия населения России представляется необходимым особо отметить три наиболее распространенных религиозных течения: православное христианство, мусульманство (ислам) и буддизм.
2.2.1. Православие.
Православие рассматривает человека в триединстве: Дух, душа и тело. А медицина исключает Дух, избирая объектом внимания только душу и тело- правда, при этом часто признавая, что душа доминирует, так как в практике именно психофизические расстройства преобладают. Православие же считает, что очень много зависит от Духа человека, выстраивая такую иерархию: Дух, душа, тело. При этом ни в коей мере церковь не призывает забыть о теле. Наоборот - грех не заботиться о нем, ведь тело - сосуд Духа.
Среди грехов - болезней, разрушающих как личность, так и род, и народ, Православная Церковь называет семь смертных грехов: чревоугодие, пьянство, распутство, жадность, гнев, гордыня, уныние. Существенно снижают сопротивляемость организма болезням: грубость, себялюбие, повышенная тревожность, суетность, тщеславие. Напротив, полезны для здоровья переживания таких благородных чувств, как: приветливость, бескорыстие, беспристрастие, терпение, благожелательность, стойкость, правдивость, совестливость, сострадание, ясность ума, детская способность взрослого человека удивляться (эмоция, свойственная только человеку).
Одно из непременных условий жизни православных людей - соблюдение постов. Пост - это не только запреты на определенные продукты питания, но и большая духовная работа. Это особые периоды, когда Господь показывает человеку, как мало ему надо, освобождает ему время для раздумий о божественном. А результаты поста в чисто телесном плане - чистка организма, укрепление здоровья.
В связи с низкими
·
организацию часовен и
·
содействие медицинскому персоналу
православного
·
систематические выступления
·
организацию при лечебно-
2.2.2. Буддизм
За свою 2500-летнюю историю буддизм направлял свою энергию внутрь в стремлении научить ум понимать психическое состояние счастья, опознавать и обезвреживать источники негативных эмоций и культивировать такие эмоциональные состояния, как сочувствие, для улучшения жизни человека и общества. Уже в течение нескольких десятков лет в США проводятся научные исследования кратковременного воздействия медитации на нервную систему. Обнаружилось, что медитация сокращает показатели стресса, например, ускоренное сердцебиение и потоотделение. Эти исследования стали основой для тренингов на расслабление. Однако буддийская практика делает упор на необратимые изменения в психической активности, а не только на кратковременные результаты. И учёных всё больше интригует тот нервный и физический стимул для долговременных изменений, который достигается годами интенсивной практики.
Отличительной чертой буддизма
с позиции здравоохранения
2.2.3. Ислам
Каждая религия по-своему
воспитывает своих
По мнению опрошенных, отметивших
положительные воспитательные свойства
ислама, эта религия прививает
своим приверженцам нравственные ценности,
учит "доброте, чистоте, верности, трудолюбию,
дружбе", "мужеству", "миролюбию,
человеколюбию", "честности, справедливости",
"уважению старших", "соблюдению
традиций", "миру, согласию", "хорошему
поведению молодежи". Кроме того,
ислам учит вести "здоровый образ
жизни", запрещает "гулять", "пить
и курить". Иными словами, респонденты,
позитивно оценивающие
В исламе большое значение уделяется чистоте и гигиене человека. Символично, что каждая книга по мусульманскому праву, как правило, начинается с раздела «Очищение» («Тахара»).
Неотъемлемой частью мусульманской культуры являются горячие бани. Эти гигиенические сооружения появились в Мавароуннахре и Туркестане на основе имеющихся местных бань только с внедрением ислама. Привнесенная с Ближнего Востока конструкция получила здесь дальнейшее развитие. В Ташкенте открыта и изучена археологами баня конца XV-XVI веков.
Элементы нравственного отношения к природе, объектам экосистемы, принципы здорового образа жизни и формирования философии здоровья присутствуют в священных писаниях ислама, в которых мусульманам рекомендуется искать корни экологических знаний и использовать эти знания в решении современных проблем окружающей среды и здоровья населения.
На основе концепции ислама, учений и произведений мыслителей исламской цивилизации и культуры, социально-философского наследия предшествующих поколений необходимо возродить и внедрить в сознание населения древние традиции соблюдения требований санитарии и гигиены и последовательно добиваться, чтобы эти вековые традиции стали твердым убеждением каждого человека, обязательным практическим навыком и жизненной потребностью.