Аудитория и способы управления ею

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 13:48, реферат

Краткое описание

Для управления аудиторией необходимо рaзвить и усовершенствовать способность управлять впечатлением, мнением и решениями аудитории во время презентации, для этого нужно научиться:
- удepживать внимание и интерес аудитории,
- упpaвлять впечатлением и мнением аудитории,
- овладеть пpиёмами активизации, интриги, вовлечения и убеждения слушателей,
- грамотно управлять эмоциональным cостоянием слушателей и применять оригинальные техники влияния,
- развить нeoбходимые для презентации личные качества,
- внутренне настраиваться на уверенное достижение результата при выступлении перед аудиторией.

Содержание

1.Введение – 3-
2.Управления аудиторией – 3 -
3.Подготовка и проведение публичного выступления – 4 -
-Докоммуникативный этап:
*Определение темы и цели выступления – 4 -
*Оценка аудитории и обстановки – 5 -
*Подбор материала. Составление текста – 7 -
-Коммуникативный этап: - 9 -
*основные логические законы – 10 -
-Посткоммуникативный: 11 -
*Анализ ораторской речи – 11 -
4.Начало контакта с аудиторией – 11 -
5.Культура произнесения речи перед аудиторией – 12 -
6.Приёмы установления контакта с аудиторией – 14 -
7.Лексически-синтаксические приёмы – 16 -
8.Поза, жесты, мимика оратора – 18 -
9.Вывод – 18 -
10.Список используемой литературы – 22 -

Вложенные файлы: 1 файл

Аудитория и способы управления ей.doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)

     Вообще  оратору  всегда и во всем  следует придерживаться правила:  практика - наивысший критерий истины!

     Закон тождества. Суть  закона  тождества заключается в том, что каждая мысль в процессе отдельно взятого рассуждения сохраняет одно и то же определенное  содержание,  сколько  бы  раз  она не повторялась. Закон тождества следует особенно учитывать  в  условиях спора, дискуссии, при использовании недостаточно четко определенных понятий.

     Закон исключения третьего. Этот закон формируется так: две противоречащие мысли об одном и том же предмете,  взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении,  не могут быть одновременно ни  истинными, ни ложными:  одна из них истинна, а другая ложна, и третьего

не дано.     Суть этого  закона  будет  понятна,  если сказать,  что

нельзя быть одновременно согласным с двумя противоположными  утверждениями. В процессе логического обоснования, доказательного суждения  большую  роль  играет подбор фактов,  примеров.  Важно, чтобы факты,  примеры были достаточно типичны, убедительны, раскрывали явления системно и всесторонне.

В заключении оратор подводит итог, кратко повторяет ключевые мысли своей речи, еще раз излагает главную идею выступления, а также может призвать слушателей к конкретным действиям по ее реализации.

Посткоммуникативный.

Анализ ораторской речи

После ораторского выступления  необходим анализ. Прежде всего для того, чтобы найти, выделить и учесть в дальнейшем недостатки.

Начало контакта с аудиторией. Когда аудитория незнакомая, то между выступающим и публикой возникает стена «официальности», недоверия, которое препятствует воздействию на слушателей. Такое происходит очень часто, поэтому оратору просто необходимо знать, как выходить из этой ситуации, как разрушить стену и как установить контакт. Лучше убрать эту стену сразу, хотя со временем она разрушается сама. Этому помогают следующие виды контакта с аудиторией:

а) Доброжелательность, которая выражается в улыбке, доверительном тоне голоса

 б) Естественность 

 в) Раскрепощенность

 г) Разговорный стиль изложения 

 д) Свободные жесты и движения 

 Зрительный контакт так же  необходим, ведь он выражает  заботу о слушателе. До обидного легко оратору потерять контакт с аудиторией. Достаточно только время от времени посматривать в окно, окидывать взглядом стены, опускать глаза на пол и поднимать их к потолку, рассматривать руки, уткнуться в заметки или просто закрыть глаза. Такой оратор не сумеет наладить общение со слушателями. Но надо заметить, что ничуть не лучше и пустой взгляд оратора, т. е. манера смотреть на людей, как в пустое пространство. Слушатель сразу замечает это и всегда несколько в обиде на оратора. Наличие зрительного контакта с аудиторией вовсе не означает, что нужно все время стараться смотреть на всех и каждого. Можно создать впечатление зрительного контакта, если медленно переводить взгляд с одной части аудитории на другую. Это поможет аудитории избежать смущения, которое испытывают многие от упорного взгляда. С каждой новой фразой или с каждым наиболее значительным словом, оратор должен переводить взгляд от одной стены к другой. А вместе с этим иногда поворачивать голову и немного корпус. Но дело не в технических приемах, имеющих целью наладить связь с аудиторией. Факт почти необъяснимый, но если вы действительно обращаетесь к людям, они это чувствуют.  Перед началом речи выдерживают небольшую психологическую паузу – 5-7 секунд. Речь оратора не должна быть монотонной. Фразы должны произноситься с разной интонацией. Они разделяются паузами. Существует гросспауза, она делается при смысловом переходе, для эмоционального эффекта, и для подчеркивания важности предыдущей или последующей фразы. В каждое слово речи необходимо вливать как можно больше силы и энергии.

 

Культура произнесения речи перед аудиторией.

Успех публичного  выступления  оратора во многом зависит от культуры речи, ее богатства, ясности, точности, информационной насыщенности.

     Речевые штампы,  канцеляризмы, ошибки в ударении и произношении,  многословие, демогогия, тавтология, фразеологические повторы,  интонационное однообразие - вот  далеко  не полный  перечень  ошибок,  которые  в изобилии встречаются в публичных выступлениях  современных деловых людей.  Кратко охарактеризуем их. Штампы в речи - это лексически  неполноценные слова и выражения,  их иногда справедливо называют "затасканные, избитые выражения".  Они мало что добавляют к тому,  что хочет сказать оратор,  но сильно перегружают его речь.  к речевым штампам можно отнести выражения типа "развернули работу  широким фронтом","новая методика взята на вооружение", "мероприятием было охвачено", "на данном этапе" Канцеляризмы - речевые обороты и отдельные слова, заимствованные из  канцелярско-бюрократического  стиля  общения, которые  лишают  настоящее деловое общение его яркости и образности.  К таким выражениям относятся:  "в отчетный период ", "зафиксировать число опоздавших", "налаживать работу". Также мало чего общего имеют с речевой культурой  вульгаризмы  -  нелитературные  и неправильные по грамматической форме слова и выражения:  "заткнуть глотку",  "дать в лапу", "рожа", "заткнись". Жаргоны - например,  слова и обороты, заимствованные из уголовного мира:  "кореш" (друг), "завязать" (решительно покончить), "пристегнуть" (прибавить). Многословие и демогогия - это типичное неумение оратора сформулировать свои мысли лаконично, кратко и ясно, это отступление от предмета речи,  замена точных и ясных формулировок общими фразами. Слова поразиты - типичная болезнь многих ораторов: "это самое", "ну вот", "в самом деле" Среди типичных  ошибок ораторской речи наибольшее распрстранение получило  несоблюдение  правильного  произношения вследствие неверной расстановки ударений в отельных словах. Вычурность и манерность языка оратора вызывает  иронию, раздрожает и,  естественно, отрицательно влияет на контакт с аудиторией.

Как преодолеть  вышеперечисленные  недостатки в процессе публичного выступления, да и обычного делового общения? Наиболее действенные примеры - это систематический самоанализ и самоконтроль за тем,  как вы говорите. Это постоянная работа над  содержанием  и  композиционно-лексическим  стилем своих публичных выступлений,  ориентация на  достойные  подражания образцы ораторского искусства.

Говоря о культуре ораторского мастерства, ее разнообразии,  нельзя не обратить  внимание  на  применения  крылатых слов, пословиц, поговорок. Важно, чтобы они были неожиданно, но к месту сказаны. Высокий уровень  культуры речи предполагает и непрерывное самосовершенствование техники речи. В этой связи следует обратить внимание на следующие особенности собственной речи:

 Дикция - это четкость и ясность произношения фраз, слов и отдельных звуков. Для высокого уровня ораторского мастерства характерно то,  что его легко слушать, у него нет скороговорок,  "проглатывания" отдельных слогов и звуков. Хорошая дикция свободна от шепелявости, гнусавости и заикания.

Сила голоса  должна быть соразмерна величине аудитории, в  которой произносится речь,  при этом должны учитываться те задачи, которые своим ораторским мастерством стремиться достичь выступающий. Сила голоса - это не только его громкость, но и сила воздействия на психику:  волю,  чувства,  сознание слушателей.

     Темп речи - число слов,  произносимых в минуту, оно может сильно варьироваться.  Однако чаще всего публичное  выступление начинается в медленном темпе.  В целях драматизации темп усиливают,  либо,  наоборот,  снижают. Принято считать, что наиболее оптимальным темпом публичного выступления является 120 слов в минуту.

     Полетность  голоса - это длительность звучания  отдельных фраз,  слов и звуков.  Когда звук насыщен интонациями,  слова произносятся  с  определенной  эмоциональной окраской,  ясно, четко  и достаточно сильно, то речь оратора как бы зависает в воздухе. Она достигает самых дальних уголков аудитории.

     Тембр голоса - это  звуковая  окраска   голоса,  которая  создает те  или иные эмоционально-экспрессивные  оттенки речи.

     Типичной  ошибкой многих ораторов является неумение четко и правильно произносить отдельные звуки речи. Для преодоления этого недостатка,  а также  совершенствования  техники речи рекомендуется:

     - прочитать  вслух в различном темпе фрагмент  какого-либо рассказа по книге;

     - использовать  скороговорки,  вначале их следует произносить медленно, постепенно увеличивая темп.

     Важнейший  показатель речевой культуры оратора - это богатый словарный запас,  точность и образность фраз и выражений,  это учение  лаконично  и  просто  сформулировать  свою мысль.

     Итак, оратор  с высокой культурой  речи  отличается  богатством  словарного запаса,  смысловой точностью выражения, соблюдением языковых норм произношения,  образностью и  точностью словоупотребления.

Приёмы установления контакта с аудиторией.

 

Лексически-синтаксические приёмы.

Самое высшее проявление мастерства публичного выступления - это контакт  со слушателями, то есть общность психического состояния оратора и аудитории. Эта общность возникает на основе совместной мыслительной деятельности, сходных эмоциональных переживаний. Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность вызывают у слушателей ответную реакцию. Как гласит пословица, слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает. Необходимо чувствовать аудиторию и уметь корректировать свою речь в зависимости от ее реакции. Оратор должен иметь широкий круг знаний по многим вопросам, и уметь вести дискуссию на любую тему. Главные показатели взаимопонимания между коммуникантами - положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей (их поза, сосредоточенный взгляд, возгласы одобрения, кивки головой, улыбки, смех, аплодисменты), "рабочая" тишина в зале. Контакт - величина переменная. Он может быть полным (со всей аудиторией) и неполным, устойчивым и неустойчивым в разные фрагменты произнесения речи. Чтобы завоевать аудиторию, надо установить с ней и постоянно поддерживать, зрительный контакт. Выступающий обычно медленно обводит взглядом слушателей. Перед началом речи выдерживают небольшую психологическую паузу - 5 – 7 секунд. Речь оратора не должна быть монотонной. Фразы должны произноситься с разной интонацией. Они разделяются паузами. В каждое слово речи необходимо вливать как можно больше силы и энергии. Для современной ораторской  речи  является  характерным сочетание  логико  - аналитических и эмоцианально – образных языковых средств. Практика выступления лучших ораторов показывает,  что сухое деловое выступление,  сводимое к передаче "голой" информации в современной, хорошо осведомленной аудитории, как правило, остается без внимания, а нередко вызывает скуку и даже раздражение. Как бы не интересна была тема, внимание аудитории со временем притупляется. Его необходимо поддерживать с помощью следующих ораторских приемов:

  • Вопросно-ответный прием. Оратор ставит вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам.
  • Переход от монолога к диалогу (полемике) позволяет приобщить к процессу обсуждения отдельных участников, активизировать тем самым их интерес.
  • Прием создания проблемной ситуации. Слушателям предлагается

ситуация, вызывающая вопрос: "Почему?", что стимулирует их познавательную активность.

  • Прием новизны информации, гипотез заставляет аудиторию предполагать, размышлять.
  • Опора на личный опыт, мнения, которые всегда интересны слушателям.
  • Показ практической значимости информации.
  • Использование юмора позволяет быстро завоевать аудиторию.
  • Краткое отступление от темы дает возможность слушателям "отдохнуть".
  • Замедление с одновременным понижением силы голоса способно привлечь внимание к ответственным местам выступления (прием "тихий голос").
  • Прием градации - нарастание смысловой  и  эмоциональной значимости  слова.  Градация  позволяет усилить,  придать им эмоциональную выразительность фразе, сформулированной мысли.
  • Прием инверсии - речевой оборот, который как бы развертывает привычный, общепринятый ход мыслей и выражений на диаметрально противоположный.
  • Прием апелляции к собственным мыслям.

Среди приемов ораторской речи,  существенно  повышающих  ее эффективность  и убедительность,  следует особо выделить лексические приемы. Практически во всех руководствах по  ораторскому  искусству  среди лексических приемов рекомендуется использовать так называемые тропы.

     Тропы - это речевые обороты и отдельные  слова, употребляемые в переносном  значении,  которые позволяют  достичь необходимой эмоциональной  выразительности и образности. К  тропам относят сравнения, метафоры, эпитеты, гиперболы...

     Сравнение -  один  из наиболее часто используемых приемов,  который обладает большой убеждающей силой, стимулирует у  слушателей  ассоциативное и образное мышление и тем самым позволяет оратору достичь желаемого эффекта.

     Метафора - это перенос названия одного  предмета на другой,  это речевое  сближение 2 явлений по сходству  или  контрасту.  Например:  "Локомотив  истории  остановить  невозможно..."

     Эпитет - образное  определение предмета,  явления,  раскрывающее его сущность.  Например:  "Студент - это не  сосуд, который  следует заполнить знаниями,  а факел,  который надо зажечь!.."

     Аллегория  - иносказательно изображает что-либо. Например: "Однажды прохожий спросил  у строителя:"Что ты делаешь?"  Тот подумал и ответил: "Не видишь? Вожу камни". Второй строитель на тот же вопрос ответил: "Зарабатываю деньги!"

Информация о работе Аудитория и способы управления ею