Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 20:46, контрольная работа
Под культурой речи понимается совокупность таких качеств, которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной обстановки и в соответствии с поставленной задачей. Понятие «культура речи» тесно связано с закономерностями и особенностями развития и функционирования языка ,а так же с речевой деятельностью во всем ее многообразии. Оно включает в себя еще и определенную, предоставляемую языковой системой возможность находить для выражения конкретного содержания в каждой реальной ситуации речевого общения
Приемы
привлечения и удержание
№ п/п |
Название приема |
Описание приема |
1 |
Голосовая и эмоциональная модуляция. |
Изменение интонации, тембра, высоты, громкости голоса (от крика до шепота) |
2 |
Модуляция темпа речи. |
Выдерживание паузы; изменение темпа речи от медленного до скороговорки. Резкое изменение скорости речи. |
3 |
Прерывание речи, использование антиципации (догадки) |
Прерывание речи на словах, достаточно очевидных с требованием произнести их вслух все, кто догадался, на каком слове прервана речь. Активность слушателей поощряется словесно либо отметкой. |
4 |
«Провалы памяти» |
Якобы забывание достаточно очевидных для аудитории элементов сообщения: дат, имен, терминов, названий и т.п., — с просьбой помочь вспомнить, поощрение активных. |
5 |
Жестикуляция |
Сопровождение речи мимикой и адекватной содержанию эмоциональной и иллюстративной жестикуляцией. Ладони открыты, жесты широкие и свободные. |
6 |
Риторические вопросы |
Повторение основных моментов сообщения в форме вопроса, на который, после небольшой паузы дает ответ сам докладчик. |
7 |
Контрольные вопросы |
Задается вопрос по только что изложенному материалу с требованием исчерпывающего ответа: поощрение активных. |
8 |
Наводящие вопросы |
В случае затруднения ответа на контрольный вопрос, задается вопрос, косвенно описывающий смысл изложенного ранее фрагмента сообщения. |
9 |
Вопрос-предложение. Смысловая антиципация. Выводы |
На основании изложенного задается вопрос-предложение, требующий для ответа смысловой догадки, о чем далее пойдет речь, и какие выводы можно сделать по изложенному материалу. |
10 |
Уточняющие вопросы. Встречные вопросы |
Слушателям предлагается после каждого смыслового фрагмента задавать уточняющие вопросы по изложенной теме или встречные вопросы на догадку: о чём пойдет речь далее. Активность поощряется оценкой. |
11 |
Свободное конспектирование. - Пересказ |
Предлагается слушателям составлять по ходу изложения конспект в свободной форме. Контроль в виде поочередного пересказа темы с использованием личного конспекта. |
12 |
Конспектирование опорных (ключевых) слов. |
Слушателям предлагается записывать опорные (ключевые) слова сообщения. Один из слушателей может это делать на доске. Контроль зачитывания по очереди опорных слов с подчеркиванием повторяющихся у слушателей слов; объяснение отличия опорных слов от слов контекста. |
13 |
Конспект-рисунок. Ассоциативный рисунок |
Слушателям предлагается зарисовывать возникающие по ходу изложения ассоциации, раскрывающие их понимание сути. Контроль в виде конкурса рисунков, их обсуждение. |
14 |
Активное ассистирование. Усвоение. (Конвейер.) |
Преподаватель начинает чтение материала, затем передает учебник одному из слушателей (можно в случайном порядке), который продолжает чтение. Затем учебник передается другому слушателю и т.д. |
15 |
Активное ассистирование. Закрепление. (Эстафета.) |
Преподаватель начинает пересказ материала, затем передает эстафету пересказа (карандаш, указку и т.п.) одному из слушателей, тот по команде преподавателя (например, хлопок ладонями) следующему слушателю. |
16 |
Активное ассистирование. Контроль. (Бейсбол.) |
Преподаватель задает вопрос и бросает мячик одному из слушателей. Тот отвечает (исчерпывающий ответ - 3 балла, правильный - 1 балл), задает свой вопрос и бросает мяч другому слушатели или преподавателю. Кто первым наберет 10 баллов, тот получает оценку (зачет). |
17 |
Тренировка кратковременной (слуховой) памяти. (Эхо.) |
Преподаватель прерывает рассказ буквально на полуслове и требует от любого слушателя повторить последнее предложение без искажений: «Как эхо». |
18 |
Экстрараздражители (звуки или световые сигналы, не связанные с содержанием сообщения). Неожиданные раздражители вызывают ориентировочную реакцию и активизируют внимание |
Главное условие - внезапность: как бы случайно уронить книгу, указку, опрокинуть стул, включить на мгновение магнитофон, радиоприемник, включить или выключить свет, проектор, опустить (поднять) шторы (занавески); громко захлопнуть дверь (окно) и т.п. |
19 |
Тренировка внимания. (Карта острова сокровищ). Неспецифическая активация внимания косвенно помогает удерживать внимание на изложении учебного материала |
Преподаватель предлагает слушателям нарисовать план класса и во время урока отмечать его передвижение по классу: линии - движение, кружки с крестиком внутри - остановки. Там где он будет останавливаться реже всего, спрятано «сокровище» (сувенир, лакомство). Приз получит тот, кто назовет это место и чья карта аккуратнее и подробнее. |
20 |
Тренировка внимания. (Соколиный глаз.) |
Преподаватель предлагает следить во время урока за его жестами. Можно составить список жестов. Один из этих жестов - контрольный. Кто правильно подсчитает, сколько раз использовался этот жест поправление волос, очков, руки за спину получает приз. Преподаватель записывает название контрольного жеста и количество его повторов на листочке и кладёт себе на стол. В конце урока проводится опрос слушателей и выявляется победитель, который награждается призом и титулом «Соколиный глаз». |
21 |
Активация внимания. (Будильник). Рекомендуется для вечерних занятий и во всех случаях, когда в группе слушателей ощущается усталость. |
Перед уроком преподаватель пишет числовой ряд на листочке, разбивая время урока на интервалы, кратные 3 минутам, а напротив них пишет в случайном порядке фамилии слушателей. Кидается жребий среди слушателей: кому быть «будильником». «Будильник» получает листочек с временными интервалами и фамилиями. Ему нужно будет следить за часами и по истечении каждого временного интервала громко говорить фразу: «Иванов (Сидоров; Петров), вставай, нас ждут великие дела!». Названный слушатель должен встать и ответить: «Уже стою», - затем вновь сесть на свое место. Преподаватель должен продолжать изложение материала, не обращая внимания на их диалог. |
Правила бесконфликтного общения |
Не упрекай! Не демонстрируй чувства превосходства! Критикуя, не обвиняй и не унижай! Будь требователен больше к себе, чем к другим! Будь терпим! Щедро дари знаки уважения! Не допускай реакции типа «Сам дурак»! Не давай советы, если тебя о них не просят! Прости партнеру раздражительность. Постарайся понять и оправдать его. Не сердись, даже если он не прав. Дай выговориться и заведи дружелюбный разговор. Чаще говори супругу о его достоинствах! Заинтересованно спрашивай, но не будь бесцеремонным! Решай вместе с человеком, а не вместо человека! Проси совета - это знак уважения! Ищи в людях хорошее! Споры, а не ссоры! Выиграв конфликт, не разыгрывай роль победителя! Чаще улыбайся, даже если тебе невесело. Не делай злое лицо!Этика(греч. ethiká, от ethikós — касающийся нравственности, выражающий нравственные убеждения, ethos — привычка, обыкновение, нрав) философская наука, объектом изучения которой является Мораль, нравственность как форма общественного сознания, как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление общественно-исторической жизни. Э. выясняет место морали в системе других общественных отношений, анализирует её природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, теоретически обосновывает ту или иную её систему.Эстетика — это наука о развитии и становлении человеческой чувственности. Воспитание чувства прекрасного в отношении природы, искусства, взаимоотношении людей. Эстетика в переводе с греческого означает чувство, чувственное восприятие. Основным предметом изучения является весь спектр чувств - возвышенное, трагическое, комическое и т.д. Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование) — обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы; спор. Важной характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов спора, является аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, в которой каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию. Полемика - (от греч. polemikos - воинственный), острый спор в процессе обсуждения чего-нибудь, дискуссия, столкновение мнений по какому-либо вопросу. |
Правила поведения в полемике
Хорошие манеры.Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. В свою очередь уважение и внимание можно заслужить лишь при соблюдении вежливости и сдержанности. Поэтому ничто не цениться окружающими нас людьми так дорого, как вежливость и деликатность. Но в жизни нам нередко приходится сталкиваться с грубостью, резкостью, неуважением к личности другого
человека. Причина здесь в том ,что мы недооцениваем культуру поведения
человека, его манеры.
Манеры - способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с
другими людьми ,употребляемые в речи выражения, тон, интонация, характерные
для человека походка, жестикуляция и даже мимика.
В обществе хорошими манерами
считаются скромность и
человека, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично
общаться с другими людьми. Дурными манерами принято считать привычки громко
говорить, не стесняясь в выражениях, развязность в жестикуляции и
поведении, неряшливость в одежде, грубость, проявляемые в откровенной
недоброжелательности к окружающим ,в пренебрежении к чужим интересам и
запросам ,в беззастенчивом навязывании другим людям своей воли и желаний, в
неумении сдерживать свое раздражении ,в намеренном оскорблении достоинства
окружающих людей, в бестактности, сквернословии, употреблении унизительных
кличек прозвищ.
Вежливость
Всем известны выражения: "холодная вежливость", "ледяная
вежливость", "презрительная вежливость", в которых эпитеты, прибавленные к
этому прекрасному человеческому качеству, не только убивают его сущность,
но превращают ее в свою противоположность.
Эмерсон определяет вежливость как "сумму маленьких жертв",
приносимых нами окружающим нас людям, с которыми мы вступаем в те или иные
жизненные отношения, а конкретно в полемику.
К сожалению, совершенно
Сервантеса: "Ничего не стоит так дешево и не ценится так дорого, как
вежливость." Истинная вежливость может быть лишь доброжелательной, так как
она - одно из проявлений искренней, бескорыстной благожелательности по
отношению ко всем другим людям, с которыми человеку приходится встречаться
на работе, в доме, где живет, в общественных местах. С товарищами по
работе, со многими знакомыми в быту вежливость может перейти в дружбу, но
органическая благожелательность к людям вообще - обязательная база
вежливости. Подлинная культура поведения - там, где поступки человека во
всех ситуациях, их содержание и внешнее проявление вытекают из нравственных
принципов морали и соответствуют им.
Одним из главных элементов
вежливости считают умение
имена. Вот как об этом говорит Д. Карнеги. "Большинство людей не запоминают
имен по той причине, что не хотят тратить время и энергию на то, чтобы
сосредоточиться, затвердить, неизгладимо запечатлеть эти имена в своей
памяти. Они ищут для себя оправданий в том, что слишком заняты. Однако они
вряд ли больше заняты, чем Франклин Рузвельт, а он находил время для того,
чтобы запомнить и при случае воскресить в памяти даже имена механиков, с
которыми ему
приходилось соприкасаться...Ф.
простых, самых доходчивых и самых действенных способов завоевать
расположение окружающих - это запомнить их имена и внушить им сознание
собственной значительности".
Тактичность и чуткость
Содержание
этих двух благородных
глубокое уважение к внутреннему миру тех, с кем мы общаемся, желание и
умение их понять, почувствовать, что может доставить им удовольствие,
радость или наоборот, вызвать у них раздражение, досаду, обиду.
Тактичность, чуткость - это и чувство меры, которую следует соблюдать в
разговоре, в личных и служебных отношениях ,умение чувствовать границу, за
которой в результате наших слов и поступков у человека возникает
незаслуженная обида, огорчение, а иногда и боль. Тактичный человек всегда
учитывает конкретные обстоятельства: разницу возраста, пола, общественного
положения, место разговора, наличие или отсутствие посторонних.
Уважение к другим - обязательное условие тактичности даже между
хорошими товарищами. Всем, наверное, приходилось сталкиваться с ситуацией,
когда на совещании некто небрежно бросает во время выступлений своих
товарищей "чушь", "ерунда" и т.п. Такое поведение нередко становится
причиной того, что когда он сам начинает высказываться, то даже его здравые
суждения встречаются аудиторией с холодком. О таких людях говорят:
"Природа отпустила ему
его только на себя". Самоуважение без уважения к другим неизбежно
вырождается в самомнение, чванство, высокомерие.
Культура поведения в равной степени обязательна и со стороны
нижестоящего по отношению к вышестоящему. Она выражается прежде всего в
честном отношении к своим обязанностям, в строгой дисциплинированности, а
также в уважении, вежливости, тактичности по отношению к руководителю. То
Информация о работе Контрольная работа по "Риторике и культуре речи"