Методика формирования грамматического строя речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 16:18, реферат

Краткое описание

Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребенка. Это явление изучали как у нас в стране (Н. А. Рыбников, А. Н. Гвоздев, К. И. Чуковский, Т. Н. Ушакова и др.), так и за границей (К. и В. Штерны, Ч. Болдуин и др.). Факты, собранные многими исследователями - лингвистами и психологами, показывают, что первые годы жизни ребенка являются периодом усиленного словотворчества (Некоторые родители не отмечают словотворчества у своих детей. Это объясняется, скорее всего, тем, что они недостаточно внимательно относятся к речи своих детей). При этом оказывается, что некоторые "новые" слова наблюдаются в речи почти всех детей (например, "всехний", "всамделишний"), другие же встречаются у одних детей и не отмечаются у других.

Вложенные файлы: 1 файл

СРС 8.docx

— 20.94 Кб (Скачать файл)

Выполнила студентка  группы ДОВ-11 Анисина Ксения

СРС 8. 

Методика формирования грамматического строя речи.

1)Детское словотворчество.

      Появление  новых слов в речи детей называют словотворчеством.

      Словотворчество  составляет одну из важнейших  особенностей развития речи ребенка.  Это явление изучали как у  нас в стране (Н. А. Рыбников, А. Н. Гвоздев, К. И. Чуковский,  Т. Н. Ушакова и др.), так и  за границей (К. и В. Штерны, Ч. Болдуин и др.). Факты, собранные многими исследователями - лингвистами и психологами, показывают, что первые годы жизни ребенка являются периодом усиленного словотворчества (Некоторые родители не отмечают словотворчества у своих детей. Это объясняется, скорее всего, тем, что они недостаточно внимательно относятся к речи своих детей). При этом оказывается, что некоторые "новые" слова наблюдаются в речи почти всех детей (например, "всехний", "всамделишний"), другие же встречаются у одних детей и не отмечаются у других ("мама, ты моя мояшечка!", "какой ты диктун, папа!" и т. д.).

      К. И.  Чуковский подчеркивал творческую  силу ребенка, его поразительную  чуткость к языку, которые выявляются  особенно ярко именно в процессе  словотворчества. Н. А. Рыбников  поражался богатством детских  словообразований и их лингвистическим  совершенством; он говорил о  словотворчестве детей, как о  "скрытой детской логике, бессознательно  господствующей над умом ребенка".

      Что же  представляет собой эта удивительная  способность ребят создавать  новые слова? Почему взрослым  словотворчество так трудно, а  дети радуют, смешат и удивляют  нас множеством новых слов, 7 по  всем законам языка, которым  ребенок, в сущности, еще только-только  начинает овладевать? Наконец, как  объяснить словотворчество наряду  с той стереотипией усваиваемых  ребенком речевых шаблонов, о  которых мы уже довольно подробно  говорили? Попробуем разобраться  в этих вопросах.

      Прежде  всего посмотрим, как проявляется словотворчество в речи малышей.

      Здесь интересно  привести некоторые наблюдения  психолога Т. Н. Ушаковой, которая  много сделала в изучении словотворчества  детей.

      Т. Н.  Ушакова выделяет три основных  принципа, по которым дети образуют  новые слова: а) часть какого-нибудь  слова используется как целое  слово ("осколки слов"); б)  к корню одного слова прибавляется  окончание другого ("чужие"  окончания) и в) одно слово  составляется из двух ("синтетические  слова").

      Вот примеры,  взятые из работы Т. Н. Ушаковой:

"Слова - о с к о л к и":

1. Лепь (то, что слеплено): "Мы лепили-лепили, и получилась  лепь" (3 года б месяцев).

2. Пах (запах): "Бабушка,  чем это пахнет, какой здесь  пах?" (3 года 6 месяцев).

3. Прыг (прыжок): "Собака  прыгнула большим прыгом" (3 года 10 месяцев).

4. Дыб (существительное  от наречия "дыбом"): "Твои  волосики стоят дыбом".- "Это  дыб?" (4 года 11 месяцев).

Прибавление к корню "чужого" окончания:

1. Пургинки (снежинки): "Пурга  кончилась, остались только пургинки" (3 года 6 месяцев).

2. Рваность (дырка): "Я  не вижу, где на кофточке рва-ность" (3 года 8 месяцев).

ваши страшности" (6 лет).

"Синтетические слова":

1. Ворунишка - вор и  врунишка (3 года 6 месяцев).

2. Бананас - банан и  ананас (3 года 9 месяцев).

      Второй  способ создания ребенком новых  слов - присоединение к корню слова  "чужого" окончания - также очень  распространен. Эти слова звучат  особенно своеобразно: пургинки, добрость, умность, пахнючий, радованье  и т. д. Мы, взрослые, не говорим  таких слов. И все же если  присмотреться внимательно, то  именно от нас дети получают  образцы для создания таких  словообразований, поэтому и здесь,  в конечном счете, действует  механизм подражания. Ведь "пургинку" ребенок создал по образцу  слова "снежинка". А разве  мало в русском языке слов, похожих на "горькоту" и "буроту"? Достаточно вспомнить "глухоту", "дурноту", "тесноту" и  множество аналогичных слов. Ребенок  придумал слово "умность" ("Коты  первые по умности") - а разве  он не слышал слов "глупость", "слабость", "робость" и  т. д.?

      Интересно  также посмотреть, как создаются  "синтетические слова". В таких словах, как "ворунишка", "бананас", "огромадный", происходит сцепление тех частей слова, которые звучат сходно: вор - врунишка, банан - ананас, огромный - громадный и т. п.

      Иначе соединяются те слова, которые звучат различно, но постоянно применяются вместе, например, слова "чай" и "пить" (получается глагол "чайпить"), "вынь" и "возьми" ("выньми мне занозу"), "все люди", "всех людей" (всехлюдная), "в самом деле" (всамделишный). Эти слова строятся по тому же принципу, что и "синтетические слова" взрослых: колхоз, совхоз, самолет, всеобщее и множество подобных им. В такой форме словотворчества тоже проявляется значение речевых шаблонов, которые ребенок постоянно слышит...

      Словотворчество,  как и усвоение обычных слов  родного языка, имеет в своей  основе подражание тем речевым  стереотипам, которые дают детям  окружающие люди. Ни одно "новое"  детское слово нельзя считать  абсолютно оригинальным - в словаре  ребенка обязательно есть образец,  по которому это слово и  построено. 

      Таким образом,  усвоение речевых шаблонов и  здесь является основой. Использование  приставок, суффиксов, окончаний  в новых словах детей всегда  строго соответствует законам  языка и грамматически всегда  правильно - только сочетания  неожиданны. В этом отношении  совершенно правы те, кто подчеркивает  тонкое чувство языка у детей.

      Но это  же тонкое чувство языка отличает  весь ход формирования детской  речи, оно не проявляется только  в словотворчестве. Более того, если рассматривать детское словотворчество  не как отдельное явление, а  в связи с общим развитием  речи ребенка, то напрашивается  вывод о том, что в основе  его лежат не особые творческие  силы ребенка, а, напротив, ярко  выраженная стереотипия работы  его мозга. Главный механизм  здесь - выработка речевых шаблонов (шаблоны наиболее затверженных  глагольных форм, склонения имен  существительных, изменения имен  прилагательных по степеням сравнения  и т. д.) и широкое использование  этих шаблонов. Образец для "создания" нового слова может быть дан  сейчас, а может быть усвоен  ранее, но он всегда есть.

      Когда дети  достигают примерно пятилетнего  возраста, их словотворчество начинает  угасать. Все реже и реже  вы слышите "новые" слова.  Почему это происходит? Иссякают  творческие способности ребенка?  Но ведь мы уже говорили, что  речь идет не о творчестве, а об общих принципах развития  речи. Просто к пяти годам малыш  уже прочно усвоил те обороты речи, которые используют взрослые, теперь он тонко выделил различные грамматические формы и стал свободно ориентироваться в том, какую из них и когда нужно применить. Так исчезают "моя мояшечка", "плохайка" и другие удивительные слова, которые придают такую прелесть речи маленького ребенка.

2)Дидактические игры и упражнения по формированию морфологического строя речи

1. Дидактическая игра «Измени и скажи правильно».

Цель: научить детей внимательно  слушать и находить ошибки.

Ход игры: детям задавались вопросы и давались варианты ответов  поставленных в начальную форму, ребенок должен был дать ответ  в правильном варианте.

Речевой материал:

- Люблю кого? Что? (мама, Родина, кошка);

- Цени что? (труд, забота, дружба);

- Береги что? (книга, игрушка,  деревья, птиц);

- Запомни что? (сказка, песня,  загадка, стихотворение).

1. Дидактическая игра  «Кто, чем защищается».

Цель: закрепить тему «Животные  и птицы», усвоение творительного  падежа.

Наглядный материал: предметные картинки.

Ход игры: дети рассматривали  картинки с изображением животных, и отвечали на вопросы: кто чем защищается?

Речевой материал:

- Чем защищается собака? (слон, олень, еж, гусь, кошка).

 

Игровое упражнение «Догадайся, что делает девочка, и  что отвечает».

Цель: научить образовывать формы 1-го и 3-го лица глаголов.

Наглядный материал: сюжетные картинки.

Ход игры: детям показывались сюжетные картинки с конкретным изображением действия, и ответить на вопросы  «Что делает девочка?» и ответ  девочки в 1 лице настоящего времени.

 Игра «Заготовки  на зиму».

Цель: закрепить тему «Овощи и фрукты», научить детей образовывать относительные прилагательные от названия овощей.

Наглядный материал: предметные картинки.

Ход игры: детям раздавались  картинки с изображением овощей, и  экспериментатор объяснял, что из овощей и фруктов можно приготовить  на зиму заготовки, это может быть варенье, сок, компот, салат. Экспериментатор задал вопросы, и дети отвечали по своим картинкам.

Речевой материал:

- Какой сок можно приготовить  из яблок (мандаринов, черники,  ананаса, малины, персиков, абрикосов);

- Какое варенье можно  приготовить из вишни (брусники, яблок, смородины, груш, слив);

- Какой салат можно  приготовить из капусты (моркови,  огурцов, помидоров, свеклы, картофеля,  гороха).

3)примеры дидактических  игр и упражнений по формированию  способов словосочетания.

Игра «Завершение  рассказа»

1 вариант

Описание игры: Детям предлагается начало какого-либо рассказа. Например: «Стоял ясный солнечный день. По улице шла девочка и вела на поводке смешного щенка. Вдруг откуда ни возьмись...».

Необходимо придумать  продолжение и окончание рассказа. Время работы — 10 мин.

 

        Рассказ  можно оценить по следующим  критериям: — законченность рассказа; — яркость и оригинальность  образов; — необычность поворота  и сюжета; — неожиданность концовки.

2 вариант

 Описание игры: Дети  должны составить рассказ с  использованием отдельных слов.

Детям предлагаются отдельные  слова. Например:  а) девочка, дерево, птица; б) ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь. Нужно составить связный рассказ, используя эти слова.

Игра «Размытое  письмо»

Описание игры:     Медвежонок    получил   письмо  от брата.  Но некоторые  слова  размыло  дождем.  Надо  ему  помочь прочитать письмо. Читая    письмо,    учитель   интонацией   побуждает    детей    дополнять  предложение: «Дорогой мой ...! Добрый ...!

Как ты поживаешь?  Как  твое ... ? Я живу  хорошо.  Моя подруга белочка принесла ... мячик, и мы стали с ним ... До...! Твой ... Топтыжка»

Игра «Дополни предложение».

Описание игры: Дети должны дополнить предложения. Найти последнее  слово к каждому предложению. Вставить в него нужную букву.

 

У кошки зоркие глазки и  острые ________________.

 

Кошке игрушки, а мышке _______________.

 

Хороша кашка, да мала ______________.

 

Зимой шубка не ________________.

 

Слова для справок:  шу _ ка, ча _ ка, зу _ ки, слё _ ки.

 

 

Игра «Составь предложение».

 

Описание игры: Детям предлагается разделить текст на предложения. Прочитать, что получилось.

 

По двору бежал кот в зубах у кота была мышь.

 

Игра «Живые слова»

 

Описание игры: Каждому  ребенку присваивается слово. Воспитатель  говорит: «Пусть у Оли будет слово "медвежонок", у Юры — слово "любит". Какое третье слово  выберем? (Мед.) Teпepь прочитаем предложение: "Медвежонок любит мед". Поменяем местами второе и третье слова. Что получилось? (Первое слово станет последним.) Заменим слово "мед" словом "кувыркаться". Что получилось? Составьте свои предложения со словом "медвежонок"».

 

Ролевая игра «Снимаем фильм»

 

Описание игры: Учитель  формирует несколько «киностудий». У каждой группы свой «режиссер».  Учащиеся получают карточки с заданиями.  Например, Красная Шапочка принесла бабушке подарок на день рождения. Каждая киностудия вносит в полученный отрывок что-то свое.

 

- первый вариант: музыкальная  комедия. Все персонажи (Красная Шапочка, бельчонок, мама, бабушка, дровосек и охотник, Серый волк) поют, смеются и радуются. Все дружат и живут счастливо.

 

- второй вариант: триллер.  Серый волк гонится за мамой  и Красной шапочкой и съедает  последнюю. Охотник хочет поймать бельчонка. Бабушка и дровосек прячутся, за ними погоня. Всюду чувствуется опасность.

Информация о работе Методика формирования грамматического строя речи