Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 13:02, реферат
Современная риторика – это центр всей гуманитарной культуры. Она тесно связана с языкознанием (полноценное риторическое образование обеспечивается на основе лингвистической базы), литературоведением (обе дисциплины изучают построение речевых произведений), психологией (законы, управляющие внутренним миром человека, психология речедеятельности), историей (развитие общества и история риторической науки), философией (совершенствование человеческой мысли), логикой (навыки логического мышления), этикой (формирование нравственной позиции и ее отражение в речи) 1.
1. Неориторика и современное образование
2. Неориторика и смежные дисциплины
3. Возникновение неориторики
4. Специфика и направления неориторики
5. Сущность и цели неориторики
6. Проблематика неориторики.
7. Части (каноны) риторической разработки речи
8. Перспективы риторики
Прежде всего, были разделены фигуры мысли, которые позднее обособились под названием тропов (метафора, метонимия и др.), и фигуры речи. Последние подразделялись, по Квинтилиану, на фигуры, основанные на форме речи (грамматические фигуры) и фигуры, основанные на принципах размещения слов. К другим распространенным классификациям относилось подразделение на фигуры слова (аллитерация, ассонанс) и фигуры предложения (парцелляция, эллипсис, многосоюзие, бессоюзие и др.). Некоторые из фигур предложения позднее стали рассматриваться двояко, в зависимости от особенностей конкретного языка, характера и цели использования: с одной стороны – как риторические фигуры, а с другой – как средства строевого синтаксиса. Из современных классификаций наиболее перспективными представляются классификации фигур по соответствующим каждой из них процедурам преобразования плана выражения и плана содержания. Авторы Общей риторики предлагают различать фигуры, основанные на сокращении, добавлении, сокращении с добавлением и перестановках (Ж.Дюбуа). В.Н.Топоров приводит следующую классификацию способов преобразования: повторение ааа... (например, многосоюзие), чередование abab (параллельные синтаксические конструкции), прибавление abc при ab (эксплеция), сокращение ab при abc (эллипсис), симметрия ab/ba (хиазм), развертывание a > a1a2a3, свертывание a1a 2a 3 > a и др.
Завершался канон «словесное выражение» учением об амплификации языкового выражения (амплификация плана содержания относилась к топике), в частности, посредством совместного использования фигур, и учением о риторическом периоде.
Память, запоминание (memoria). Этот канон был предназначен для ораторов, которым требовалось запоминать подготовленные ими речи для последующего публичного воспроизведения, и имел более психологический, нежели филологический характер. В нем содержался перечень приемов, позволявших запоминать относительно большие объемы текстовой информации, в основном с опорой на комплексные визуальные образы.
Исполнение, произнесение (actio). Внешность оратора. В раздел об исполнении входили сведения и навыки, которые сегодня относятся к ведению теории актерского мастерства: владение голосом – его акцентно-интонационным богатством, мимикой, искусство позы и жеста. Формулировались комплексные требования к поведению говорящего: демонстрировать обаяние, артистизм, уверенность в себе, дружелюбие, искренность, объективность, заинтересованность, увлеченность и др..
В перспективе, по-видимому, следует ожидать превращение риторики как современной семиотической дисциплины в более «точную» науку, в той мере, в какой критерий точности применим к гуманитарным наукам. Это должно осуществиться посредством детального количественного и качественного описания закономерностей устройства всех существующих типов текста и речевых жанров. Возможно создание подробных каталогов типов преобразований плана выражения и плана содержания, описание всех возможных структурных типов естественноязыковых аргументов. Интересно также исследование прогностического потенциала риторики – насколько исходя из возможностей дисциплины можно предсказывать качества появляющихся в связи с возникновением новых сфер социальной практики новых речевых жанров и типов текстов.
Этический аспект: риторика при правильном ее использовании является эффективным инструментом в борьбе с языковой агрессией, демагогией, манипулированием17. Здесь важная роль принадлежит дидактической риторике. Знание основ дисциплин риторического цикла позволит распознать демагогические и манипулятивные пропагандистские приемы в средствах массовой информации и в приватной коммуникации, а, следовательно, эффективно защищаться от них.
1 Александров Д.Н. «Риторика». М., 2001. – с115
2 Вагапова Д.Х. «Риторика в интеллектуальных играх и тренингах». М., 2003. – с.78
3 Безменова Н.А. «Очерки по теории и истории риторики». М., 2002. – с.29
4 Там же. – с.34
5 Дюбуа Ж. и др. «Общая риторика». М., 2000. – с.103
6 Аверинцев С.С. «Поэты и риторика». М., 2001. – с.176
7 Волков А.А. «Риторика в философском образовании». / Вестник Московского университета. Филология. Серия 9. - №4, 2002. – с.112-124
8 Граудина Л.К. «Русская риторика». М., 2001. – с.91
9 Там же. - с.93
10 Мельников С.В. «Новая риторика (речевая культура делового общения)». Учебное пособие. – Ульяновск: УлПУ, 2004. – с.54
11 Там же. – с.55
12 «Культура речи представляет собой такой выбор и такую организацию языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач» [Ширяев 1998, 16]).
13 Рождественский Ю.В. «Теория риторики». М.: Добросвет, 2004. – с.216
14 Михальская А.К. «Основы риторики. Мысль и слово». М., 2003. – с.160
15 Зарецкая Е.Н. «Риторика: Теория и практика речевой коммуникации». М.,: Дело, 2002. – с.223
16 Там же. – с.225
17 Клюев Е.В. «Риторика в перспективах». Вестник Московского университета. Филология. Серия 9. - №7, 2002. – с.98-121