Подготовка к публичному выступлению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 15:37, контрольная работа

Краткое описание

Умение влиять на людей с древних времен считалось одним из высших талантов. Не вступая в спор о роли личности в истории, нужно отметить, что существует огромное количество исторических событий, которые никогда не произошли, если бы не появились люди, направившие их развитие в определенном направлении. И одним из главных инструментов воздействия на других была ораторская речь.
Речевое мастерство, ораторское искусство – совокупность операций по подготовке и произнесению публичной речи, проведению беседы, дискуссии с целью добиться желаемой реакции аудитории.
Раскрытие основных этапов подготовки публичного выступления - это и является целью данной работы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
1.Этапы подготовки публичного выступления………………..4
Инвенция- создание речи…………………………………………………..4
Диспозиция- построение речи……………………………………………..7
Элокуция- языковое оформление речи……………………………………9
Мемория- запоминание речи………………………………………………13
Акцио- произнесение речи………………………………………………...16
2.Приёмы выступления……………………………………………...20
Начало и основная часть выступления…………………………………...20
Окончание выступления…………………………………………………...24
Заключение………………………………………………………………26
Список литературы…………………………………………………...27

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 57.52 Кб (Скачать файл)

                Камчатский государственный технический  университет

 

                                               Заочный факультет

                                               Кафедра филологии

 

Контрольная работа по дисциплине «Практика публичной речи»

 

Подготовка к  публичному выступлению

 

 

Выполнила:                                                                           Проверила:

Студентка группы 09-ГУ-ФЗО                                           к.ф.н., доцент                                                               

Куликова А.С.                                                                      Лобашевская И.Ю.

№090409

 

 

Петропавловск-Камчатский

2010

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………..3

1.Этапы подготовки публичного  выступления………………..4

Инвенция- создание речи…………………………………………………..4

Диспозиция- построение речи……………………………………………..7

Элокуция- языковое оформление речи……………………………………9

Мемория- запоминание речи………………………………………………13

Акцио- произнесение речи………………………………………………...16

2.Приёмы выступления……………………………………………...20

Начало  и основная часть выступления…………………………………...20

Окончание выступления…………………………………………………...24

Заключение………………………………………………………………26

Список литературы…………………………………………………...27

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

   Умение влиять на людей с древних времен считалось одним из высших талантов. Не вступая в спор о роли личности в истории, нужно отметить, что существует огромное количество исторических событий, которые никогда не произошли, если бы не появились люди, направившие их развитие в определенном направлении. И одним из главных инструментов воздействия на других была ораторская речь.

   Речевое мастерство, ораторское искусство – совокупность операций по подготовке и произнесению публичной речи, проведению беседы, дискуссии с целью добиться желаемой реакции аудитории.

Раскрытие основных этапов подготовки публичного выступления - это  и является целью данной работы.

   Не только умение подготовить речь, но и умение свободно держаться перед публикой, безукоризненно владеть голосом, жестом и мимикой и безошибочно реагировать на поведение аудитории – таковы объективные требования к стремящемуся произвести желаемое воздействие на слушателей.

  Выступая перед аудиторией, оратор совершает риторический поступок. Он ставит перед собой определенною сверхзадачу: поддержать позицию одних, вызвать сомнение в правильности их суждений у других, приоткрыть пути, ведущие к цели, заразить желанием действовать, искать, открывать истины. То есть речевое действие всегда направлено на результат.

 

 

 

 

                   1.Этапы подготовки публичного выступления.

   Риторика — от греч. rhetor — учитель красноречия. Синонимами являются «ораторское искусство» (лат. oratoria от огаге — говорить), «красноречие». Классическая риторика включает следующие разделы: 1) инвенция (лат. inventio — изобретение) — создание речи; 2) диспозиция (лат. dispositio — расположение) — построение речи; 3) элокуция (лат. elokutio — выражение, украшение) — языковое оформление речи; 4) мемориа (лат. memoria — память) — запоминание речи; 5) акцио (лат. actio — действие) — произнесение речи.1

 

Инвенция- создание речи

   Инвенцией называется раздел риторики, содержащий сведения о том, как  выбирать тему речи, вырабатывать авторскую позицию и определять цели выступления.2 При выборе темы необходимо учитывать следующее: 1. Тема может быть произвольно выбрана автором или «навязана» ему жизненными обстоятельствами. В первом случае говорят о естественной, а во втором — об искусственной ситуации (фр. situation — положение, обстановка, совокупность обстоятельств). Естественные ситуации порождены самой жизнью — необходимость выступить в парламенте, защитить человека в суде, сделать предложение любимой девушке и т. д. Искусственные ситуации связаны со специальной деятельностью, например, учебной (доклад на семинаре), научной (сообщение на заданную тему на конференции).

   Удачному выбору темы способствует учет следующих обстоятельств:

 а) соответствие темы  вашим знаниям и интересам, наличие личного опыта или теоретических знаний, которые помогут раскрыть её. Следует придерживаться правила — избранная тема должна дать вам больше информации, чем имеется у ваших слушателей;

б) уместность темы для данной аудитории. Д.Карнеги считает самыми выигрышными в этом смысле темами следующие: секс, собственность, религия (создаем жизнь — поддерживаем ее — надеемся продолжить в будущем мире). С этой точкой зрения можно поспорить, но в чем американский теоретик и практик красноречия, безусловно, прав, так это в том, что человека, прежде всего, интересует информация, имеющая к нему непосредственное отношение.

в) конфликтный характер темы. Спор, столкновение, борьба всегда вызывают у людей интерес. Что  интересует нас, когда по телевидению  показывают эпизоды заседания Государственной Думы? Конфликт. Именно поэтому в разряд сенсационных новостей чаще всего попадает информация о войнах, террористических актах, стихийных бедствиях;

г) новизна темы. Человека всегда интересует что-то новое —  стремление к познанию присуще ему от природы. Таинственные происшествия, чудеса прошлого, настоящего и будущего всегда будут привлекательны для слушателя. Но новое и необычное должно опираться на то, что людям уже знакомо и имеет для них значение.

   Авторская позиция определяется многими факторами: возрастом и полом, образом мысли, уровнем образования, профессией, жизненным опытом оратора и его профессией. Количество собранного материала должно быть избыточным, нужно знать историю вопроса и самые новые данные, не доверять всецело первому же автору, но собирать противоположные мнения.

   Источники информации при выработке авторской позиции подразделяются на непосредственные (опыт прошлой и текущей жизни, специальные наблюдения) и опосредованные (формируются на основе непосредственных — личный опыт и специальные наблюдения компетентных людей, изложенные в их произведениях).

   Накопив материал и выработав авторскую позицию, можно приступать к определению цели выступления. Они могут быть общими и конкретными в зависимости от особенностей аудитории, для которой готовится речь. Мотивы присутствия каждого из слушателей могут быть очень разнообразны: 1) интеллектуально-познавательные (пришёл, так как интересуюсь данной проблемой); 2) морально-дисциплинарные (подчиняюсь долгу, приказу, порядку); 3) эмоционально-эстетические (интересен сам выступающий или ситуация общения — хочется «побыть на людях»). Оратору предстоит увлечь всех присутствующих, т.е. преобразовать морально-дисциплинарные и эмоционально-эстетические мотивы в интеллектуально-познавательные. Осуществить это можно, если учесть основные, групповые и конкретные интересы аудитории. Основные интересы людей составляют проблемы жизни и смерти, здоровья, материального благополучия, профессионального и социального престижа, взаимоотношений с окружающими (дети — родители, женщины — мужчины, начальник — подчиненный и т.д.). Групповые интересы — это интересы членов конкретных социальных групп, сформировавшихся по профессиональному, возрастному, эмоциональному, учебному и прочим признакам. Конкретные интересы — интересы ко всему, что человек видит, слышит, осязает, вкушает, обоняет, чувствует. Они тесно связаны с половыми, возрастными, культурными особенностями людей.

 

 

                                

 

                                 Диспозиция- построение речи

   Раздел риторики, содержащий рекомендации к композиции (лат. compositio — составление, сочинение) речи, расположению накопленного и отобранного материала, называется диспозицией.3 Фактически работа над композицией начинается на этапе инвенции. В теории риторики под композицией понимается построение выступления, т. е. 1) соотношение его отдельных частей, 2) отношение каждой части ко всему выступлению в целом. Основой композиции является план — взаимное расположение частей, краткая программа какого-либо изложения. Наличие плана позволяет не упустить «течение мысли», не отклоняться от темы, и уложиться в отведённое для речи время.

   Наиболее распространённой структурой  речи классическая риторика считает структуру трехчастную — вступление, основная часть, заключение. Каждому из компонентов присущи свои особенности, обусловленные, прежде всего спецификой восприятия устного речевого сообщения, а именно — действующим здесь законом первого и последнего места («закон края»). Действие его приводит к лучшему усвоению материала, который излагается в начале и в конце выступления. Следовательно, вступление и заключение должны быть в центре внимания оратора. Главное достоинство первой и последней частей речи — краткость.

   Во вступлении автор решает следующие задачи: а) заинтересовать публику; б) сформулировать цель выступления, подчеркивая его актуальность для слушателя.

   Сделать свое выступление актуальным для данной аудитории можно лишь в том случае, если хорошо знаешь основные, групповые и конкретные интересы слушателей. В их жизни должны произойти перемены после того, как будет произнесена подготовленная оратором речь.

   В заключение речи автор подводит итог, используя следующие методы: повторение, иллюстрация, обязывающее или впечатляющее утверждение. Повторение необходимо по той простой причине, что слушатель в большинстве своем в конце прослушанного выступления не всегда может повторить его главные положения, не упустив чего-либо: подводит память или разные отвлекающие моменты. Повторение может быть организовано 1) воспроизведением формулировки поставленной оратором цели, 2) воспроизведением главных разделов речи. Иллюстрацией служит сравнение, аллегория, анекдот или притча, в которую укладывается сущность сказанного. Конечно, стоит большого труда найти такой материал — надо много читать, наблюдать, размышлять, чтобы суметь проиллюстрировать выступление на любую тему. Источником для подбора иллюстраций могут стать сказки, басни, пословицы, поговорки, крылатые выражения. Обязывающее или впечатляющее утверждение воздействует на чувства слушателей и используется часто в судебной практике в заключительном слове прокурора или защитника.

   В процессе произнесения основной части оратор может «потерять» слушателя. Чтобы этого не случилось, следует соблюдать два правила: быть логически последовательным в изложении материала и следить за его подчиненностью основной мысли. Нарушение этих правил приводит к следующим наиболее распространенным недостаткам устных выступлений: нарушение логической последовательности изложения материала; перегрузка текста теоретическими рассуждениями; отсутствие доказательности основных положений; обилие затронутых вопросов; шаблон в композиции и использовании языковых элементов.

                            

                           Элокуция - языковое оформление речи

   Элокуция (лат. elokutio — выражение, украшение) — языковое оформление речи.

   Публичное выступление, когда «адресат» — не один человек, а целая аудитория, требует от оратора еще большей строгости и ответственности за свою речь, за языковое оформление своих мыслей.

   Трудность публичной речи состоит в ее двойственной структуре: письменность и разговорность сливаются в ней воедино. При написании текста содержание насыщается книжно-письменными элементами (когда работаешь с литературными источниками), а воспроизведение в устной речи тяготеет к разговорности, так как только в этом случае речь превращается в живой диалог. Однако разговорность публичного слова принципиально отличается от бытового диалога особой языковой и произносительной культурой. Поэтому оратор, который механически переносит в публичную речь нелитературный обиходно-бытовой стиль, получивший название «разговорной стихии», допускает ошибку. Нельзя забывать, что, выступая непременно «от себя», выступаешь обязательно и от чьего-то имени: от имени своего города, учреждения, профессии, от имени интеллигентного человека вообще. Не стоит ронять своего престижа, не стоит забывать: «речь — это зеркало нашей внутренней жизни».   

   Точность и краткость речи будет способствовать ее логичности. Трудно уследить за логикой такой фразы: «Нам предложено в какой-то степени, в частности, издавать методическую литературу в первую очередь». Начинаешь невольно думать: «А почему в какой-то степени, а не просто в первую очередь?» Или еще фраза, произнесенная оратором: «Но я не пришел сюда, чтобы в хорошем свете показать нашу работу».

    Надо следить не только за логикой фразы, но и за логикой развития мысли, развертывания содержания. Этому помогают произносимые между завершающими мыслями слова типа: следовательно, итак, значит, во-первых, во-вторых, в-третьих, иначе говоря, и т. п. Они не только облегчают понимание смысла речи, но и вносят элемент разговорности.

Информация о работе Подготовка к публичному выступлению