Подготовка к публичному выступлению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 15:37, контрольная работа

Краткое описание

Умение влиять на людей с древних времен считалось одним из высших талантов. Не вступая в спор о роли личности в истории, нужно отметить, что существует огромное количество исторических событий, которые никогда не произошли, если бы не появились люди, направившие их развитие в определенном направлении. И одним из главных инструментов воздействия на других была ораторская речь.
Речевое мастерство, ораторское искусство – совокупность операций по подготовке и произнесению публичной речи, проведению беседы, дискуссии с целью добиться желаемой реакции аудитории.
Раскрытие основных этапов подготовки публичного выступления - это и является целью данной работы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
1.Этапы подготовки публичного выступления………………..4
Инвенция- создание речи…………………………………………………..4
Диспозиция- построение речи……………………………………………..7
Элокуция- языковое оформление речи……………………………………9
Мемория- запоминание речи………………………………………………13
Акцио- произнесение речи………………………………………………...16
2.Приёмы выступления……………………………………………...20
Начало и основная часть выступления…………………………………...20
Окончание выступления…………………………………………………...24
Заключение………………………………………………………………26
Список литературы…………………………………………………...27

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 57.52 Кб (Скачать файл)

   Конечно, надо избегать наукообразности речи, не злоупотреблять научными терминами и иностранными словами. Мы любим брать на вооружение и употреблять к месту и не к месту появившиеся новые слова. В программе «Время» нам сообщают о том, что «космонавты вели визуальное наблюдение за Луной». И здесь слово «визуальное» на месте. Но вот ведущая телепередачу, обращаясь к труженикам сельского хозяйства, говорит: «Визуально я познакомилась с вами». И на лицах многих появляется явное смущение: не поняли они, когда и как это «визуально» познакомилась она с ними.

    Наряду с засорением речи иностранными словами появились еще и «модные» слова и выражения. Мода по Далю — «ходящий обычай, временная, изменчивая прихоть в житейском быту, в обществе, в покроях одежды и нарядах». С модными нарядами, песенками звучат и модные слова.

   Надо освобождаться от прилипчивых штампов в речи: заострить вопрос, порядка двадцати процентов, имеет место, поднять на должную высоту, узкое место, целиком и полностью. Примелькавшиеся в речи, они проходят мимо сознания слушателей потому, что не несут информации. Штамп — это смысловая пустота, способная вызвать только досаду, раздражение. Штампами стали и такие слова, как «в рамках» (все теперь происходит у нас «в рамках»), «остаточный принцип».

   Познать и почувствовать все богатство родного языка, родной речи — одна из задач тех, кто решается выступать публично.

Действенное живое слово  — непременное слагаемое речи содержательной, научно-доказательной, правдивой, логичной, целеустремленной, наполненной юмором, убежденностью  в правоте суждений и так далее.

   Эмоциональное воздействие речи усиливается и тогда, когда оратор знает и умело применяет в своем выступлении языковые средства выразительности. Выразительность, эмоциональность публичной речи усиливают стилистические фигуры — повтор, анафора, эпифора, инверсия, градация, персонификация, риторический вопрос; лексические средства — сравнение, синонимы, омонимы, эпитеты, метафоры, перифраз, гипербола и др.

   Экспрессивность высказыванию придает такая стилистическая фигура, как повтор слова или словосочетания. Особенно выразителен повтор начальных слов и словосочетаний (анафора). Отдельные слова и словосочетания иногда повторяются и в конце предложений (эпифора). Речь при таких приемах становится более организованной, сильнее захватывающей внимание слушателей. Часто прием словесных повторов «монтируется» с приемом градации, когда слова, относящиеся к одному предмету, располагаются в последовательном порядке. При этом приеме мысль выражается более точно, четко и эмоционально. На эмоциональный строй речи влияет инверсия — перестановка обычного порядка слов в предложении с целью усилить выразительность речи. Сравнение, сопоставление, противопоставление способствуют лучшему пониманию предмета, его сути, подчеркивают неповторимую особенность, индивидуальность предмета. Эти приемы используются для оценки предмета и своего отношения к нему. Они возбуждают воображение слушателей, вызывают у них зрительные представления, что повышает внимание и эффективность восприятия речи оратора.

   Как видим, синонимический ряд может состоять не только из лексических единиц, но и из перифрастических фраз и фразеологизмов. Перифраз способствует обогащению речи оратора, усилению ее выразительности и образности.

   Для того чтобы чисто информационный стиль речи превратить в эмоционально-действенный, побудительный, рекомендуется прибегать к таким приемам, как риторический вопрос или вопросно-ответная форма речи, восклицание.

   Риторический вопрос  ставится не с целью получить на него ответ, а с целью втянуть слушателей в «сомыслие», побудить их вслед за оратором мысленно искать ответы на поставленные вопросы. Только тогда можно утверждать, что оратор превратил «речь для себя» (подготовленную дома) в «речь для других». Оратор вызовет не только сомыслие, но и сопереживание аудитории, если умело использует вопросно-ответную форму, восклицание, побуждение. Ведь каждый из этих знаков очень действенен. Восклицание вызывает ответную реакцию осуждения, сочувствия, восхищения и т. п. Риторический вопрос втягивает слушателей в процесс поиска ответа, в оценку значимости, правомерности постановки вопроса.

   Интеллигент — это всегда хорошо говорящий человек. Многие годы не придавалось значения тому, как говоришь, считалось важным только то, что говоришь. Тогда как речь — это органический сплав формы и содержания.                                           

Теряя форму, гибнет красота.

А форма четко требует  закона.                                

Невыносима больше маята  

Аморфности, неряшливости тона.

Эти слова Вл. Солоухина  разделяют многие художники слова.4

Внимание к форме необходимо и оратору. Он обязан знать технологию своего ремесла, от которого зависит  его творчество.

 

 

                             Мемория - запоминание речи

  «Мемориа» (лат. Memoria) — память, запоминание, дает рекомендации по запоминанию подготовленного к произнесению текста. Современная психология дополняет эти рекомендации выводами своих исследований памяти как психического процесса. 5

   Основу памяти составляет физиологическое явление — следы нервных процессов, сохраняющиеся в коре больших полушарий головного мозга. События нашей жизни проходят через нашу память как через сито: иные задерживаются в его ячейках надолго, другие же только на время, которое требуется, чтобы эти ячейки пройти. Без этого механизма избирательной фиксации не был бы возможен процесс познания. Если бы поступающая информация не задерживалась в ячейках памяти, нарушился бы процесс формирования психики, не оставалось бы следов нервных процессов, которые формируют навыки, необходимые для выживания. Если бы сохранялась вся поступающая информация, то нервные сети были бы перегружены, и мозг не смог бы отделить главное от второстепенного, деятельность его была бы парализована. Поэтому память является способностью к запоминанию, сохранению, воспроизведению и забыванию информации.

   В зависимости от наличия или отсутствия направленности действия памяти различают произвольный или непроизвольный ее виды. При произвольном запоминании происходит осмысливание информации, её отбор и обобщение главного в ней. Если необходимо, информация заучивается. При непроизвольном запоминании закрепление информации происходит само собой, без усилий со стороны человека, не включающего в этот процесс мышление. Очевидно, созданные нами тексты мы будем запоминать, пользуясь, прежде всего произвольной памятью. От чего же зависит её эффективность? Во-первых, от целей запоминания, мотивации. Если нужно выучить, чтобы сдать экзамен, знание вряд ли будет прочным. Если мы планируем использовать данное знание в будущей профессиональной деятельности, информация будет усвоена прочно. Во-вторых, эффективность произвольной памяти зависит и от приёмов заучивания, основанных на законах памяти.

   Первый называется образным приёмом запоминания. Суть его состоит в том, что вы должны получить глубокое, яркое и прочное впечатление о том, что хотите запомнить. Привлеките все типы образной памяти для запоминания текста вашего выступления: зрительную (постройте схему, графики, картинки, передающие его содержание); слуховую (многократно произнесите текст в процессе подготовки один на один с собою); моторную (разработайте последовательность жестов для всех частей вашей речи)

   Естественные законы нашей памяти основываются на впечатлении, повторении и ассоциации как наиболее важных условиях запоминания информации. Впечатление может быть зрительным и слуховым, но в любом случае, чтобы наилучшим образом его усвоить, оно должно быть как можно более ярким: произносите текст речи вслух, наслаждаясь каждым словом, а также постарайтесь представить выступление в виде образов-картин, последовательно разворачиваемых вами перед слушателями. Усвоению способствует углубленное проникновение в суть запоминаемой вами информации. Разбивайте материал вашего выступления на смысловые куски, выделяя в нем главное и второстепенное, сложное и простое, аргументированное и бездоказательное, и осмысливайте каждый из элементов.

   Второй естественный закон запоминания — повторение. Не всякое повторение полезно — механическое многократное воспроизведение текста приведет к обратному результату. Во-первых, повторять следует с интервалами (через 40-50 минут на 10-15 минут), которые необходимы нашему подсознанию, чтобы закрепить материал на уровне ассоциации. В то же время интервалы дают возможность мозгу отдохнуть. Во- вторых, при повторении полезно чередовать чтение текста выступления с припоминанием его про себя, а затем воспроизведением вслух. Причем повторять нужно текст не частями, а целиком. Если забыли что-то, не торопитесь заглянуть в текст, «загляните» в память.

   Последним необходимым элементом успешного запоминания является ассоциация. Ассоциация фактически объясняет механизм памяти. Все, что возникает в сознании, должно быть соотнесено с уже имеющейся там информацией. Таким образом, наша память опирается на организованную систему ассоциаций, и её возможности зависят от прочности и количества таких ассоциаций. Как накапливать ассоциации? Необходимо всесторонне обдумывать те или иные факты, которые вы должны запомнить, применяя следующую возможную схему: почему это так — как получилось, что это так — когда так бывает — кто и какое мнение имеет по этому поводу и т.д. Запоминая текст, не зазубривайте факты и описания, а старайтесь подобрать к ним какие-либо известные вам аналогии.

 

 

 

 

 

 

 

                                   

                                  Акцио- произнесение речи

   Акцио (лат. actio — действие) — раздел классической риторики, в котором даются рекомендации по непосредственному произнесению подготовленных речей.6

   Первое впечатление об ораторе — зрительное. Психологи установили, что 80% информации о мире мы получаем через зрение, поэтому и наши слушатели оценивают нас, прежде всего зрительно — каков наш внешний облик, поза, выражение лица, одежда, манеры. Первое впечатление обманчиво, тем не менее, оно очень сильно. Если мы вызываем в слушателях антипатию, то разрушить ее бывает очень сложно, и выступление окажется неэффективным: оратор не сможет установить столь необходимый для успеха речи контакт с аудиторией и не достигнет свой цели. Древние риторики уделяли большое внимание внешности оратора. Цицерон считал хорошие физические данные непременным условием успешной ораторской практики. Однако многие признанные мастера красноречия не были физически красивыми людьми: государственные деятели Наполеон, Талейран, полководец Суворов, актеры Грибов, Мочалов, Быков, Андроников. Это не помешало им завоевывать и покорять аудиторию. Античные традиции требовали использования оратором особого рода одежды и атрибутов. Сегодня риторика не выходит за рамки рекомендаций опрятности, отсутствия ярких вызывающих элементов, аккуратной прически, чистой обуви. Не стоит надевать костюмы и платья, стесняющие ваши движения, складывать в карманы какие-либо предметы. Столь же скромны, должны быть и ваши манеры. В официальной обстановке произнесения речи нет свободы и равенства, как в частной беседе. Слушатель поступается своей индивидуальностью, жертвует временем, чтобы выслушать вас, поэтому если вы сразу же дадите ему понять, сколь он невежествен и как далеко вы отстоите от него в своей образованности, возникнет раздражение, и цели выступления не будут достигнуты.

   Контакт с аудиторией легче бывает установить, если вы учтете следующие рекомендации: 1) заранее ознакомьтесь с комнатой, в которой вам предстоит выступать, — акустика, место, где вы будете стоять, расстояние от слушателей; 2) выбрав место, стойте так, чтобы не было затруднено дыхание, в то же время будьте устойчивы — рекомендуется стоять больше «вольно», чем «смирно», не следует переминаться с ноги на ногу; 3) будьте умерены в жестикуляции и мимике — только самые необходимые движения; в процессе выступления не «мучайте» свой галстук или пуговицы пиджака, оставьте в покое уши и кончик носа, не стоит каждые пять минут поправлять прическу, иначе говоря, избегайте делать механические жесты: они выдадут ваше волнение, которое недоброжелательный слушатель воспримет как незнание вами предмета речи; 4) не читайте речь по написанному тексту — если вы не знаете ее наизусть, не стоит и выходить к слушателям. Вполне допустимо (если объем выступления большой) иметь перед собой его тезисный план, карточки с цифровым материалом, цитаты; 5) в процессе произнесения текста речи смотрите на своих собеседников, а не в окно, на потолок или себе под ноги, тогда вы вовремя заметите малейшие признаки усталости, невнимания или разочарованности вашей речью и сумеете улыбкой, шуткой, интересным замечанием вновь возбудить интерес ваших слушателей. Помогает восстановить утерянный контакт и обращение к слушателям с вопросом, предложением выполнить какое-либо действие, позволяющее убедиться немедленно в правоте ваших утверждений.

   Контакт с аудиторией в очень большой степени зависит от дикции оратора. Дикция (лат. dictio — произнесение) — это произношение, артикуляция звуков и их сочетаний. Дикция является основой разборчивости речи и может быть отчетливой, членораздельной или косноязычной, нечленораздельной. Хорошая дикция обеспечивается исключительно точной и автоматизированной координацией психофизиологических речевых центров с органами речи — дыхательными органами, вибраторами (связками), артикуляторами (язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо) и резонаторами (полость рта и носа). Дикцию можно и нужно тренировать: систематически читать вслух скороговорки, крупные предложения (20-30 слов), периоды (читаются с ускорением или замедлением темпа, приданием различных интонаций), скандировать стихи.

   В устном общении, особенно в долгих выступлениях, большую роль играют паузы. Они помогают как говорящему, так и слушающему. Во-первых, облегчают дыхание и позволяют поддерживать необходимый запас воздуха в легких. Во-вторых, дают возможность обдумать предстоящие высказывания. Но главное — улучшают восприятие речи и даже ее запоминание слушателями, так как наиболее длительные паузы делаются перед самыми важными мыслями. В зависимости от этих функций различают паузы дыхательные, ритмические (в конце или в середине стихотворной строки), смысловые или логические (между предложениями, абзацами или иными частями текста), психологические (возникают при волнении говорящего, либо намеренно, с целью сосредоточения слушателей перед особо важной частью речи). Наибольший интерес как раз и представляет последний тип пауз, так как они могут быть предусмотрены оратором заранее.

Информация о работе Подготовка к публичному выступлению