Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2014 в 15:35, реферат
Актуальность. В настоящее время в системе школьного образования наблюдается снижение интереса учеников к изучению художественной литературы. Мир технического прогресса изменил отношение к чтению. Яркие и привлекательные телевизионные передачи, мир компьютерных игр смещают систему ценностей маленького человека в сторону легкости и доступности восприятия. Большинство учащихся занимают в учебном процессе пассивную роль и поэтому уже в 5-6 классах начинают терять интерес к учёбе, а особенно к изучению литературы. На уроках они предпочитают не слушать и отвечать, а перебрасываться записками, обсуждать свои проблемы, играть, просто разговаривать друг с другом. Интимно-личностное общение со сверстниками, согласно мнению Д.Б. Эльконина, становится ведущим видом деятельности [2, 217].
Введение…………………………………………………………………...2
§1. Психологические основы исследования …………...………………7
§2. Коммуникативные особенности подростка……………………….16
§3. Подросток как герой современной отечественной прозы ……....22
Заключение……………………………………………………………… 30
Список использованной литературы……………………
Данные исследования показывают, что подвижность временных границ объясняется изменением социальной ситуации развития, а кризисность как основная черта подросткового периода напрямую зависит от культуры того социума, в котором происходит становление личности. Эту мысль в своих исследованиях подтверждает Т.М. Простакова. По ее мнению, "развитие личности по своему содержанию определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах" [10, с. 5]. Подобную точку зрения высказывает и французский психолог Ф. Дольто в своей книге "На стороне подростка" она дает объяснение подвижности границ подросткового возраста: "Подростковый период длится в соответствии с теми представлениями, которые юноши и девушки получают от взрослых, и с теми границами познания, которые ставит перед ними общество" [6, с. 12]. Как считает И.С. Кон, "возрастные категории обозначают не просто хронологический возраст и определенную ступень индивидуального развития (созревания), но и определенный социальный статус", а также специфические для данного возраста общественное положение и деятельность. Ученый отмечает, что "периодизация жизненного пути всегда включает нормативно-ценностный момент, указание на то, какие задачи должен решить индивид, достигший данного возраста, чтобы своевременно и успешно перейти в следующую фазу жизни и возрастную категорию" [8, с. 7].
Таким образом, социальные обстоятельства определяют длительность подросткового периода, наличие или отсутствие кризиса, конфликтов, трудностей взросления и особенности перехода от детства к взрослости. [7, с. 17].
Как бы ни были расхожи взгляды на выявление границ подросткового периода, исследователи склонны считать, что биологическое и социальное неразрывно связаны и лишь в своем единстве оказывают существенное влияние на развитие личности. В подростковой личности чисто природное наполняется социальным и психологическим содержанием, а чем становится та или иная природная особенность, зависит от выполняемой деятельности (например, физический рост может стать поводом для занятий баскетболом). Л.И. Божович говорила: "Биологическая особенность на каждом этапе выступает с приобретаемой социальной в единстве и по-новому"[4, с. 17].
В своей работе Н.М. Казанская в качестве вывода приводит такой факт: анатомо-физиологические изменения влияют на психическое развитие подростка опосредованно, через культурные и социальные представления о развитии и культурном взрослении, а природные (биологические) особенности являются только предпосылкой развития, но непосредственно не определяют его результаты [7, с. 12]. Так, А.С. Выготский говорил: "Никогда влияние среды на развитие мышления не приобретает такого большого значения, как именно в переходном возрасте" [1, с. 306].
В подростковом возрасте происходит ряд психологических перемен, таких как: новые социальные потребности, отказ от увлечений и стремлений детства.
То, что вчера привлекало, сегодня становится неинтересным. Потеряв прежние интересы, и не обретя новых, подросток временно утрачивает связи со средой, с окружающими людьми и может ощущать себя очень одиноким. Необычность подросткового возраста замечают не только психологи, но и писатели. Людмила Матвеева в своей повести "Конкурс красоты в 6 "А", посвященной жизни подростков, пишет: "...В этом возрасте каждый бывает сложным, неуравновешенным, сам себя не понимает. Все барышни и молодые люди двенадцати лет - очень запутанные и неуправляемые...".
Особенности, характерные для подросткового возраста, приобретают характер специфичности. В чем же заключается необычность данного возрастного периода? К данному вопросу психологи подходят с разных позиций.
Ш. Бюлер объясняет специфику подросткового периода с позиции пубертата. Под пубертатом в психологии понимают период полового созревания, характеризующийся бурным, неравномерным ростом и развитием организма [4, c. 47].
Наряду с физическим пубертатом Бюлер выделяет психологическую пубертатность, а внутри нее три фазы развития:
1. прелюдия к периоду психологической пубертатности, отдельные симптомы которой проявляются в одиннадцать-двенадцать лет, когда подростки необузданны, драчливы, когда детские игры кажутся им неинтересными, а игры более старших подростков непонятны;
2. негативная фаза (одиннадцать-тринадцать лет у девочек, четырнадцать-шестнадцать лет - у мальчиков) характеризуется "повышенной чувствительностью, раздражительностью, беспокойным и легко возбудимым состоянием, физическим и душевным недомоганием", а также неудовлетворенностью собой, переносимой на окружающий мир. Ребенок в этот период наиболее чувствителен к восприятию негативного, что побуждает его либо к агрессивной самозащите, либо к пассивной меланхолии. Отсюда возникают такие особенности поведения, как снижение работоспособности, изоляция или активное враждебное отношение к окружающим.
3. позитивная фаза: подросток
восприимчив к позитивным
Э. Штерн считает, что специфика подросткового периода обусловлена, с одной стороны, направленностью мыслей и чувств, стремлений, идеалов, а, с другой стороны, особым образом действий. Личность подростка, пишет Штерн, развивается в первую очередь в зависимости от того, какая ценность переживается им как наивысшая. В связи с этим психолог выделяет шесть типов личности:
1. теоретическая: направлена
на объективное познание
2. эстетическая: стремится постичь единичные случаи,
3. экономическая: стремится достичь результат с наименьшими затратами,
4. социальная: видит смысл в "любви, общении и жизни для других людей",
5. политическая: стремится к власти, влиянию,
6. религиозная: "всякое единичное явление соотносит со смыслом жизни" [1, с. 309-310].
Наш выдающийся педагог В.А Сухомлинский обобщил главные черты подростка:
1) непримиримость ко злу, эмоциональное неприятие его с одной стороны, сочетается с неумением разобраться в сложных явлениях жизни – с другой;
2) подросток хочет быть хорошим, стремится к идеалу. Но он не любит, когда его прямолинейно воспитывают. Его раздражают словесные назидания.
Подростки чётко улавливают воспитательную фальшь, болезненно реагируют на несправедливость. Неопытность подростка может привести к тому, что из добрых побуждений он может совершить и нечто предосудительное;
3) подростку хочется быть
личностью. Совершить что-нибудь
героическое, романтичное. При наличии
потребности к действию и
4) у подростка выражено
противоречие между богатством
желаний и ограниченностью сил.
Отсюда множественность и
Прежде чем найти, обнаружить свои способности, необходимо проверить их в деятельности – это ещё и поиск себя. Подросток боится обнаружить свою несостоятельность, он слишком самолюбив и может прикрываться показной уверенностью, решительностью, за которыми скрывается беспомощность, но он не терпит снисходительных советов и часто поступает наперекор им;
5) в подростке сочетаются грубые выходки, а также и романтическая восторженность. Восхищение красотой и ироническое отношение к ней.
Подросток стыдится своих чувств. Тонкие человеческие чувства кажутся ему детскими. Он опасается, что его будут считать чересчур чувствительным, и поэтому он прикрывается грубостью. Прилив физических сил побуждает к деятельности. Но если нет нравственной культуры, можно растерять добрые чувства, приобретенные в детские годы. Конечно, не у каждого подростка проявляется весь набор противоречий, но их нельзя игнорировать [5, c. 134].
По мнению В.А. Сухомлинского, "душа подростка ранима, нежна и уязвима. Нельзя в нее бесцеремонно лезть".
Сергей Колосов, современный литературный критик, дает обобщенный портрет подростка: "Разум подростка не крепок, эмоции плохо сдерживаемы, внутренний стержень – его воля, воля к добру и справедливости, - подобно ростку, пробивающему асфальт, яро утверждается в жестком мире. Страсть, упорство, максимализм – непременные орудия подростка. Очень сложный и одновременно интересный возраст!" [22]
Обобщая всё вышесказанное, следует отметить, что подростковый период считается самым трудным и сложным из всех детских возрастов, представляющим собой период становления личности. Несмотря на позднее появление в психологии термина «подросток» (19 век), учеными-психологами сделан значительный шаг в изучении ключевых особенностей подростничества, а также в определении возрастных границ данного периода.
Разные точки зрения относительно возрастной периодизации подросткового возраста определили ряд подходов, среди которых наиболее значимыми являются: биологический (З. Фрейд, Ст. Холл), социальный (В.А. Аверин, Т.М. Простакова, Л.И. Божович) и классификация, в основе которой лежит связь развития индивидуума и человечества (Н.М. Казанская, В.В. Давыдов). Целесообразным, на наш взгляд, является объединение социального и биологического подходов, поскольку природный и общественно-культурный компоненты изначально связаны между собой и лишь в неразрывном единстве способны оказать определяющее влияние на развитие личности в подростковый период.
Как известно, подростковый возраст, отличающийся особой сложностью и бурным развитием, имеет ряд только ему присущих особенностей. Специфичность подросткового возраста психологи объясняют как с биологической, так и с социокультурной позиции. В основе биологического подхода, сторонницей которого является Ш. Бюлер, лежит понятие пубертатности, социокультурный подход, согласно мнению Э. Штерн, предполагает выявление особенностей подростка с точки зрения преобладающих в нем ценностей. Оба подхода, на наш взгляд, имеют место в объяснении особенностей подросткового периода, но в разные фазы развития, поскольку ценности, перечисленные Э. Штерн, подросток в большей степени способен воспринять и осмыслить в третий период психологического пубертата. Говоря о специфике подростничества, ряд ученых, избегая классификаций по какому-то признаку, стремились показать универсальные особенности, присущие этому возрасту. В этом плане наиболее полную характеристику подростка представил В.А. Сухомлинский. Советский педагог отмечает противоречивые черты, свойственные подростку: неуверенность в себе и желание занимать главенствующую позицию, стремление к романтичности и грубость в поведении, потребность в общении и склонность к одиночеству и т.д.
Подростковый возраст – это тот период, в котором закладываются основы поведения и от того, в какой степени формирующийся человек воспримет этические, социальные, культурные нормы на данном этапе взросления, зависит его будущая личность.
§2. Коммуникативные особенности подростка
Помимо приобретения подростком новых психологических особенностей, перечисленных в первом параграфе, в подростковом возрасте качественной перестройке подвергается и сфера отношений с окружающим миром. Это проявляется прежде всего в изменении стиля общения с товарищами и взрослыми.
Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Уже у дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания. Поведение же подростков по самой сути своей является коллективно – групповым. Согласно мнению Эльконина, общение в подростковом возрасте приобретает характер ведущей деятельности.
Анализ речевого поведения подростков представляет особую важность, так как в общении осуществляется отношение к человеку именно как к человеку. По мнению Л.Ф. Обуховой, "как раз здесь происходит усвоение моральных норм, осваивается система моральных ценностей. Здесь идет мыслимое и воображаемое проигрывание всех самых сложных сторон будущей жизни" [10, с. 85].
Однако как раз в этом возрасте перед подростком встают проблемы, связанные со сферой общения:
1. общение со сверстниками:
неумение, невозможность занимать
среди сверстников
2. общение со взрослыми: непонимание взрослыми внутреннего мира подростка, неспособность взрослых изменить стиль неравноправных отношений, при котором взрослые требуют послушания [16, с. 93].
Очень важно понимать, что эффективной коммуникативной деятельности мешают различного рода барьеры, называемые коммуникативными барьерами. В таблице представлены типы барьеров и их проявление [8, 95].
Тип барьера |
Проявление |
Личностные |
Различие в ценностях, компетентность, негативный прошлый опыт, вредные привычки. |
Физические |
Отвлекающий шум, расстояние. |
Семантические |
Различное понимание значений слов, изображений, мимики и жестов |
Организационные |
Многоуровневость, норма управляемость, неопределенность обязанностей |
Временные |
Дефицит времени |
Информационные перегрузки |
Многообразие информации невозможность ее упорядочить |
Различие в статусе |
Боязнь высказать мнение и задать вопрос. |
Информация о работе Подросток как герой современной отечественной прозы