Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 00:44, реферат
Понятия «общение» и «коммуникация» нередко рассматриваются как тождественные. Однако понятие коммуникации шире понятия общения, в определении общения главным является компонент «взаимосвязь людей».
Для теории коммуникации как междисциплинарной науки значимым является рассмотрение общения именно как особого вида человеческой деятельности, которая осуществляется посредством языка, как «процесс выработки новой информации, общей для общающихся людей и рождающей их общность» (М.С.Каган. Мир общения. – М., 1988. – С.149). Добавим: эта общность рождается при умелом использовании языка в процессе общения.
• Закон продвижения и ориентации адресата. Обеспечивается особой организацией структуры речевого произведения. Продуманным произнесением речи.
• Закон эмоциональности
речи: только субъективно пережитое,
прочувствованное можно
• Закон удовольствия
речи: эффективность речи возрастает,
если говорящий ставить перед
собой цель доставить радость,
удовольствие слушателю,
СИТУАЦИЯ ОБЩЕНИЯ
КТО – КОМУ
Я-говорящий; адресант) (Тебе–слушающему, адресат)
Коммуниканты (партнеры, собеседники):
1)количество: 1:1-межличностное;
1: несколько - групповое;
1: много - массовое (диалог, полилог, монолог – публичная речь);
2)социальная роль:
а) по статусу (социальному положению):
симметричные – несимметричные;
(равные) (неравные)
б) по социально-
постоянные – переменные
(пол, возраст, профессия, образование, (в момент общения: пациент – врач,
родственные связи) учитель – ученик и т.п.)
3)характер общения:
4)отношения: конфликтные,
партнерские, дружеские,
фамильярные, холодные и т.п.;
5)позиция собеседника: открытая, нейтральная, закрытая;
6)степень активности: общительный (экстраверт), необщительный (интраверт);
7)активность в процессе общения: лидер, «собеседник», наблюдатель.
ЧТО
(сообщение, текст; имеет содержание, форму, смысл, реализует цель речи;
отражает замысел создателя)
ГДЕ – КОГДА
(место действия)
Внешние обстоятельства: здесь, там… – сейчас, после обеда…
Канал связи: визуальное, дистанционное (письмо), слуховое (по телефону)
ПОЧЕМУ – ЗАЧЕМ
(мотив, интенция) (цель, коммуникативное намерение)
Внутренние обстоятельства:
общение, сообщение, побуждение (убеждение, внушение, уговоры)
МАКЕТ РИТОРИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
1. Вид обаяния и наличие возможностей воздействия на адресата:
1.1. Внешние данные (взгляд, линия лба, улыбка, выражение лица, мимические жесты).
1.2. Динамический облик (темпоритм, поза, жесты, движение, направленность на адресата).
1.3. Тембровые возможности голоса.
1.4. Манера одеваться, стиль.
2. Уровень речевой культуры:
2.1. Состояние языковой нормы; речевые ошибки, в том числе регионализмы.
2.2. Состояние этической нормы; этические и этикетные ошибки.
2.3. Состояние стилистической нормы; стилистические ошибки
2.4. Мера речевой индивидуальности.
2.5. Техника речи.
3. Стратегические параметры речи:
3.1. Заданность целевой установки.
3.2. Контактообразующие средства на фоне образа адресата (принципы и приемы управления вниманием аудитории).
3.3. Отбор речевых тактик,
направленных на достижение
Материалы для методического ориентирования
Характеристики обаяния:
положительное, отрицательное,
Виды обаяния
Обаяние доминирующего
аспекта личности говорящего: интеллектуальное,
эмоциональное, энергетичес¬
Демографические виды:
– обаяние пола –
мужское, женское, не¬
– обаяние возраста – детское, подростковое – мальчишеское, юношеское, зрелости, старости, невыраженное, смещенное.
Социальное обаяние и имидж (человек как представитель со¬циального слоя, общественной организации, партии и т.п.) – рабочий парень, труженица, крестьянс-кий тип, предприниматель, аристократ, интеллигент.
Обаяние маски – простодушный, умник, буквоед, смельчак и т.п.
Уровни культуры
Общая культура: элитарная, средняя, народная (крестьянская), городская и т.д.
Речевая культура: элитарная, среднелитературная, народная (культура диалектоносителя), просторечная, речевая культура социальных групп.
(Купина Н.М. Риторика в играх и упражнениях. – М., 2002, с.115-116 )
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРАТОРА И АУДИТОРИИ
Общие принципы управления вниманием аудитории:
1. Формирование новых интересов аудитории на основе имеющихся.
2. Учет информационного запаса аудитории.
3. Контроль за оптимальным темпом речи.
4. Стимулирование деятельности аудитории по восприятию речи.
Приемы привлечения внимания аудитории:
1) содержательно-концептуальные.
2) структурно-композиционные,
3) речевые,
4) паралингвистические,
5) наглядно-иллюстративные.