Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:01, реферат
В данной работе поставлена следующая задача: определить, какими методами политикам удается воздействовать на огромные массы людей с помощью речи.
Введение 3
1.Понятие и принцип речевой манипуляции в целом. 5
1.1 Понятие манипуляции 5
1.2 Основные принципы манипулятивного воздействия: 5
1.3 Оперирование информацией 6
1.4 Утаивание информации и использование определенных способов подачи информации 6
1.5 Воздействие на психологические мишени 8
2. Виды речевой манипуляции, используемой политическими деятелями 10
2.1Манипулятивная стратегия 10
2.2 Демагогические приемы 13
2.3 Манипулятивные тактики 15
2.4 Стратегия самозащиты 20
2.4.1 Тактика оправдания 21
2.4.2 Тактика оспаривания 22
2.4.3 Тактика критики 22
Заключение 24
Список литературы 25
Содержание
Введение 3
1.Понятие и принцип речевой манипуляции в целом. 5
1.1 Понятие манипуляции 5
1.2 Основные принципы манипулятивного воздействия: 5
1.3 Оперирование информацией 6
1.4 Утаивание информации и использование определенных способов подачи информации 6
1.5 Воздействие на психологические мишени 8
2.
Виды речевой манипуляции,
2.1Манипулятивная стратегия 10
2.2 Демагогические приемы 13
2.3 Манипулятивные тактики 15
2.4 Стратегия самозащиты 20
2.4.1 Тактика оправдания 21
2.4.2 Тактика оспаривания 22
2.4.3 Тактика критики 22
Заключение 24
Список литературы 25
Вероятно, с момента зарождения язык стал использоваться с целью воздействия и манипуляции. И наш древний предок, догадавшийся использовать в качестве орудия воздействия слово, а не дубину, был, без сомнения, одним из первых манипуляторов.
С тех пор лингвистика обрела специфический объект исследования – слово (или речь) в его регулятивной функции.
В последнее время изучение феномена манипуляции стало особенно актуальным для многих отраслей знания: психологии, социологии, лингвистики, культурологи и ряда других наук. Междисциплинарный характер исследования доказывает, какое значение имеет данное явление в современном мире.
В своем первоначальном значении слово «манипулирование» или «манипуляция», ведущее свое происхождение от латинского слова «manipulare», означало «управлять» в позитивном смысле: управлять со знанием дела, оказывать помощь и т.д. В современной литературе под манипулированием понимается искусство управлять поведением и мышлением людей с помощью целевого воздействия на общественное сознание, вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающим с его актуально существующими желаниями.
Объектом исследования данного реферата являются способы и виды речевой манипуляции. Предметом – речевая манипуляция в политической речи.
Цель работы: изучить манипулятивный дискурс в политической сфере.
В данной работе поставлена
следующая задача: определить, какими
методами политикам удается
Политический дискурс по существу является выражением всего комплекса взаимоотношений между человеком и обществом, и, таким образом, это явление по сути своей функционально направлено на формирование у реципиентов некоторого фрагмента мировосприятия или картины мира. Используя политический дискурс в качестве пробного камня, можно понять, как в разных языковых коллективах моделируются культурные ценности, как пропагандируется социальный порядок, какие элементы языковой картины мира остаются за пределами сознательных речевых стратегий говорящих, как формируется концептуальная картина мира, присущая каждому языковому коллективу.
Актуальность данной работы заключается в следующем: политики всего мира активно используют речевые манипулятивные приемы в своей деятельности, и чтобы грамотно трактовать речь любого политического деятеля, простому народу нужно знать хотя бы основы речевой манипуляции.
Необходимо отметить, что при манипуляции важно ощущение самостоятельности принятия решения. Превращая субъекта в объект, подвластный контролю и управлению, манипулятор, тем не менее, создает иллюзию самостоятельности принятия решения реципиентом.
Но было бы неверно трактовать манипуляцию только с негативной точки зрения. Важно упомянуть и о том, что манипуляция – это не всегда плохо. Исследователи отмечают, что существуют примеры манипулирования во имя свободы слова: журналисты с помощью речевой манипуляции спасают себя от уголовной ответственности, высказывают критику в адрес власти и отдельных коррумпированных лиц. Более того, манипулятивные приемы могут использоваться в интересах самого манипулируемого, например для того чтобы он бросил курить или пить. И здесь манипуляция окажется более эффективной, нежели прямое принуждение или физическое насилие.
То же самое касается и воспитания ребенка: можно безболезненно управлять им, избегая требований к нему приказного порядка.
- оперирование информацией;
- утаивание информации и использование определенных способов подачи информации;
- воздействие на
Информация, которая подается человеком, - это материал, с которым можно делать все, что угодно. Ее можно искажать, утаивать, корректировать способ подачи. Искажение информации варьируется от откровенной лжи до частичных деформаций, таких, как подтасовка фактов, коллективное убеждение. Коллективное убеждение - это систематическая попытка убедить людей принять определенную склонность, приказ или доктрину. Этот термин в основном используется в технике, предназначенной для манипулирования человеческими мыслями и действиями против желания, воли и знаний индивида. Эта попытка делается путем контроля над природой и социальной средой для того, чтобы уничтожить лояльность к любым нежелательным группам, индивидам или образцам поведения.1
Следующий способ манипулирования информацией – это утаивание информации, т.е. скрытие определенных тем, избегание этих тем или избирательное дозирование информации.
Определенную роль в утаивании информации или искажении ее играет способ подачи информации. Если обрушить на человека лавину однотипной информации или, наоборот, подавать информацию маленькими, очень дозированными порциями, человек не сможет ею эффективно воспользоваться. И, тем не менее, он не может упрекнуть, что его не поставили в известность.
Еще один распространенный прием в искажении информации – это подпороговая подача информации, когда происходит резкое изменение звука, смена музыкальной темы, если необходимо обратить внимание аудитории на какую-то информацию, изменение в дикторском тексте. Вот такие способы психологического воздействия называются лингвистическими ловушками. Существуют следующие способы употребления лингвистических ловушек:
Универсальные высказывания, которые на самом деле ничего не говорят, но создают эффект восприятия точного аргумента: «Такова жизнь», «Война есть война», «Это всегда так», «Всю жизнь так было и так будет».
Неявное указание на якобы общепринятые нормы, воздействуют в основном на чувство вины: «Ты даже дверь за собой не закрыл».
Умножение действий либо ситуаций: «Ходят тут всякие», «Много вас таких, а я одна».
Использование неопределенных референтных индексов: «У нас в институте считают», «Общеизвестно, что…», «Есть мнение…».
Во всех этих манипулятивных высказываниях содержатся опасения манипулятора, что его социальный статус будет недостаточно высоким, поэтому манипулятор стремится его искусственно повысить, претендуя на право поучать и обладать особо значимой информацией.
Манипулятор начинает общение,
имея некоторую уверенность в
успехе задуманного предприятия. Эта
уверенность воплощается в
Партнеры по общению различаются по наличию собственных сил, это набор некоторых преимуществ, которыми партнер по общению обладает почти всегда. Это статусные позиции – ролевые позиции, должность; деловые – квалификация, аргументы, способности, знания человека. Это преимущества, в создании которых важную роль играют третьи лица, например представительская поддержка, опора на силы конкретных третьих лиц, требования нормы, морали, ценности, или процессуальные силы, преимущества, которые извлекаются из самого процесса взаимодействия с партнером: темп речи, пауза, инициатива.
Одним из центральных вопросов при рассмотрении технологии манипулятивного воздействия является вопрос о мишенях, на которые направлено это воздействие. Как правило, в основном мишенями являются потребности, интересы, склонности, нормы, установки, поведенческие стереотипы человека, на которого оказывается влияние со стороны инициатора воздействия.
Обычно, воздействие строится в расчете на низменные влечения человека. Это с чувство собственности, враждебное отношение к непохожим на нас, неустойчивость перед искушением властью, деньгами, славой, роскошью. Как правило, манипуляторы эксплуатируют влечения, потребности в безопасности, в пище, в чувстве общности, любви и привязанности.
Для манипулятора большое
значение имеет контекст воздействия.
Общение всегда происходит где-то при
каких-то обстоятельствах, т.е. имеются
какие-то временные и пространственные
характеристики ситуации общения. Подбор
и организация условий
Под физическими условиями понимаются такие особенности окружения, которые определяют обстановку, в которой протекает общение: в рабочем кабинете, на улице, в аудитории, в автомобиле, на кухне и так далее. Это особенности освещения, слышимости, температуры, запахов, погоды, интерьера, расстановки мебели и так далее. Возможность для рассеивания внимания различна на улице и в кабинете, поэтому опытные манипуляторы внимательны к условиям. Общеизвестны способы решения деловых вопросов в бытовых условиях, при выезде на природу, или наоборот, многие мошенники используют выманивание людей на улицу, где легче отвлечь внимание от мошеннических действий.
Культурный фон взаимодействия включает в себя особенности ситуации общения, определяемой культурными источниками – язык, на котором разговаривают люди, национальные и местные традиции, культурные нормы, регулирующие способы согласования людьми своих действий: запретные темы, нехорошие жесты, пределы шуток, стереотипы восприятия, предрассудки и так далее.
Социальный контекст – это совокупность переменных общения, задаваемых со стороны тех или иных групп людей, реальных или условных. Образцами социальных ситуаций взаимодействий является дружеская вечеринка, банкет, ожидание в приемной у врача, магазинные очереди и так далее. Структура социальной ситуации включает распределение ролей, стандартные социальные ролевые предписания, гибкие правила и нормы отношения.
Опорочивание политического оппонента может достигаться с помощью способов и средств психологической обработки аудитории и с помощью манипулятивных приемов и тактик. Вряд ли можно четко разграничить манипулятивную стратегию и стратегию дискредитации. Так,. Некоторые называют дискредитацию разновидностью манипулятивной стратегии. Цели воздействия у них зачастую совпадают. Но не всегда целью манипулятивного воздействия является подрыв авторитета дискредитируемого объект, например, если правительство хочет, используя спекулятивные приемы, оправдать какие – то свои неправомерные действия.
Проблема манипулирования
индивидуальным и массовым сознанием
в последние годы все больше привлекает
внимание психологов и лингвистов.
Изучив и проанализировав существующие
определения манипуляции, ученые выделили
следующие признаки этого понятия:
1) родовой признак –
Некоторые же придерживаются
мнения, что перечисленные выше формулировки
манипуляции относятся, в основном,
к одной ее разновидности –
межличностной, и определяют манипуляцию
несколько иначе, как процесс
использования различных
Существуют три вида манипулятивных стратегий в политическом дискурсе: стратегия игры на ущемленном достоинстве, стратегию самопрезентации и стратегию дискредитации. В политической коммуникации манипуляция довольно часто может использоваться в качестве стратегии, как специфическая установка на общение (и тогда манипулятивная тактика реализует манипулятивную стратегию), а может использоваться в качестве приема, как ситуативное и косвенное средство воздействия (тогда это манипулятивная тактика при реализации других стратегий). Для достижения конкретной цели манипулятор организует эту тактику, включенную в подготовку и проведение основного воздействия (например, при использовании стратегии самопрезентации).