Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 19:20, реферат
Важность изучения риторики становиться в наши дни все более очевидной. Старинная наука возрождается, растет всеобщий интерес к ней, все хотят знать, как научиться ораторскому мастерству, умению говорить публично. По-другому, кажется сейчас, и быть не могло: все эпохи социальных обновлений всегда влекут за собой преобразования в теории риторики, поскольку новая общественно речевая практика требует обобщения, научных размышлений и ждет рекомендаций от ученых.
Введение………………………………………………………………………….3
Риторика в древней Руси ………………………………………………..
Риторики Петровского времени………………………………………….
Риторики XIII в………………………………………………………..
Риторики первой половины XIX века. ………………………………….
Заключение……………………………………………………………………18
Список литературы………………………………………………………..….19
1710г. Козма написал
собственную «Риторику», в предисловии
которой сообщил, что он «
В настоящее время известны 19 списков «Риторики» Козмы 1710 г. В отдельных списках сочинения названа «Книга всекрасного златословия».
В конце XVII – начале XVIII в. на севере Руси было основано Выговское старообрядческое общежительство. Его организаторы занимались перепиской и внимательным изучением священных книг, с глубоким почтением относились к «внешним мудростям». В целях прохождения наук основатели Выговской общины Андрей и Семен Денисовы объезжали монастыри, скупали книги, насыщались мудростью в беседах с учеными людьми. Известно, что Семен Денисов был в Киеве, где наверняка познакомился с киевскими риторами, а в Новгороде был на долгое время взят под стражу – там же он вел ученые диспуты. Старообрядцы не только собирали и переписывали существующие учебники риторики, но и составляли риторически свод. Старообрядческие рукописи, дошедшие до нас в большом количестве, показывают высокую культуру письма; буквенные заставки, орнамент и миниатюры поражают изысканной красотой.
Самостоятельным старообрядческим сочинением является «Риторика в 5 беседах». Хотя в некоторых поздних списках оно названо «Риторикой Феофана Прокоповича», Очевидно, что это труд самих старообрядцев, а именно краткая гомилетика, не повторяющая обширной латинской «Риторики» Ф, Прокоповича.
Старообрядцы Выговской литературной школы, овладевая риторикой, писали «слова» по канонам тогдашнего риторического искусства. Сохранившиеся сборники таких речей и проповедей показывают, что тематика их была как религиозно-догматической, так и нравственно-этической. В начале слова указывалось название, затем объявлялась «тема» как основная мысль, к которой привязывалось все содержание речи. Например: « О любомудрии. Ем же фема: Имущему бо везде дано будет и преизбудет».
3.Риторики XIII в.
М. В. Ломоносов. Руководства по риторике
Кто хочет иметь дело с людьми, тот необходимо должен мыслить хорошо, но говорить еще лучше.
Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) написал два риторических руководства: «Краткое руководство к риторике» (1744-1747) и «Краткое руководство к красноречию» (1747). Летом 1743 г. Ломоносов был заключен на полгода под стражу вследствие прений с иностранными коллегами в Академии, где, должно быть, и был написан первый учебник риторике. В ответ на отсылку Ломоносовым рукописи великому князю Петру Академии предложено было дать рецензию на книгу Ломоносова: академики, по рецензии Миллера, пришли к единодушному мнению о предложении Ломоносову составить руководство по «Риторике», более соответствующее нашему веку и притом на латинском языке, приложив русский перевод».
Первая попытка Ломоносова составить риторическое руководство интересна тем, что окончательный замысел создать три книги о «красноречии» у него еще не созрел, поэтому в руководство включены главы о разных жанрах публичной речи и письмах, и часть 4-ая «произношение»; эти главы и часть будут отсутствовать в «Кратком руководстве к красноречию» (1747 г.).
«Краткое руководство к красноречию» 1747 г. на первых порах ждала также не простая судьба: 5 декабря 1747 г. в здании типографии случился пожар, вовремя которого сшитые листы «Риторики» были сброшены на землю из окна из кровли, причем, «многие листы разлетелись, иные замараны, затоптаны и подраны». Часть тиража пришлось набрать заново и печатать в последующие 5 месяцев 1748 г. Вопрос о переиздании ставился через 2 года.
Значение руководства Ломоносова состоит в то, что в нем была отобрана и окончательна, закреплена терминология риторики, начиная с самого термина красноречия. Однако ломоносов осуществил лишь часть своего замысла, написав только книгу первую «Риторику, содержащую правила обоего красноречия: оратории и поэзии».
Василий Кириллович Тредиаковский (1703-1769) родился в Астрахани в семье священника. В1723 г. бежал в Москву, где поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Через два года пускается в смелое путешествие за границу, оканчивает в Париже Сорбонский университет. В 1732 г. Тредиаковский вернулся в Петербург, с 1732 г. служил переводчиком в Академии наук. К 1730 г. относится его перевод романа Поля Тальмана «Езда в остров Любви». Здесь же Тредиаковский приложил собрание стихов и переводов с французского. Книга имела шумный успех.
В начале 30-х годов Тредиаковский становится знаменит не только как автор популярных стихов, но и как теоретик – в 1735 г. он написал «Рассуждение об оде вообще» и «Новый краткий способ к сложению российских стихов». Необыкновенный труженик Тредиа4овский создал множество переводов(«Аргенида» Барклая, «Прохождение Телемака» Фенолона, изложенные гекзаметром, многотомные исторические сочинения Роллена).
«Слово о витийстве», произнесенное
в Императорской Академии наук в
1745 г., показывает, какой была прозаическая
программа Тредиаковского. Красноречие,
витийство, элоквенция – «царствующая»
наука, ибо все другие науки и
художества «токмо через элоквенцию
говорят». Традиционны для русской
филологической традиции мысли Тредиаковского
о «премудрости» истинного
Александр Петрович Сумароков
(1717-1777) известен более всего как
поэт и драматург. Трудно назвать
жанр, в которой бы Сумароков не
трудился: он писал трагедии, драмы,
оды (торжественные, любовные, анакреонтические),
песни, басни, элегии, эклоги. Сумароков
первым внес в русскую поэзию разговорную
легкость стиха, он – основоположник
русского романа, но и Сумароков
же переложил в стихи всю «
Сумароков много печатался в различных журналах, в частности, в собственном «Трудолюбивая пчела», журналах московского университета, издававший под редакцией его ученика и его последователя М. М. Хераского. Впрочем, судьба Сумарокого была сложна: он был директором созданного в 1756 г. театра, где ставились его пьесы, но в 1761 г. был отстранен от театра и целиком придался литературе.
После смерти Сумарокого Н. И, Новиков издал в типографии Московского университета «полное собрание» его сочинений до сих пор являющееся единственным.
Амвросий Серебрянников(1745–
Преосвященный Амвросий был
известен как ученый и проповедник.
Современники отмечали его необыкновенную
любознательность, энергию и в
то же время кротость характера. Серебренников
участвовал в составлении словаря
Академии Российской, за что был
избран членом Российской Академии. Но
наиболее известен как автор «Краткого
руководства к оратории российской»,
выдержавший два издания 1778 и 1791
гг. Это было наиболее серьезное
сочинение по риторике после трудов
М. В. Ломоносова. Несмотря на безусловное
преклонение перед авторитетом
великого ученого и частные ссылки
на него, Амвросий вполне самостоятелен
во многих разделах своего учебника. Прежде
всего он классифицирует виды тем
в оратории, что имело практически
педагогический смысл, - этот раздел в
русских риториках развитие не получил.
Вполне оригинален Амвросий и в разработке
родов и жанров ораторских речей,
из которых мы выбираем для публикации
все жанры поздравительных
Автор этого сочинения не установлен, хотя начинается оно «одобрением» профессора красноречия и цензора А. Барсова. По-видимому, это самый краткий из имеющихся учебников. Несмотря на традиционное содержание самой науки риторики, оно представляет интерес по основным определениям, своеобразным примером и способу выражаться, который неизвестный автор использовал, желая объяснить риторику «юношеству». Очевидно, что автор сознательно действует по совету М. В. Ломоносова, «удовольствуя» свое сочинение «примерами». Ясные определения и выразительные примеры делают « Детскую риторику» образцом учебной книги. Для публикации избраны6 определение риторики, «свойство речи» (под ним автор понимает пять традиционных частей риторики), фигуры риторические (перечисление и несколько «самонужнейших»).
Свойство речи
Оных находится 5 ,и суть следующее:
1) изобретение,
2) расположение,
3) украшение,
4) память,
5) произношение.
Первое свойство состоит в том, чтобы выдумать то, о чем говорить надобно.
Второе – чтобы изобретенное искусно расположить.
Третие – чтобы изобразить чистым и красивым слогом.
Четвертое – выучить наизусть.
Пятое – сказать или произнести с приятнотию.
Михаил Михайлович Сперанский(1772-1839)
– знаменитый государственный деятель,
реформатор российского законодательства.
Сын поповича, он окончил Владимирскую
духовную семинарию, при чем в
списке учащихся класса риторики за 1784
г. возле его фамилии помечено:
«доброго успеха», за 1785 г. – «понятен».
Добившегося блестящих успехов
выпускника семинарии 1788г. отправили
в Санкт-Петербургскую
Сперанский поступил в
гражданскую службу в 1797 г. и за четыре
года сделал блестящую карьеру, став
в 1801 г. действительным статским советником.
«Действительно Сперанский был совершенно
исключительным явлением в насей
высшей администрацией первой половины
XIX в. Без особого преувеличения
он может быть назван организатором
бюрократии в России… Сперанский
был своего рода Пушкиным для бюрократии;
как великий поэт владел думами и
чувствами поколений, так точно
над развивавшимся
Концепция словесности и составляющих ее наук сложилось у Никольского(1755-1834), видимо в начале 90-х годов XVIII столетия, когда им были написаны «Логика и риторика» (1790г.; впоследствии 5 изданий) и «Основание российской словесности» (1792г.; впоследствии 7изданий до 1830 г.). В предуведомлении к изданию 1807 г. А.С. Никольский пишет, что в риторике он многое заимствовал из изданной им в1790 г. «Краткой риторики» и перепечатанной без его согласи в Москве под заглавием «Краткая логика и риторика для учащихся в Российских духовных училищах». Окончивший духовную семинарию и служивши в бегколлегии, а затем в адмиралтейском департаменте, А.С. Никольский, тем не менее, был одним из наиболее влиятельных филологов своего времени.
А.С. Никольскому принадлежат несколько значительных переводов в частности 1834 г. были изданы «Двенадцать книг риторических наставлений» Марка Фабиа Квинтиллиана, ссылки на которого имеются в любом учебнике риторики.
«Основания российской словесности» представляют собой классический вид учебного руководства по простоте и ясности материалов.
4. Риторики первой половины XIX века.
Слово составляет важнейшее орудие, посредством которого человек содействует счастию ближнего.
Слово есть воплощенная мысль:
посему объясняя, украшая выражения,
придаем чрез то самое и мыслям
ясность, красоту и совершенство.
Следовательно, наука словесности
непосредственно содействует
Алексей Федорович Мерзляков
(1778-1830) профессор Московского
1.письма;
2.диалоги;
3.учебные сочинения;
4.история (характеры,
Информация о работе Риторика - это классическая наука и учебная дисциплина