Риторика - это классическая наука и учебная дисциплина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 19:20, реферат

Краткое описание

Важность изучения риторики становиться в наши дни все более очевидной. Старинная наука возрождается, растет всеобщий интерес к ней, все хотят знать, как научиться ораторскому мастерству, умению говорить публично. По-другому, кажется сейчас, и быть не могло: все эпохи социальных обновлений всегда влекут за собой преобразования в теории риторики, поскольку новая общественно речевая практика требует обобщения, научных размышлений и ждет рекомендаций от ученых.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Риторика в древней Руси ………………………………………………..
Риторики Петровского времени………………………………………….
Риторики XIII в………………………………………………………..
Риторики первой половины XIX века. ………………………………….
Заключение……………………………………………………………………18
Список литературы………………………………………………………..….19

Вложенные файлы: 1 файл

риторика др.docx

— 39.64 Кб (Скачать файл)

5.речи (духовные, политические, судебные, похвальные, академические).

Людвиг Генрих(Людвиг Генрихович) Якоб(1759-1827) – немецкий философ, филолог, социолог, правовед, деятель Просвещения. Деятельность Л.Г. Якоба в России ознаменована выходом энциклопедического «Курса философии для гимназии Российской империи» (1811-1817 гг.) в 8-и частях содержащего  начертания всеобщей логики, всеобщей грамматики, психологии, нравоучительной  философии эстетики, словесных наук естественного и народного права, народного хозяйства.

Николай Иванович Грач 1787-1867-русский писатель, журналист, филолог, издатель, педагог. Греч учился в Юнкерской школе при Сенате и Педагогическом университете. С 1804 г. преподавал в частных школах, Петропавловском училище, Пажеском корпусе, будучи одновременно членом цензурного кабинета. Греч стал рано известен как издатель.

В 20-30 гг. «известность Н.И. Греча  не только литературная, но и просто личная, была почти всеобщая» (М.В. Логинов). В доме Греча на знаменитых «четвергах»  собирались известные художники  и литераторы.

Греч был широко известен как беллетрист: романы «Поездка в  Германию»(1831) и «Черная женщина»(1834), «Литературные путешествия» с идеей  защиты российского социального  строя.

Как филолог Греч знаменит своими грамматическими трудами: Практическая русская грамматика; Просторная русская  грамматик; Чтение о русском языке.

Труды по теории и истории  словесности – более ранние: Учебная  книга российской словесности или  избранные места из русских сочинений  и пер. в стиха и прозе с  присовокуплении кратких правил риторики и пиитики и истории  словесности. Сочинения Греча имело  большое влияние на современников. О влиятельности «Учебной книги  словесности» Н.И.Греча говорят ее неоднократные переиздания.

Греч был замечательным  педагогом методистом, умевшим отобрать, систематизировать и кратко описать  литературный и грамматический материал.

Александр Иванович Галич (1783-18480) - преподаватель Императорского Царскосельского  лицея, один из первых преподавателей философской кафедры в Петербургском  университете. С 1818-1819гг. издал в 2-х  томах «Историю философских систем», за что был обвинен в безбожии и революционных замыслах. В 1837 г. лишившись оклада профессора и казенной квартиры, Галич получил место  начальника архива при провиантском департаменте. Несмотря на постигшие, на него невзгоды, Галич продолжал  работать и издал несколько книг. Больше всего его занимали 2 труда: «Всеобщее право»и «Философия истории  человечества», но едва он успел закончить  их, как в его отсутствие пожар  бесследно уничтожил рукописи.

«Теория красноречия» Галича представляет собой фундаментальный  труд. При несколько тяжеловатом  стиле изложения А.И. Галич философичен  и включает в рассмотрение риторики психологические, логические и эстетические начало.

 

Заключение

Конечно, 17 век не исчерпывается  описанной в этой работе первой русской "Риторикой". Почти не было затронуто  преподавание риторики в Киевской духовной академии, в украинских и белорусских  братских школах. Между тем известно огромное количество латинских учебников  риторики, по которым учились здесь  в 17-18 веках.

К сожалению, до нас дошло  мало работ петровского времени. Но некоторые из них дошли: старообрядческая "Риторика", "Риторика" Михаила  Усачева, "О силе риторичестей" Софрония Лихуда, "Книга всекрасного  златословия" Козьмы Афоноиверского, "Наука проповедей" и "Книга  сия философская" Андрея Белобоцкого  и другие вырабатываются философские  и логические основания риторики, вместе с тем дан анализ конкретной общественной языковой практики своего времени.

Возвращаясь к ленинским  нормам жизни, нам важно соотнести  опыт нормирования общественной речи и риторической учебы 20-х годов  с современными проблемами обучения лекторскому мастерству. Думается, работы А.В. Мартова, В. Гофмана и  других теоретиков ораторского искусства, риторико-педагогический опыт Института  живого слова давно ждут своего глубокого  осмысления, выдержав проверку временем.

Все эти труды требуют  внимательного прочтения, переиздания, научного комментирования, изучения всеми, кто хочет (и должен) научиться  правильно и убедительно говорить.

Но всегда помните, что  со словами нужно обращаться очень  осторожно, ибо оно ведет людей  на подвиги и убивает, призывает  к любви и ненависти, вдохновляет  и лишает уверенности в свои силы, способности. Помните также, что  процветание общества зависит во многом не только от экономики, техники, а от культуры слова, понимание общества значимости этой культуры, умение владеть  словом.

Ваша обязанность, ваш  долг перед обществом – всячески способствовать тому, чтобы в нашем  обществе возродился истинный диалог.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово.
  2. Учеб. пособие для учащихся 10-11 кл. общеобраз. учреждений. — М.: Просвещение, 1996.
  3. Аннушкин В.И. История русской риторики. Хрестоматия: Учебное пособие. М., 2002.
  4. Введенская А.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи: современная риторика – Ростов Н/Д Феникс 1996-576 с.
  5. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений, обуч. по пед. Спец.–2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.-272 с.

 


Информация о работе Риторика - это классическая наука и учебная дисциплина