Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2014 в 07:45, курсовая работа
Проблеме этикета у тувинцев не уделялось достаточного внимания в тувиноведческой литературе. В этнографических работах можно найти описания свадебного обряда, ритуала захоронения, религиозных обрядов и многого другого, но в них, как правило, лишь мимоходом затрагиваются нормы тувинского этикета.
В связи с этим большую актуальность приобретает всестороннее изучение этикета, так как с ним приходится сталкиваться ежечасно и повсеместно в любом обществе.
Введение 3
ГЛАВА 1 Традиционные нормы поведения и общения тувинцев в быту
Факторы, влияющие на морально-этические нормы поведения тувинцев 9
Повседневное общение. Прием гостей 15
Этикет при погребально-поминальной обрядности 39
ГЛАВА II. Традиционные нормы поведения и общения монголов в быту
Повседневное общение. Приветственная атрибутика 46
Прием гостей у монголов 56
Правила поведения во время празднеств 63
Заключение 69
Список использованной источников и литературы 73
Оглавление
Введение 3
ГЛАВА 1 Традиционные нормы поведения и общения тувинцев в быту
ГЛАВА II. Традиционные нормы поведения и общения монголов в быту
Заключение 69
Список использованной источников и литературы 73
Список информаторов 77
Приложение
Введение
Когда мы знакомимся с культурой и бытом другого народа, то, несомненно, мы обращаем внимание на особенности поведения в стандартных ситуациях. А между тем, невозможно получить правильное представление о культуре того или иного народа, если не знать специфических правил его поведений. При попытках понять модель поведения другого народа можно столкнуться с разнообразием культур, вариативностью форм общения, мышления, поведения и психологии, что, впрочем, и обеспечивает существование человечества в целом. Для того чтобы полнокровно общаться с представителями других национальностей, очень важно знать их традиционную культуру поведения. Возможно, в процессе знакомства многое на первый взгляд, может показаться странным или нелепым, тем не менее, очень важно уважать чужие традиции и обычаи, чтобы достигнуть взаимопонимания между народами. Более того, чтобы лучше понять людей другой культуры, надо неукоснительно следовать заповеди этнографа: «Не мерь на свой аршин»1.
Существует множество определений этикета и каждое из них по- своему отражает сущность этого понятия, а все вместе взаимно дополняют друг друга. Приведем только некоторые из них. Так, например, в словаре по этике дается следующее определение. Этикет есть «совокупность правил поведения касающихся личного проявления отношений к людям (обхождение с окружающими, формы обращений и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда)»2. По мнению авторитетного специалиста в этой области Б.Х.Бгажнокова, «этикет - это система характерных для данного этноса предписаний ритуального общения в типичных, изо дня в день повторяющихся ситуациях взаимодействия»3.
Словарь по этике- М„ 1983,- С.471.
Это не единственно возможное определение; наверное, философы, культурологи, социологи, психологи могут внести в него свои дополнения, отражающие аспекты этих наук, но с точки зрения этнографической оно представляется достаточно емким. В систему ритуальных предписаний Б.Х.Бгажноков включает поведение людей в следующих ситуациях: приветствие, прощание, представление во время знакомства, выражение благодарности, в которых этнические различия выступают наиболее ярко. Кроме коммуникативных действий существует еще и набор «элементов социальной коммуникации» (прикосновение, поза, жест и т.д.).4
Т.В. Цивьян считает, что под этикетом «понимаются такие, правила ритуализированного поведения человека в обществе, которые отражают существенные для данного общества социальные и биологические критерии и при этом требуют применения специальных приемов»5.
Если обобщить эти определения и попытаться перевести их на более доступный язык, то этикет есть не что иное, как свод неписаных законов и обычаев, которые должны неукоснительно соблюдаться и осуществлять регуляцию поведения людей во всех сферах общественной жизни.
Проблеме этикета у тувинцев не уделялось достаточного внимания в тувиноведческой литературе. В этнографических работах можно найти описания свадебного обряда, ритуала захоронения, религиозных обрядов и многого другого, но в них, как правило, лишь мимоходом затрагиваются нормы тувинского этикета.
В связи с этим большую актуальность приобретает всестороннее изучение этикета, так как с ним приходится сталкиваться ежечасно и повсеместно в любом обществе.
Таким образом, исходя, из актуальности данной темы целью
выпускной квалификационной работы является исследование традиционного этикета, как части культуры кочевых народов Центральной Азии (на примере тувинцев, монголов). Для данной цели нужно решить следующие задачи:
Предметом исследования является традиционный этикет тувинцев и монголов.
Объектом изучения является формы общения тувинцев и монголов как часть традиционного этикета.
Анализ историографии. При написании дипломной работы мы опирались на научную литературу (историческую, этнографическую, социальную) периодическую печать Тувы, рукописный фонд ТИГИ, а также собственные наблюдения.
Этнографическое изучение тувинцев началась в России еще в конце XVIII в. Первые сведения этнографического характера были получены в ходе экспедиций 1768-1774 гг. под общим руководством академика П.С.Палласа6. В конце XVIII в. вышла первая сводная этнографическая работа о народах России И.Г Георги 7. В этом труде, изданном на немецком, французском и русском языках, приведены сведения о племени сойот. Первым ученым тюркологом, посетившим в 1861г. Западную Туву и сделавшим ценные наблюдения по языку и культуре тувинцев, был В.В.Радлов.8 Большой след в изучении этнографии народов Центральной
Азии оставил Г.Н.Потанин9. Он лично путешествовал по Сибири, собрал огромный этнографический, фольклорный материал по обычаям и обрядам тюркских и монгольских народов.
В дореволюционной историографии Тувы большую роль сыграли
труды таких известных исследователей, как Н.Ф. Катанов, Е.К.Яковлев,
П.Е.Островских, Ф.Я.Кон, Г.Е. Грум-Гржимайло10. Важный этап в изучении
Тувы составляют специальные этнографические исследования Ф.Я.Кона.
Собранные им материалы характеризуют хозяйство, быт, административное
устройство, верования и культуру тувинцев11. В 1900г. В Минусинске
Е.К.Яковлевым был издан «Этнографический обзор инородческого
населения долины Южного Енисея и объяснительный каталог
этнографического отдела музея»12 . В этой работе имеется сведения о семейных отношениях, положении женщин. Весьма содержательны три тома труда известного путешественника и исследователя Центральной Азии Г.Е.Грумм - Гржимайло «Западная Монголия и Урянхайский край», в которых, в частности, дается этнографический очерк тувинцев13, где автор уделяет внимание отдельным моментам обычаев и обрядов.
После вступления Тувы в состав СССР начались планомерные многолетние этнографические исследования в организации, которых главную роль играют Институт Этнографии АН СССР, Тувинский Институт Гуманитарных Исследований (ТИГИ). В фондах данного ТИГИ РТ были найдены этнографические материалы по обрядам и обычаям тувинцев.
Немаловажный вклад в изучение этнографии Тувы внесла работа Л.П.Потапова «Очерки народного быта тувинцев», которая раскрывает материальные и духовные стороны тувинцев14.
В тувиноведческой литературе национальный этикет фрагментарно представлен в работах В.А. Адрианова, В.П. Дьяконовой, Г.Н. Курбатского, и др.15
Особую ценность в контексте нашего исследования представляют публикации, М.Б. Кенин-Лопсана «Традиционная этика тувинцев»16. М.В.
Монгуш в своей работе «Основы тувинского этикета»17 , считает, что «этикет является отражением социальной организации общества. Его содержание и место в социальной жизни определяется конкретно- историческим процессом развития общества. Привычки кочевой жизни, веками складывавшийся хозяйственный уклад, древние языческие обряды, элементы шаманизма и буддизма образовали традиционно-бытовую культуру общения народа. Тувинский этикет типологически сходен с этикетом кочевых народов Центральной Азии, особенно исповедующих буддизм».
Также особенно ценна работа известного монголоведа H.JI. Жуковской, в своей книге «Кочевники Монголии. Культура, традиция, символика» в отношении этикета дает следующее, «этикет - та сторона народной культуры, с которой сталкиваешься повсеместно и ежечасно. В нем зашифрована биологическая, социальная, историческая, философская, психологическая, а также объединяющая их все и в то же время как бы стоящая над ними этническая информация»18.
К специальному изучению этнического этикета посвящены работы А.К.Байбурина, Б.Х.Бгажнокова, Т.В.Цивьян и др19. Исследуя этническую специфику этикета, они определили его как систему характерных для этноса моральных предписаний ритуализированного общения в типичных, повторяющихся ситуациях взаимодействия, выделили его основные принципы, структуру, речевую специфику, обосновали его диалог с общечеловеческими ценностями.
Таким образом, анализируя историографический обзор по данной проблематике, приходим к выводу, что со стороны этнографии раскрыта частично. Автор выпускной квалификационной работы делает попытку впервые комплексно исследовать формы общения тувинцев как традиционного этикета, в этом заключается новизна работы.
В работе используются методы, широко применяющиеся в историко- этнографических исследованиях: описательный, ретроспективный, сравнительный и проблемный. Проведена беседа с информаторами.
Источниковой базой исследования является:
Практическая значимость работы заключается в том, что сам текст
или некоторые ее положения можно использовать при проведении
бесед, уроков, классных часов в школах.
ГЛАВА 1.ТРАДИЦИОННЫЕ НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ И ОБЩЕНИЯ ТУВИНЦЕВ В БЫТУ
1.1 Факторы, влияющие
на морально-этические нормы
тувинцев.
У тувинского народа, как у любого другого, сформировалась своя традиционная культура со своим комплексом духовных ценностей. Сегодня вопрос изучения народной культуры является чрезвычайно актуальным.
Традиционные формы поведения: обряды, обычаи, этикет, прием гостей, трудовые навыки, игры, праздники, обращения с природой, способы воспитания, межпоколенные отношения (детей, молодых и пожилых), привлекают пристальное внимание не только этнографов, но и психологов, социологов, педагогов, лингвистов, искусствоведов.
Нормы поведения и общения, обычаи и обряды представляют интерес и с точки зрения выявления корней художественного творчества тувинцев. Нормы поведения, как часть духовной культуры народа, существенно повлияли на этику современных тувинцев20.
Наиболее сильное влияние на морально-этические нормы поведения тувинцев оказали следующие факторы: жизненный повседневный опыт, относящийся к практической деятельности, быту; связь каждого со своей, семьей, родом; народные верования; устойчивые морально-этические нормы, передающиеся от поколения поколению; контакты с соседними странами и народами21. Все это в совокупности привело к сложению тех элементов коммуникации, которые выступают изо дня в день в некоторой слитности друг с другом.
Система моральных установок, определяющих характер общения у тувинцев, включает набор универсальных, общечеловеческих
ценностей: почтительное отношение к старшим, родителям, женщинам,
гостеприимство, бескорыстие, скромность, толерантность, дружелюбие и
Т.Д.22
Для тувинца чрезвычайно важен его авторитет в обществе. А авторитетным может быть только тот, кто, обладает такими качествами, которые отражают высокие понятия народа о чести, долге и моральной чистоте . Это, прежде всего уважение к старшему поколению, благородство, щедрость, желание прийти на помощь любому, кто в этом нуждается, уважение и соблюдение традиций своих предков.
Если человек обладает совокупностью этих качеств или, по крайней мере, строго придерживается их в повседневной жизни, значит, он соблюдает порядок, установленный в данном обществе. Следовательно, о нем можно сказать: «Он во всем следует этикету»23.
В иерархии ценностей, культивируемых и традиционно поддерживаемых в обществе, уважение и почитание старших занимает одну из верхних ступенек. Как вспоминает информатор Ооржак Д. X.: «Люди пожилого возраста олицетворяют, мудрость и являются главными хранителями житейского опыта и этикетных норм общества. Старики, особенно живущие в сельской местности, почти никогда не остаются на склоне лет без внимания и заботы со стороны своих детей и родственников. К ним молодые люди обращаются за советами, их мнением всегда дорожат. Но, к сожалению, эта добрая традиция не так устойчива в современной городской среде»24.
Раньше до глубокой старости доживали немногие. Тяжелые условия жизни, суровый климат, отсутствие грамотной медицинской помощи вносили свои коррективы: Почетного возраста достигали лишь самые выносливые и физически крепкие25.
Другим существенным моментом является требование уважительно и бережно относиться к окружающей природной среде, прежде всего к тем местам, где родился и вырос человек; к местам, по которым традиционно кочуют его родители, и, конечно же, к своему жилищу, средствам существования (скоту и т.п.). Данные моменты представляются наиболее существенными для тувинского этикета26.
Информация о работе Традиционные нормы поведения и общения монголов в быту