Формулы речевого этикета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 19:53, реферат

Краткое описание

Речевой этикет - это система правил речевого поведения и устойчивых формул вежливого общения.
Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости и затруднений в общении.
Неукоснительное соблюдение речевого этикета в деловом общении оставляет у клиентов и партнеров благоприятное впечатление об организации, поддерживает ее положительную репутацию.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Техника реализации этикетных форм…………………………………….4-5
Взаимодействие речевого и поведенческого этикета…………………...6-7
Речевые дистанции и табу……………………………………………………8
Комплименты. Культура критики в речевом общении……………………..9
Невербальные средства общения………………………………………..10-11
Эргономика среды как составная часть речевого этикета………………...12
Список использованной литературы……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (9).docx

— 36.90 Кб (Скачать файл)

- Вы хорошо (отлично, прекрасно,  превосходно, великолепно) выглядите.

- Вы так (очень) обаятельны (умны, находчивы, рассудительны,  практичны).

- Вы хороший (отличный, прекрасный, превосходный) специалист (экономист, менеджер, предприниматель).

- Вы хорошо (отлично, прекрасно,  превосходно) ведете (свое) хозяйство  (дело, торговлю, строительство).

- Вы умеете хорошо (прекрасно)  руководить (управлять) людьми, организовывать  их.

- С вами приятно (хорошо, отлично) иметь дело (работать, сотрудничать).

 Культура критики нужна для того, чтобы критические высказывания не испортили отношений с собеседником и позволили бы разъяснить ему его ошибку.

 Для этого следует критиковать не личность и качества собеседника, а конкретные ошибки в его работе, недостатки его предложений, неточность выводов.

 Для того чтобы критика не затрагивала чувства собеседника, желательно формулировать замечания в виде рассуждений, привлечения внимания к расхождению между задачами работы и полученными результатами. Полезно строить критическое обсуждение работы как совместный поиск решения сложных проблем.

 Критика доводов оппонента в споре должна представлять собой сопоставление этих доводов с не вызывающими у собеседника сомнений общими положениями, достоверными фактами, экспериментально проверенными выводами, надежными статистическими данными.

 Критика высказываний оппонента не должна касаться его личных качеств, способностей, характера.

 Критика совместной работы одним из ее участников должна содержать конструктивные предложения, критика этой же работы посторонним человеком может быть сведена к указанию недостатков, поскольку выработка решений - дело специалистов, а оценка положения дел, эффективности работы организации - право любого гражданина.

 Невербальные  средства общения

 

 Разговаривая друг с другом, люди для передачи своих мыслей, настроений, желаний наряду со словесной речью используют жесты и мимику.

Язык мимики и жестов позволяет  говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники  диалога владеют собой, как они  в действительности относятся друг к другу. Главным показателем  чувств говорящего является выражение  его лица, его мимика.

  В "Частной риторике" профессора Н. Кошанского (СПб., 1840) говорится: "Нигде столько не отражаются чувства души, как в чертах лица и взорах, благороднейшей части нашего тела. Никакая наука не дает огням очам и живого румянца ланитам, если холодная душа дремлет в ораторе… Телодвижения оратора всегда бывают в тайном согласии с чувством души, со стремлением воли, с выражением голоса".

 Мимика позволяет нам лучше понять собеседника, разобраться, какие чувства он испытывает. Так, поднятые брови, широко раскрытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот свидетельствуют об удивлении; опущенные вниз брови, изогнутые на лбу морщины, прищуренные глаза, сомкнутые губы, сжатые зубы выражают гнев.

Печаль отражают сведенные  брови, потухшие глаза, слегка опущенные  уголки губ, а счастье - спокойные  глаза, приподнятые внешние уголки губ.

В связи с этим рекомендуется  изучать свое лицо, знать, что происходит с ним во время разговора, следить, как изменяется мимика и передает ли она соответствующую эмоцию.

 О многом может сказать и жестикуляция. Языку учат с детства, а жесты усваиваются естественным путем, и хотя никто предварительно не объясняет их значение, говорящие правильно понимают и используют их. Это объясняется тем, что жест используется чаще всего не сам по себе, а сопровождает слово, служит для него своеобразным подспорьем, а иногда уточняет его.

 В русском языке существует немало устойчивых выражений, возникших на базе свободных словосочетаний, называющих тот или иной жест. Став фразеологизмами, они выражают состояние человека, например, опустить голову, вертеть головой, поднять голову, покачать головой, рука не поднимается, развести руки, опустить руки, махнуть рукой, приложить руку, протянуть руку, положа руку на сердце, погрозить пальцем.

Не случайно, что в различных  риториках, начиная с античных времен, выделялись специальные главы, посвященные  жестам. Теоретики ораторского искусства  в своих статьях и книгах о  лекторском мастерстве обращали особое внимание на жестикуляцию. Так, А.Ф. Кони в "Советах лекторам" пишет: "Жесты  оживляют речь, но ими следует пользоваться осторожно. Выразительный жест (поднятая рука, сжатый кулак, резкое и быстрое  движение и т.п.) должен соответствовать  смыслу и значению данной фразы или  отдельного слова (здесь жест действует  заодно с тоном, удваивая силу речи). Слишком частые, однообразные, суетливые, резкие движения рук неприятны, приедаются, надоедают и раздражают".

  Механические жесты отвлекают внимание слушателя от содержания речи, мешают ее восприятию. Нередко они бывают результатом волнения говорящего, свидетельствуют о его неуверенности в себе.

Жесты, имеющие какое-либо полезное значение для общения, подразделяются на ритмические, эмоциональные, указательные, изобразительные и символические.

  Ритмические жесты связаны с ритмикой речи, они подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз, т.е. то, что в самой речи передает интонация.

 Эмоциональные жесты передают разнообразные оттенки чувств, например волнение, радость, огорчение, досаду, растерянность, замешательство.

Указательные жесты требуются  для выделения одного предмета из ряда однородных, обозначения места, где находится предмет, указания на порядок следования предметов. Указательный жест рекомендуется использовать в  очень редких случаях, когда в  этом есть настоятельная необходимость.

  Изобразительные жесты появляются в следующих случаях:

 если не хватает  слов, чтобы полностью передать  представление;

 если самих слов  недостаточно по причине повышенной  эмоциональности говорящего, нервозности,  несобранности, неуверенности;

 если необходимо усилить  впечатление и воздействовать  дополнительно на слушателя.

  Изобразительные жесты используются как наглядное средство передачи мысли, они не должны подменять собой словесную речь.

 Символические жесты  условно обозначают некоторые  типичные ситуации и сопровождают  соответствующие высказывания:

 жест категоричности (сабельная отмашка кистью правой  руки) сопровождает слова: Никогда  не соглашусь. Это совершенно  ясно. Никто не знал;

 жест интенсивности  (рука сжимается в кулак) при  словах: Он очень упорный. Какая  она упрямая;

 жест отказа, отрицания  (отталкивающие движения рукой  или двумя руками ладонями  вперед) вместе с высказываниями: Не надо, не надо, прошу вас.  Нет, нет;

 жест противопоставления (кисть руки исполняет в воздухе  движения "там" и "здесь") вместе со словами: Нечего туда - сюда ходить. Одно окно на  север, другое на юг;

 жест разъединения, расподобления  (ладони раскрываются, раздвигаются  в разные стороны): Это надо  различать. Это совершенно разные  вещи. Они разошлись;

 жест объединения,  сложения, суммы (пальцы соединяются  в щепоть или соединяются ладони  рук): Они хорошо сработались.  Они очень подходят друг другу.  А если это вместе положить. Давайте соединим усилия.

Эргономика среды  как составная часть речевого этикета

 

  Первое, что замечают люди, приходя на прием, собеседование, собрание, деловую встречу, - это внешняя обстановка помещения, в которой предстоит решать какие-либо вопросы. От того, как выглядит кабинет или офис отчасти зависят результаты беседы, переговоров.

 Грамотное построение пространства требует соблюдения единого стиля в оформлении помещения: в планировочном решении, в отделке, декоре, мебели.

 Правильно и со вкусом спланированный кабинет помогает создать благоприятную обстановку для беседы, что способствует установлению плодотворного контакта.

Сказанное, конечно, касается не только кабинетов. Специальные требования предъявляются к другим помещениям. Удобная и эстетичная планировка должна быть и в приемной, в помещениях отделов, в учебных классах, в  помещениях для хранения документов.

Внешний вид любого помещения  должен соответствовать его функциональному  назначению, производить впечатление  разумно организованной деловой  среды. Мебель и ее расположение должны быть удобными для сотрудников и  посетителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

1. Аннушкин В.А. История русской риторики. Хрестоматия. - М., 1998.

2. Венедиктова В.И. О  деловой этике и этикете. - М.: Фонд  Правовая культура, 1994.

3. Веселов П.В. Аксиомы  делового письма: культура делового  общения и официальной переписки. - М.: ИВЦ Маркетинг, 1993.

4. Деловой протокол и  этикет. - М.: Инф. центр Коринф, 1992.

5. Культура устной и  письменной речи делового человека. Справочник. Практикум. - М.: Флинта, Наука, 1997.

6. Рождественский Ю.В.  Введение в культуроведение. - М., «Добросвет», 1999.

7. Рождественский Ю.В.  Общая филология. - М., фонд «Новое  тысячелетие», 1996.

8. Рождественский Ю.В.  Принципы современной риторики. - М., фонд «Новое тысячелетие», 1999.

9. Рождественский Ю.В.  Теория риторики. - М., 1997.

10. Формановская Н.И. Употребление  русского речевого этикета. М., 1982.

 


Информация о работе Формулы речевого этикета