Характеристика речи современного школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 16:13, научная работа

Краткое описание

Во время обучения в школе происходит становление и развитие языковой личности подростков. Через несколько лет они станут полноправными членами общества и будут оказывать влияние на формирование, отбор и сохранение норм языка в дальнейшем.

Содержание

II. Основная часть
Глава 1. История изучения понятия «ненормативная лексика» в лингвистике.
Глава 2.Исследование особенностей речи современного школьника.
III. Практическая часть
IV. Выводы
V. Литература
VI. Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

работа Характеристика речи.docx

— 91.71 Кб (Скачать файл)

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.http://wikipedia.ru

2.Копорский С.А. О культуре  языка и речи молодежи. Русская речь. –1991.,№1.

3.Грачев М.А. Новое в молодежном жаргоне. РЯШ.—2005г., №5.

4.Грачев М.А. Аргонизмы в молодежном жаргоне. РЯШ.,1996 г., №1.

5.Скворцов Л.И. Что угрожает литературному языку. Размышление о состоянии современной речи. РЯШ. – 1994 г., №5.

6.Беличева С.А. Сложный мир подростка. Свердловск,1984 г.

7.Бобахо В.А. , Левикова С.И. Современные тенденции молодежной культуры: конфликт или преемственность поколений? – 1996 г.

8.ТолстыхА.В. Подросток в неформальной группе. М.: Знание, 1991 г., №1.

9.Современный русский язык. Учебник. П.А.Лекант. М.: Высшая школа,1999 г

10.Стенин И.А. Словарь молодежного жаргона. Воронеж, 2004 г.

11. Ермакова О.П. Источники пополнения жаргона. Русский язык.,1999 г.,№40.

12.Ермакова О.П., Земская Е.А.Розина Р.И. Слова , с которыми мы встречаемся: Толковый словарь общего жаргона. 1999 г.

13. Сиротинина О.Б. От кого зависит судьба русского языка? Русская речь.- 2007 г.

14. Борисова Е.Г. О некоторых особенностях современного жаргона молодежи.РЯШ.,1987 г.,№3.

15.Ожегов С.И. Словарь русского языка.,2007 г.

16.Малый энциклопедический словарь. Брокгауз-Эфрон. Санкт-Петербург,1907 г.

17. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.

 

 

 

Приложение1

СЛОВАРЬ ЖАРГОННЫХ СЛОВ И  ВЫРАЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

8-11 –х классов МОУ «Толстихинская СОШ .»

  Амбал – толстяк

Аппарат – бытовая техника

Бабки (бабло, капуста,мани-мани, лаве) - деньги

Базар – разговор

Балда( долбак ,болван) - глупый человек

Балдеж – нечто приятное.

Башка ( тыква, бубен, чан)-  голова

Бесить - нервировать

Ботан,ботаник – хороший ученик

Браток( братан, братуха, кореш, кент) – приятель, друг

В кайф - мне нравится

Вали отсюда ( чухай , чеши) – уйди

Видак( видик, видюшник) - видеомагнитофон

Влипнуть - попасть в неприятную ситуацию.

В натуре – на самом деле, действительно.

Возникать - быть недовольным  чем-то.

Въехать ( во что-то) - понимать

Глючить – испытывать трудности

Гнать ботву ( грузить) - говорить неправду.

Грабли( краб,клешня) - рука

Гудеж - бурное веселье

Дать деру – убежать

Дело дрянь – дела идут плохо, безуспешно.

Дискач - дискотека

 Домашка – домашнее задание

Дурдом – шум, хаос

Дыня - лицо

Дятел ( стукач) - предатель

Елки - палки (ели-пали) –  вот это да !

Железно – высшая степень  уверенности

Жесткий – очень хороший 

Жмот – жадина

Забацать – сделать , создать что-то.

Забить на кого-то - быть равнодушным.

Загнуть - сильно преувеличить

Задолбать (забодать, достать,доконать) – жутко надоедать

Зажигать - веселиться

Заметано - договориться с  кем-то о чем-то.

Западать на кого-то –  кто-то понравился.

Запороть – испортить  начатое дело .

Засветиться - саморазоблачиться

Зацепит - тронуть кого-то

Зашибись - очень хорошо

Зеньки(лупы, шары, фары) - глаза

Иди гуляй - отойди от меня

Инглиш – урок английского  языка

Кадр – человек, способный  на непредсказуемый поступок.

Камчатка ( чукотка) – учащиеся , сидящие за последней партой.

Каркать - предсказывать

Кентоваться – близко общаться

Кирдык ( копец ) -   грозящая опасность.

Клава - клавиатура

Класс (клево, потрясно, блеск, порядок, сила, супер) – все очень хорошо!

Класуха - классный руководитель

Клевый перец - хороший парень

Клеиться ( к кому-то) - искать знакомства.

Комп - компьютер

Контроша – контрольная работа

Корочка - документ

Косяк – неверный поступок

Крыса – человек, способный  на подлость, предательство.

Крыша поехала – ничего не понимать

Крутизна ( крутой) - сильный

Крыша – группа поддержки

Крякнуть ( откинуться) - умереть

Кусок( косарь, штука) - тысяча рублей

Лапонька - красивый человек

Лафа - хорошо

Лимон – миллион рублей

Липовый - фальшивый

Литра – урок литературы

Локаторы - уши

Лось( лосина) - высокий человек

Лох – невезучий человек.

Лохануться- промахнуться, обмануться.

Лыбиться  - улыбаться

Лыжи( тормоза, ласты, копыта) - ноги

Матеша      -- урок математики.

Мобила(дибильник,труба) – мобильный телефон.

 Молоток -  хороший,  надежный человек.

Мочить -  жестоко бить, убивать.

Мощно - хорошо

Музон - музыка

Мутить воду- вызывать в ком –то какое –то беспокойство.

Наезд - придирки, претензии 

Накосячить - совершить неверный поступок.

Напряг – трудиться

Не бери в голову –  не обращай внимания.

 Не в кайф - не хочется

Не в курсе - что- то не знать

Не фонтан - плохо

Ни фига себе - ни чего себе

Ништяк – хорошо

О кей - хорошо

Обалдеть (очуметь) - удивиться

 Облом – несбывшиеся  планы

Обломиться - разочароваться

Овца – неумная девочка 

Олень – тупой человек

Отвалить ( отвянуть) – отойти в сторону

Отмазать – откупить,оправдать

Отпадно – красиво, необычно, ярко .

Отрубиться -  быстро заснуть.

Отрываться – получать удовольствие.

Отстойно - плохо

Отфутболить – отвязаться от кого –то.

Офигенно – очень хорошо.

Офигеть - очень удивиться.

Понт - превосходство

Пороть чушь – говорить ерунду.

Пофигу - все равно

Прикалываться - шутить

Прикид - внешний вид.

Прикинуться шлангом –  сделать вид,что не понимаешь.

Прикол - шутка

Прошвырнуться( прохилять) – прогуляться.

Пятак - пятерка( о школьной оценке).

Разуй глаза – посмотри внимательно.

Реально - нормально

Речи нет- не возражаю

Родаки ( предки, шнурки) - родители

Рупор ( варежка, хавальник, дуло) - рот

Рыпаться( дергаться) – задираться на кого-то, конфликтовать.

Салют - здравствуй

Сачковать - не работать

Сбагрить - переложить

Свистеть - обманывать, лгать

Сдуться – быть неспособным  на поступок.

Сеструха- сестра

Сидюшник( сидишка)- компьютерный диск

Слабак – безвольный , слабый человек.

Слабо - трудно

 Словить ( двойку ) – получить

Смолить - курить

Сморозить ( что-то) - сказать глупость

Смыться (слинять, сдернуть) с урока –отсутствовать без причины.

 Содрать (слизать ) – списать задание у кого  -то

Спихнуть экзамен - сдать, получить  положительную оценку.

Срубить фишку – сделать  что-то  красиво, ярко, необычно.

Сто пудов - выражение большой  степени уверенности.

Стыбзить - украсть

Супер- пупер - очень хорошо

Тачка - автомобиль

Тащиться ( торчать) - восторгаться

Телик ( ящик, коробок) - телевизор

Тема - значительное , важное явление.

Тип- топ - все хорошо.

Толкнуть ( что-то кому-то) - продать что-то.

Тормоз - несообразительный  человек.

Торчать - где-то долго проводить  время.

Треп ( лажа) - ложь

Тусоваться - веселиться, вместе проводить время.

Ты гонишь - говоришь неправду

Ты прикинь- представь себе

Угорать - смеяться

 Училка – учительница

Фан - чей-то поклонник.

Фенечки - украшения, аксессуары.

Фигня ( мура,фигня, фигнюшка, буза) – незначительный предмет, явление.

Фильтруй базар - следи  за своей речью.

Фингал( финиш) - синяк

Фитиль( колокольня) - высокий человек.

Фишка – что – то приятное, яркое , необычное.

Фуфло – некачественная вещь.

Хавать - кушать

 Халява ( халявный) – легкая добыча, удача.

Хачик – лицо кавказской национальности.

 Химичка ( химоза ) – учитель химии

Хохмач( приколист) - шутник

Цивильный - модный

Чайник – умный человек

Чапать - медленно или неохотно идти.

Чувак - парень

Шестерка – услужливый человек.

Шеф - начальник

Шибзик (шкет, малявка, шланг, шнурок) – младший по возрасту.

Шмотки( барахло) - одежда

Шпора – шпаргалка

Шухер( атас!) - внимание, опасность!

Щенок - младший по возрасту

Экстрим - риск

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

  1. Результаты анализа ответов на первый вопрос: «Как Вы считаете, насколько Ваша разговорная речь отличается от нормативной лексики?»
  2. Да: 51.3%
  3. Нет: 13.5%
  4. Ненамного: 35.2%

 

 

 


Анализ ответов на третий вопрос: «хотели бы вы овладеть нормативной  лексикой?»:

  1. Да: 62.1%
  2. Нет: 37.9%

 

 

 

 


Информация о работе Характеристика речи современного школьника