Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 11:18, шпаргалка
Современный русский язык по происхождению связан с общеславянским, который выделился из индоевропейского языка - основы. На основе общеславянского языка образовались восточнославянский (древнерусский) язык, а также языки южнославянской группы (болгарский, сербский…) и западнославянской (польский, словацкий, чешский и др.)
В 14-15вв в результате распада Киевского государства на основе единого языка древнерусской народности возникло 3 самостоятельных языка: русский, украинский, белорусский.
1. Происхождение русского языка. Значение русского языка в современном мире
2. Фонетические нормы в культуре речевого общения
3. Дикция и выразительное чтение в культуре речевого общения
4. Грамматические нормы в культуре речевого общения
5. Особенности устной и письменной формы речи в русском языке
6. Фунционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение) в речевой коммуникации
7. Вербальные и невербальные средства общения
8. Логика, этика, эстетика речи в речевой коммуникации
9. Подготовка речи: выбор темы, цель, содержание и структура речи
10. Выступление как разновидность ораторской речи
11. Способы словесного оформления публичного выступления
12. Научный и официально-деловой стили: характеристики, особенности использования в профессиональной деятельности
13. Служебная документация: реквизиты и основные виды управленческих документов.
14. Работа с документами для внешнего пользования: простые деловые письма и контрактные документы
15. Культура делового письма
16. Аннотирование и реферирование в письменной речи современного русского языка.
17. Спор. Логические и психологические аспекты полемики
18. Культура ведения диалога и монолога
19. Публицистический и художественный стили: характеристики и возможность использования в процессе профессиональной деятельности
20. Разговорно-обиходный стиль в процессе речевой коммуникации
21. Деловое совещание. Особенности служебного делового общения
22. Деловая беседа. Структурная организация беседы
23. Особенности телефонной коммуникации
24. Особенности речевой коммуникации в деловых переговорах
25. Технические средства информации в коммуникации (телефакс, факс-модем, электронная почта и т.д.)
26. Особенности речи перед микрофоном и телевизионной камерой
27. Литературное произношение: стили, правила произношения гласных и согласных звуков, литературные ударения
Ролевые установки. Дополнительное преимущество получает инициатор разговора, так как он заранее продумывает свое поведение, выбирая удобный ему момент и манеру ведения разговора.
Этикетно-речевые формулы общения по телефону:
1. Начало разговора:
Произвести хорошее
2. Основной момент
разговора: Интригующее
3. Завершение разговора: Нейтральное: До свидания. Всего доброго.
Нарушение делового этикета:
Не перезвонить, когда вашего звонка ждут. Это необходимо сделать в течение рабочего дня, даже вечером, не откладывать на долгое время.
Заставлять ждать у телефона говорящего с вами человека, решая в это время свои проблемы "на месте". Лучше договориться о повторном звонке собеседнику через какое-то время.
24. Особенности
речевой коммуникации в
Основная функция речи - коммуникативная, т.е. человеческая речь возникает в ответ на необходимость вступить в общение с кем-либо или сообщить что-либо, через речь происходит контакт говорящего и слушающего
Эффективность распространения
деловой информации "по горизонтали"
(т.е. между отделами, подразделениями
или сотрудниками одного уровня), как
правило, очень высока. Люди, работающие
на одном и том же уровне, понимают
друг друга "с полуслова", им не
требуется детальное и
Эффективность вертикальной коммуникации (т.е. вверх и вниз по иерархическим уровням) значительно ниже.
Особенности служебно-делового общения во многом объясняют характер требований к речевой коммуникации в деловой среде. Эти требования могут быть сформулированы следующим образом:
1. Четко определяйте цели своего сообщения.
2. Делайте сообщение
понятным и доступным для
3. Делайте сообщения
по возможности краткими и
сжатыми, отказывайтесь от
4. В разговоре
с сотрудниками следуйте
25. Технические
средства информации в
Наиболее распространенными техническими средствами информирования в коммуникациях являются системы радиовещания и телевидения: сведения о принятии новых положений и законов, постановления правительств, курсы валют, курсы ценных бумаг и т.д.
Тип электросвязи предназначен для передачи сообщений, представленных в форме документов. Существуют две большие группы: с факсимильным и кодовым методами передачи.
Факсимильный метод
передачи сообщений предполагает непосредственную
передачу изображения документа
с помощью специальных
При передаче кодовым
методом производится посимвольное
кодирование сообщений - как текстов,
вводимых в персональный компьютер
непосредственно с клавиатуры, так
и графических файлов(
Электронная почта - совершенно особый вид коммуникаций, позволяющий общаться в диалоговом режиме, в режиме телеконференций и т.п.
26. Особенности
речи перед микрофоном и
Анализируя особенности общения по радио и телевидению, выделим два ключевых момента:
1) влияние характера радио - и телевизионной аудитории на поведение выступающих;
2) факторы, определяющие
привлекательность или
Психологические трудности, с которыми не встречается выступающий в "живой" аудитории, но которые возникают у человека во время выступления по радио или телевидению:
Коммуникатор не
видит своей аудитории, следовательно,
он лишен возможности
Радио - и телевизионная публика не просто рассредоточена в пространстве - она рассредоточена психологически. Люди становятся радио - или телеаудиторией случайно, без объединяющего их мотива, интереса, цели.
Аудитория телевизионного и радиовыступления практически не поддается "заражению", поэтому манера обращения, сам способ говорить с нею должен отличаться от обычной публичной речи. Поэтому выступление должно не только привлекать внимание, но и постоянно поддерживать его.
Человек слушает и смотрит радио - и телепрограммы, так сказать, в "мягких туфлях", в домашней обстановке, что не может не влиять на требования как к форме, так и к содержанию выступления. От публичного выступления по радио и телевидению ожидается, с одной стороны, сохранение некоторой отстраненности, а с другой - доверительность, неофициальность.
Аудитория радио и телевидения гораздо более разнообразна, чем аудитория "живого" публичного выступления.
Между восприятием
образа выступающего и воздействием
его сообщения обнаружена следующая
связь: если у аудитории складывается
положительный образ
Образ коммуникатора
Отношения между коммуникатором и сообщением |
Отношения между коммуникатором и аудиторией |
Характеристика: знание того, о чем он говорит; его искренность, правдивость, убежденность в том, что он говорит; умение донести свои знания, мысли до аудитории. |
Характеристика: знание своей аудитории; искреннее уважение к аудитории; О умение общаться с ней на равных, не поучая, не заискивая, не занимаясь самолюбованием. |
Аудитория тонко чувствует отношение к себе. Степень ее доверия и симпатии к выступающему зависит от таких его важных качеств, как авторитетность и компетентность, внешняя привлекательность и тактичность.
27. Литературное произношение: стили, правила произношения гласных и согласных звуков, литературные ударения
Стили произношения:
Нейтральный стиль произношения - это речь в нормальной, обычной обстановке, в среднем темпе, при спокойном состоянии говорящего, который хочет передать или получить какую-либо информацию.
К сниженному (неполный)
стилю относится небрежная
Высокий (полный) стиль используется в торжественных случаях; для него характерен замедленный темп, тщательное проговаривание. Говорящий в этом случае обычно стремится подчеркнуть важность сообщаемого, привлечь внимание слушателей и т.д.
Как должны произноситься те или иные звуки в определенных фонетических позициях, в определенных сочетаниях с другими звуками, а также в определенных грамматических формах и группах слов - всеми этими вопросами и занимается орфоэпия.
В произношении гласных,
наиболее характерной чертой является
изменение в зависимости от их
положения (позиции) в ударном или
безударных слогах. Так, для русского
литературного языка
При произнесении согласных по-прежнему характерно в литературном языке, оглушение звонких согласных на конце слова и перед глухими и, наоборот, озвончение глухих перед звонкими: дуб - ду [п], круг - кру [к],
Однако некоторые
говорящие при оглушении
К наиболее заметным чертам старомосковского произношения обычно относят произношение:
1) окончаний 3-го л. мн. ч. глаголов II спряжения через =ут, =ют по аналогии с глаголами I спряжения: сл. ы [шут] ; ср. современное слы [у1ът] ;
2) окончаний И.
п. ед. ч. прилагательных м. р.
с основой на заднеязычные
согласные г, к, хс
4) гласного [а] как
среднего между [ы] и [э], т.е.
[ы3], после шипящих ж и шъ 1-м
предударном слоге: [жы?] ра; ср. современное
[жа] ра, [ша] гй, [шалун 5) гласных [а,
э] после мягких согласных в
1-м предударном слоге как
6) смягченных согласных
перед последующими мягкими
7) суффикса = ся (=сь) в возвратных глаголах как твердого [са, с] ; ср. общеупотребительное [с'а, с] ; старал [с'ъ], старая^^ и сценическое стиралась], старая. [с;
8) сочетание чн как шн: ску [шн] о, конё [шн] о;
9) сочетаний зж, жж_ка. к долгого мягкого [ж] ; ви [лг] эт', дро [ж'] и; ср. современное еи- [ж] атъ, дрд [ж] ыс твердым долгим [ж].
Некоторые произносят заимствованные слова, которые уже "русифицировались", т.е. получили право иметь мягкий согласный перед е, на "заграничный манер", с твердым согласным в этой позиции: аг [рэ] ссия, [дэ] кан. Однако такое произношение производит впечатление оригинальничанья, манерности.
Русское ударение прежде всего силовое. Характерными чертами его являются также разноместность и подвижность. Разноместным русское ударение называют потому, что оно может быть на любом слоге, даже в родственных словах, на первом, на втором, на последнем. Подвижным его называют потому, что в одних грамматических формах какого-либо слова оно может стоять на одном слоге, а в других - на другом. В словах, кроме основного ударения, может быть второе, ослабленное (второстепенное, побочное): разноместный, русско-английский.
Конкуренция между существительными и предлогами (до, за, из, на об, по, под) в перетягивании ударения имеет давнюю историю. Переносу ударения на предлог еще в начале века отдавалось предпочтение. Однако впоследствии все чаще и чаще ударение стали переносить на существительное.
В настоящее время для литературного языка в целом допустимы оба варианта ударения: по боку, под боком, под бок, за бок. Однако для обычной (не поэтической), повседневной речи более характерны сейчас безударные предлоги: на воду, под водой. Правда, бывают отступления от этого общего правила. Например, когда место ударения служит различителем смысла высказывания. Можно сказать жить за городом и за городом, что одинаково значит "в пригородной местности".
Чаще сохраняется ударение на предлоге и в устойчивых сочетаниях. Так, говорят бок о бок; зуб на зуб не попадает, В наречиях типа набок в повседневной речи также предпочитается ударение на предлоге.
В постановке ударения все же лучше ориентироваться не на поэтическую речь, а на орфоэпические словари!
Информация о работе Шпаргалка по "Русскому языку и культуре речи"