Шпаргалка по логопедиии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 08:55, шпаргалка

Краткое описание

1 Предмет и объект логопедии. цель логопедии. Теоретические и практические задачи логопедии.
Логопедия — это специальная педагогическая наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.

Вложенные файлы: 1 файл

Шпоры по логопедии.docx

— 148.58 Кб (Скачать файл)

 

22 Дизартрия: определение, причины  возникновения, механизм.

Дизартрия – наруш. звукопроизносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации реч. аппарата. Тяжелое и сложное нарушение звуковой стороны речи.

Причины: 1.органическое поражение ЦНС и периферической НС под влиянием различных неблагоприятных факторов, воздействующих во внутриутробном периоде, в момент родов и после рождения; 2.асфиксия; 3.родовая черепно-мозговая травма; 4.гемолитическая болезнь; 5.нарушения мозгового кровообращения; 6.инфекционные заболевания нервной системы; 7.опухоли головного мозга; 8.недоразвитие ядер черепно-мозговых нервов; 9.наследственные болезни НС, пороки развития НС.

Нарушения звукопроизношения возникают  при поражении следующих структур ГМ: 1.периферических двигательных нервов и мышц речевого аппарата (языка, губ, щек, глотки, гортани, диафрагмы, грудной  клетки); 2.ядер периферических двигательных нервов (в стволе головного мозга); 3.ядер, расположенных в стволе и  подкорковых отделах мозга и  осуществляющих элементарные безусловно-рефлекторные реакции (плач, смех, вскрикивания, восклицания)

Механизм и симптоматика дизартрии.

Осн. симпт. - дефекты звукопроизн. и голоса, соч. с наруш. речевой, прежде всего артикуляц, моторики и речевого дыхания. При дизартрии м. нарушаться произношение согласных и гласных звуков.

1.Нарушения артикуляц. моторики, кот. проявл. рядом признаков: 1.Наруш. мышечн. тонуса (повыш. - язык напряжен, оттянут кзади, спинка изогнута, приподнята вверх, кончик не выражен - смягченин согласн. звуков; гипотония - язык тонкий, распластанный, губы вялые, отс. возможность полного смыкания - рот полуоткрыт, выражена гиперсаливация; дистония (меняющ. хар. мышечн. тонуса): в покое - низкий, при попытках речи — тонус резко нарастает). 2.Недостат. подвижн. артик. мышц наруш. звукопроизн. При пораж. мышц губ страдает произн. гласных и согл. 3.При парезах мышц языка, наруш. их мышечн. тонуса часто оказ-ся невозм. изм. конфигурац. языка, его удл-е, укороч-е, выдвиж-е, оттягив-е назад.4.Огранич. подв. мышц мягк. нёба. При парезах происх-т утечка воздуха через нос, голос приобр. носовой оттенок, искаж. тембр речи, недост. выр. шумовые призн. звуков речи. 5.Парезы мышц лицевой мускулатуры – наруш. модуляция голоса, его тембр. 6.Дискоординац. расстр. – наруш. точн. и соразмерн. артик. движ., особенно тонких. 7.Насильственные движ-я и оральные синкинезии в артикуляционной мускулатуре - искажают звукопроизношение, делая речь малопонятной. 8.Нарушение импульсации от мышц артикуляционного аппарата - слабо ощущ. пол-е языка, губ, напр-е их движ-й, затрудняются по подраж-ю воспроизв. и сохр. артикуляционный уклад, что задерживает развитие артикуляционного праксиса. 9.Недост-ть артикуляц. праксиса (диспраксия), кот. м.б. как вторичной за счет наруш. проприоц-й афферентной импульсации от мышц артикуляц-го аппарата, так и первичной в связи с локализацией поражения мозга. 10.М. выявл. рефлексы орального автоматизма в виде сохранив-ся сосател-го, хоботкового, поискового, ладонно-головного и др. рефлексов, хар-х в норме для детей раннего возраста. Их наличие затрудн. произвольные ротовые движения.

Наруш. артикуляц. моторики, сочетаясь м/у собой, сост-т первый важный синдр. дизартр. — синдр. артикул. расстр, кот. видоизм-ся в зав-ти от тяжести и локализ. пор-я мозга и имеет свои специфич. особ-ти при разл. ф-х дизартр.

II. За счет наруш. иннервации дыхат. мускулатуры наруш-ся речевое дыхание.

III. Наруш. голоса и мелодико-интонац расстр. Cвяз. с парезами мышц языка, губ, мягкого нёба, голос. складок, мышц гортани, наруш. их мышечн. тонуса и огранич-м их подв-ти. Спастич. сокращ. мышц голос. аппар. м. искл-ть возм-ть вибрации голос. складок, что будет резко наруш. проц. образов-я звонк. согл.

Т.О., осн. симптомы дизартрии — наруш. звукопроизн. и просодич. стороны речи — опр-ся хар-ром и степ. выраж-ти проявл-й артик., дых. и голос. расстр.

Наряду с речевыми выд-т и неречевые наруш. Это проявл. бульбарного и псевдобульб. синдромов в виде растр-в сосания, глотания, жевания, физиологич. дых. в сочет. с наруш-ми общей моторики и тонкой моторики пальцев рук.

 

23 Класификация дизартрии. Характеристика форм.

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Ф-мы: бульбарн; псевдобульб; подкорк-я (экстрапирамид-я); корков; мозжечк.

1. Бульбарная. Ппри пор-и продолговат. мозга: 1.разруш. ядра двигат-х черепно-мозговых нервов; 2.периферич. паралич или парез мышц глотки, гортани, языка, мягкого неба; 3.наруш. процесс глотания, затрудн. жевание; 4.недостат-я подвижн-ть голосовых складок; 5.наруш. голоса (слабый, назализированный); 6.дефекты произн. звонких звуков (оглушение), дефекты губных, смычные приближ. к щелевому произношению; 7.атрофия мышц языка, атония (пониженный тонус); 8.речь нечеткая, замедленная; 9.амимичность лица

2. Подкорковая. При пор-и подкорковых узлов ГМ: 1.наруш. мышечн. тонуса (меняющийся хар-р); 2.наличие гиперкинезов (насильств-х непроизв-х движ) в обл. артикуляц. и мимич. мускул. (в сост. покоя и при речевом акте); 3.наруш. фонации и артикул. (то произносит звук, то нет); 4.возн. артикуляц-го спазма; 5.непризв-е выкрики; 6.наруш. темпа речи (замедл. или ускорен, монотонный); 7.наруш. тембра и силы голоса; 8.наруш. интонац; 9.наруш. артикуляц-й моторики+наруш. голосообразования и реч. дых; 10.М. сочет-ся с наруш. слуха.

3. Мозжечковая. При наруш. в обл. мозжечка: 1.замедл, скандир-я речь; 2.наруш. модуляц. голоса, удар-й; 3.затух-е голоса к концу фразы; 4.трудн. удержания артикул. укладов; 5.неточн. движ. языка, замедл. темп движ; 6.пониж-й тонус мышц языка, губ; 7.провис-е мягк. неба; 8.назализ-я больш-ва зв-в.

4. Корковая. Возн-т при очаговых пор-х КГМ: 1 вар. – пор-е нижнего отдела передней центр. извилины: 1.избират-й корковый порез мышц языка (наруш-я переднеязычных Ш, Ж, Р, Л), наруш. щелевых (Л, ЛЬ); 2.наруш. произв-я моторика артикуляц. аппарата (темп, плавность). 2 вар. – пор-е нижних постцентр-х отделов доминантного полушар): 1.недост-ть кинестетич-го праксиса; 2.наруш. произн. шипящих и аффрикатов; 3.наруш. произн. сложных по звуко-слоговой стр-ре слов; 4.затрудн. динамика переключ-я с одного звука на др, с одной позы на др; 5.изолир-е звуки произн-ся правильно, а в потоке речи искаж-я, заменяются (поиск нужного артикуляц. уклада). 3 вар. – пор-е премоторных зон доминантного полуш: 1.недост-ть динамич. кинетич. праксиса; 2.затрудн. произн. аффрикатов; 3.замена щелевых звуков смычными (З-Д); 4.пропуски звуков в стеч. согл; 5.затрудн. автоматиз. звуков; 6.замедл. темп речи; 7.нет наруш. лексико-грам. стороны речи

5. Псевдобульбарная. При псевдобульб. парезе или параличе, обусловл-м пораж-м проводящих путей, идущих от КГМ к ядрам ЧМН, как следствие перенесенного органич-го пор-я ГМ. Выд-т: спастич-ю форму; паретич-ю форму.

Проявл: 1.наруш. общей и речевой мотор. (синкинезии, язык напряжен, оттянут назад, спинка поднята, закр-т вход в глотку, кончик не выражен; произв-е движ-я языка огранич, не удерж-т язык высунутым – он отклон-ся в сторону или опуск-ся, при этом сохранны непроизв-е движ. языка – облизывает губы при еде, при плаче произн. звонкие согл); 2.затрудн. сосания, глотания; 3.поперхивания, захлебывания при еде; 4.слюнотечение; 5.наруш. мимики. Степ. псевдобульбарной дизартрии: легкая, средняя, тяжелая.

 

24 Псевдобульбарная дизартрия, её  проявления.

Псевдобульбарная  дизартрия возникает при двустороннем поражении двигательных корково-ядерных путей, идущих от коры головного мозга к ядрам черепных нервов ствола.

Для псевдобульбарной дизартрии  характерно повышение мышечного  тонуса в артикуляционной мускулатуре  по типу спастичности — спастическая форма псевдобульбарной дизартрии. Реже на фоне ограничения объема произвольных движений наблюдается незначительное повышение мышечного тонуса в отдельных мышечных группах или понижение мышечного тонуса — паретическая форма псевдобульбарной дизартрии. При обеих формах отмечается ограничение активных движений мышц артикуляционного аппарата, в тяжелых случаях — почти полное их отсутствие.

При отсутствии или недостаточности  произвольных движений отмечается сохранность  рефлекторных автоматических движений, усиление глоточного, нёбного рефлексов, а также в ряде случаев сохранение рефлексов орального автоматизма. Язык при псевдобульбарной дизартрии  напряжен, оттянут кзади, спинка его  закруглена и закрывает вход в  глотку, кончик языка не выражен.

Во всех случаях при  псевдобульбарной дизартрии нарушаются в первую очередь наиболее сложные  и дифференцированные произвольные артикуляционные движения. Непроизвольные, рефлекторные движения обычно сохранны. Так, например, при ограниченности произвольных движений языка ребенок во время  еды облизывает губы; затрудняясь  в произнесении звонких звуков, ребенок  их производит в плаче, он громко кашляет, чихает, смеется.

При псевдобульбарной дизартрии определяются характерные нарушения звукопроизношения — избирательные трудности в произношении наиболее сложных и дифференцированных по артикуляционным укладам звуков (р, л, ш, ж, ц, ч). Звук р утрачивает вибрирующий характер, звонкость, часто заменяется щелевым звуком. Для звука л характерно отсутствие определенного фокуса образования, активного прогибания спинки языка вниз, недостаточная приподнятость краев языка и отсутствие или слабость смычки кончика с твердым нёбом. Все это определяет звучание л как плоскощелевого звука.

Особенности звукопроизношения  при псевдобульбарной дизартрии  в отличие от корковой в значительной степени также определяются смешением  спастически напряженного языка  в задний отдел полости рта, что  искажает звучание гласных, особенно передних (и, э).

При диффузной спастичности мышц речевого аппарата отмечается озвончение глухих согласных звуков (в основном при спастической псевдобульбарной дизартрии). При этом же варианте спастическое состояние мышц речевого аппарата и шеи нарушает резонаторные свойства глотки с изменением величин глоточно-ротового и глоточно-носового отверстий, что наряду с чрезмерным напряжением глоточной мускулатуры и мышц, поднимающих мягкое нёбо, способствует появлению носового оттенка при произношении гласных, особенно заднего ряда (о, у), и твердых сонорных (р, л), твердых шумных (з, ш, ж) и аффрикаты ц.

При паретической псевдобульбарной дизартрии страдает произношение смычных губных звуков, требующих достаточных мышечных усилий, особенно двугубных (п, б, м) язычно-альвеолярных, а также нередко и ряда гласных звуков, особенно тех, которые требуют подъема спинки языка вверх (и, ы, у). Отмечается носовой оттенок голоса. Мягкое нёбо провисает, подвижность его при произношении звуков ограничена.

Речь при паретической форме псевдобульбарной дизартрии медленная, афоничная, затухающая, плохо модулированная, выражены слюнотечение, гипомимия и амимия лица. Часто имеет место сочетание спастической и паретической форм, т. е. наличие спастико-паретического синдрома.

 

25 Дифференциальная диагностика стертой  формы дизартрии и дислалии. Этапы  комплексного логопедического воздействия  при дизартрии.

Для дифференциальной диагностики  дизартрии и дислалии необходимо сопоставить произношение звуков в  словах при назывании дошкольником картинок, школьником при дополнении слов и предложений, а также при  чтении отраженно вслед за логопедом  в словах и изолированно в звуках и сопоставить эти данные с  особенностями спонтанного произношения. Логопед определяет характер нарушений  артикуляционных движений, приводящих к неправильному звукопроизношению. Наиболее частыми нарушениями при  дизартрии являются: недостаточный  подъем кончика языка, нарушенная скорость в образовании смычки, неправильные структуры, используемые в контакте, недостаточное напряжение, короткая продолжительность контакта, замедленное  ослабление или выход из контакта, неправильное направление воздушного потока.

Основные критерии диагностики  дизартрии:

•наличие слабо выраж-х, но специфич. артикуляц. наруш. в виде огранич-я объема наиболее тонких и дифференцир. артикул. движ, в частности недост-ть загибания кончика языка вверх, а также асимметр. пол-е вытян-го вперед языка, его тремор и беспок-во в этом положении, изм-я конфигурац;

•наличие синкинезий (движ. нижней челюсти при движ. языка вверх, движ. пальцев рук при движ-х языка);

•замедл. темп артикуляц-х движ.;

•трудн. удерж. артикуляц. позы;

•трудн. в переключ-и артикуляц. движ-й;

•стойкость наруш. звукопроизн. и трудн. автоматиз-и поставл. звуков;

•наличие просодич. наруш.

Логопедическое обследование позволяет выявить структуру  и тяжесть фонетико-фонематического  нарушения, сопоставив его с тяжестью поражения артикуляционной и  общей моторики, а также общим  психическим и речевым развитием  ребенка.

Логопедическая работа при  дизартрии проводится поэтапно.

Первый этап, подготовительный — основные его цели: подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов, у ребенка раннего возраста — воспитание потребности в речевом общении, развитие и уточнение пассивного словаря, коррекция дыхания и голоса.

Важной задачей на этом этапе является развитие сенсорных  функций, особенно слухового восприятия и звукового анализа, а также  восприятия и воспроизведения ритма.

Методы и приемы работы дифференцируются в зависимости  от уровня развития речи. При отсутствии речевых средств общения у  ребенка стимулируют начальные  голосовые реакции и вызывают звукоподражания, которым придают  характер коммуникативной значимости.

Логопедическая работа проводится на фоне медикаментозного воздействия, физиолечения, лечебной физкультуры и массажа.

Второй этап — формирование первичных коммуникативных произносительных навыков. Основная его цель: развитие речевого общения и звукового анализа. Проводится работа по коррекции артикуляционных нарушений: при спастичности — расслабление мышц артикуляционного аппарата, выработка контроля над положением рта, развитие артикуляционных движений, развитие голоса; коррекция речевого дыхания; развитие ощущений артикуляционных движений и артикуляционного праксиса. После приступают к тренировке мышц языка.

 

 

26 Алалия: определение понятия, причины. механизм нарушения.

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения  речевых зон КГМ во внутриутробном или раннем периоде  развития ребенка

Причины: воспалительные поражения ГМ; травматические поражения ГМ; кровоизлияния в мозг в результате тяжелых или стремительных родов; обменные нарушения в период внутриутробного и раннего развития; последствия тяжелого рахита и заболеваний дыхательной системы

Происходит: запаздывание созревания нервных клеток в определенных областях КГМ (стадия нейробластов) – в обоих полушариях ГМ – билатеральное поражение.

Информация о работе Шпаргалка по логопедиии