Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 19:45, курсовая работа
Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка - важнейшее условие его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь как форма манифистации языка выполняют ведущую роль в развитии его мышления, речевого общения, планирования и организации деятельности, самоорганизации его поведения, формирования социальных связей. Все это - важнейшее средство опосредования психических процессов: памяти, восприятия, эмоций. (По данным Л.С. Выготского, М.И.Лисиной, Д.Б. Эльконина, А. В. Запорожец) (4, с.28).
Введение 3
Глава 1. Состояние проблемы формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста 6
1.1 Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста 6
1.2 Этапы формирования грамматического строя речи в старшем дошкольном возрасте 9
1.3 Психолого-педагогические условия формирования грамматического строя речи ребенка в ДОУ 15
Глава 2. Экспериментальная работа по оценке эффективности создания условий для формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста 29
2.1 Организация и основные положения исследования 29
2.2 Изучение грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста 31
2.3 Система коррекционных мероприятий, направленных на формирование грамматического строя речи детей в старшем дошкольном возрасте 36
2.4 Результаты работа по формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста 46
Заключение 53
Список использованной литературы 55
Центральные части грамматики — морфология (правила построения слов из меньших значащих единиц — морфем и правила образования и понимания грамматических форм слов) и синтаксис (правила построения высказываний из слов), а также промежуточная сфера морфосинтаксиса (правил комбинации и расположения клитик, служебных слов, вспомогательных слов.
Обычно в грамматику включают также словообразование и грамматическую семантику, иногда — морфонологию; лексику и фонетический строй языка (см. «Фонетика») чаще выносят за пределы грамматики.
Важнейшие единицы грамматики
(грамматические единицы) — морфема,
слово, синтагма, предложение и текст.
Все эти единицы
В речи ребенка последовательно совершенствуются:
- Синтаксический строй предложения (а также выразительность его интонации);
- Морфологическая оформленность слов;
- Звуковой состав слов.
В период между тремя и
семью годами речь ребенка быстро
обогащается грамматическими
С самого начала овладение грамматическим строем языка носит творческий характер, опирается на самодеятельную ориентировочную (поисковую) активность ребенка в окружающем мире и слове, на языковые обобщения, игры, экспериментирование со словом, Освоение форм и правил языка, логики языка в дошкольном детстве осуществляется уже в недрах инициативной продуктивной речи, речевого и словесного творчества.
Исследование, проводимое Ф.А.Сохиным и плодотворно изучаемое в настоящее время в центре семьи и детства РО, в лаборатории развития речи под руководством О.С.Ушаковой позволяет сделать выводы:
Формирование грамматического строя языка ребенка протекает в общем
русле его речевого развития; формы и методы педагогического руководства должны учитывать поэтапный характер общего речевого
развития, прежде всего диалога и монолога, переход от дословной смысло - семантической системы к ситуативной фразовой
непроизвольной речи, к освоению диалогической формы речи со сверстниками как сферы речевой самодеятельности детей [8].
Формирование фонетики, лексики,
грамматики протекает у ребенка
неравномерно и в определенной степени
не синхронно; на различных этапах онтогенеза
на первый план - как центральное
новообразование - выдвигается та или
иная его сторона. В зависимости
от этого с развитием разных сторон
языка приобретаются
На третьем году осваиваются морфологические категории и формы при активном использовании непроизвольных высказываний, состоящих из одного - двух простых предложений. Центральными новообразованиями в этот период являются словосочетание и освоение формы диалога со взрослыми, инициативные высказывания.
На четвертом году жизни
в тесной связи с расширением
словаря зарождается
Пятый год жизни ребенка
знаменуется становлением речи произвольной,
развитием фонематического
Шестой и седьмой год жизни - это уже этап овладения способами структурирования развернутого связного высказывания, активного освоения сложного синтаксиса при произвольном построении монолога, способов осознания предложения, слова, звука, этап формирования правильной речи - грамматической, фонематической. Это тот возрастной период, когда осваивается умение вести со сверстниками, со взрослыми.
Управление грамматическим
развитием детей педагог
Термин «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях: он обозначает, во-первых, грамматический строй языка, во-вторых, науку, свод правил об изменении слов и их сочетании в предложении. Методика развития речи рассматривает вопросы усвоения детьми в речевой практике именно грамматического строя языка.
При формировании грамматически правильной речи ребенка следует различать работу над ее морфологической и синтаксической стороной. Морфология изучает грамматические свойства слова, его формы, синтаксис — словосочетания и предложения.
Грамматика, по словам К. Д. Ушинского, — логика языка. Каждая форма в грамматике выражает какое-то общее значение. Отвлекаясь от конкретных значений слов и предложений, грамматика получает большую абстрагирующую силу, возможность типизировать явления языка. У детей, усваивающих грамматику чисто практически, одновременно формируется и мышление. В этом величайшее значение грамматики в развитии речи и психики ребенка.
Некоторые особенности становления грамматического строя речи детей преддошкольного и дошкольного возраста изучены в психологии; в физиологии установлена условнорефлекторная основа грамматической стороны их речи. Грамматический строй усваивается ребенком самостоятельно, путем подражания, в процессе разнообразной речевой практики. В живой речи дети замечают постоянные значения грамматических элементов-морфем. «На этой основе формируется обобщенный образ отношений значимых элементов в словах и словоформах, что и приводит к складыванию механизма аналогии, являющегося основой языкового чутья, в частности чутья к грамматическому строю языка» [14].
Ребенок трех лет уже пользуется такими грамматическими категориями, как род, число, время, лицо и др., употребляет простые и сложные предложения. Казалось бы, достаточно обеспечить ребенку богатое речевое общение, идеальные образцы для подражания, чтобы он знакомые отношения самостоятельно обозначал уже усвоенной грамматической формой, хотя словарный материал будет и новым. Но этого не прои...