Лекции по "Аграрному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 12:13, курс лекций

Краткое описание

Бывает, что с возникновением новых общественных отношений появляется и новая отрасль права – так, с ростом применения наемной рабочей силы трудовое право выделилось из права гражданского – и наоборот, какие-то отрасли отмирают. Некоторые отрасли в процессе развития права сближаются; так, с введением права частной собственности земельное право в области регулирования сделок с землей тесно переплелось с гражданским правом. Общепризнанны в науке российского права такие традиционные отрасли, как конституционное, административное, гражданское, уголовное право. Однако ряд ученых обосновывают необходимость выделения еще и комплексных отраслей в качестве вторичных правовых образований.

Содержание

ЛЕКЦИЯ № 1. Понятие, предмет, метод, система и принципы аграрного права
1. Понятие и предмет аграрного права
2. Метод аграрного права
3. Система аграрного права
4. Принципы аграрного права
ЛЕКЦИЯ № 2. Источники аграрного права
1. Классификация источников аграрного права
2. Конституция РФ как источник аграрного права
3. Унифицированные и дифференцированные нормативно-правовые акты аграрного законодательства
ЛЕКЦИЯ № 3. Сельскохозяйственный кооператив
1. Понятие и формы сельскохозяйственного кооператива
2. Союзы (ассоциации) кооперативов
3. Правомочия кооператива
ЛЕКЦИЯ № 4. Образование кооператива
1. Порядок образования кооператива
2. Государственная регистрация кооператива
3. Государство и кооперативы
4. Образование кооперативов при реорганизации сельскохозяйственных организаций
ЛЕКЦИЯ № 5. Имущество кооператива
1. Источники формирования имущества кооператива
2. Паевые взносы членов кооператива
3. Распределение прибыли и убытков кооператива
4. Имущественная ответственность кооператива
ЛЕКЦИЯ № 6. Органы управления кооперативом
1. Структура органов управления кооперативом
2. Полномочия общего собрания кооператива
3. Собрание уполномоченных
4. Правление кооператива и его полномочия
5. Ответственность членов правления кооператива
6. Полномочия наблюдательного совета кооператива
ЛЕКЦИЯ № 7. Крестьянские (фермерские) хозяйства
1. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства
2. Состав крестьянского хозяйства
3. Нормативно-правовые основы организации и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств
4. Правовой режим имущества крестьянского (фермерского) хозяйства
5. Порядок предоставления земельных участков для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности
6. Члены фермерского хозяйства. Глава фермерского хозяйства
7. Деятельность фермерского хозяйства
8. Прекращение деятельности крестьянских хозяйств
ЛЕКЦИЯ № 8. Реорганизация и ликвидации кооператива
1. Реорганизация кооператива
2. Ликвидация кооператива
3. Порядок ликвидации кооператива
4. Окончание ликвидации кооператива
ЛЕКЦИЯ № 9. Государственное регулирование агропромышленного производства в Российской Федерации
1. Понятие и содержание государственного регулирования агропромышленного производства
2. Методы и формы государственного регулирования сельского хозяйства и управления агропромышленным комплексом
3. Министерство сельского хозяйства, как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия в области управления сельским хозяйством
4. Россельхознадзор как орган, осуществляющий государственный контроль в сфере сельского хозяйства.

Вложенные файлы: 1 файл

zavrazhnyh_m_l_agrarnoe_pravo_kons-16968.doc

— 884.50 Кб (Скачать файл)

Если имеющихся у ликвидируемого кооператива денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) осуществляет продажу имущества кооператива с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений (п. 11 ст. 43 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»).

4. Окончание ликвидации  кооператива 

Окончание ликвидации кооператива  регулируется ст. 44 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации». Ликвидационной комиссией (ликвидатором) производится выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого кооператива в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

На основании ст. 64 ГК РФ ликвидируемый кооператив должен произвести денежные выплаты в следующей очередности:

1) удовлетворение требований граждан,  перед которыми несет ответственность  за причинение вреда жизни  или здоровью, путем капитализации  соответствующих повременных платежей;

2) расчеты по выплате выходных  пособий и оплате труда лицам, работающим по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

3) удовлетворение требований кредиторов  по обязательствам, обеспеченным  залогом имущества ликвидируемого  кооператива;

4) погашение задолженности по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

5) расчеты с другими кредиторами  в соответствии с законодательством.

После завершения расчетов с кредиторами  ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет ликвидационный баланс, который утверждается общим собранием членов кооператива или органом, принявшими решение о ликвидации кооператива, по согласованию с аудиторским союзом, в который входит ликвидируемый кооператив.

Установленные ст. 44 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» этапы ликвидации кооператива практически полностью соответствуют порядку, определенному ГК РФ. Исключением является то, что ликвидационный баланс согласуется не только с органом, осуществляющим государственную регистрацию кооператива, но и с ревизионным союзом в соответствии с его полномочиями (ст. 31 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»).

При ликвидации кооператива имеющиеся  у него объекты социальной инфраструктуры, входящие в неделимый фонд кооператива, разделу не подлежат и передаются на основании решения общего собрания членов кооператива иным сельскохозяйственным организациям в порядке, предусмотренном ст. 10 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество ликвидируемого кооператива передается членам кооператива и распределяется между ними.

При этом в первую очередь выплачивается  стоимость паевых взносов ассоциированных  членов. Затем членам ликвидируемого кооператива выплачивается стоимость  дополнительных взносов, внесенных  ими в порядке субсидиарной ответственности, и стоимость дополнительных паевых взносов. Оставшиеся денежные средства или иное имущество кооператива распределяются между членами ликвидируемого кооператива пропорционально их паям, если иное не предусмотрено уставом данного кооператива (п. 4 ст. 44 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»).

ГК РФ (ст. 63) не детализирует очередности  передачи имущества юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов.

Он устанавливает положение, в  соответствии с которым имущество  передается учредителям (участникам) юридического лица.

Пункт 4 ст. 44 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» вводит подобную очередность, предоставляя преимущество ассоциированным  членам. При распределении имущества  между членами кооператива сначала  возмещается стоимость дополнительных взносов, а затем обязательных.

Ликвидация кооператива  считается завершенной, а кооператив – ликвидированным после внесения записи о ликвидации данного кооператива в единый государственный реестр юридических лиц, о чем орган, осуществляющий государственную регистрацию, публикует соответствующие сведения в официальном печатном органе (п. 5 ст. 44 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»).

ГК РФ также не определяется судьба документов кооператива после его  ликвидации. ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» предусматривает для сельскохозяйственных кооперативов передачу документации в государственный архив. Как говорится в п. 6 ст. 44 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», документация и бухгалтерская отчетность ликвидируемого кооператива передаются на хранение в государственный архив, который обязан допускать для ознакомления с указанными материалами членов и ассоциированных членов ликвидируемого кооператива и его кредиторов, а также выдавать по их просьбе необходимые копии, выписки и справки.

 

 

 

 

ЛЕКЦИЯ № 9. Государственное регулирование  агропромышленного производства в  Российской Федерации

 

1. Понятие и содержание  государственного регулирования  агропромышленного производства 

Под государственным регулированием агропромышленного производства следует понимать влияние государства на производство, переработку и реализацию сельхоз. продукции, и помимо нее сырья и продовольствия. Агропромышленное производство включает в себя техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение данного производства.

Основными задачами регулирования  агропромышленного производства являются стабилизация и развитие данного производства, обеспечение безопасности РФ в сфере продовольствия, улучшение продовольственного обеспечения населения РФ, поддержание экономического партнерства между сельским хозяйством и другими отраслями экономики, сближение товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства.

Начиная с 26 июля 1997 г. агропромышленное производство в РФ регулировалось Федеральным  Законом «О государственном регулировании агропромышленного производства».

Именно этим нормативно-правовым актом  было дано основное понятие регулирования  агропромышленного производства. Но уже с 1 января 2005 г. ФЗ РФ «О государственном  регулировании агропромышленного  производства» утратил силу на основании Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ.

На данный момент регулирование  агропромышленного производства осуществляется на основании нескольких нормативно-правовых актов, основным из которых является ЗК РФ и многие другие акты. Основными направлениями государственного регулирования агропромышленного производства являются:

1) формирование и функционирование  рынка сельскохозяйственных продукции,  сырья и продовольствия;

2) финансирование, кредитование, страхование, льготное налогообложение;

3) защита интересов отечественных  товаропроизводителей при осуществлении  внешнеэкономической деятельности;

4) развитие науки и осуществление  научной деятельности в сфере  агропромышленного производства;

5) развитие социальной сферы села;

6) иные направления, определенные  законодательством РФ.

Государство осуществляет финансирование агропромышленного производства за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников.

Средства федерального бюджета, направляемые на поддержку и развитие агропромышленного производства, используются на:

1) поддержку инвестиционной деятельности, включая приобретение новой техники  и оборудования, сортовых семян  и племенных животных, в соответствии  с федеральными целевыми программами;

2) повышение плодородия почв, проведение  мелиоративных мероприятий, содержание  государственных мелиоративных  систем, осуществление работ по  борьбе с вредителями и болезнями  сельскохозяйственных культур, предупреждение  и ликвидацию карантинных и  особо опасных инфекционных заболеваний животных, а также проведение научных исследований и мероприятий по охране окружающей среды;

3) кредитование и страхование  в сфере агропромышленного производства;

4) компенсацию части затрат на  приобретение материальных ресурсов и энергоносителей, дотации на поддержку племенного животноводства, элитного семеноводства и производства гибридных семян сельскохозяйственных культур;

5) развитие и поддержку рынка  сельскохозяйственных продукции,  сырья и продовольствия;

6) организацию профессиональной подготовки, повышения квалификации и переквалификации кадров в области агропромышленного производства;

7) иные виды дотаций и компенсаций;  конкретные направления и объемы  финансирования по ним устанавливаются  Правительством РФ.

Финансирование развития агропромышленного производства допускается за счет средств местных бюджетов и средств иных источников, если это не противоречит законодательству РФ. Правительство РФ при формировании федерального бюджета ежегодно направляет в Государственную Думу Федерального Собрания РФ информацию о положении дел в агропромышленном производстве, которая содержит:

1) показатели производства основных  видов сельскохозяйственных продукции,  сырья и продовольствия за  истекший год и оценку перспектив  развития агропромышленного производства на следующий год;

2) балансы производства и потребления  основных видов сельскохозяйственных  продукции, сырья и продовольствия;

3) анализ динамики цен на сельскохозяйственные  продукцию, сырье и продовольствие, цен и тарифов на материально-технические ресурсы и услуги для села;

4) данные об уровне доходов  сельскохозяйственных организаций  и крестьянских (фермерских) хозяйств;

5) отчет о выполнении федеральных  целевых программ за истекший  год;

6) предложения по федеральным  целевым программам на следующий год;

7) сведения об уровне целевых  цен и рассчитываемых на их  основе гарантированных цен, залоговых  ставок, дотаций и компенсаций,  о льготном налогообложении;

8) сведения о государственном  регулировании рынка сельскохозяйственных  продукции, сырья и продовольствия за истекший год;

9) сведения о социальном развитии  села;

10) анализ развития науки и  осуществления научной деятельности  в сфере агропромышленного производства.

Субъекты РФ осуществляют финансирование агропромышленного производства в соответствии с действующим законодательством. Федеральные целевые и региональные целевые программы разрабатываются, утверждаются и финансируются в порядке, устанавливаемом законодательством РФ.

Товаропроизводителям в сфере  агропромышленного производства гарантируется возможность свободной реализации сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия. Органы государственной власти стимулируют формирование рыночной системы сбыта и реализации сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия в соответствии с действующим законодательством, а в случаях нарушения баланса производства и потребления, а также невозможности реализации на рынке сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия отдельных их видов государство выступает гарантом их сбыта в соответствии с законодательством РФ.

При залоге сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия с участием государства залогодержателями  являются юридические лица, уполномоченные Правительством РФ на осуществление  залога, а залогодателями – товаропроизводители в сфере агропромышленного производства.

Перечень сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, сдаваемых  в залог, залоговые ставки, порядок  использования приобретенной в  установленном порядке в собственность  государства сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия и другие условия данного залога определяются Правительством РФ. Предметом залога может быть как уже произведенная сельскохозяйственная продукция, так и продукция будущего урожая.

Участие государства  в залоге сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия осуществляется в следующих формах:

1) выделение бюджетных ресурсов;

2) кредитование;

3) выделение бюджетных ассигнований  или кредитование необходимых  для компенсации затрат по  хранению и обработке сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, приобретенных в установленном порядке в собственность государства.

Залог сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия может  быть прекращен по инициативе залогодателя с исполнением обеспеченного залогом обязательства или приобретением в установленном порядке в собственность государства заложенных сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия. Приобретенные в собственность государства, заложенные сельскохозяйственные продукция, сырье и продовольствие используются для проведения государственных товарных интервенций, формирования государственных продовольственных фондов и для иных целей.

Использования и реализации указанных  сельскохозяйственных продукции, сырья  и продовольствия определяется Правительством РФ. Залог сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия без участия государства осуществляется в соответствии с положениями гражданского законодательства.

Информация о работе Лекции по "Аграрному праву"