Проблемы развития АПК. Агрохолдинги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 17:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – проанализировать проблемы и тенденции развития АПК. Для достижения этой цели необходимо было решить следующие задачи:
рассмотреть специфические закономерности развития сельского хозяйства;
изучить особенности развития АПК;
выявить нерешенные проблемы;
проанализированы подходы авторов к их решению;
охарактеризовать текущее состояние АПК и проанализировать тенденции развития проблем как в России в целом, так и в Красноярском крае и СФО в частности;
сравнить динамику развития АПК в России, СФО и Красноярском крае.

Содержание

Введение
1. Проблемы развития сельской экономики и подходы к их решению
1.1 Особенности и закономерности развития агропромышленного
комплекса
1.2 Нерешенные проблемы в развитии агропромышленного комплекса и формы их проявления
1.3 Подходы к решению проблем развития агропромышленного комплекса
2. Основные проблемы и тенденции развития агропромышленного комплекса
2.1 Развитие агропромышленного комплекса в Российской Федерации
2.2 Развитие агропромышленного комплекса Красноярском крае
Заключение
Список источников

Вложенные файлы: 1 файл

АПК.doc

— 416.00 Кб (Скачать файл)

Большинство сельхозпредприятий не ориентируются на конкретный сегмент рынка или определенную группу покупателей, требования которых к объемам и качеству продукции они должны соблюдать. Практически у них нет маркетингового подхода к организации своей деятельности12.

  1. Плохая демографическая ситуация в сельской местности, социальная незащищенность трудовых ресурсов.

Как известно, в течение десятилетий происходит миграция наиболее дееспособной части сельских жителей в города. Во многих муниципальных образованиях обезлюдение сельских территорий становится основным препятствием в рациональном использовании земельных ресурсов: в каждом четвертом сельском населенном пункте отсутствует постоянное население или проживают до 10 человек. Падает и общеобразовательный уровень сельчан, вступающих в трудоспособный возраст, все острее ощущается дефицит квалифицированных кадров массовых профессий13.

 

1.3 Подходы к решению проблем  развития агропромышленного комплекса

 

В основе экзогенного развития АПК – политика государственной поддержки сельскохозяйственного производства как основы жизнедеятельности сельских поселений, а также создание условий для повышения мобильности труда и капитала.

Первая фаза реализации экзогенной модели сельского развития заключалась в содействии укрупнению аграрного производства наряду с реализацией программ по повышению плодородия земельных угодий и развитию рыночной инфраструктуры в сельской местности. Цель реализации этих мероприятий состояла в укреплении материально-технической базы и финансово-экономического положения сельскохозяйственных предприятий. Это позволило сократить количество слабых и низкорентабельных хозяйств, а также повысить степень интеграции аграрных предприятий в региональный, национальный и международный рынок.

Однако со временем стало ясно, что такие меры не могут стабилизировать сельскую экономику. На самом деле, они имели следствием интенсификацию производства в аграрном секторе, ведущую к оттоку населения из сельского хозяйства и зачастую из сельской местности. Поэтому вторая фаза экзогенного развития заключалась в организации на селе несельскохозяйственных видов экономической деятельности. Поощрялись процессы перемещения производств из города в село и создания новых предприятий в сельской местности. Наряду с финансовыми и фискальными стимулами, упор делался на поддержку инфраструктуры, включая улучшение транспортных маршрутов и средств связи, развитие промышленных коммуникаций. В отдаленных и горных районах акцент делался на развитии туризма наряду или вместо промышленных предприятий.

Помимо развитых стран Европы и Северной Америки произошло переосмысление подходов к развитию сельской экономики в странах третьего мира вследствие неудач реализации программ государственной помощи в преодолении проблемы сельской бедности в послевоенный период. Можно выделить два подхода к эндогенному развитию, характерных для стран Юга: интеграционное развитие и самостоятельное развитие. Первый подход целью развития провозглашает интеграцию сельского населения в рыночные отношения. Роль программ сельского развития видится в необходимости создания благоприятных условий для интеграции с внешним миром. Суть такого подхода заключается в расширении участия населения в процессе развития посредством увязки целей и задач конкретных проектов с нуждами и возможностями сельских жителей.

Приверженцы самостоятельного экономического развития выступают против интеграции с внешними рынками, аргументируя это увеличением зависимости и усилением процессов пролетаризации и маргинализации. Они ставят под сомнение возможность участия в глобальной экономике локального сообщества на равноправных условиях. Свои доводы сторонники самостоятельного развития основывают на социологических исследованиях сельской местности и приходят к выводу о солидарном противодействии сельского населения любым начинаниям извне. Многие беднейшие слои населения не заинтересованы в развитии и реструктуризации сельской экономики, так как это подрывает основы существования кооперативных структур, в которых они работают на привычных и понятных принципах самопомощи и самообслуживания. Поэтому любое внешнее воздействие или помощь в развитии не приводят к желаемым результатам.

Для большинства сельских сообществ развитых стран самостоятельное локальное развитие не является приоритетом, поскольку в них все социальные группы и регионы в той или иной степени интегрированы в отношения с внешним рынком. Сельские районы подвержены как локальным, так и глобальным влияниям. Поэтому ключевой проблемой является взаимодействие между локальными и внешними силами в процессе развития сельской экономики. Эффективные стратегии сельского развития должны включать создание экономических и политических институтов на локальном и региональном уровнях, способствующих поддержанию благоприятных условий обмена товарами и услугами с внешним миром.

Тем не менее в развитых странах теория самостоятельного развития получила распространение среди радикально настроенных представителей партии зеленых и чрезвычайно маргинальных групп сельского населения, выступающих за самобытность хозяйственных отношений. Первые настаивают на необходимости локального контроля над экономической деятельностью с целью противодействия силам глобализации. Это означает, что местное производство должно быть направлено на удовлетворение локальных нужд. При этом сообщество должно стремиться к контролю над производством и распределением энергетических ресурсов, а также над финансовыми средствами.

Приверженцы самобытности хозяйственных отношений призывают к развитию сельских сообществ посредством поддержки промыслов, рыбацких артелей, туризма и сельскохозяйственной кооперации. Они настаивают на том, что кооперативы могут не только мобилизовать и эффективно использовать природные и человеческие ресурсы, но и гарантировать, что хозяйственная деятельность осуществляется в интересах сообщества и результаты могут распределяться справедливо.

Таким образом, в процессе эволюции теории и практики развития сельской экономики стало очевидно, что отраслевая политика не является адекватным механизмом решения многогранных проблем сельских жителей и не удовлетворяет их социальные потребности. Необходимо реализовывать интегрированную политику развития сельской экономики, соответствующую интересам разнообразных сельских территорий. В связи с этим важны объемы государственной помощи в финансировании программ сельского развития, а также использование внутреннего потенциала (культурного, исторического наследия, человеческого капитала) с целью органичной адаптации сообществ к внешним шокам и конъюнктуре рынка14.

Предложения для обеспечения развития АПК в России большей части авторов сводятся к необходимости принятия мер по исправлению допущенных ошибок в аграрной политике государства. Основные предложения заключаются в следующем:

  • кардинальное изменение аграрной политики15;

Согласно сайту http://www.gp.specagro.ru/ Государственная поддержка агропромышленного комплекса осуществляется в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы в форме предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации по следующим направлениям:

1.Возмещение части затрат сельскохозяйственных  товаропроизводителей на уплату  страховой премии

2.Возмещение части процентной  ставки по кредитам и займам

3.Государственная поддержка отраслей  животноводства

4.Государственная поддержка отраслей  растениеводства

5.Оказание несвязанной поддержки  сельскохозяйственным товаропроизводителям  в области растениеводства

6.Государственная поддержка малых  форм хозяйствования

7.Государственная поддержка экономически  значимых региональных программ

8.Техническая и технологическая  модернизация, инновационное развитие

9.ФЦП "Сохранение и восстановление  почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы и на период до 2013 года"

10.ФЦП "Устойчивое развитие сельских  территорий на 2014 - 2017 годы и на  период до 2020 года"

11.ФЦП «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы», на реализацию этой программы выделяется 185059,3 млн. рублей. Средства федерального бюджета предлагается направлять на реконструкцию и техническое перевооружение мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений пролонгацию льготного налогообложения для производителей агропродукции;

На все программы для Красноярского края выделено 2 239 637 тыс. руб

  1. повышение действенности таможенно-тарифного регулирования в отношении этой продукции;
  2. использование временных налоговых преференций для частных инвесторов, вкладывающих средства в развитие агропромышленного производства16.
  • переход к серьезному протекционизму аграрного сектора экономики и регулированию экономических отношений между отраслями АПК;
  • коренное изменение структуры производства;

А именно, предлагают разработать качественно новый механизм стимулирования развития животноводства.

  • принятие мер по приостановлению обезземеливания крестьян;

Т.е. предлагается корректировка законодательства, направленная на: регламентацию рынка земли; ограничение количества сельскохозяйственных угодий в руках отдельных физических лиц; повышение требовательности при переводе пашни в другие категории земель; принятие мер по рациональному использованию земли.

  • предотвращение деградации трудовых ресурсов и социальной сферы сельских территорий.
  • приятие мер по поддержке сельскохозяйственной науки;
  • устранение серьезных недостатков в статистической отчетности и системе информации17.

Другой подход заключается в том, что модернизация считается необходимым условием устойчивого социально-экономического развития страны и ее регионов, а также агропромышленного комплекса как важнейшей жизнеобеспечивающей сферы экономики.

Осуществляемая на основе инновационного развития модернизация АПК означает качественное его преобразование, вовлечение в этот процесс производительных сил и совершенствование производственных отношений. Рост производительных сил сельского хозяйства включает: повышение почвенного плодородия и увеличение продуктивности земли как основного средства производства в сельском хозяйстве, увеличение биологического потенциала продуктивности и других хозяйственно полезных качеств сельскохозяйственных растений и животных, более полную их реализацию в производстве; повышение производительности сельскохозяйственного труда, изменение роли человека в производстве путем замены ручного труда механизированным; рост материально-вещественных элементов производительных сил за счет расширения масштабов применения и качественного улучшения средств производства.

Совершенствование аграрных производственных отношений включает реализацию отношений собственности, в том числе земельных отношений; переход на прогрессивные организационные формы сельскохозяйственного производства в составе многоукладной аграрной экономики, усиление роли сельскохозяйственной кооперации, формирование интегрированных агропромышленных структур; обеспечение финансово-экономической устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей; стимулирование инвестиционной деятельности в АПК; государственное регулирование (ценообразование, кредитование, налогообложение, страхование) и поддержку АПК (субсидии, дотации, компенсации, финансовое оздоровление сельскохозяйственных товаропроизводителей); создание инфраструктуры рынка.

Согласно рассматриваемому подходу, рост производительных сил АПК обеспечивается массовым применением в производстве новых технологий, а совершенствование производственных отношений реализуется с помощью конкретного организационно-экономического механизма АПК, отражающего особенности того или иного этапа аграрного развития. Только во взаимодействии технико-технологических и организационно-экономических направлений инновационного развития возможно успешное продвижение по пути модернизации АПК18.

Далее проведём анализ динамика развития сельского хозяйства в РФ, Сибирском федеральном округе (СФО) и Красноярском крае в разрезе основных проблем развития агропромышленного комплекса. А именно:

  • непропорциональное развитие растениеводства и животноводства;
  • деиндустриализация села;
  • диспаритет цен;
  • плохая демографическая ситуация в сельской местности;
  • сокращение пахотных земель.

 

 

2. Основные проблемы  и тенденции развития агропромышленного  комплекса

 

2.1 Развитие агропромышленного  комплекса в Российской Федерации

 

До 2009 г. проблема непропорциональности развития растениеводства и животноводства усугублялось, но в 2009 г. растениеводство вышло на отрицательный темп прироста, животноводство же характеризовалось ростом, т.е. отмечается незначительное, но уменьшение непропорциональности развития (таблица 3) 19. Мировой кризис отразился и на агропромышленном комплексе, но проявился он в замедлении темпов роста, а не в отрицательных его значениях, как во многих других отраслях, это связано в первую очередь с неэластичностью спроса на продукты питания.

 

Таблица 3 Продукция сельского хозяйства (в сопоставимых ценах, млрд руб.)

Годы

Сельское

хозяйство

темп прироста, %

В том числе

растениеводство

темп прироста, %

животноводство

темп прироста, %

2005

1326,411

 

699,9468

 

626,4643

 

2006

1560,266

17,6

831,5098

18,8

728,7564

16,3

2007

1926,062

23,4

1077,791

29,6

848,2708

16,4

2008

2281,069

18,4

1269,763

17,8

1011,306

19,2

2009

2308,442

1,2

1251,987


-1,4

1052,769

4,1


 

В 2006-2008 гг. индекс цен производителей сельскохозяйственной продукции был существенно ниже, чем индекс потребительских цен на товары и услуги. Это означает, что проблема диспаритета цен в этот период усугублялась. Производителям сельхозпродукции всё меньше удавалось покрыть реальные затраты на производство за счет выручки (таблица 4) 20. Это происходило из-за регулирования цен государством на продукты питания. В 2009 г. благодаря проводимой аграрной политике индекс цен производителей сельскохозяйственной и индекс потребительских цен на товары и услуги уже примерно соответствуют. Но, очевидно, что это негативно сказалось на уровне жизни населения, так как продукты питания занимают большую часть в расходах населения при неэластичности спроса.

Информация о работе Проблемы развития АПК. Агрохолдинги