Продовольственная безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 23:53, доклад

Краткое описание

Степень продовольственной безопасности государства зависит, прежде всего, от базового потенциала сельскохозяйственного производства. Аграрная политика в области обеспечения продовольственной безопасности должна быть направлена на оказание помощи отечественному сельхозтоваропроизводителю с использованием стратегии аграрного протекционизма. Сегодня в странах с развитой рыночной экономикой производство сельскохозяйственной продукции и ее переработка рассматривается как важнейшее условие политической стабильности, как показатель национальной независимости и поэтому соответствующим образом регулируется.

Вложенные файлы: 1 файл

Продовольственная безоп.docx

— 47.14 Кб (Скачать файл)

Реализовать эти цели можно через следующую систему мер:

- через оптимальное сочетание  государственного и рыночного  регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию;

- через регулирование  объема импорта по основным  стратегическим видам продовольствия (зерну, мясу, молоку);

- путем последовательного  сокращения импорта этих продуктов  питания, производство которых  может быть осуществлено в России;

- через активное регулирование  уровня и структуры розничных  цен на продовольствие для  оживления платежеспособного спроса  населения и повышения конкурентоспособности  отечественных товаров на внутреннем, а в перспективе и на внешнем рынке;

- проведение политики  бюджетного субсидирования продовольствия  для социально незащищенных слоев населения.

Таким образом, проблему продовольственной  безопасности необходимо решать только путем сочетания рыночного саморегулирования  с государственным воздействием на развитие рынка продовольствия и  государственной поддержкой аграрного сектора экономики.

К тому же, например, по мнению Н.С. Оглуздина, продовольственная безопасность государства будет достигнута полностью, если:

- население страны обеспечено  экологически чистыми, полезными  для здоровья продуктами питания  отечественного производства по  научно-обоснованным нормам с  учетом пола, возраста, условий труда,  природно-климатических условий и национальных традиций;

- цены на эти продукты  питания доступны всем гражданам,  многодетным семьям, пенсионерам  независимо от национальной принадлежности и профессии;

- созданы стратегические  запасы продовольствия на случай  стихийных бедствий, войны или  других чрезвычайных обстоятельств.  Этот запас позволит избежать  голода в стране при введении  нормированного распределения продуктов в течение не менее пяти лет.

- агропромышленный комплекс (АПК), рыбное и лесное хозяйство  развиваются устойчиво и имеют  резервы, позволяющие наращивать  производство продовольствия для  увеличения запасов и на случай  оказания продовольственной помощи  другим странам, которые постигли стихийные бедствия или войны;

- наука находится на  уровне высших мировых достижений  и обеспечивает все сферы жизнедеятельности  новейшими образцами техники,  технологиями, поддерживает и улучшает  генофонд животноводства и растениеводства  и дает достоверные прогнозы  развития общества на перспективу.

- природоохранная и природовосстановительная политика и практика обеспечивают сохранение и улучшение среды обитания.

Продовольственная безопасность будет достигнута частично, если выполняются следующие условия:

- население страны обеспечено  продуктами питания отечественного  производства не менее чем  на 85% и эти продукты являются экологически чистыми и полезными для здоровья. Этот норматив близок к принятому международной продовольственной организацией (ФАО);

- цены на эти продукты  доступны основной массе трудового населения страны;

- стратегические запасы  продовольствия ограничены и  не обеспечивают устойчивое снабжение  населения в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств;

- производственные мощности  позволяют наращивать выпуск продовольствия;

- научно-техническая база  хотя и отстает от уровня  высших мировых достижений, но развивается.

Продовольственная безопасность страны не будет достигнута, если:

- население страны обеспечено  экологически чистыми и полезными  продуктами питания отечественного производства на 60-80%;

- цены на эти продукты  основной массе трудового населения не доступны;

- стратегические запасы  продовольствия истощены или отсутствуют;

- производственные мощности  не позволяют наращивать выпуск продовольствия.

Подводя итог, можно сказать, что продовольственная безопасность - это прежде всего обеспечение определенного отечественного уровня производства, либо полное самообеспечение, либо поддержание критического минимума.

 

Заключение

Внешнеэкономическая деятельность определена как одна из главных составляющих продовольственной безопасности страны. Анализ реформирования внешнеэкономической  деятельности и аграрной стратегии  России показал, что для достижения самообеспеченности страны основными  видами продовольствия и сельскохозяйственными  товарами, а также последующего усиления роли России в достижении устойчивого  развития АПК необходимо использование внешних связей.

Основные усилия следует  направить на упорядочение и сокращение завоза традиционно производимых в  стране продовольствия и сырья, развитие экспортой базы, участие в развитии международного разделения труда в сфере агропромышленного производства и формировании основных товарных потоков и мировых цен на продукцию агросектора. Однако устойчивый, а за последние годы и возросший беспошлинный импорт продовольствия привел к вытеснению с внутреннего рынка отечественных товаропроизводителей, обусловив тем самым продовольственную зависимость России от зарубежных стран, и в первую очередь от стран, производящих продовольствие.

С целью ликвидации этого  положения, а также выработки  продовольственной независимости  внешнеэкономическая политика страны должна ориентироваться на всемерную  защиту на федеральном и региональном уровнях отечественных товаропроизводителей АПК от экспансии продовольствия на внутренний рынок. При этом должна совершенствоваться структура импорта  продукции в направлении повышения  доли закупок новых технологий, лицензий на производство машин и оборудования, упорядочение тарифного регулирования  импортно-экспортных операций.

В области организации  и управления обеспечением продовольственной безопасности необходимо:

- совершенствовать нормативную  правовую базу функционирования  агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, исходя из основных направлений и механизмов реализации положений настоящей Доктрины;

- осуществлять мониторинг, прогнозирование и контроль состояния  продовольственной безопасности;

- оценивать устойчивость  экономики страны к изменениям  на мировых рынках продовольствия  и изменениям природно-климатического характера;

- оценивать устойчивость  продовольственного снабжения городов  и регионов, зависимых от внешних поставок пищевых продуктов;

- сформировать государственные  информационные ресурсы в сфере  обеспечения продовольственной безопасности.

Продовольственная независимость  Российской Федерации - устойчивое отечественное  производство пищевых продуктов  в объемах не меньше установленных  пороговых значений его удельного  веса в товарных ресурсах внутреннего  рынка соответствующих продуктов.

Исходя из требований продовольственной  независимости основными источниками  пищевых продуктов является продукция сельского, лесного, рыбного, охотничьего хозяйства, а также пищевой промышленности. Определяющую роль в обеспечении продовольственной безопасности играют сельское и рыбное хозяйство и пищевая промышленность.

Укрепление и развитие сотрудничества с международными и  региональными организациями, налаживание  механизмов межгосударственных диалогов и развитие отношений с ведущими государствами всех регионов мира по вопросам продовольственной безопасности в соответствии с Концепцией внешней  политики Российской Федерации отвечают национальным внешнеполитическим и  экономическим интересам страны.

Вступление во Всемирную  торговую организацию на условиях, отвечающих национальным интересам  Российской Федерации, также будет  способствовать укреплению продовольственной  безопасности страны. Меры и механизмы, обеспечивающие продовольственную  безопасность, направлены на надежное предотвращение внутренних и внешних  угроз продовольственной безопасности и должны разрабатываться одновременно с государственными прогнозами социально-экономического развития страны.

Правительство Российской Федерации  обеспечивает ежегодную разработку балансов ресурсов и использования  основных видов сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Список литературы:

1. Безопасность России. Разд. II «Продовольственная безопасность». М.: МГФ «Знание», 2008.

2. Маслаков В.В. Концепция системы продовольственной безопасности индустриально-аграрного региона (на примере Урала и Сибири). Екатеринбург: УрО РАН, 2008.

3. Назарчук А. - АПК на современной этапе экономической реформы: О концепции аграрной политики и продовольственного обеспечения Российской Федерации // Экономист. 2009 г. № 5.

4. Плотников В. Почему не принимается Закон о продовольственной безопасности? // РФ Сегодня №7. 2007.

5. Файззулин Г.Г. Правовые вопросы государственного управления сельским хозяйством в России. М. Право и государство, 2009.

6. Черняков Б.А. Политика продовольственной безопасности зарубежных стран и интересы России Экономика сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, №5. 2008.

Используемые источники:

1. http://geopolitika.narod.ru/New/ugrozi.htm - Оглуздин Н.С.Продовольственная безопасность России


Информация о работе Продовольственная безопасность